Особенности учебной и трудовой деятельности студентов строительных специальностей и требования, предъявляемые производством к физической и психофизической подготовленности
Высококвалифицированный труд связан с образованием комплекса необходимых качеств и навыков, характерных для той или иной профессии, а уровень их развития влияет на квалификацию специалистов.
Высококвалифицированные специалисты строительного профиля являются представителями одной из профессий, где в полной мере сочетается умственная направленность с физической подготовленностью. Во время учебы в вузе студенты таких специальностей, как менеджеры в строительстве, проектировка зданий, экспертиза и управление недвижимости в большой степени заняты умственной деятельностью, специальность промышленное и гражданское строительство сочетает направление как умственной, так и практической деятельности в процессе учебы. Умственная деятельность предъявляет большие требования к психологической подготовке, поскольку в период учебы в вузе студенты в большей степени заняты умственной деятельностью. Любая выполняемая работа требует чередования труда и отдыха. Усталость студентов наблюдается по нескольким причинам, выполнение умственной деятельности находясь в вынужденной позе сидя, для которой характерны наклон головы вперед – вниз, фиксированное положение грудной клетки, вызывающее поверхностное дыхание и малую подвижность нижних конечностей. К неблагоприятным условиям можно отнести:
- повышенную температуру воздуха;
- неравномерное освещение;
- повышенный шум вычислительной техники.
По характеру профессиональной деятельности о специалистов строительных специальностей требуется большая точность в выполнении работы при постоянном контроле зрения и сосредоточенности внимания. Поскольку в большой степени учебная нагрузка студентов проектно-чертежных работ в строительстве зданий и сооружений. Все это предъявляет повышенные требования к устойчивости организма к выполнению однообразных движений, сохранение высокой работоспособности при длительном пребывании в условиях гиподинамии, четкому ритму движений рук, кистей, пальцев в различных плоскостях с различной амплитудой и величиной мышечных усилий. Концентрация внимания и связанные с этим возбуждения в определенных структурных элементах нервной системы на протяжении всего рабочего дня приводит к нарушению течения тормозно-возбудительных процессов в высших отделах головного мозга, что неблагоприятно влияет на нейрогуморальную регуляцию деятельности многих органов и физиологических систем всего организма. Длительная работа в подобных условиях приводит к возникновению хронических заболеваний, в первую очередь функциональных нарушений, что в дельнейшем может стать причиной заболеваний внутренних лор-органов. По данным В.В. Войтехова наибольший удельный вес заболеваний работников умственной направленности приходится на болезни верхних дыхательных путей, плечевого пояса и органов малого таза. Данные заболевания вызваны:
- вынужденных неблагоприятных рабочих положений;
- монотонностью работы;
- большой концентрацией внимания;
- напряженностью мышц, шеи, спины, и плечевого пояса.
Результаты социологического опроса высококвалифицированных специалистов строительного профиля, которые заняты в области проектно-чертежных работ, позволили установить значимость отдельных факторов, влияющих на организм работников. Основной причиной утомления на рабочем месте специалистов является монотонность работы. Основными факторами, усложняющими производственную деятельность, являются шум вычислительной техники, недостаточная вентиляция воздуха, скученность большого количества людей в одном помещении. У специалистов строительного профиля, которые выполняют работы практического плана в строительстве домов и сооружений, основными факторами, влияющими на здоровье являются:
- географо-климатические условия;
- возраст;
- характер выполняемой работы;
- овладение умениями и навыками практического плана.
При этом в трудовых операциях практического характера большая нагрузка ложиться на мышцы рук, плечевого пояса и нижних конечностей. Некоторые отклонения в состоянии здоровья специалистов зависят от сезонных видов работ (зима - лето). Устойчивость зависит от уровня развития определенных физических и психических качеств. При этом лица с наибольшим развитием этих качеств быстрее и с наименьшим браком справляются с производственными заданиями. По данным хронометража рабочего времени квалифицированные специалисты строительных профессий 80-85% времени тратят на выполнение производственных заданий и 20-15% остается на микропаузы. Выпускники вузы, осваивающие эти же профессий, на выполнение этих же заданий тратят 90-94% времени, а время, отведенное на отдых, используют для исправления допущенных ошибок. Все это, очевидно можно объяснить не только недостатком опыта, но и недостаточностью высокого уровня развития основных физических и психических качеств студентов по сравнению с квалифицированными специалистами. Таким образом, к числу факторов, отрицательно влияющих на производительность труда, относятся:
- специфика рабочей позы;
- монотонность производственной деятельности;
- сосредоточенность и концентрация внимания;
- климатические условия;
- возраст.
Все выше изложенное доказывает, что к числу профессионально-важных качеств работников строительных профессий, можно отнести быстроту движений, устойчивость и переключение внимания, точность движений и выносливость.
Содержание физического воспитания с профессиональной направленностью студентов строительных специальностей
С ростом научно-технического прогресса, внедрением большого числа новых технических средств – компьютеров, различных вычислительных и счетных машин значительно увеличивается диапазон подготовки специалистов строительного профиля. При этом характерным становиться в процессе профессиональной деятельности сочетание высокого уровня умственной и физической работоспособности. При этом в ряде случаев выполнение работ предъявляет повышенные требования, когда граничащие с максимальными возможностями человека, как в физическом, так и в психологическом отношении. Среди многочисленных средств, способствующих повышению эффективности полготовки будущих специалистов к предстоящей трудовой деятельности, особая роль принадлежит физической культуре. В соответствии с этим программа физического воспитания студентов высших учебных заведений предусматривает наряду с решением задач общей подготовленности и специальную профессионально-прикладную физическую подготовку, которая способствует более успешному освоению профессии в учебном заведении. Решение задач специальной физической подготовки студентов во многом зависит от всесторонней физической подготовленности, которая создает прочную основу для специализированного развития отдельных качеств, умений и навыков, необходимых в профессиональной деятельности, необходимость разносторонней физической подготовленности студентов, в частности в развитии таких качеств как быстрота, сила, выносливость. В исследованиях А.И. Кузнецова, С.И. Кириченко с соавторами указывается, что основная масса студенческой молодежи имеет невысокую функциональную подготовленность. Основные закономерности воспитания силовых возможностей разработаны большой группой исследователей. Результаты исследований получили определенное применение при решении задач профессиональной подготовки, так в большинстве видов трудовой деятельности человеку приходится преодолевать внешнее сопротивление. При этом решающее значение приобретает развитие силы мышц относительно к весу тела, методика воспитания данного качества заключается не в увеличении внешнего сопротивления, а на предельном количестве повторений упражнений с небольшим отягощением. А.Д. Новиков считает, что любое физическое качество может быть воспитано лишь через деятельность и в процессе деятельности, которая требует от человека проявления данного качества. Исследования П.А. Руденко, Г.И. Кукушкина и других показали, что в совокупности с социальной средой спортивной подготовки, связанных с проявлениями физических и психологических напряжений, часто более высоких, чем в профессиональной деятельности, оказывает положительное влияние. Формирование психологических качеств, которые могут стать привычными не только в спорте, но и труде. Программа ППДП состоит из двух разделов – теоретического и практического. В теоретический раздел учебной программы входят: чтение лекционного курса, сообщение знаний по теории ППДП во время организации и проведения различных мероприятий. Практические занятия: учебные, секционные, консультации и т.п.
Примерная тематика теоретического раздела учебной программы.
- Особенности учебно-производственной деятельности студентов строительных специальностей.
-Санитарно-гигиенические и психофизические особенности производственной деятельности в сфере строительства.
- Требования, предъявляемые спецификой труда к физической, психофизической деятельности специалистов.
- Цель, задачи специальной физической подготовки, характеристика физических упражнений, способствующих формированию и совершенствованию профессионально важных качеств.
- Особенности организации и проведения занятий по физическому воспитанию с профессиональной направленностью в режиме труда и отдыха.
В практический раздел учебной программы входят упражнения в соответствии с профессионально-значимыми качествами будущих специалистов строительного профиля. Упражнения для развития и совершенствования общей выносливости:
Из раздела легкой атлетики:
- кросс по пересеченной местности;
- бег с ускорениями на отрезках 150-400 м;
- бег на время (тест К. Купера).
Упражнения для развития и совершенствования быстроты из раздела легкой атлетики:
- бег с ускорениями схода (30-40 м);
- бег с максимальной частотой шагов;
- бег с максимальной скоростью из различных исходных положений: лежа, стоя - лицом, боком, или спиной к стартовой линии;
- бег на месте с различной частотой шагов;
- выполнения беговых упражнений руками, стоя на месте (не менее 30 раз одной рукой за 15 сек);
- многоскоки, серийные прыжки на двух и одной ногах через препятствия различной высоты;
- прыжки с места (выполняются поточным методом в соревнованиях);
- прыжок в длину с разбега способом прогнувшись и «согнув ноги»;
- прыжки через длинную и короткую скакалку (с максимальной частотой прыжков);
- прыжки с закрытыми глазами;
- метания меча.
Из раздела гимнастики:
- общеразвивающие упражнения;
- наклон назад из исходного положения стоя на коленях руки вверх (расстояние между руками и полом в (см));
- ходьба по бревну;
- прыжки на бревно левой и правой ногой;
- принятие положения рук под углом 10о , 90о , 150о, опустив руки, а затем по сигналу воспроизвести указанный угол;
- различные строевые упражнения.
Из раздела спортивных игр:
- броски меча в корзину с различных расстояний: с места и в движении;
- штрафные броски до первого промаха;
- выполнение точных передач партнеру;
- выполнить серию передач меча в разные стороны;
- выполнение бросков с разными мячами: набивные, весом 1.5 кг,2 кг, 3 кг; баскетбольными, волейбольными на расстоянии 15 м –8 м – 10 м.
При подборе средств гимнастики, направленных на совершенствование внимания, учитывается необходимость постепенного усложнения двигательных заданий, новизна, неожиданность появления тех или иных сигналов, изменений ситуаций. При этом применяются:
- постепенное введение новых действий;
- изменение условий выполнения упражнений;
- выполнение основных строевых команд.
В комплексных занятиях должны широко использоваться подвижные игры, эстафеты, в которых должны совершенствоваться разносторонние физические способности студентов.