Разработка технологии технического диагностирования силовой передачи(муфты сцепления)
Начала проектирование технологического процесса заключается в разработке, операционных карт, испытания и контроля.
К основным частям силовой передачи относятся: муфта сцепления, коробка передач, привод ВОМ. Муфта сцепления должна обеспечивать надежную передачу крутящего момента, быстрое и полное отключения коробки от дизеля. При плавном трогании краткие перегрузки неизбежать что обуславливается пробуксовыванием дисков муфты и значит износ фрикционных накладок в следствии этого уменьшение силы нажатие нажимных пружин или кулачков. При этом диски начинают пробуксовывать, нагреваются и коробятся.
Предотвратить можно путём заменой изношенной детали и проведении регулировки.
Сотрудниками ГОСНИТИ разработаны способы определения технического состояния фрикционных муфт и составных частей.
Общее состоянии е муфты сцепления проверяют по усилию нажатие на органы включения, в момент трогания. Состояние нажимных пружин судят по усилию прикладыванию при повороте, обеспечивающий разъединения ведущих и ведомых дисков.
Работоспособность коробки передач, главной и конечных предач зависит от состояния зубьев шестерен, подшипников валов и тд. У вилок переключения передач изнашиваются поверхности шеек.
Сотрудниками ГОСНИТИ разработан способ диагностирования зубчатых зацеплений шестерен непостоянного зацепления по величине относительного износа. По мере изнашивания увеличивается боковой зазор между зубьями.
Шестерни и подшипники сильно изнашиваются под действием абразивов.
Износное состояние механизмов силовой передачи предварительно оценивают по суммарному боковому зазору, который возрастает при наработке.
Чрезмерно большой суммарный зазор в механизмах силовой передачи может служить основания для вскрытия коробки передач и заднего моста с целью измерения зазоров в подшипниках. По результатам осмотра деталей и на основе этого выполняют необходимый регулировочные и другие работы.
Проверка и регулировка муфты сцепления.
Износное состояние муфты и упругость износных пружин проверяют по усилию на педали или рычаге Выключения муфты с помощью универсального устройства. Оно представляет собой, гидравлическую систему замкнутого типа с первичными преобразователем типа: мессдозы и манометром.
Главную муфту сцепления диагностируют в следующем порядке: закрепляют устройства на педали или рычаге выключения муфты. Пускают дизель и устанавливаю трактор на ровной площадке. Выключают муфту, включают передачу и плавно отпускают педаль, в момент трогания трактора с места фиксируют показания прибора.
Чтобы определить упругость нажимных пружин останавливают дизель, закрепляют на органе выключения муфты основания совмещают нулевое деление шкалы угломера с указателем и закрепляют последний на шкале стопорным винтом. Включают выключатель и устанавливают орган выключения муфты в позицию началу сжатия нажимных пружин. Удерживая рычаг или педаль в указанной позиции поворачивают угломер вокруг оси, чтобы электрические контакты слегка касались друг друга. Затем отпустив педаль перемещают указатель в позицию соответствующую заданному углу. После этого снова устанавливают педаль в позицию при которой происходит
мигание лампочки. Результаты сравнивают с нормативными значениями усилий и прогнозируют остаточный ресурс.
Механизм управления постоянно замкнутыми муфтами сцепления.
Определяют разницу в зазорах между отжимными рычагами и подшипником отводки, измерив щупом зазор между концом каждого отжимного рычага и обоймы подшипников. Если разница превышает 0,5 мм необходимо выровнять положения рычагов относительно подшипников отводки. Если зазоры выходят за допустимые пределы ТО их регулируют изменением длины тяги педали. Затем Проверяют свободный ход педали сцепления. Если превышает допустимое указывает на износ шарнирных сочнений механизма управления муфтой. Механизм управления непостоянно замкнутой муфтой сцепления. Плавно включая муфту проверяют динамометром максимальное усилие на рычаге. При полностью выключенной муфте сцепления поворачивают через смотровой люк муфту за крестовину до тех пор, пока стяжной болт не установится в положения удобного для вывинчивания. Расконтривают болт и устанавливают его затяжку. Включают какую либо передачу. Для увеличения усилия поворачивают крестовину на несколько градусов в направлении обратном вращении маховика, а для уменьшения усилия в противоположном направлении.
Суммарный боковой зазор в кинематической цепи силовой передачи определяют с помощью люфтомера КИ-4813 ГОСНИТИ включающий указатель, динамометрический рычаг с набором сменных головок для прокручивания ведущих колес трактора и электромагнит. Указатель состоит и корпуса со шкалой и стрелки, посаженной в центрах. Электромагнит служит для установки указателя на ведущем колесе гусеничного трактора или полуоси колесного трактора.
Взамен люфтомера КИ-4813 ГОСНИТИ разработано более простое устройство угломер КИ-13909 ГОСНИТИ который состоит из корпуса с
магнитами для крепления угломера на ведущем колесе трактора. Проверяем суммарный зазор разъединением гусеничного полотна у гусеничного трактора или поддомкрачиваю одно из ведущих колес. Стопорят коленчатый вал. Закрепляю на ведущем колесе или полуоси люфтомер КИ-4813 или КИ-13909. Сначала определяют суммарный зазор всей кинематической цепи на каждой передачи. Для этого включив передачу выбирают зазор в одну сторону а затем устанавливают стрелку указателя на ноль, выбирают зазор в другую сторону и записывают показания. Для этого при прокрутке ведущего колеса затормаживают противоположную конечную передачу обеспечив тем самым поворот только шестерен проверяемой конечной передачи. Максимальным моментом прокрутки колеса должна быть равен 100-120Н*М.
Операционно – технологическая карта