Задания для самостоятельной работы. Тема: Основные методы социальной терапии (2 часа)
Тема: Основные методы социальной терапии (2 часа)
План
1. Оформите таблицу по теме «Индивидуальные и групповые методы социальной терапии»:
Индивидуальные методы терапии | Характеристика индивидуальных методов терапии | Групповые методы терапии | Характеристика групповых методов терапии |
2. Разбившись на микрогруппы, выполните следующие задания:
Ø 1 микрогруппа – используя психолого-педагогическую литературу, подберите материалы по игротерапии;
Ø 2 микрогруппа – используя психолого-педагогическую литературу, подберите материалы по арттерапии;
Ø 3 микрогруппа – используя психолого-педагогическую литературу, подберите материалы по трудотерапии.
3. Презентация сообщений по следующим тематикам:
Ø Значение музокотерапии в социальной работе;
Ø Социотерапия в работе социального работника с родителями асоциального поведения;
Ø Цветотерапия как диагностический метод в работе социального работника;
Ø Психогимнастика в работе социального работника с дезадаптированными подростками.
Задания для самостоятельной работы
1. Используя полученные знания по данной теме, схематично изобразите классификацию основных методов социальной терапии.
2. Изучив материалы по данной теме охарактеризуйте основные методы социальной терапии.
2. Выполните творческое задание: в методическую копилку подберите статьи о применении и значении методов социальной терапии в работе социального работника.
3. Подготовьте презентации по основным методам социальной терапии.
4. Пополните методическую копилку социального работника набором методов социальной терапии.
Основная литература
1. Лавровский Н.А. Теория социальной работы: Учебное пособие . В 2-х частях. – Томск: Тюменский межвузовский центр дистанционного образования, 2003. – 98 с.
2. Социальная работа: теория и практика: учебное пособие для вузов / отв. ред. Е.И. Холостова, А.С. Сорвина. –М.: ИНФРА, 2001. -425 с.
3. Технология социальной работы: учебник /Под ред. Е.И. Холостовой. –М.: ИНФРА, 2001. - 398 с.
4. Фирсов М.В., Сдуденова Е.С. Теория социальной работы: учебное пособие для вузов . –М.: ВЛАДОС, 2000. - 430 с.
Индивидуальные методы терапии | Характеристика индивидуальных методов терапии | Групповые методы терапии | Характеристика групповых методов терапии |
Метод самовоспитания | это активный процесс формирования человеком себя как личности в соответствии с поставленной целью на основе социально обусловленных представлений об идеале собственного «я». | Социальная групповая работа | направление практической деятельности, функции которой распространяются на различные сферы человеческой жизнедеятельности – от благосостояния и образования до адаптации и восстановления. Клиентами социальной групповой работы являются индивидуумы, имеющие различную этиологию проблем. |
Логотерапия | В данном направлении рассматривается смысл человеческого существования и осуществляется поиск этого смысла. | Поведенческая терапия | направлена на формирование позитивного поведения. Группа состоит из пяти – семи человек, в которую включен терапевт. Как правило, это гомогенная группа, имеющая психологические проблемы, сложности в общении и поведении. |
Ароматерапия | это лечение запахами. Идеальное средство самопомощи, поскольку оно одновременно действенно и доставляет нам большое удовольствие. | Игровая семейная психотерапия | Техника семейной игры является эффективным диагностическим инструментом, позволяющим оценивать, взаимоотношения ребенка и родителей при осуществлении психотерапевтической работы с семьями |
Имаго – метод | метод тренировки клиента в воспроизведении определенного комплекса характерных образов с коррекционной целью. | Музыкотерапия | Музыкотерапия представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства коррекции |
Танцевальная терапия | развитие осознания собственного тела, создания позитивного образа тела, развитие навыков общения, исследование чувств и приобретение группового опыта. | ||
Арттерапия | специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной и творческой деятельности. | ||
Анимотерапия | область психодиагностики, где животное воздействует на человека. |
Задания для самостоятельной работы
1. Используя полученные знания по данной теме, схематично изобразите классификацию основных методов социальной терапии.
1) Групповая социальная терапия
1.1 Методы поведенческой терапии в группе
1.2 Игровая семейная психотерапия
1.3 Музыкотерапия
1.4 Танцевальная терапия
1.5 Арттерапия
1.6 Анимотерапия
2) Индивидуальная социальная терапия
2.1 Метод самовоспитания
2.2 Логотерапия
2.3 Ароматерапия
2.4Имаго – метод
2. Изучив материалы по данной теме охарактеризуйте основные методы социальной терапии.
В целом методы социальной (психологической) терапии основываются на двух формах работы — индивидуальной и групповой, каждая из которых предполагает определенную технологию построения взаимодействия между социальным работником (психосоциальным терапевтом) и клиентом. Целью такого взаимодействия может быть решение каких-то эмоциональных проблем, обмен информацией, развитие социальных и ремесленных навыков, изменение ценностных ориентации, направление асоциальных ориентации в конструктивное русло и др. Приемы вмешательства включают контролируемые терапевтические дискуссии, беседы и т.д.
Индивидуальная терапия применяется к тем клиентам, решение проблем которых требует конфиденциальности (изнасилование, семейные неурядицы и т.п.), кто не хочет участвовать в коллективной терапии или нуждается в решении таких проблем, как сексуальная жизнь, общественно неодобряемое или унижающее клиента поведение. В таких случаях необходимо стремиться не оказывать давления на клиента и обсуждать эти вопросы, не травмируя его. В некоторых случаях также возможно приглашение родителей, членов семьи, родственников, установление связи с общественными организациями, с администрацией учреждения и т.д. Обычно после двух-трех сеансов индивидуального применения терапии клиент переводится на коллективную терапию, которая более действенна, что нередко отмечают сами подопечные.
Групповая терапия во взаимодействии с индивидуальной обогащает и дополняет терапевтическое воздействие, позволяет клиенту взглянуть на себя глазами группы, скорректировать поведение, углубить и тщательно разработать эффективную программу индивидуальной терапии.
Для формирования и активизации групповых процессов в решении социальных проблем большое значение имеют психотерапевтические процедуры. Это могут быть общие упражнения (например, релаксация, пантомимические сцены, участие в конструктивном споре, разыгрывание ролевых ситуаций, изложение биографий, обсуждение анонимной истории болезни, описание содержания сновидений, фантазий и ассоциаций, использование гештальттерапии и т.д.). Участие в процедурах подобного типа позволяет членам группы одновременно выступать в ролях активного участника и наблюдателя, предоставляет возможность для эмоционального переживания, проведения интеллектуального анализа, тренировки определенных типов поведения.
3. Выполните творческое задание: в методическую копилку подберите статьи о применении и значении методов социальной терапии в работе социального работника.