Дидактический анализ темы: «Microsoft Excel»
Редактор электронных таблиц Microsoft Excel входит в профессиональный цикл профессиональной подготовки выпускника учебного заведения начального профессионального образования .
Изучается на первом курсе специальности «ПО». Срок обучения — 2 часа.
Учебные цели: научится технике работы в электронном редакторе при создании сложных формул, производить настройку интерфейса.
Воспитательные цели: Формирование ответственного отношения к изучению электронных таблиц Microsoft Excel. Критического мышления, чувства долга и ответственности, чувства исполнительности, инициативы, целеустремленности, внимательности, трудолюбия, способности к самовыражению, культуры труда во время изучения редактора Microsoft Excel и выполнения работ по данному предмету.
Межпредметные связи: Предмет «Microsoft Excel»связан с такими предметами как «Microsoft Word», «Microsoft PowerPoint», Программированием.
Характер учебного материала — информационный, так как студентам предстоит усвоить и узнать большой объем материала по теме «Microsoft Excel»,который необходим также при выполнении практических работ.
Задачи:
- Изучить литературу по электронному редактору Microsoft Excel, Научиться пользоваться справочной системой.
- Разобраться с интерфейсом табличного редактора .
- Научиться производить настройки табличного редактора Microsoft Excel.
- Освоить приемы работы с меню, режимом просмотра документов, овладеть приемами работы с таблицами: ввод, редактирование, форматирование таблиц, сохранение, загрузка и печать таблицы.
Должны знать: редактирование шрифтов ,редактирование текста, пользоваться стилями и гиперссылками.
Основной литературой является учебник :Уокенбах Дж. “Microsoft Office Excel 2007. Библия пользователя”, вспомогательными и справочными ресурсами являются:
- www.microsoft.com;
- Культин Н.Б. “Microsoft Excel. Быстрый старт”;
Материал в данных учебниках изложен доступно, понятно, все темы разобраны подробно, каждая тема насыщена примерами, но в основном учебнике темы подобраны удобнее для изучения на занятиях, благодаря структуре изложения материала.
Осуществление межпредметных связей происходит в виде построения параллелей между офисными программами (Word, PowerPoint).
Основные методы активизации учащихся и возбуждение интересов к теме должны успешно применяться преподавателем, такие как изучение теоретического материала, самостоятельная работа студентов с использованием компьютера, использование наглядных справок самих программ.
Выбор материала, который можно использовать для развития технического мышления.
Значение лабораторных и практических работ: Очень важны для успешного овладения редактором.
2.3 Фрагмент перспективно-тематического плана по теме: «Microsoft Excel»
Планирование образовательного процесса является одной из ключевых задач учебного заведения, независимо от его профессиональной направленности. При этом разные типы учебных заведений практикуют различные подходы к планированию. Так, планируя работу на полугодие вперёд, преподаватели техникумов (колледжей) составляют календарные рабочие планы, а преподаватели профессиональных училищ (лицеев) – перспективно-тематические планы.
Перспективно-тематическое планирование позволяет добиться:
− взаимосвязи основных профессиональных дисциплин, согласования сроков прохождения схожих тем;
− планирования учебного процесса по полугодиям, месяцам, неделям, дням;
− повышения научного уровня преподавания;
− связи изучаемого материала с жизнью, опытом учащихся, практикой науки и производства;
− широкого использования разнообразных форм и методов учебной работы;
− сочетания групповой и индивидуальной работы учащихся на уроке;
− осуществления контроля над выполнением учебной программы.
Перспективно-тематическое планирование системы уроков предполагает включение в учебный процесс основных звеньев обучения: усвоения, закрепления и применения знаний.
Планы уроков по теме «Microsoft Excel»
План урока № 1.
Тема : Реализация логических функций в Excel.
Цели урока:
1) Обучающая : изучение и закрепление основных навыков работы с электронными таблицами.
2) Воспитательная: воспитание информационной культуры.
3) Развивающая: развитие теоретического и творческого мышления, направленных на выбор оптимального решения.
Тип урока: комбинированный
Оснащение: компьютерный класс, оснащенный современной техникой и лицензированным программным обеспечением. На компьютерах должна быть установлена операционная система Windows и пакет Microsoft Office.
Межпредметные связи: Microsoft Word.
Структура урока :
I Организационный момент (5 мин.) : Записать на доске тему занятия, включить компьютеры, проверка готовности, проверка присутствующих, замечания.
II Повторение пройденного (10 мин.) : Повторение основных элементов пройденного материала.
Метод : устный, фронтальный опрос.
Вопросы:
1. Что является минимальным элементом в табличном процессоре Excel?
2. С помощью какого средства Excel можно существенно упростить ввод данных, что это за средство?
3. Что собой представляют формулы в Excel, и с какого знака начинается запись формул?
4. Каким образом можно занести формулу в несколько ячеек, т.е. скопировать ее?
5. Назовите часто используемые функции?
III - Изложение нового материала (35 мин.):
Метод: Объяснительно-иллюстративный.
1. Возможности использования функций;
2. Виды функций;
3. Особенности использования функций в MS Excel;
IV — Самостоятельная работа(20 мин.):
Создать и заполнить таблицу данными, выполнить необходимые расчеты поступления и наценки товара магазина “Все для дома” . Использовав логическую функцию ЕСЛИ в столбце “%скидки” по столбцу “сумма закупа”.
В столбце “наценка”, проставить значения в промежутке 1,1 до 1,3.
A | B | C | D | E | F | G | H | I | J | K | L | |||
НАЦЕНКА ТОВАРА ПО МАГАЗИНУ “Все для дома” | ||||||||||||||
№ | Наименование товара | Кол-во | Стоимость ед.тов. | Сумма закупа | % скидки | Скидка | Цена с учетом скидки | Наценка | Стоимость товара с учетом нацнеки | Сумма по продажам | Доход | |||
= | =Если | = | = | = | = | = | = | |||||||
= | =Если | = | = | = | = | = | = | |||||||
= | =Если | = | = | = | = | = | = | |||||||
= | =Если | = | = | = | = | = | = | |||||||
V — Закрепление нового материала(15 мин.):
Метод: устный фронтальный
1. Виды функций?;
2. Для чего нужны функции?;
3. Какие функции наиболее востребованы?;
Ответы на вопросы учащихся.
VI — Домашнее задание(5 мин.): – Повторить принцип работы логических функций . Составить таблицу в которой обязательно присутствовала бы одна из логических функций.
План урока № 2.
Тема : Относительные и абсолютные адреса в MS Excel
Цели урока:
1. Обучающая: познакомить учащихся с понятием адрес ячейки, дать представление об абсолютной и относительной адресации;
2.Воспитательная: развивать у учащихся техническое мышление, внимание, память, профессиональный интерес.
3.Развивающая: развивать у учащихся навыки работы с ячейками таблицы;
Тип урока: Получение новых знаний и навыков;
Оснащение: компьютерный класс, оснащенный современной техникой и лицензированным программным обеспечением. На компьютерах должна быть установлена операционная система Windows и пакет Microsoft Office, раздаточный материал.
Межпредметные связи: Связь с предметом MS Word.
Структура урока :
I Организационный момент (5 мин.): Записать на доске тему занятия, включить компьютеры, проверка готовности, проверка присутствующих, замечания.
II Повторение пройденного (10 мин.): Повторение темы «Реализация логических функций в Excel», проверка домашнего задания.
Метод: Устный фронтальный опрос.
Вопросы:
1. Виды функций?
2. Для чего нужны функции?
3. Какие функции наиболее востребованы?
III - Изложение нового материала (20 мин.):
Метод: объяснительно-иллюстративный.
1. Понятие адреса ячейки.
2.Понятие относительного адреса
3.Понятие абсолютного адреса.
IV — Самостоятельная работа(40 мин.):
1. Загрузка программы MS Excel
2. Разделить группу учащихся на пары.
3. Объяснение правил игры «Морской бой» (карточка прилагается).
Для того что бы вам было понятнее мы поиграем игру, которая наверняка многим знакома с детства «Морской бой», для этого вам нужно разбиться на пары.
У вас на столах карточки, на которых представлены мини поля для игры, первое поле называется «Мои корабли» соответственно в них вы будете с помощью заливки цветом строить корабли, состоящие из 1,2,3,4,5 ячеек. На поле «Противник», вы будете указывать, какие адреса ячеек вы уже называли и какие корабли ранены или убиты, из ходя из этого, вы можете строить свою стратегию.
Следуя инструкциям постройте эти поля, в программе Excel. Кто ходит первым определяете сами.
V — Закрепление нового материала(10 мин.):
Метод: Письменный опрос.
Ответы на вопросы учащихся.
VI — Домашнее задание(5 мин.): Повторение пройденного материала с помощью лекций.
План урока № 3.
Тема : Построение графиков функций по заданным параметрам
Цели урока:
1. Обучающая: знакомство учащихся с основными приемами построения графиков функций в программе Excel.
2. Воспитательная: воспитание умения самостоятельно мыслить, ответственности за выполняемую работу, аккуратности при выполнении работы..
3. Развивающая: формирование у учащихся логического и алгоритмического мышления, развитие познавательного интереса к предмету, развитие умения оперировать ранее полученными знаниями.
Тип урока: Комбинированный
Оснащение: компьютерный класс, оснащенный современной техникой и лицензированным программным обеспечением. На компьютерах должна быть установлена операционная система Windows и пакет Microsoft Office.
Учебники: Информатика. Базовый курс 2-е издание/Под ред. С.В. Симоновича. - СПб.: Питер, 2012.-640с.:ил.
Раздаточный материал: карточки с индивидуальными заданиями на построение графиков функций.
Межпредметные связи: MS Word, Геометрия.
Структура урока :
I Организационный момент (5 мин.): Записать на доске тему занятия, включить компьютеры, проверка готовности, проверка присутствующих, замечания.
II Повторение пройденного (15 мин.):
Повторение темы «Относительные и абсолютные адреса в MS Excel», проверка домашнего задания.
Метод: Фронтальный опрос:
1. Как определяется адрес ячейки?
2. Что такое относительная адресация ячеек?
3. Что такое абсолютная адресация ячеек? Как она задается?
4. Как построить диаграмму в Excel?
III - Изложение нового материала (20 мин.):
Метод: объяснительно-иллюстративный, лекция.
1. Понятие диаграмм и их особенности;
2. Выяснить для чего нужны диаграммы;
3. Научиться создавать диаграммы.
IV — Самостоятельная работа(30 мин.):
Работа по карточкам с индивидуальным заданием.
Пример карточки, с задачей в общем виде, выводится на экран с помощью проектора.
1. Построить график функции y=f(x) на отрезке [a;b] с шагом h=c
2. Установить параметры страницы и размеры графика таким образом, что бы все поместилось на одном листе альбомной ориентации.
3. Создать колонтитулы для данного листа (Вид Колонтитулы…):
- Верхний колонтитул слева: график функции y=f(x)
- Нижний колонтитул в центре: ваши Ф.И.О. и дата
4. Сохранить в своей папке под именем “Зачетный график”
5. Вывести документ на печать.
После выполнения задания правильность каждого варианта проверяется с помощью проектора.
V — Закрепление нового материала(15 мин.):
Метод: Фронтальный опрос.
1. Что такое диаграмма?
2. С помощью чего можно создать диаграмму?
3. Виды диаграмм?
VI — Домашнее задание(5 мин.): Учебник: Информатика. Базовый курс 2-е издание/Под ред. С.В. Симоновича. - СПб.: Питер, 2012.-640с.:ил.
Конспект пройденной темы, стр 135.