После обоснования технико-экономической целесообразности строительства мукомольного предприятия приступили к проектированию и размещению производственных и подсобных зданий
Генеральный план предприятия проектировали по строительным нормам и правилам "Генеральные планы промышленных предприятий. Нормы проектирования СНиП II-M.1-71", а также инструкции по разработке схем генеральных планов групп предприятий с общими объектами промышленных узлов (СН 387-72) и санитарными нормами проектирования промышленных предприятий (СН 245-71).
Проектируемое предприятие расположено в близи населенных пунктов, но вне его застроенной территории. При этом облегчается укомплектование штата и расселение рабочих и служащих.
При проектировании генерального плана учитывали следующие требования: основные производственные здания расположили в соответствии с размерами санитарно-защитных норм (до 100 м) и с учетом направления господствующих ветров. В северных районах предусмотрено, чтобы господствующий ветер в зимний период дул вдоль участка и очищал его от снежных заносов. Это предотвратит попадание дыма и пыли в производственные, административные и жилые здания, а также позволит максимально использовать естественную освещенность и аэрацию цехов.
Производственную территорию разделили на отдельные зоны: предзаводскую, производственную, подсобную и складскую. В каждой из них расположили однородные по характеру производства, согласно пожарным и санитарно-гигиеническим условиям, по энергопотреблению, грузообороту и др. Взаимное расположение основных зданий соответствует требованиям технологического процесса и обеспечивает поточность производства.
Расстояния между зданиями и сооружениями соответствуют противопожарным нормам СНиПа II-А.5-70 и санитарным нормам промышленных предприятий (СН 245-71); вспомогательные цеха, склады и энергетические сооружения расположены вблизи обслуживаемых основных цехов. Производственный поток сырья и готовой продукции поступательный и кратчайший, без встречных и возвратных направлений; железнодорожные пути и автомобильные дороги расположили на территории соответственно характеру движения грузовых потоков.
Для четкой архитектурной композиции соблюдены правильные формы производственных зданий, прямолинейность магистралей и проездов, сохранены параллельность и перпендикулярность осей зданий и сооружений, рационально размещены отдельные элементы благоустройства.
Площадь застройки находится вне заболоченной, не затапливаемой в период весеннего паводка местности, и не имеет больших уклонов. Для отвода дождевых и талых вод предусмотрен уклон площадки 0,001-0,003 м. Уровень грунтовых вод ниже глубины подземных устройств.
Инженерные сети, канализации, силовой кабель, линия теплотрассы установили вне проезжей части дороги и не под зданиями, учитывая при этом глубину промерзания земли. Расстояние от зданий и сооружений до водопроводной сети составляет не менее 5 м, для канализации не менее 3 м.
При проектировании генерального плана необходимо учитывать возможность будущего расширения предприятия. С этой целью предусматривают свободные участки, которые следует располагать таким образом, чтобы не нарушалась технологическая линия и не растягивались инженерные и транспортные коммуникации проектируемого предприятия.
Все здания и сооружения, входящие в состав промышленного предприятия, разделили на три группы:
1) основные производственные здания - элеватор с емкостями для зерна, мукомольный завод и склады готовой продукции;
2) здания подсобно-производственного и обслуживающего назначения - цех отходов, приемные устройства зерна с железнодорожного пути и автотранспорта, зерносушилка, мастерские (слесарно-токарно-механическая, электросварочная, столярная, жестяницкая и др.), материальный склад, топливная площадка, склад ГСМ, депо, надземные и подземные транспортерные галереи, вагонные и автомобильные весы, насосная станция и водоем, зерновая и мукомольная лаборатории, бюро пропусков;
Административные и культурно-бытовые здания - административный корпус, здание обслуживающего персонала (душевые, раздевалки, медицинский пункт, столовая), зеленые насаждения.
На территории расположены железнодорожные пути, автомобильные дороги, сети водоснабжения, канализация, отопительные линии, силовая и воздушная линии электропередач, линии освещения территории, дворовые санузлы.
Для наиболее рационального использования территории, количество отдельно стоящих здания минимально, и достигнуто путем блокирования нескольких подсобных зданий. Например, в подсобном корпусе размещены все мастерские, котельная; в административном корпусе - все административные и общественные службы; помещение обслуживающего персонала - все бытовые удобства.
Проектирование начали с наиболее рационального расположения производственных зданий с привязкой к ним железнодорожных и автомобильных коммуникаций.
Разработанный вариант расположения производственных зданий приведен на плакате 1.
Мукомольный завод расположен по одной оси зданий, а элеватор параллельно их оси. Это вызвано необходимостью приема зерна с железнодорожного и автомобильного транспорта. Железнодорожные пути находятся между основными производственными цехами и линией складов.
Большой грузооборот на зерноперерабатывающем предприятии связан с поступлением сырья и отгрузкой готовой продукции главным образом по железной дороге и требовал выбора наиболее целесообразной транспортной схемы движения сырья и готовой продукции. При проектировании путей учитывали требования СНиП II-Д.2-62 "Железнодорожные дороги колеи 1524 мм промышленных предприятий. Нормы проектирования. ". В проектируемом предприятии применили тупиковую транспортную схему, обладающая максимальной маневренной способностью.