Нормативные акты, регулирующие внутренний трудовой распорядок

Уставы или положения о дисциплине утверждаются постановлениями Совета Министров Республики Беларусь. Они являются специальными ведомственными актами, действуют лишь для отдельных категорий работников и обеспечивают четкую организацию труда и ответственность работников за точно обозначенный участок работы. Большинство из них распространяется не на всех работников, а лишь на тех, кто выполняет в данной отрасли основные работы, а также на работников центрального аппарата управления. Круг работников устанавливается соответствующим уставом. В организациях тех отраслей, где действуют уставы о дисциплине, также утверждаются правила внутреннего трудового распорядка. Они распространяются на работников, не подпадающих под действие уставов.

Отличия уставов о дисциплине от правил внутреннего трудового распорядка: они регулируют более узкий круг вопросов, чем правила; по сравнению с ПВТР дисциплинарная ответственность работников по уставам о дисциплине отличается от общей дисциплинарной ответственности более широким понятием дисциплинарного проступка и большей строгостью санкций за ненадлежащее выполнение трудовых обязанностей.

Технические правила и инструкции утверждаются министерствами и ведомствами с участием профсоюзов. На их основании в организациях разрабатываются местные инструкции с учетом конкретных условий. Они содержат перечень специальных обязанностей отдельных работников по обслуживанию тех или иных технических средств (например, Правила технической эксплуатации)? В них предусматриваются определенные технические приемы работы, последовательность и техническая взаимосвязь отдельных операций. Нарушение правил и инструкций или их невыполнение должно расцениваться как нарушение трудовой дисциплины.

Должностные инструкции также относятся к числу нормативных актов, регулирующих внутренний трудовой распорядок, но лишь в той части, которая уточняет права и обязанности работника по отдельным профессиям и специальностям. Эти положения и инструкции как локальные нормативные акты действуют в пределах конкретной организации.

Права и обязанности работников и нанимателя.

Согласно ч.1 ст. 41 Конституции Республики Беларусь гражданам Республики Беларусь гарантируется право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека, т. е. право на выбор профессии, рода занятий и работы в соответствии с призванием, способностями, образованием, профессиональной подготовкой и с учетом общественных потребностей, а также на здоровые и безопасные условия труда.

Основные права работников регламентируются в ст. 11 ТК: право на труд как наиболее достойный способ самоутверждения человека; право на защиту экономических и социальных прав и интересов, включая право на объединение в профессиональные союзы, заключение коллективных договоров, соглашений; право работников на забастовку (ст.41 Конституции); право на организацию и проведение собраний или участие в собраниях; право на участие в управлении предприятием; право на гарантированную справедливую долю вознаграждения за труд и т. д.

Обязанности работников сформулированы в ст. 53 и 54 ТК: добросовестно трудиться; подчиняться правилам внутреннего трудового распорядка; не допускать действий, препятствующих другим работникам выполнять их трудовые обязанности; соблюдать требования по охране труда и безопасному ведению работ, пользование средствами индивидуальной защиты и т. д.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение названных обязанностей без уважительных причин является дисциплинарным проступком.

К числу основных обязанностей нанимателя относится правильная организация труда работников, обеспечение трудовой и производственной дисциплины, создание условий для роста производительности труда. Обязанности нанимателя при организации труда работников регламентируются ст. 55 ТК и Типовыми правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями и положениями. Это правильная расстановка кадров и рациональное использование труда работников в процессе производства; поручение работы, обусловленной трудовым договором, по специальности, квалификации или должности; оснащение каждого рабочего места оборудованием, инструментом, материалом и т. д.

Меры поощрения.

В воспитании сознательного отношения к труду, повышении эффективности общественного производства, обеспечении дисциплины труда большая роль принадлежит мерам поощрения.

Поощрение по трудовому праву - это публичное оказание почета члену трудового коллектива в форме, установленной нормой права или коллективным договором, меры поощрения за образцовое поведение, признанное трудовой заслугой или особой трудовой заслугой.

Трудовой кодекс Республики Беларусь не предусматривает конкретных мер поощрения. Порядок применения поощрений определяется в коллективном договоре, ПВТР, уставах о дисциплине.

Виды поощрений: объявление благодарности; выдача премий; награждение ценным подарком; Почетной грамотой; занесение в Книгу почета; на Доску почета.

Действующие законодательство о труде устанавливает 2 главных вида поощрений: за успехи в труде и за особые трудовые заслуги перед обществом и государством.

За достижение высоких результатов в труде, образцовое поведение работников на производстве передовые работники по ходатайству трудовых коллективов в установленном законом порядке представляются к государственным наградам.

Государственные награды - один из важнейших моральных стимулов в развитии трудовой и общественной активности граждан, яркая форма признания их заслуг в производственной и социально-культурной деятельности. Государственными наградами Республики Беларуси являются ордена, медали, почетные звания, а высшей степенью отличия -присвоение звания «Герой Беларуси».

В настоящее время в Республике Беларусь существует довольно широкая система государственных наград и почетных званий. Система государственных наград Республики Беларусь состоит из высшей степени отличия - звания «Герой Беларуси», 8 орденов, 7 медалей, 34 почетных званий.

Одной из форм поощрения за особые трудовые заслуги является награждение Почетными грамотами Совета Министров Республики Беларусь.

Основу ныне действующего наградного законодательства составляет Закон Республики Беларусь от 18 мая 2004 г. № 288-3 «О государственных наградах Республики Беларусь».

В соответствии со ст.84 Конституции Республики Беларусь правом награждать государственными наградами и присваивать почетные звания наделен Президент Республики Беларусь.

Уставами о дисциплине предусматриваются специфические основания для поощрения работников применительно к особенностям условий труда в данной отрасли народного хозяйства. Например, работники железнодорожного транспорта поощряются за проявление инициативы, самоотверженности и находчивости в работе, в частности при предотвращении крушений и аварий на железнодорожном транспорте.

Литература:

1. Конституция Республики Беларусь (с изм. и доп. от 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.)-Мн.:Амалфея.2006.-48с.

2. Трудовой кодекс Республики Беларусь

3. Комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь/ Под. общ. ред. ГА. Василевича.- 3-е изд. перераб. и доп. - Мн.:Амалфея, 2006. - 1136с.

4. Типовые правила внутреннего трудового распорядка, утвержд. постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 5 апреля 2000 г. №46.

5. Савина И. В. Трудовое право. Ответы на экзаменационные вопросы.-2-е изд., перераб. - Мн.:ТетраСистемс, 2008. - 160с.

Наши рекомендации