Спортивно-педагогические термины
Министерство образования Московской области
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Ногинский филиал МГОУ
Справочник физкультурно-спортивной терминологии.
Ногинск 2013
Оглавление
Введение…………………………………………………………………..3
Часть 1. Спортивно-педагогические термины………………………….4
Часть 2. Спортивная терминология...........................................................11
Часть 3. Спортивная физиология. .............................................................25
Часть 4. Медико-биологическая терминология .......................................38
Часть 5. Наиболее употребляемые сокращения .......................................61
Библиография ..............................................................................................67
ВВЕДЕНИЕ
Сфера спорта и физической культуры охватывает широкий спектр смежных научных дисциплин от психологии до анатомии и физиологии, что затрудняет их грамотное понимание.
В пособии представлены основные понятия и термины, сокращения и аббревиатуры, употребляемые в сфере физической культуры и спорта которые помогут, избежать ошибок при оформлении результатов экспериментальных исследований, учебно-методических пособий и учебников.
Термины даны в алфавитном порядке, как правило, в единственном числе и распределены по разделам: спортивно-педагогические термины, спортивная терминология, спортивная физиология, медико-биологическая терминология и наиболее употребляемые сокращения. Некоторые из терминов могут быть отнесены к нескольким разделам, но воизбежание путаницы, они фигурируют только в каком - либо одном разделе.
Данное учебное пособие не претендует на авторское (в нем собраны материалы различных печатных и интернет источников) и не является исчерпывающим. в нём рассматриваются, на наш взгляд, только основные термины, используемые в сфере физической культуры и спорта.
Пособие составлено в помощь студентам специализированных физкультурно-спортивных учебных заведений и специалистов в области физической культуры и спорта.
Пособие подготовлено и составлено преподавателем отделения физической культуры НФ МГОУ Дудкиным М.А.
Компьтерная верстка – Авинников Д. студент 4 курса
Часть I
Спортивно-педагогические термины
АВТОМАТИЗМ – способность органов, отдельных клеток или тканей к
ритмической деятельности без внешних воздействий.
АДАПТАЦИЯ – процесс приспособления организма к изменившимся
условиям окружающей среды, жизни, рода деятельности.
АККЛИМАТИЗАЦИЯ – процесс приспособления организма к новым
непривычным климато - географическим условиям.
АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЙ ПРОФИЛЬ – графическое изображение
результатов оценки показателей физического развития по стандартам.
АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ – средние величины
признаков физического развития, полученные путем статистической обработки
большого количества измерений лиц одного пола, возраста, рода деятельности
АНТРОПОМЕТРИЯ– совокупность методов и приемов измерения человеческого тела
ВЫНОСЛИВОСТЬ – способность противостоять утомлению; включает мышечную и кардио-респираторную выносливость.
ВРАЧЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ– комплексное медицинское обследование, направленное на укрепление здоровья, повышение функциональных возможностей, достижение высоких спортивных результатов.
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ– один из важнейших компонентов здорового режима жизни человека, в основе которого разумное, соответствующее полу, возрасту, состоянию здоровья, систематическое использование средств Ф. К и спорта.
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ НАВЫК– подсознательный уровень владения техникой действия, при котором управление двигательными актами осуществляется практически автоматически. Характерна высокая надежность выполнения движения.
ДВИГАТЕЛЬНОЕ УМЕНИЕ – сознательное состояние владения техникой двигательного акта (в коре головного мозга– проект комплексного движения, конкретного действия), переходящее в навык при использовании тренировочных средств и методов.
ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ – краткое заключение о состоянии здоровья занимающегося по результатам врачебного контроля после диспансеризации.
ДОСТИЖЕНИЕ ПОЛОВОГО РАЗВИТИЯ– процесс приобретения телом формы и функций взрослого человека. Как правило, определяется рассматриваемой системой или функцией.
ЖЕСТЫ И УКАЗАНИЯ– визуальные или словесные средства, основанные на телодвижениях и использовании минимального количества слов, предназначенные для подготовки занимающихся к последующим движениям.
ЖИЗНЕННО НЕОБХОДИМЫЕ УМЕНИЯ – естественные формы проявления двигательной активности в ходьбе, передвижении на лыжах, плавании, метании предметов и т.д., обеспечивающие целенаправленную активную - деятельность человека в природной среде.
ЗДОРОВЬЕ – нормальное психосоматическое состояние человека, отражающее его полное физическое, психическое и социальное благополучие и обеспечивающее полноценное выполнение трудовых, социальных и биологических функций.
ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ – типичная совокупность форм и способов повседневной культурной жизнедеятельности личности, основанная на культурных нормах, ценностях, смыслах деятельности и укрепляющая адаптивные возможности организма.
ЗДОРОВЬЕ ПСИХИЧЕСКОЕ – состояние душевного благополучия, характерное отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную окружающим условиям регуляцию поведения и деятельности личности.
ЗДОРОВЫЙ СТИЛЬ ЖИЗНИ – определенный тип поведения личности или группы людей, фиксирующий устойчиво воспроизводимые черты, манеры, привычки, склонности культурной жизнедеятельности в конкретных социальных условиях.
ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ– психическая и физическая активность, управляемая сознанием, направленная на достижение победы в условиях специфического противоборства при соблюдении установленных правил.
ИЗБЫТОЧНАЯ МАССА ТЕЛА – масса тела, превышающая нормальную или стандартную для данного индивида, в зависимости от пола, роста и телосложения.
ИНСТРУКТИРОВАНИЕ– точное, ёмкое словесное объяснение задания, техник и изучаемых действий или тренировочных упражнений, правил их выполнения и т. д. Это один из основных методов, применяемых на различных этапах физического воспитания.
КОНСТИТУЦИЯ– совокупность функциональных и морфологических особенностей организма, сложившихся на основе наследственных и приобретенных свойств организма.
КРИТЕРИЙ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ– сравнительная оценка Физического развития индивида с помощью средних величин, зафиксированных у близких по возрасту, полу, социальному составу людей.
МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЁМ – способ реализации итого или иного метода в конкретной педагогической ситуации.
МЕТОДИКА – совокупность упражнений, приемов и методов, направленных на обучение двигательным и др. умениями ,навыкам, а также на их дальнейшее совершенствование.
МЕТОДИКА ТРЕНИРОВКИ – система методов, методических приемов, упражнений, направленных на достижение наибольшего эффекта в процессе спортивного совершенствования.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ – принципы, которые выражают методические закономерности педагогического процесса, и в силу этого обязательны для осуществленияобразовательных и воспитательных задач: принципы сознательности иактивности, доступности и индивидуализации, систематичности и постепенногоповышения требований.
ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ – предусматривает достижение заданных характеристик двигательных действий, реакций функциональных систем организма при выполнении отдельных тренировочных заданий в соревновательных стартах, поединках, схватках и т.п.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ – системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ – процесс получения информации о физическом состоянии занимающихся физкультурой и спортом с целью повышения эффективности учебно - тренировочного процесса.
ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ – накопление (кумуляция) утомления в результате неправильного режима труда и отдыха, не обеспечивающего необходимого восстановления сил и проявляющееся в снижении работоспособности и продуктивности труда, появлении раздражительности, головных болях, расстройстве сна и др. Различают– начинающееся, легкое, выраженное и тяжелое переутомление.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ – существенный элемент управления многолетним процессомсовешенствования спортсмена. По- своему содержанию перспективный планделится на планы многолетней подготовки, планы отдельных этапов и тренировочныхмакроциклов, охватывающих периоды от нескольких месяцев до нескольких лет.
ПРИКЛАДНЫЕ ВИДЫ СПОРТА– виды (или их элементы), которые развивают, формируют профессионально-прикладные знания, психофизические и специальные качества, умения и навыки.
ПРИКЛАДНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ - необходимы в конкретной профессиональной деятельности, могут быть сформированы в процессе занятий определенными видами спорта
ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА – система физических упражнений, физкультурно-оздоровительных и спортивных мероприятий, направленных на повышение и сохранение устойчивой профессиональной дееспособности. Форма и содержание этих мероприятий определяются особенностями быта человека.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УТОМЛЕНИЕ– объективное снижение работоспособности, характер которого во многом зависит от формы профессиональной деятельности. Оно зачастую связано с особенностями физических, психических и нервно-эмоциональных профессиональных нагрузок и условий труда.
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ЗАБОЛЕВАНИЕ – возникает в результате влияния условий, характера и режима трудовой деятельности.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ ТРАВМАТИЗМ– производственные повреждения, травмы, которые статистически достоверно фиксируются у представителей определенной профессии в независимости от причин.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ - осуществляется одной из основных подсистем культурыв виде профессионально-прикладной физической подготовки, задачи которой –формировать специально-прикладные знания, качества, умения, навыки,способствующие достижению объективной готовности человека к эффективнойпрофессиональной деятельности.
ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТРУДА –сопряженная характеристика изменений психических и физиологическихфункций организма, под влиянием определенной трудовой деятельности.Используется для разработки профессиограммы, оптимизации режима и условийорганизации труда.
ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА – целенаправленный процесс, специальная система занятий, фундамент которой – взаимосвязь и взаимозависимость между психическим состоянием человека и его физическим здоровьем
ПСИХОФИЗИЧЕСКАЯ ТРЕНИРОВКА – учебно-тренировочный процесс, в основе которого– методика использования сочетания определенной физической нагрузки и приемов регуляции.
РАБОТОСПОСОБНОСТЬ – потенциальная возможность человека выполнить целесообразную, мотивированную деятельность на заданном уровне эффективности в течение определенного времени. Зависит от внешних условий деятельности и психофизиологических резервов человека. Может рассматриваться как максимальная, оптимальная, сниженная.
РЕЙТИНГ ИСПЫТЫВАЕМОГО УСИЛИЯ – субъективная оценка человеком интенсивности выполняемой работы.
САМОВОСПИТАНИЕ – организованная активная, целеустремленная деятельность человека по систематическому формированию и развитию у себя положительных и устранению отрицательных качеств в соответствии и осознанной потребности отвечать социальным требованиям к уровню здоровья, физического развития и двигательной подготовленности, а также личной стратегии физического совершенствования.
САМОНАБЛЮДЕНИЕ – уникальный метод самопознания, помогает наблюдать на основе выделенных критериев за качествами и свойствами личности.
САМООЦЕНКА – оценка личностью самой себя, своих возможностей и места среди других людей, являющаяся важным регулятором е ё поведения.
САМОРЕГУЛЯЦИЯ – целесообразное функционирование активности личности в единстве ее энергетических, динамических и содержательно-смысловых составляющих.
САМОУПРАВЛЕНИЕ – совмещение функций объекта и субъекта управления познавательной деятельностью. Человек, выступая в качестве объекта и субъекта управления принимает решение, дает себе команду, выполняет её, контролирует свои действия.
СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ– способность человека правильно разбираться в объективных закономерностях, понимать их и в соответствии с ними осуществлять свою деятельность.
СОЦИАЛЬНО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ– сопряженное понятие о принципах взаимодействиязакономерностей социальных (общественных) и биологических (связанных сфункциональными особенностями организма), в процессе овладения ценностямифизической культуры.
СОЦИАЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ – понятие о комплексном воздействии живой и неживой природы на организм человека в конкретных условиях окружающей среды обитания, производственной деятельности и общественных отношений.
СПОРТ– составная часть физической культуры, средство и метод физического воспитания, основанный на использовании соревновательной деятельности и подготовки к ней, в процессе которой сравниваются и оцениваются потенциальные возможности человека. Различают: массовый спорт, спорт высших достижений и профессиональный спорт.
СТРЕСС– состояние психической напряженности, возникающее у человека под влиянием сильных раздражителей (стрессоров) и проявляющееся в совокупности защитных реакций.
СТРУКТУРА ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНА– отдельные стороны готовности, определяющие уровень спортивных достижений, а именно: физическую, техническую, тактическую и психологическую подготовленность.
СТРУКТУРА УРОКА– это упорядоченность всех сторон и компонентов содержания урока с учетом закономерностей физического воспитания, имеющихся ресурсов и условий работы. С. у. включает четыре части: вводную, подготовительную, основную и заключительную.
ТЕКУЩЕЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СПОРТИВНОЙ ПОДГОТОВКИ– позволяет оптимизировать тренировочный процесс вегомикроциклах, мезоциклах, отдельных соревнованиях или их сериях разработкой таких сочетаний факторов и элементов тренировочного и соревновательного воздействия, которые обеспечили бы эффективные условия для полноценной подготовки спортсмена к выполнению заданного периода подготовки.
ТЕСТ– не специфическое упражнение, выполнение которого тесно связано с основным упражнением или двигательным качеством.
УМЕНИЕ – способность делать что-нибудь, приобретенная знанием, опытом.
УТОМЛЕНИЕ – временное, объективное снижение работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузки, сопровождающееся потерей интереса к работе, преобладанием мотивации на прекращение деятельности негативными, эмоциональными и физиологическими реакциями. Выделяют физическое и умственное, острое и хроническое, нервно-эмоциональное утомление.
УСТАЛОСТЬ – комплекс субъективных переживаний, сопутствующих развитию состояния утомления и характеризующийся чувствами: слабости, вялости, ощущениями физиологического дискомфорта, нарушениями в протекании психических процессов (памяти, внимания, мышления и др.).
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ – качественное, системное и динамичное новообразование личности, определяющее образованность, физическую подготовленность и совершенство.
ФИЗИЧЕСКИЕ (ДВИГАТЕЛЬНЫЕ) КАЧЕСТВА– свойства, характеризующие определенные стороны двигательных возможностей человека: сила, выносливость, быстрота (скоростные возможности), гибкость, ловкость (координационные возможности).
ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ– это вид воспитания, специфическим содержанием которого являются: обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях.
ФИЗИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ– момент, когда тело подростка приобрело физические формы взрослого человека.
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА (ФК) – это часть общей культуры человечества, которая представляет собой творческую деятельность по освоению прошлых и созданию новых ценностей преимущественно в сфере физического развития, оздоровления и воспитания людей.
ФИЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ – процесс обучения человека двительным умениям и навыкам, управления движениями своего тела во времени и пространстве, овладения теоретическими знаниями поиспользованию средств ФК в различных условиях жизнедеятельности.
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ – процесс и результат физической активности, обеспечивающий формирование двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, повышение уровня работоспособности.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ– естественный процесс возрастного изменения морфологических и функциональных свойств организма, обусловленный наследственными факторами и конкретными условиями внешней среды.
ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО– процесс физического образования и воспитания, выражающий высокую степень развития индивидуальных физических способностей.
ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ– совокупность показателей, характеризующих физическое развитие, функциональное состояние организма и физическую подготовленность личности.
ФИЗИЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ– комплекс морфологических и психофизиологических свойств человека, отвечающих требованиям какого-либо вида мышечной деятельности и обеспечивающих эффективность её выполнения.
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ – результат успешной физической подготовки, отражающий уровень функционирования костно-мышечной, дыхательной, сердечно-сосудистой, нервной и других систем организма.
ЦЕННОСТИ ФК– практически значимая основа физкультуры, направленная на решение социально и профессионально ориентированных, а также индивидуальных личностных задач.
Часть II