Структура выпускной квалификационной работы
Структура выпускной квалификационной работы включает следующие обязательные элементы, каждый из которых оформляется с нового листа:
1. Титульный лист.
2. Содержание.
3. Введение.
4. Основная часть.
5. Выводы по главам.
6. Заключение.
7. Список использованной литературы.
8. Приложения (если есть).
Титульный лист является первой страницей выпускной квалификационной работы, где указываются: полное наименование учебного заведения; кафедры; тема; фамилия, имя и отчество студента; его курс, группа; фамилия, имя, отчество, ученая степень и ученое звание научного руководителя; фамилия, имя, отчество и должность рецензента; место и год выполнения работы (образец оформления в Приложении Б).
Заголовок СОДЕРЖАНИЕ пишется заглавными буквами жирным шрифтом по центру строки. Содержание включает полное, без сокращений описание всех структурных элементов работы и их названий: введение; наименование всех глав, подглав (параграфов) и пунктов; заключение; список использованной литературы; наименование приложений. В правой части страницы указываются номера страниц, с которых начинаются соответствующие элементы работы (образец оформления в Приложении В). Параграфы нумеруются двумя цифрами, разделенными точкой. Первая цифра обозначает номер главы, вторая – номер параграфа (пример: 2.1. – первый параграф второй главы). В конце заголовков точки не ставятся.
Заголовок ВВЕДЕНИЕпишется заглавными буквами жирным шрифтом по центру строки. Во введении должны быть отражены параметры, характеризующие выпускную квалификационную работу как небольшое научное исследование. Присутствие двенадцати элементов во введении является обязательным, за исключением научной новизны и апробации работы. Наличие всех обязательных элементов введения повышает качество представленной работы, свидетельствует о квалификационной подготовленности будущего специалиста. Объем введения составляет 3-5 страниц.
Элементы введения включают в себя:
1. Актуальность темы – обоснование ее выбора, необходимости научной разработки. Под актуальностью темы исследования понимается степень его важности в данный момент в конкретной социокультурной ситуации.
2. Оценка степени разработанности проблемы (состояние научной разработки темы), когда на основе анализа использованной литературы делается вывод о степени изученности рассматриваемой проблемы, определяются наиболее значимые и наименее изученные ее аспекты, что свидетельствует о востребованности данной работы.
3. Цель исследования – это тот научный результат, который должен быть получен в конечном итоге всего исследования. Можно выделить следующие характеристики формулировки цели: краткость, предельная точность, выражение сущности изучаемого явления, его результатов. То есть, цель представляет собой модель ожидаемого результата, выражающую в смысловом отношении то основное, что намеревается сделать исследователь. При этом, определение цели позволяет исследователю окончательно определиться с темой научной работы, её объектом и предметом. Необходимо помнить, что формулировку цели рекомендуется начинать фразами: «теоретически обосновать…», «экспериментально апробировать…», «разработать…» (программу, методику подготовки и т.п.), «создать и апробировать…» (основы, модель, методику, программу, критерии и т.п.), «выявить эффективные методы…». Некорректно при формулировании цели употребление слов «проанализировать», «исследовать», «рассмотреть», «описать» и т.п. Цель конкретизируется и развивается в задачах исследования.
4. Задачи работы (в научных работах студентов, как правило, 3-5), конкретизирующие и развивающие цель исследования. Задачи исследования отвечают на вопрос: что нужно сделать, чтобы цель была достигнута? Необходимо сформулировать конкретные цель и задачи, относящиеся непосредственно к теме работы. Реализация задач осуществляется в главах и параграфах, поэтому их содержание должно прямо быть связано с поставленными задачами. Цель и большинство задач должны носить исследовательский характер, лишь одна или две задачи могут предполагать выработку практических рекомендаций для решения поставленной проблемы. Первая задача, как правило, связана с выполнением, уточнением, углублением, методологическим обоснованием сущности, природы, структуры изучаемого объекта. Вторая – с анализом реального состояния предмета исследования, динамики внутренних противоречий развития. Третья – со способностями преобразования, моделирования, опытно-экспериментальной проверки. Четвертая – с выявлением путей и средств повышения эффективности исследуемого явления, процесса, т.е. с прогнозом развития исследуемого предмета или с разработкой практических рекомендаций. Как правило, при формулировке задач используются слова: «выявить», «изучить», «раскрыть», «определить», «предложить» и т.п.
5. Объект исследования – это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию,которое существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя. Объект исследования отвечает на вопрос: что рассматривается? В научно-исследовательских работах по физической культуре и спорту в качестве объекта исследования могут выступать процессы организации тренировочного процесса, процесс профессиональной подготовки будущих специалистов по физической культуре и спорту и т.п. Объектом исследованияможет быть и организационная система (например, предприятие, организация, учреждение), возможные подходы к решению той или иной проблемы и др.
6. Предмет исследования – более конкретен и включает только те связи и отношения, которые подлежат непосредственному изучению в данной работе, устанавливают границы научного поиска. С предметом исследования связаны цель и задачи работы. Предмет исследования отображает конкретную проблему в самой теме исследования. Например, предметами исследования в научных работах по физической культуре и спорту могут быть содержание, организация, технологии, формы и методы физкультурно-спортивной деятельности, пути их совершенствования и т.д. Следует иметь в виду, что в каждом объекте можно выделить несколько предметов исследования.
7. Методологическая основа исследования, включающая характеристику его принципов – основных руководящих положений и методов – способов и приемов решения исследовательских задач. В качестве основных исследовательских принципов могут выступать принципы научной достоверности и объективности, актуализации, историзма, целостности (холизма) и системности и др. В работе должны использоваться как эмпирические (опрос в виде анкетирования или интервьюирования, наблюдение, эксперимент, анализ документов и др.), так и теоретические (формально-логического анализа, количественные, сравнительно-исторический, проблемно-хронологический и др.) методы исследования. Характеристика принципов и методов должна быть дана применительно к данному исследованию, а не в виде общих определений, не отражающих того, как они применялись в работе.
8. Теоретическая база исследования – это характеристика основных подходов, теорий, идей отечественных и зарубежных исследователей по изучаемой проблеме, на которые опирается автор. Методологически неправильным считается указание при формулировании теоретической основы на «труды», «работы». Так, не рекомендуется писать: «Теоретическую основу исследования составили работы отечественных ученых по рассматриваемой проблеме (А.Б. Иванова, Е.Н. Воронова….)». Рекомендуется писать следующим образом: Теоретической основой научного исследования в сфере подготовки высококвалифицированные спортсменов, послужила теория разработанная Н.А. Бернштейном. Другая ошибка, которая имеет место в квалификационных работах: указание законодательных и нормативных актов, программно-методических материалов, сведений официальных ведомств, организаций, учреждений и т.п. Необходимо помнить, что они составляют информационно-источниковую базу исследования.
9. Эмпирическая база исследования – складывается из собранных и зафиксированных лично автором или статистических данных, использованных документов официального или личного характера. Если работа носит практический характер, связана с постановкой эксперимента, анализом состояния изучаемой проблемы на уровне какого-либо учреждения, организации, необходимо указать базу(ы) исследования. Можно уточнить количество респондентов, их возраст и другие важные для исследования характеристики.
10. Научная новизна (если есть),т.е. что автор как самостоятельный исследователь вносит нового в освещение и изучение избранной им темы. При формулировании научной новизны используется ключевое слово «впервые» … «установлено…», «выявлено…», «определено…», «получено…», «раскрыто…» и т.д. Положения научной новизны должны соотноситься с задачами исследования.
11. Теоретическая значимость исследования(если есть обоснование новых подходов, методов, теоретических моделей изучения конкретных социальных проблем) заключается в определении перспективы применения полученных в ходе проведенного исследования знаний для дальнейшей научной работы другими исследователями, а не для самого исследователя. Теоретическая значимость раскрывает: как выявленные в исследовании новые связи, зависимости, методики и пр. изменяют (углубляют, доказывают несостоятельность определенных положений) бытующие в науке и практике теории, концепции, подходы; какие новые понятия введены в научный оборот, какие перспективы научных поисков открыты. При формулировании теоретической значимости исследования желательно использовать следующие фразы: «выдвинута новая концепция…», «расширены представления….», «выяснены причины…», «введены новые понятия…», «изменены трактовки существующих понятий…», «созданы предпосылки для решения (проблем, задач)».
12. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования результатов исследования на практике, тренерами-инструкторами по физической культуре и спорту, а также выдвинутые предложения можно адресовать разным уровням управления, властным структурам и пр.
13. Апробация работыпроисходит, когда студент принимал участие в конференциях, в научно-практических семинарах, имеет опубликованные работы, участвовал в разработке грантов, проектов разного уровня и пр., а также результаты выпускной квалификационной работы имеют применение в практической работе студента (для работающих в сфере физической культуры и спорта).
14. Краткий обзор содержания выпускной квалификационной работы (объем, структура, краткое содержание глав). Это последняя рубрика, в которой указывается структура работы и ее общий объем.
В ПЕРВОЙ ГЛАВЕ(Обзор литературы) - раскрывают степень научной разработанности различных проблем, связанных с предметом исследования, сравнивают альтернативные точки зрения, определяют противоречия и нерешенные проблемы, формулируют собственную позицию, отвечая на вопрос: «Что сделано до меня в рамках предмета исследования? Какие существуют противоречия?» И только потом, как вывод из проведенного исследования, необходимо сформулировать ответ на вопрос: «Что еще не сделано? Какие аспекты проблемы остались не раскрытыми в теоретическом плане? Что необходимо сделать?».