Методы социального контроля

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ

Конфликт – это спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.

Социальный конфликт – это противоречия в отношениях между людьми, социальными группами, общества в целом, которая характеризуется столкновением противоположно направленных интересов, целей, позиций субъектов взаимодействия.

Участники конфликта называются субъектами конфликта.

Свидетели – это люди, наблюдающие за конфликтом со стороны.

Подстрекатели – это те, кто подталкивает других участников к конфликту.

Пособники – это люди, содействующие развитию конфликта советами, технической помощью или иными способами.

Посредник – это люди, которые своими действиями пытаются предотвратить, остановить или разрешить конфликт.

Причины социального конфликта.

ü Социальная неоднородность общества, наличие противоположных ориентации.

ü Различия в уровнях доходов, власти, культуры, социальном престиже, доступе к образованию, информации.

ü Религиозные различия.

ü Поведение человека, его социально-психологические черты (темперамент, интеллект, общая культура и др.).

ü Различные ценностные ориентиры. Каждый участник конфликта, будь то индивид или социальная группа, имеет собственный набор ценностных ориентиров. Каждый набор строго индивидуален, и нередко противоположен такому же набору другого участника.

Способы решения социальных конфликтов.

ü Компромисс – решение проблемы через взаимные уступки сторон.

ü Переговоры – мирная беседа обеих сторон по решению проблемы.

ü Посредничество – использование третьей стороны в заочном решении проблемы.

ü Арбитраж– обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы.

ü Применение силы, власти – одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя сильнее.

Последствия социального конфликта.

Негативные последствия.

ü Дестабилизация общества.

ü Возникновение хаотических процессов с непредсказуемым результатом. Перестают работать механизмы управления.

ü Отвлечение участников конфликта от прочих проблем, концентрация на определенных интересах и победе над противником.

ü Невозможность дальнейшего сотрудничества с оппонентом.

ü Отстранение участников конфликта от общества, неудовлетворенность и т.д.

Позитивные последствия конфликта.

ü Разрешение проблемы оптимальным способом, который могут принять все заинтересованные стороны.

ü Обновление существующих и создание новых механизмов и институтов.

ü Дополнительное стимулирование участников. Управляемый конфликт между людьми приводит к разработке новых идей, решений. Не участвуя в конфликтах человек перестает развиваться.

СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ

Социальный контроль – механизм поддержания общественного порядка посредством нормативного регулирования, подразумевающий действия общества, направленные на предотвращение отклоняющегося поведения, наказание девиантов или их исправление.

Социальный контроль – это механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.

методы социального контроля - student2.ru

Социальный контроль состоит из двух элементов – социальных норм и социальных санкций.

СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ.

Социальные нормы – это социально одобряемые или законодательно закрепленные правила, стандарты, образцы, регулирующие социальное поведение людей. Поэтому социальные нормы разделяют на правовые нормы, нормы морали и собственно социальные нормы.

Регуляторы общественных отношений – совокупность определённых норм, упорядочивающих поведение людей или состояние иных объектов регулирования в различных сферах жизнедеятельности.

§ Правовые нормы. (Например: нельзя переходить дорогу на красный свет светофора).

§ Моральные нормы. (Например: забота о близких, уважение старших и др.).

§ Религиозные нормы. Это правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений.

§ Этикет. (Например: мужчина пропускает женщину вперед, открыв перед ней дверь).

§ Эстетические нормы. (Например: считается признаком хорошего тона (вкуса) украшать жилище цветами; человек имеет опрятный вид; у гражданки А. красивая прическа).

§ Корпоративные нормы. Это правила поведения, вырабатываемые организациями и распространяющиеся на их коллективы. Эти нормы еще называют нормами внутриорганизационными, внутрифирменными.

§ Традиции.

§ Обычай.

СОЦИАЛЬНЫЕ САНКЦИИ.

Санкции –любая реакция со стороны остальных на поведение человека или группы.

Социальные санкции – это средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. В этом плане социальные санкции можно назвать охранником социальных норм.

Санкции Позитивные санкции (поощрение) Негативные санкции (наказание)
Формальные (официальные) Медаль, орден, ученая степень, грамота, диплом, стипендия, премия, титул и др. Штраф, арест, разжалование, официальный выговор, конфискация имущества, тюремное заключение и др.
Неформальные (неофициальные) Похвала, одобрение, комплименты, aплодисменты, улыбка и др. Оскорбительный тон, насмешка, ругательства, устный выговор, демонстративное игнорирование, бойкот и др.

МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ.

§ Надзор – детальный (мелочный) контроль.

§ Обособление. Ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полная его изоляция от об­щества; такой подход допускает исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы вновь выполнять общепринятые нормы.

§ Изоляция – установление непроходимых перегородок между девиантом и обществом.

Реабилитация – восстановление в правах, восстановление утраченного доброго имени, отмена необоснованного обвинения.

Наши рекомендации