Тарифная система оплаты труда
Тарифная система представляет собой совокупность нормативов, определяющих дифференциацию и регулирование заработной платы в зависимости от качества, характера и условий труда.
Составные элементы тарифной системы оплаты труда
1. Тарифные ставки – это выраженный в денежной форме абсолютный размер оплаты труда в единицу рабочего времени. Поэтому различают часовые, дневные и месячные тарифные ставки. Устанавливаются они по каждому квалификационному разряду.
Тарифная ставка 1 разряда определяет абсолютный размер оплаты простого труда и является исходным для определения уровня оплаты труда работников более высоких разрядов.
Тарифная ставка работника соответствующей квалификации определяется по формуле: Стi = Ст1*Ктi, где Ст1 – тарифная ставка первого разряда; Ктi – тарифный коэффициент i – го разряда.
2. Тарифные сетки – это совокупность определенного числа разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов, которые дают возможность отнести данную работу к определенной квалификационной группе. Тарифный коэффициент указывает, во сколько раз уровень оплаты работ n – го разряда превышает уровень оплаты работ первого разряда.
Основной параметр сетки – количество разрядов. Сетки делятся на прогрессивные, регрессивные и прогрессивно – регрессивные.
В настоящее время предприятия могут разрабатывать и использовать тарифные сетки с любым количеством разрядов и любым значением тарифных коэффициентов, однако «Федеральное отраслевое соглашение по дорожному хозяйству» на 2005 – 2007 года рекомендует восемнадцати разрядную тарифную сетку для оплаты труда рабочих и служащих в дорожном хозяйстве.
Отраслевая тарифная сетка по оплате труда работников организаций дорожного хозяйства
1,0; 1,3; 1,7; 1,9; 2,2; 2,5; 2,8; 3,1; 3,5; 4,0; 4,5; 5,1; 5,8; 6,5; 7,4; 8,2; 9,1; 10,1.
3. Тарифный коэффициент – отношение часовой или дневной ставки оплаты труда, установленной применительно к данному разряду тарифной сетки, к соответствующей ставке оплаты труда по низшему разряду.
4. Районные коэффициенты к заработной плате отражают изменение размеров заработной платы в зависимости от местоположения предприятия и являются средством межрайонного регулирования заработной платы.
5. Тарифно – квалификационный справочник – нормативный документ, предназначенный для тарификации работ и присвоения тарифно – квалификационных разрядов работникам на основе включенных в справочники тарифно – квалификационных характеристик.
Системы оплаты труда
Различают сдельную и повременную формы оплаты труда.
Размер сдельной заработной платы зависит от выполненной продукции за месяц и определяется следующим образом: ЗП = Cр*Q, где Ср – сдельная расценка; Q – объем продукции.
Ср = Ст*Нвр = Ст/Нвыр, где Нв – норма времени; Ст – тарифная ставка; Нвр – норма времени; Нвыр – норма выработки.
Сдельная форма применяется там, где имеется возможность учета количества продукции и увеличения объема выпуска без ущерба для качества.
Разновидностями сдельной формы оплаты труда является
1. Прямая сдельная;
2. Сдельно – премиальная;
3. Косвенно – сдельная форма применяется для оплаты труда рабочих, обслуживающих оборудование и определяется в %% к заработку основных рабочих обслуживаемого участка.
4. При аккордной форме ЗП начисляется бригаде или участку за комплекс работ, который необходимо выполнить за определённый срок.
В дорожном хозяйстве преобладает сдельная аккордная форма оплаты труда.
Повременная форма
ЗП = Ст*Тр, где Ст – часовая ставка; Тр – отработанное время в течение месяца.
Применяется там, где существуют повышенные требования к качеству работ.
Тарифная система оплаты труда применяется на крупных предприятиях. При планировании ЗП на предприятии необходимо стремиться к тому, чтобы производительность труда росла более быстрыми темпами, чем ЗП, а также чтобы доля тарифа в среднемесячной ЗП была не менее 55 %.
Способы распределения з/п внутри бригады
1. В соответствии с КТУ распределяется весь заработок бригады (кроме компенсационных и стимулирующих доплат).
ЗПi = Стi*Ti*КТУi*Збр/∑(Стi* Ti*КТУi)+ Дi
2. В соответствии с КТУ распределяется приработок и премии.
ЗПi = Стi* Ti+Стi*Ti КТУi*(Збр–∑(Стi* Ti)/∑(Стi* Ti*КТУi))+ Дi
Стi – тарифная ставка i – того разряда;
Ti – количество часов отработанных i – тым рабочим в течении месяца;
КТУi – коэффициент трудового участия i – го работника;
Дi – доплаты и надбавки к заработной плате, размер которых не рекомендуется определять с помощью КТУ.
Збр – общий размер распределяемого заработка между членами бригады;
Збр = Стср*Кпр*∑Т, Стср = Ст1*kтср, Ст1 = ЗПмин/Тн
Стср – средняя часовая тарифная ставка, соответствующая среднему разряду рабочих в бригаде;
Кпр – коэффициент, учитывающий премии;
Т – суммарные затраты труда на весь объем продукции;
Ст1 – часовая тарифная ставка рабочего 1 разряда;
kтср – средний тарифный коэффициент рабочих в бригаде;
ЗПмин – минимальная месячная заработная плата, рабочего 1 разряда, в дорожном хозяйстве.
Тп – плановое количество часов работы одним рабочим в течении месяца.