Метод стандартов, антропометрических индексов, номограмм, функциональных проб, упражнений, тестов для оценки физического развития и физической подготовленности

По антропометрическим данным можно сделать оценку уровня физического развития с помощью антропометрических индексов.

Ростовой индекс определяет соотношение роста в сантиметрах и массы в килограммах. Чтобы определить нормальную массу человека нужно из цифры, обозначающей рост (см), вычесть 100 – при росте 165-175 см и 110 при более высоком росте. Весо-ростовой показатель вычисляется делением массы тела в граммах на его длину (см). Жизненный индекс определяется делением цифры, обозначающей жизненную емкость легких, на массу тела (в граммах).

Силовой индекс – это отношение силы кисти более сильной (в килограммах) к массе тела. Результаты оценок показателей физического развития по стандартам изображают графически – такое изображение называется антропометрическими профилем. Этот метод используется во врачебно-физкультурных диспансерах. Здоровье, функциональное состояние и тренированность спортсмена можно определить с помощью функциональных проб и контрольных упражнений. Функциональные пробы бывают общие (неспецифические)и со специфическими нагрузками, которые проводятся в естественных условиях спортивной деятельности. Проба Штанге (задержка дыхания на вдохе). После 5 мин. отдыха сидя сделать 2-3 глубоких вдоха и выдоха, а затем глубокий вдох (80-90% максимального), задержать дыхание. Отмечается время от момента задержки дыхания до его возобновления. Средним показателем считается время задержки на 65 с.

В практике врачебного контроля применяется, как правило, комбинированная проба: 20 приседаний в течение 30 с, 15 – секундный бег на месте в быстром темпе (180 шагов в минуту). Эта проба позволяет судить о приспособительных реакциях ЧСС организма к скоростной работе и работе на выносливость. Далее подсчитывают пульс.

Педагогический контроль. Содержание, виды педагогического контроля.

Педагогический контроль – планомерный процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физической культурой и спортом. Задачи педагогического контроля:

· оценить эффективность применяемых средств и методов тренировки;

· выполнить план тренировки;

· выявить динамику развития спортивных результатов;

· установить контрольные нормативы, которые оценивают подготовленность спортсменов.

Содержание педагогического контроля:

· контроль за посещаемостью занятий;

· контроль за тренировочными нагрузками;

· контроль за состоянием занимающихся;

· контроль за техникой упражнений;

· учет спортивных результатов;

· контроль за поведением во время соревнований.

Виды педагогического контроля:

- Поэтапный – оценивать состояние спортивно-технической и тактической подготовки занимающихся на конкретном этапе.

- Текущий – определить повседневные изменения в подготовке занимающихся.

- Оперативный - экспресс оценка того состояния, в котором находиться занимающийся в данный момент.

Главное в педагогическом контроле – оценить психофизическое состояние занимающихся физической культурой.

Врачебно-педагогический контроль

Врачебно-педагогический контроль – это исследования, проводимые совместно врачом и тренером для того, чтобы определить, как воздействуют на организм спортсмена тренировочные нагрузки, с целью предупредить переутомление и развитие патологических изменений, приводящих к заболеваниям. С помощью врачебно-педагогического контроля можно выявить срочный тренировочный эффект. Он позволяет увидеть изменения, происходящие в организме во время выполнения упражнений и в ближайший период отдыха и в последующие для отдыха. Кумулятивный тренировочный эффект показывает те изменения в организме, которые происходят на протяжении длительного периода тренировки.

Самоконтроль, его цели, задачи и методы исследования

Самоконтроль – регулярные наблюдения за состоянием своего здоровья, физическим развитием и физической подготовкой и их изменениями под влиянием регулярных занятий упражнениями и спортом.

Задачи самоконтроля:

1. Расширить знания о физическом развитии.

2. Приобрести навыки в оценивании психофизической подготовки.

3. Ознакомиться с простейшими доступными методиками самоконтроля.

4. Определить уровень физического развития, тренированности и здоровья, чтобы корректировать нагрузку при занятиях физической культурой и спортом.

Основные методики самоконтроля: инструментальные, визуальные.

Дневник самоконтроля

Дневник самоконтроля состоит из двух частей. В одной из них следует отмечать содержание и характер учебно-тренировочной работы. В другой отмечается величина нагрузки предыдущей тренировки и сопровождающее ее самочувствие в период бодрствования и сна, аппетит, работоспособность и т.д. Данные самоконтроля помогают тренеру и самим занимающимся контролировать правильность подбора средств и методов проведения учебно-тренировочных занятий.

Наши рекомендации