Комплексная оценка организационной культуры
Тема 2. Теоретические основы формирования и развития организационной культуры
Моделирование процесса формирования и развития организационной культуры
Функциональное построение организационной культуры
Комплексная оценка организационной культуры
Формирование и развитие организационной культуры представляет собой специфический процесс, которым нужно управлять наряду с производством, маркетингом, сбытом и т.д.
Организационная культура создается искусственно, одновременно с созданием фирмы, поэтому она должна быть управляемой, ее необходимо планировать, формировать и развивать в соответствии с требованиями организации.
Если рассматривать процесс формирования и развития организационной культуры с позиции группы, то согласно модели Э. Шейна организационная культура будет формироваться в результате совместного преодоления работниками организации трудностей внешней адаптации и внутренней интеграции.
Внешняя адаптация — это реакция организации на требования внешней среды. Трудности внешней адаптации — проблемы выживания организации на рынке, нахождения своей рыночной ниши, формирование отношений с деловыми партнерами, потребителями, конкурентами и т.п. В процессе внешней адаптации определяется миссия и стратегия организации,устанавливаются цели, средства достижения целей и исправления ошибок, определяются критерии оценки результатов деятельности персонала.
Внутренняя интеграция — это становление коллектива, формирование единой команды из отдельных индивидов. Внутренняя интеграция происходит в процессе совместного решения членами организации задач, достижения общих целей, разрешения основных внутренних проблем.
В процессе внутренней интеграции вырабатывается язык, понятия; определяются границы группы и критерии вхождения и выхода из нее; распределяются полномочия; разрабатываются нормы отношений; определяются меры поощрения и наказания, порядок их применения и др.
Решающую роль в формировании организационной культуры играет учредитель, основатель организации, так как он не только имеет оригинальную идею, но и собственное видение того как она должна быть реализована, в соответствии с его собственно культурой и личностью. Выдвигая идею, основатель привлекает к еереализации группу единомышленников, обладающих схожими взглядами на ситуацию, цели, способы их достижения. Если группа остается стабильной в течение определенного периода времени, то она постепенно вырабатывает собственное представление о себе, внешней среде, правилах деятельности, выживания и развития.
Организационная культура формируется в процессе общения и совместного решения проблем для достижения единой цели. В результате этих процессов вырабатываются собственные ценности, критерии достижения общих целей, правила и нормы поведения, формы взаимодействия с внешней средой.
Следовательно, необходимым условием формирования и развития организационной культуры является совместная деятельности людей и наличие общей цели.
Формирование и развитие организационной культуры с позиций системного подхода подразумевает последовательное построение системы в трех взаимосвязанных аспектах.
Функциональный аспект — это определение ее основных функций и состава функций-задач, а также построение дерева функций.
Второй аспект называется элементным, он предусматривает выделение в системе необходимых для реализации функций-задач элементов, а также соответствующего элементного (ресурсного) обеспечения.
Третий аспект — организационный — предусматривает создание системы управления формированием и развитием организационной культуры и разработку механизма реализации ее функций, а также установление связей и отношений между элементами.
Управление формированием и развитием организационной культуры должно ориентироваться на достижение главной цели— обеспечение самоорганизации социально-экономической системы, повышение трудового потенциала.
Объектомявляются социально-экономические системы (организации); внутри системы (организации) — совокупность элементов — структурных подразделений, внутри структурных подразделений — человек, работник организации. Субъектомявляется специальный отдел, отдел управления персоналом, специальная рабочая группа по управлению формированием и развитием организационной культуры, линейные и функциональные руководители, обладающие определенными правами и обязанностями в области формирования и развития организационной культуры.
Технология формирования и развития организационной культуры предусматривает анализ факторов внешней и внутренней среды, оказывающих на нее влияние. Необходимость проведения такого анализа обусловливается тем, что отсутствие учета силы и характера воздействия основных факторов может привести к неэффективности мероприятий по формированию и развитию организационной культуры.