Тактика спасания человека из воды
Обнаруженного в воде человека можно спасти (вытащить из воды) различными способами:
• спасательным кругом с прикрепленным к нему линем (рис.13, а) — при нахождении человека невдалеке от борта судна, при условии, что он уверенно держится на воде и может доплыть и ухватиться за круг или линь самостоятельно;
• прыжком спасающего за борт (рис.13, б) — если обнаруженный в воде человек находится без сознания, и задержка времени, связанная со спуском шлюпки, может стать для него роковой; спасатель берет с собой спасательный круг с линем и может быть одет в защитный костюм;
• со спасательной шлюпки (рис.13, в) — применяется в большинстве случаев, так как позволяет подойти к человеку, находящемуся на большом расстоянии от судна, и обеспечивает оказание быстрой первой помощи спасенному, так как в составе группы спасателей обязательно находится врач. Способ требует определенных навыков, так как спасательные шлюпки маломаневренны, что затрудняет подход к терпящему бедствие
даже при небольшой волне.
• если пострадавший находится без сознания или полностью потерял силы, то необходимо предпринять следующие действия:
• подвести шлюпку к пострадавшему с наветренной стороны; двум спасателям стать на борт шлюпки, держась одной рукой за леер (для большей безопасности можно прикрепить себя к лееру страховочным канатом);
• при приближении шлюпки к пострадавшему схватить его за одежду и втащить в шлюпку. Существует и более простой и безопасный способ: обернуть вокруг спасаемого кусок парусины или сетки и поднять его на борт шлюпки в горизонтальном положении. Иногда для этой цели применяют специальную спасательную сеть.
При проведении спасательной операции не следует рассчитывать на разумные действия спасаемого, так как чаще всего он находится в полушоковом состоянии вследствие психологического стресса и пребывания в низкотемпературной среде.
Спасаемый нередко совершает действия, грозящие гибелью ему и затрудняющие работу спасателей: неожиданно бросается под шлюпку, хватается "мертвой хваткой" за спасателя и т.п.
Спасание людей с гибнущего судна
В зависимости от района бедствия и состояния погоды могут применяться различные способы спасения людей с гибнущего судна:
• при возможности подхода судна-спасателя к аварийному судну производится пересадка людей;
• если по погодным условиям или вследствие характера аварии (пожар, разлив горящей нефти, сильный крен или дифферент) подойти вплотную к аварийному судну невозможно, то пересадка людей производится при помощи промежуточных транспортных средств — шлюпок, катеров, плотов и вертолетов;
• подъем людей из воды при помощи специальных приспособлений; при помощи леерного сообщения.
Судно-спасатель должно подходить к гибнущему судну или к людям, находящимся в воде, с наветренного борта, прикрывая одновременно спускаемую шлюпку. После отхода шлюпки от борта судно-спасатель уходит на другую позицию, обеспечивая шлюпке, принявшей спасенных, возвращение по ветру. При невозможности спустить шлюпку на воду используют надувной плот на лине. Спущенный с подветренного борта плот, благодаря своей парусности, быстро дрейфует к месту аварии, а после посадки в него людей его подтягивают за линь к судну-спасателю. С помощью линеметательной установки можно подтянуть к судну-спасателю плот аварийного судна.
Для подъема людей из воды на судах-спасателях и спасательных катерах имеются специальные приспособления в виде бортовых выносных сеток, буксируемых сеток с поплавками, спасательных плавучих тралов, многорядных бортовых трапов. На обычных транспортных судах, участвующих в спасательных операциях, можно использовать для этой цели грузовые стрелы или стрелы кранов, которые выводят за борт и устанавливают горизонтально, перпендикулярно к диаметральной плоскости судна. Они выполняют роль выстрелов, к которым можно закрепить спасательные канаты с мусингами и сетки.
Рис. 13. Способы спасания человека из воды
а) с помощью спасательного круга; б) с прыжком спасающего за борт; в) со спасательной шлюпки.
Леерное сообщение представляет собой прочный опорный канат, соединяющий аварийное судно с судном-спасателем или с берегом. На канат при помощи блока или муфты подвешена скользящая каретка, которая соединена бегучими проводниками с обоими судами или судном и берегом. Потравливая один проводник и выбирая другой, можно перемещать по канату спасаемых людей. Леерное сообщение позволяет снять на берег людей с судна, выброшенного на камни.
Вертолеты служат эффективным средством спасания, на них имеются специальные приспособления для подъема людей: спасательные кресла, сетки, носилки, ремни, хомуты. Применение вертолета возможно только на определенном расстоянии от берега и ограничено погодными условиями.
Операции по спасанию людей с гибнущего судна могли бы проходить значительно эффективнее, если бы спасаемые действовали достаточно активно. Однако в реальных условиях все зависит только от действия спасателей, так как спасаемые зачастую находятся в абсолютно беспомощном состоянии, истощены физически и морально, подавлены стрессом.
Высадка на берег
При высадке потерпевших кораблекрушение на берег их поджидают две опасности, которые могут привести к опрокидыванию шлюпки и гибели людей в непосредственной близости от берега:
• прибойные волны обрушиваются на берег двумя эшелонами, идущими параллельно береговой черте. Наибольшую опасность представляет первый эшелон, волны которого обладают огромным количеством энергии, высвобождающейся при выходе волн на мелководье. Волна возвышается, закручивается и обрушивает гребень. Шлюпка, попавшая на гребень волны, теряет управление и разворачивается лагом к волне (явление брочинга), что приводит к ее опрокидыванию и удару о дно береговой отмели. Второй эшелон прибойных волн менее опасен, так как несет только остаточную энергию;
• при подходе шлюпки к берегу нельзя форсировать зону прибойных волн, следует искать закрытую бухту или участок берега, где сила прибойных волн гасится.
При высадке на берег на плотах можно более успешно форсировать прибойную зону, но при этом все люди должны сойти с плота в воду и крепко держаться за спасательные леера плота. Плот, имеющий малую массу, под основание волны придонным течением не увлекается.
• придонное течение является смертельно опасным для людей, добирающихся до берега вплавь. После обрушивания гребня волны течение затаскивает пловца под основание новой волны. Чтобы избежать этого, при набегании новой волны нужно поднырнуть под ее гребень.
Высадкой со шлюпок и плотов на берег должен руководить опытный моряк, который по движению и высоте прибойных волн сможет выбрать наиболее безопасный участок берега.
Отчет о работе:Письменно ответить на нижеследующие вопросы.
1. Общие сведения и требования к спасательным средствам.
2. Индивидуальные спасательные средства.
3. Коллективные спасательные средства
4. Посадочные устройства.
5. Морские эвакуационные системы.
6. Линеметательные устройства.
7. Использование спасательных шлюпок и плотов.