Производственная себестоимость продукции, работ, услуг
В соответствии с Международными стандартами БУ себестоимость продукции должна включать производственные затраты. Управленческие и сбытовые издержки в калькулировании производственной себестоимости не участвуют.
Согласно Приказа Минфина «Методические рекомендации о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации», все предприятия имеют право отражать в БУ производственную себестоимость. Это означает, что независимо от вида деятельности предприятие может списывать общехозяйственные расходы на себестоимость реализованной продукции (в Дт 90 «Продажи»).
Такой порядок позволяет предприятию формировать не полную, а производственную себестоимость. Этот прием предприятие должно отразить в своей учетной политике.
Списание общехозяйственных расходов на себестоимость реализованной продукции, минуя процесс калькулирования, имеет ряд преимуществ:
1. Снижение трудоемкости учета, его упрощение. Точное определение себестоимости в рыночных условиях не обязательно. Нет систем, которые бы позволяли рассчитать абсолютноточную калькуляцию. К тому же, общехозяйственные расходы не связаны напрямую с процессом производства.
2. Величина налогов, перечисляемых в бюджет, по срокам уплаты различна. Совокупная прибыль будет одной и той же за все время производства при использовании любой системы калькулирования, и размер налога на прибыль при любом подходе к калькулированию будет одинаков. Различия появляются в величине прибыли, относимой на каждый учетный период. Списание общепроизводственных расходов в Дт 46 счета может завысить себестоимость реализованной продукции, занизить прибыль на эту сумму и тем самым уменьшить сумму периодического платежа по налогу на прибыль, что позволит предприятию временно сохранить необходимые оборотные средства.
3. Данный способ калькулирования позволяет избежать капитализации постоянных накладных расходов в товарных запасах на складе, в неликвидных запасах в период, когда спрос на продукцию уменьшается. Калькулирование полной себестоимости на предприятиях, имеющих запасы готовой продукции на складе, приводит к капитализации части общехозяйственных расходов. Увеличение товарных запасов ведет к увеличению налога на имущество предприятия. Калькулирование производственной себестоимости приведет к уменьшению налога на имущество предприятия (доля накладных расходов, приходящихся на нереализованную продукцию не будут попадать под налогообложение).
От принятого предприятием порядка списания общехозяйственных расходов зависит последовательность заполнения формы № 2 (Отчет о прибылях и убытках). Если предприятие калькулирует полную себестоимость, то оно отражает ее в статье 020 «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг». Если – производственную себестоимость, то управленческие расходы (040) – общехозяйственные расходы.
Строка 030 «Коммерческие расходы» заполняется всеми предприятиями независимо от принятойформы учета общехозяйственных расходов [1, 4].
3 Практическая часть - вариант 6
Задание 1 Рассчитать затраты на материалы для модернизации купе.
Предприятие ООО ”ВИТАЛЮР” оказывает услуги по ремонту, переоборудованию и модернизации интерьера пассажирских вагонов. В соответствии с заказом в месяц выполняется модернизация 10 пассажирских вагонов по 9 купе в каждом. Нормы материальных затрат (расход основных и вспомогательных материалов) на модернизацию купе пассажирского вагона приведены в таблице 1.
Таблица 4 – Нормы материальных затрат
Продукция | Основные и вспомогательные материалы | Ед. изм. | Норма расхода основных и вспомогательных материалов |
Шкаф-купе ”VIP” | ДВП ламинированное | м кв | |
Линолеум | м кв | ||
Крепления | шт | ||
Лента кромочная | м погон | ||
Зеркало | м кв | ||
Полкодержатель | шт | ||
Заглушка | шт | ||
Ролик | шт | ||
Салазки | м погон |
Расчет стоимости основных и вспомогательных материалов, используемых в производстве шкафа-купе ”Престиж” приведен в таблице 2.
Таблица 2 – Расчет стоимости основных и вспомогательных материалов
Продукция | Основные и вспомогательные материалы | Ед. изм. | Норма расхода основных и вспомогательных материалов | Цена материалов,руб. | Стоимость материалов |
Шкаф-купе ”VIP” | ДВП ламинированное | м кв | |||
Линолеум | м кв | ||||
Крепления | шт | ||||
Лента кромочная | м погон | ||||
Зеркало | м кв | ||||
Полкодержатель | шт | ||||
Заглушка | шт | ||||
Ролик | шт | ||||
Салазки | м погон | ||||
Прочие материалы | |||||
ИТОГО |
При этом транспортно-заготовительные расходы на единицу составили 550000 руб., а услуги сторонних организаций составили 300000 руб.
Задание 2 Рассчитать стоимость возвратных отходов, образовавшихся в ходе работ.
При раскрое ДВП ламинированного в расчете на 1 купе образуются кусковые отходы в количестве 2 м кв, реализуемые по заключенному договору сторонней организации по цене 10000 рублей без НДС за 1м кв.
Стоимость возвратных отходов = (2м кв * 10000 руб.)/1м кВ = 20000 руб.
Задание 3 Рассчитать стоимость израсходованного топлива и электроэнергии на технологические цели при модернизации 1 купе.
Стоимость топлива и электроэнергии определяется исходя из объемов выпускаемой продукции и норм расхода условного топлива и электроэнергии, которые были разработаны для каждого вида или группы товаров. В состав затрат, относимых на себестоимость модернизации, стоимость топлива, электрической и тепловой энергии включается в пределах установленных норм (таблица 3).
Таблица 3 – Расход топлива и электроэнергии
Наименование статей затрат | Величина показателя |
Мощность установки, кВ-ч | |
Производительность установки, усл. ед./час | 0,2 |
Стоимость 1 кВ-ч, руб. | |
Стоимость электроэнергии на единицу |
Задание 4 Рассчитать основную заработную плату рабочих, занятых модернизацией вагонов.
На предприятии разрабатываются нормы времени на выполнение каждого вида работ в соответствии с технологическим процессом и рассчитывается трудоемкость выполнения работ по каждой категории работников
Таблица 4 – Расчет заработной платы за модернизацию одного купе
Профессия | Норма времени, мин | Количество рабочих часов в месяц, ч | Заработная плата за месяц, руб. | Заработная плата за 1 мин, руб. | Заработная плата, руб. |
Столяр-сборщик | |||||
Обрезчик | |||||
Оператор д/о станка | |||||
Зеркальщик | |||||
ИТОГО |
Задание 5 Рассчитать сумму общепроизводственных и общехозяйственных (постоянных) затрат, приходящихся на модернизацию 1 купе вагона.
Общепроизводственные затраты включают затраты, связанные с обслуживанием основных и вспомогательных цехов, а также расходы, связанные с эксплуатацией машин и оборудования (таблица 5).
Таблица 5 – Расшифровка общепроизводственных затрат за месяц
Статья затрат | Сумма, руб. |
Содержание аппарата управления цеха | |
Амортизация зданий и сооружений | |
Содержание зданий, сооружений и инвентаря | |
Рационализация и изобретательство | |
Охрана труда | |
Износ и ремонт отдельных предметов в составе оборотных средств | |
Прочие расходы | |
Сумма общепроизводственных затрат, приходящаяся на модернизацию за месяц |
Общехозяйственные затраты включают затраты на управление организацией, общехозяйственные сборы и отчисления, общие расходы непроизводственного характера (таблица 6).
Таблица 6 – Расшифровка общехозяйственных затрат за месяц
Статья затрат | Сумма, руб. |
Содержание аппарата управления предприятия | |
Амортизация зданий и сооружений | |
Содержание зданий, сооружений и инвентаря | |
Представительские расходы | |
Охрана труда | |
Расходы по проведению природоохранных мероприятий | |
Прочие расходы | |
Сумма общехозяйственных затрат, приходящаяся на модернизацию за месяц |
Амортизационные отчисления по технологическому оборудованию, включаются в сумме 50000 руб., прочие затраты в сумме 250000 руб. на единицу изделия.
Норма рентабельности составляет 30%.
Задание 6 Составить плановую калькуляцию на модернизацию купе пассажирского вагона в таблице 7.
Таблица 7 – Плановая калькуляция №1-01-22 единицы услуг
Наименование статьи затрат | Сумма, руб. |
Сырье и материалы | |
Возвратные отходы | -20000 |
Транспортно-заготовительные расходы | |
Услуги сторонних организаций | |
Топливо и электроэнергия на технологические цели | |
Заработная плата | |
Отчисления в фонд защиты населения | |
Отчисления в Белгосстрах | |
Амортизация | |
Прочие затраты | |
Общепроизводственные затраты | |
Производственная себестоимость | |
Общехозяйственные затраты | |
Полная себестоимость | |
Рентабельность, % к себестоимости | 30% |
Прибыль | |
Отпускная цена без НДС | |
Налог на добавленную стоимость (ставка НДС – 20%) | |
Отпускная цена с НДС |
Задание 7 Следует рассчитать показатели и дать обоснованные ответы на следующие вопросы:
1) Предприятие имеет возможность заключить контракт на модернизацию в заданном периоде 10 купейных вагонов по 9 купе в каждом по цене 8 млн. руб. за одно без НДС.
Выгоден ли такой заказ? Какой минимальный заказ в натуральных единицах, гарантирующий безубыточность предприятия? Какова производственная себестоимость единицы услуги? Какую прибыль получит предприятие?
Производственная себестоимость единицы услуги составляет 6038794 руб.
Прибыль можно определить как разницу между выручкой и полной себестоимостью продукции.
Как видно из расчетов, оказание услуг по данной цене принесёт предприятию убытки в размере 6491520 рублей, т.к. установленная цена за единицу услуги меньше её себестоимости на 72128 руб.
Постоянные затраты предприятия определяются как сумма общехозяйственных и общепроизводственных затрат.
Постоянные затраты = 71000000 + 183000000 = 254000000 руб.
Переменные же затраты на производство одной единицы продукции как видно по таблице 7 равняются 5249905 руб. Основываясь на этих данных построим график для определение точки безубыточности графическим методом.
Рисунок 1 – График для определения точки безубыточности графическим методом
Так же точка безубыточности может быть получена расчетным путем как отношение постоянных затрат к разнице цены единицы изделия и переменных затрат на единицу изделия:
Точка безубыточности =
Как видно из расчетов, для безубыточной работы предприятия в данном месяце, необходимо реализовать 93 единицы изделия по цене 8млн. рублей, что совпадает с графиком.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что данный контракт не выгоден, однако возможен для того чтобы покрыть большую часть общехозяйственных и общепроизводственных расходов предприятия и свести к минимуму убытки в этом месяце.
2) За заключение данного контракта идет конкурентная борьба
Организация должна предложить более выгодные условия для покупателя, снизив цену на услуги.
Допустим, организация с целью получения заказа снижает уровень цены до 7,0 млн. руб. без НДС.
Выгоден ли такой заказ? Какой минимальный заказ в натуральных единицах, гарантирующий безубыточность предприятия? Какую прибыль получит предприятие?
Сколько нужно произвести продукции для получения прибыли равной полученной в первом вопросе.
Прибыль можно определить как разницу между выручкой и полной себестоимостью продукции.
Как видно из расчетов, оказание услуг по данной цене принесёт предприятию убытки в размере 96491520 рублей.
Определим точку безубыточности по графику и подтвердим полученный результат расчетами.
Рисунок 2 – График для определения точки безубыточности графическим методом
Точка безубыточности =
Контракт на данных условиях не выгоден для предприятия, т.к. принесёт убытки, однако отсутствие даже такого контракта приведёт к убыткам в размере 254 млн. рублей лишь для того, чтобы покрыть общехозяйственные и общепроизводственные расходы.
3) Предприятие, имея заказ на 90 единиц в месяц, предполагает, что для полной загрузки имеющихся мощностей необходимо модернизировать в месяц еще 3 вагона по 9 купе в каждом. Есть возможность заключить договор с инодорогой на модернизацию дополнительных вагонов для полной загрузки производственной мощности ВИТАЛЮР. Однако дополнительные вагоны по условиям заказчика могут быть модернизированы лишь по 6,0 млн.руб. без НДС за каждое купе.
Выгоден ли дополнительный заказ? Какова от него прибыль? Какова прибыль в целом по предприятию за месяц?
Ввиду того, что предприятие выиграло конкурентную борьбу за контракт на 10 вагонов по 9 купе в каждом ценой в 7 млн. рублей за одно без НДС, часть постоянных затрат предприятия будет покрыта прибылью от этого контракта, а значит для нового контракта в этом месяце постоянными затратами будет выступать лишь не покрытая первым контрактом часть, а именно 96491520 рублей.
Определим прибыль от дополнительного контракта:
Прибыль = (6000000 – 5249905) * 27 = 20252565руб.
Определим прибыль по предприятию в целом:
Прибыль = (6000000 – 5249905) * 27 – 96491520 = –76238955 руб.
Дополнительный контракт выгоден т.к. он позволяет покрыть часть общехозяйственных и общепроизводственных расходов, а именно 20252565 рублей.
В целом предприятие по итогам месяца понесёт убытки в размере 76238955 рублей.