VII. Программа подготовки членов дружин юных пожарных
Настоящая программа рассчитана на обучение членов дружин юных пожарных основам пожарного дела с целью привлечения их к массово-разъяснительной работе по предупреждению пожаров от детской шалости с огнем, пожарно-профилактической работе и оказанию помощи при тушении пожаров.
Учебные занятия с дружинниками должны проводить работники пожарной охраны, добровольных пожарных обществ, общественные организации по работе с дружинами юных пожарных.
Программа является примерной. В зависимости от местных условий в содержание тем могут вноситься необходимые изменения.
Члены дружины юных пожарных к учебным занятиям и работе в дружине привлекаются с учетом их возраста. Со школьниками III—V классов материалы программы изучаются в сокращенном объеме.
На каждую тему занятий рекомендуется отводить не менее одного часа.
На практических занятиях и соревнованиях по пожарно-прикладному спорту руководитель должен обеспечить строгое соблюдение правил по технике безопасности. Не допускается выезд юных пожарных на боевых пожарных автомобилях на тушение пожаров.
При изучении программы рекомендуется по темам 1—4, 8 и 10 занятия проводить в классе, темам 5, 6 и 7 занятия проводить при непосредственном обследовании школ и жилых домов и только в сопровождении взрослых.
В ходе занятий юные пожарные наряду с теоретическими занятиями должны приобрести практические навыки проверки жилых домов и школьных помещений, обнаружения противопожарных недочетов и устранения этих недочетов. Здесь же в ходе проверки надо рассказать о первичных средствах пожаротушения и по возможности показать на практике способы их применения во время пожара.
По теме 9 занятия рекомендуется проводить в пожарной части или добровольной пожарной дружине.
По теме 11 показательные занятия по пожарно-прикладному спорту должны проводиться на специально оборудованных площадках стадионов, пожарных частей и школ.
Тема 1. Цели и задачи дружин юных пожарных. Обязанности и права члена дружины.
Дружины юных пожарных создаются для проведения среди детей и подростков разъяснительной, агитационно-массовой и воспитательной работы, направленной на предупреждение пожаров от детской шалости с огнем, оказание помощи органам Госпожнадзора и добровольным пожарным обществам в проведении профилактической работы и ликвидации пожаров.
Юные пожарные распространяют среди населения памятки, плакаты, открытки и другие материалы по пожарной безопасности, проводят с детьми младшего школьного и дошкольного возраста беседы о недопустимости игр с огнем; участвуют в дозорах по охране от пожаров хлебных массивов, лесов, животноводческих построек и населенных пунктов; следят за содержанием в исправном состоянии первичных средств пожаротушения; вызывают пожарную помощь в случае возникновения пожара и принимают активное участие в охране имущества, эвакуированного из горящих зданий, а также выполняют отдельные поручения руководителя тушения пожара.
Структура юных пожарных: дружина, отряд, звено.
Обязанности и права дружинника.
Тема 2. Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных пожарных организаций.
Российская пожарная охрана и ее задачи. Значение ленинского декрета от 17 апреля 1918 г. «Об организации государственных мер борьбы с огнем». Предупреждение пожаров — основное направление деятельности пожарной охраны и добровольных пожарных организаций. Использование достижений науки и техники, направленных на предупреждение и тушение пожаров.
Подвиги пожарных в гражданской и Великой Отечественной войнах, в годы мирного строительства. Герои огненного фронта, чей подвиг отмечен медалью «За отвагу на пожаре» и другими правительственными наградами.
Тема 3. Огонь — друг и враг человека.
Что такое огонь. Рассказать о том, какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнем.
Какой вред наносит огонь (когда он вырывается из повиновения человеку). Последствия пожаров в жилых и других зданиях. Меры предосторожности в обращении с огнем. Обратить особое внимание на недопустимость игр детей с огнем, привести примеры тяжелых последствий пожаров, происшедших в результате детской шалости с огнем. Способы прекращения горения веществ и материалов.
Тема 4. Отчего происходят пожары.
Небрежность — основная причина возникновения пожаров. Пожарная безопасность бытовых нагревательных приборов (плитки, утюги, керогазы, керосинки, примусы и т. д.). Тепловое воздействие электрического тока, короткие замыкания, перегрузки, большие переходные сопротивления — основная причина пожаров в электрохозяйстве. Защита электрических сетей от коротких замыканий, перегрузов и т. д.
Пожары, происходящие в результате неправильного устройства и нарушения правил эксплуатации печей. Пожарная опасность молнии и статического электричества. Понятие о пожарной профилактике.
Тема 5. Противопожарный режим в школе.
Противопожарные требования к территории и помещениям школы; план эвакуации учащихся при пожаре; правила эксплуатации отопительных приборов, электрохозяйства; противопожарный режим в кабинетах физики, химии и в производственных мастерских.
Меры предосторожности при проведении лабораторных работ. Задачи юных пожарных во время проведения киносеансов, спектаклей, новогодней елки и других массовых мероприятий, а также во время пребывания в летних оздоровительных лагерях.
Тема 6. Берегите жилище от пожаров.
Противопожарный режим в жилом доме: недопустимость применения открытого огня для отогревания замороженных систем центрального отопления, эксплуатации неисправных нагревательных приборов, использования керосина, бензина и других легкогорючих жидкостей для растопки печей, устройства на путях эвакуации кладовых, сжигания мусора вблизи строений и т. д.
Меры пожарной безопасности при обращении с предметами бытовой химии и изделиями в аэрозольном исполнении.
Особенности противопожарной защиты домов повышенной этажности: незадымляемые лестничные клетки, переходные балконы, системы автоматического дымоудаления и пожарной сигнализации.
Обучение населения правилам пожарной безопасности по месту жительства.
Тема 7. Первичные средства тушения пожаров, знаки безопасности.
Пенные, порошковые, углекислотные огнетушители, область их применения. Внутренние пожарные краны, ящики с песком, бочки с водой, кошмы, щиты с набором пожарного инвентаря.
Нормы обеспечения первичными средствами пожаротушения некоторых зданий и помещений, места их установки, правила содержания и порядок применения на пожаре.
Знаки безопасности: предупреждающие, предписывающие, запрещающие, указательные, примеры их применения и места их установки.
Тема. 8. Система автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации.
Основные сведения об установках пожаротушения: спринклерные и дренчерные установки водяного пожаротушения, пенные, газовые, паровые, порошковые установки.
Пожарные извещатели: тепловые, дымовые, световые, ультразвуковые. Понятия о приемных станциях. Назначение охранно-пожарной сигнализации.
Тема 9. Пожарный автомобиль и противопожарное оборудование.
Марки и назначение пожарных автомобилей (автоцистерна, автонасос, автомашина связи и освещения и т. д.). Мотопомпы как средство подачи воды на пожар. Пожарно-техническое вооружение, вывозимое на машинах, его назначение и порядок применения во время пожаров. Состав боевого расчета на пожарном автомобиле.
Боевая одежда, снаряжение защиты органов дыхания пожарного.
Краткие сведения о средствах радио- и телефонной связи, применяемых в пожарной охране. Пункт связи части, его оборудование.
Виды приспособленной и переоборудованной сельскохозяйственной и другой техники для целей пожаротушения.
Тема 10. Что нужно делать при пожаре.
Правила поведения людей, которым угрожает опасность пожара, предотвращение паники, эвакуация, меры предосторожности от поражения электрическим током, получения ожогов, отравления дымом.
Действия юного пожарного при обнаружении пожара: порядок вызова пожарной помощи, встречи пожарных подразделений; выполнение поручений руководителя пожаротушения по эвакуации людей и имущества, охрана материальных ценностей, оказание первой помощи пострадавшим на пожаре.
Тема 11. Прикладной спорт юных пожарных.
Изучение правил соревнований по пожарно-прикладному спорту и нормативов спортивных разрядов.
Учебно-тренировочные занятия; преодоление 80 и 100-метровой полосы с препятствиями; подъем по штурмовой лестнице на второй этаж учебной башни; пожарная эстафета (5x80; 4x100); двоеборье; боевое развертывание.
Приложение 6
ПОЛОЖЕНИЕ