Организация экипажа в борьбе за живучесть судна
Борьба за живучесть судна является обязанностью всех членов экипажа и регламентируется:
1. Уставом службы на судах Министерства морского флота Украины;
2. Наставлением по борьбе за живучесть судна (НБЖС);
3. Расписанием по тревогам.
Послеаварийное состояние судна характеризуется наличием аварийных повреждений и ущерба его эксплуатационным свойствам. Дальнейшее воздействие опасных факторов при определенном сочетании условий может самопроизвольно привести к гибели судна (затопление, выгорание, разрушение конструкций корпуса и набора и т.п.).
Способность судна противостоять аварийным повреждениям, восстанавливая при этом свои эксплуатационные свойства, называется его живучестью.
Живучесть судна обеспечивается конструктивными мероприятиями и борьбой за живучесть.
Конструктивные мероприятия предусматривают способность конструкции и оборудования судна ограничивать сферу разрушительного воздействия опасных факторов (деление судна на отсеки водонепроницаемыми переборками, на противопожарные зоны огнестойкими конструкциями и т.п.).
Борьба за живучесть – это комплекс непосредственных действий экипажа, направленных на поддержание и восстановление функционирования аварийного судна.
Борьба за живучесть(НБЖС) предусматривает развертывание специальных организационных структур.
Для герметизации судна, борьбы с водой, пожарами, паром, дымом, утечкой газа, для ликвидации повреждений технических средств и для спасения людей на судне создаются:
• При численности экипажа свыше 100 человек - носовая и кормовая аварийные партии, аварийная партия машинного отделения;
• При численности экипажа 50 - 100 человек - носовая и кормовая аварийные партии, аварийная группа машинного отделения;
• При численности экипажа 15-50 человек - аварийная партия и аварийная группа машинного отделения;
• При численности экипажа менее 15 человек - аварийная группа.
Командирами аварийных партий (групп) назначаются:
• При трех (двух) аварийных партиях:
командир носовой партии - второй помощник капитана,
командир кормовой - третий механик;
• При одной аварийной партии – командир - второй помощник капитана, заместителем командира назначается третий механик;
аварийной партии (группы) машинного отделения - второй механик;
• На малых судах при одной аварийной группе борьба за живучесть судна ведется согласно Расписанию по тревогам под непосредственным руководством капитана судна.
При наличии в штате судна двух вторых помощников капитана командиром кормовой аварийной партии должен назначаться также второй помощник капитана. Заместителями командиров аварийных партий назначаются третий и рефрижераторный (системный) механики.
На аварийные партии возлагаются следующие задачи:
• Герметизация судна;
• Эвакуация людей, вынос раненых из аварийных помещений;
• Постановка пластырей, заделка пробоин в корпусе судна, удаление воды из затопленных помещений и воды, скопившейся при тушении пожаров и от фильтрации;
• Борьба с пожаром, паром, дымом;
• Ликвидация повреждений грузопроводов, трубопроводов, электрокабелей, внутрисудовой связи;
• Разборка завалов, образовавшихся в результате разрушений конструкций судна;
• Перекачка жидких грузов;
• Взаимодействие с береговыми пожарными командами, аварийно-спасательными подразделениями, экипажами судов на рейде и в порту.
Кроме аварийных партий на судне создаются:
• Пост медпомощи - санитарная группа, командир - судовой врач или лицо, на которое возложено исполнение его обязанностей по общесудовой тревоге;
• Партия охраны порядка, безопасности и эвакуации (только на пассажирских судах), командир - помощник капитана по пассажирской части или лицо, на которое возложено исполнение его обязанностей по общесудовой и шлюпочной тревогам;
• Группа подготовки спасательных средств коллективного пользования, командир - лицо командного состава, боцман или старший матрос.
Аварийные партии являются основными дегазационными отделениями. Их действия и обязанности определяются специальным расписанием.
В порту при увольнении экипажа на берег на судне ежедневно создается стояночная аварийная партия (группа).
- при стоянке на рейде она должна создаваться исходя из одной трети части экипажа;
- при стоянке у причала - не менее одной пятой части экипажа.
Командиром стояночной аварийной партии (группы) является вахтенный помощник капитана, заместителем - вахтенный механик.
Для осуществления мероприятий по борьбе за живучесть судна по распоряжению капитана могут привлекаться также лица, не входящие в состав штатного экипажа, но временно находящиеся на судне (подменные и ремонтные бригады, практиканты и др.)
Общее руководство действиями экипажа по борьбе за живучесть и ликвидации последствий аварии возглавляет капитан судна с главного командного пункта (ГКП), располагающегося в рулевой или штурманской рубке.
Старший помощник капитана организует действия экипажа по борьбе за живучесть в соответствии с указаниями капитана, контролирует выполнение распоряжений капитана. Он обязан определить место повреждения или пожара и оценить их характер. Находясь в ГКП в распоряжении капитана, старший помощник производит расчеты состояния судна; он может быть направлен в аварийные партии для непосредственного руководства их действиями. В случаях, не терпящих отлагательства, старший помощник действует самостоятельно, докладывая капитану о принятых мерах.
На информационной доске нагрузки и остойчивости, находящейся в ГКП, должно быть показано распределение по танкам и цистернам судовых запасов топлива, масла, воды и жидкого балласта, осадка носом и кормой, положение центра масс судна, его начальная поперечная метацентрическая высота.