VII. Программа подготовки членов дружин юных пожарных

Настоящая программа рассчитана на обучение членов дру­жин юных пожарных основам пожарного дела с целью при­влечения их к массово-разъяснительной работе по предупреж­дению пожаров от детской шалости с огнем, пожарно-профилактической работе и оказанию помощи при тушении пожаров.

Учебные занятия с дружинниками должны проводить работ­ники пожарной охраны, добровольных пожарных обществ, общественные организации по работе с дружинами юных по­жарных.

Программа является примерной. В зависимости от местных условий в содержание тем могут вноситься необходимые изме­нения.

Члены дружины юных пожарных к учебным занятиям и работе в дружине привлекаются с учетом их возраста. Со школьниками III—V классов материалы программы изучаются в сокращенном объеме.

На каждую тему занятий рекомендуется отводить не менее одного часа.

На практических занятиях и соревнованиях по пожарно-прикладному спорту руководитель должен обеспечить строгое соблюдение правил по технике безопасности. Не допускается выезд юных пожарных на боевых пожарных автомобилях на тушение пожаров.

При изучении программы рекомендуется по темам 1—4, 8 и 10 занятия проводить в классе, темам 5, 6 и 7 занятия проводить при непосредственном обследовании школ и жилых домов и только в сопровождении взрослых.

В ходе занятий юные пожарные наряду с теоретическими занятиями должны приобрести практические навыки проверки жилых домов и школьных помещений, обнаружения противо­пожарных недочетов и устранения этих недочетов. Здесь же в ходе проверки надо рассказать о первичных средствах пожа­ротушения и по возможности показать на практике способы их применения во время пожара.

По теме 9 занятия рекомендуется проводить в пожарной части или добровольной пожарной дружине.

По теме 11 показательные занятия по пожарно-прикладному спорту должны проводиться на специально оборудованных площадках стадионов, пожарных частей и школ.

Тема 1. Цели и задачи дружин юных пожарных. Обязаннос­ти и права члена дружины.

Дружины юных пожарных создаются для проведения среди детей и подростков разъяснительной, агитационно-массовой и воспитательной работы, направленной на предупреждение по­жаров от детской шалости с огнем, оказание помощи органам Госпожнадзора и добровольным пожарным обществам в прове­дении профилактической работы и ликвидации пожаров.

Юные пожарные распространяют среди населения памятки, плакаты, открытки и другие материалы по пожарной безопас­ности, проводят с детьми младшего школьного и дошкольного возраста беседы о недопустимости игр с огнем; участвуют в дозорах по охране от пожаров хлебных массивов, лесов, живот­новодческих построек и населенных пунктов; следят за содержанием в исправном состоянии первичных средств пожароту­шения; вызывают пожарную помощь в случае возникновения пожара и принимают активное участие в охране имущества, эвакуированного из горящих зданий, а также выполняют отдельные поручения руководителя тушения пожара.

Структура юных пожарных: дружина, отряд, звено.

Обязанности и права дружинника.

Тема 2. Историческая справка о развитии пожарной охраны и добровольных пожарных организаций.

Российская пожарная охрана и ее задачи. Значение ленин­ского декрета от 17 апреля 1918 г. «Об организации государст­венных мер борьбы с огнем». Предупреждение пожаров — основное направление деятельности пожарной охраны и добро­вольных пожарных организаций. Использование достижений науки и техники, направленных на предупреждение и тушение пожаров.

Подвиги пожарных в гражданской и Великой Отечествен­ной войнах, в годы мирного строительства. Герои огненного фронта, чей подвиг отмечен медалью «За отвагу на пожаре» и другими правительственными наградами.

Тема 3. Огонь — друг и враг человека.

Что такое огонь. Рассказать о том, какую пользу приносит огонь человеку и как человек научился управлять огнем.

Какой вред наносит огонь (когда он вырывается из повино­вения человеку). Последствия пожаров в жилых и других зданиях. Меры предосторожности в обращении с огнем. Обра­тить особое внимание на недопустимость игр детей с огнем, привести примеры тяжелых последствий пожаров, происшед­ших в результате детской шалости с огнем. Способы прекраще­ния горения веществ и материалов.

Тема 4. Отчего происходят пожары.

Небрежность — основная причина возникновения пожаров. Пожарная безопасность бытовых нагревательных приборов (плитки, утюги, керогазы, керосинки, примусы и т. д.). Тепло­вое воздействие электрического тока, короткие замыкания, перегрузки, большие переходные сопротивления — основная причина пожаров в электрохозяйстве. Защита электрических сетей от коротких замыканий, перегрузов и т. д.

Пожары, происходящие в результате неправильного устрой­ства и нарушения правил эксплуатации печей. Пожарная опасность молнии и статического электричества. Понятие о пожарной профилактике.

Тема 5. Противопожарный режим в школе.

Противопожарные требования к территории и помещениям школы; план эвакуации учащихся при пожаре; правила экс­плуатации отопительных приборов, электрохозяйства; проти­вопожарный режим в кабинетах физики, химии и в производ­ственных мастерских.

Меры предосторожности при проведении лабораторных работ. Задачи юных пожарных во время проведения киносеансов, спектаклей, новогодней елки и других массовых мероприятий, а также во время пребывания в летних оздоровительных лаге­рях.

Тема 6. Берегите жилище от пожаров.

Противопожарный режим в жилом доме: недопустимость применения открытого огня для отогревания замороженных систем центрального отопления, эксплуатации неисправных нагревательных приборов, использования керосина, бензина и других легкогорючих жидкостей для растопки печей, устройст­ва на путях эвакуации кладовых, сжигания мусора вблизи строений и т. д.

Меры пожарной безопасности при обращении с предметами бытовой химии и изделиями в аэрозольном исполнении.

Особенности противопожарной защиты домов повышенной этажности: незадымляемые лестничные клетки, переходные балконы, системы автоматического дымоудаления и пожарной сигнализации.

Обучение населения правилам пожарной безопасности по месту жительства.

Тема 7. Первичные средства тушения пожаров, знаки без­опасности.

Пенные, порошковые, углекислотные огнетушители, об­ласть их применения. Внутренние пожарные краны, ящики с песком, бочки с водой, кошмы, щиты с набором пожарного инвентаря.

Нормы обеспечения первичными средствами пожаротуше­ния некоторых зданий и помещений, места их установки, правила содержания и порядок применения на пожаре.

Знаки безопасности: предупреждающие, предписывающие, запрещающие, указательные, примеры их применения и места их установки.

Тема. 8. Система автоматического пожаротушения и пожар­ной сигнализации.

Основные сведения об установках пожаротушения: спринклерные и дренчерные установки водяного пожаротушения, пенные, газовые, паровые, порошковые установки.

Пожарные извещатели: тепловые, дымовые, световые, уль­тразвуковые. Понятия о приемных станциях. Назначение охранно-пожарной сигнализации.

Тема 9. Пожарный автомобиль и противопожарное оборудо­вание.

Марки и назначение пожарных автомобилей (автоцистерна, автонасос, автомашина связи и освещения и т. д.). Мотопомпы как средство подачи воды на пожар. Пожарно-техническое вооружение, вывозимое на машинах, его назначение и порядок применения во время пожаров. Состав боевого расчета на пожарном автомобиле.

Боевая одежда, снаряжение защиты органов дыхания по­жарного.

Краткие сведения о средствах радио- и телефонной связи, применяемых в пожарной охране. Пункт связи части, его оборудование.

Виды приспособленной и переоборудованной сельскохозяй­ственной и другой техники для целей пожаротушения.

Тема 10. Что нужно делать при пожаре.

Правила поведения людей, которым угрожает опасность пожара, предотвращение паники, эвакуация, меры предосто­рожности от поражения электрическим током, получения ожо­гов, отравления дымом.

Действия юного пожарного при обнаружении пожара: по­рядок вызова пожарной помощи, встречи пожарных подразде­лений; выполнение поручений руководителя пожаротушения по эвакуации людей и имущества, охрана материальных цен­ностей, оказание первой помощи пострадавшим на пожаре.

Тема 11. Прикладной спорт юных пожарных.

Изучение правил соревнований по пожарно-прикладному спорту и нормативов спортивных разрядов.

Учебно-тренировочные занятия; преодоление 80 и 100-ме­тровой полосы с препятствиями; подъем по штурмовой лестни­це на второй этаж учебной башни; пожарная эстафета (5x80; 4x100); двоеборье; боевое развертывание.

Приложение 6

ПОЛОЖЕНИЕ

Наши рекомендации