Методы социального контроля
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ
Конфликт – это спор, столкновение двух человек или социальных групп за обладание чем-то таким, что одинаково высоко ценится обеими сторонами.
Социальный конфликт – это противоречия в отношениях между людьми, социальными группами, общества в целом, которая характеризуется столкновением противоположно направленных интересов, целей, позиций субъектов взаимодействия.
Участники конфликта называются субъектами конфликта.
Свидетели – это люди, наблюдающие за конфликтом со стороны.
Подстрекатели – это те, кто подталкивает других участников к конфликту.
Пособники – это люди, содействующие развитию конфликта советами, технической помощью или иными способами.
Посредник – это люди, которые своими действиями пытаются предотвратить, остановить или разрешить конфликт.
Причины социального конфликта.
ü Социальная неоднородность общества, наличие противоположных ориентации.
ü Различия в уровнях доходов, власти, культуры, социальном престиже, доступе к образованию, информации.
ü Религиозные различия.
ü Поведение человека, его социально-психологические черты (темперамент, интеллект, общая культура и др.).
ü Различные ценностные ориентиры. Каждый участник конфликта, будь то индивид или социальная группа, имеет собственный набор ценностных ориентиров. Каждый набор строго индивидуален, и нередко противоположен такому же набору другого участника.
Способы решения социальных конфликтов.
ü Компромисс – решение проблемы через взаимные уступки сторон.
ü Переговоры – мирная беседа обеих сторон по решению проблемы.
ü Посредничество – использование третьей стороны в заочном решении проблемы.
ü Арбитраж– обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы.
ü Применение силы, власти – одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя сильнее.
Последствия социального конфликта.
Негативные последствия.
ü Дестабилизация общества.
ü Возникновение хаотических процессов с непредсказуемым результатом. Перестают работать механизмы управления.
ü Отвлечение участников конфликта от прочих проблем, концентрация на определенных интересах и победе над противником.
ü Невозможность дальнейшего сотрудничества с оппонентом.
ü Отстранение участников конфликта от общества, неудовлетворенность и т.д.
Позитивные последствия конфликта.
ü Разрешение проблемы оптимальным способом, который могут принять все заинтересованные стороны.
ü Обновление существующих и создание новых механизмов и институтов.
ü Дополнительное стимулирование участников. Управляемый конфликт между людьми приводит к разработке новых идей, решений. Не участвуя в конфликтах человек перестает развиваться.
СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ
Социальный контроль – механизм поддержания общественного порядка посредством нормативного регулирования, подразумевающий действия общества, направленные на предотвращение отклоняющегося поведения, наказание девиантов или их исправление.
Социальный контроль – это механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.
Социальный контроль состоит из двух элементов – социальных норм и социальных санкций.
СОЦИАЛЬНЫЕ НОРМЫ.
Социальные нормы – это социально одобряемые или законодательно закрепленные правила, стандарты, образцы, регулирующие социальное поведение людей. Поэтому социальные нормы разделяют на правовые нормы, нормы морали и собственно социальные нормы.
Регуляторы общественных отношений – совокупность определённых норм, упорядочивающих поведение людей или состояние иных объектов регулирования в различных сферах жизнедеятельности.
§ Правовые нормы. (Например: нельзя переходить дорогу на красный свет светофора).
§ Моральные нормы. (Например: забота о близких, уважение старших и др.).
§ Религиозные нормы. Это правила поведения, регулировавшие отношения между людьми на основе их религиозных представлений.
§ Этикет. (Например: мужчина пропускает женщину вперед, открыв перед ней дверь).
§ Эстетические нормы. (Например: считается признаком хорошего тона (вкуса) украшать жилище цветами; человек имеет опрятный вид; у гражданки А. красивая прическа).
§ Корпоративные нормы. Это правила поведения, вырабатываемые организациями и распространяющиеся на их коллективы. Эти нормы еще называют нормами внутриорганизационными, внутрифирменными.
§ Традиции.
§ Обычай.
СОЦИАЛЬНЫЕ САНКЦИИ.
Санкции –любая реакция со стороны остальных на поведение человека или группы.
Социальные санкции – это средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. В этом плане социальные санкции можно назвать охранником социальных норм.
Санкции | Позитивные санкции (поощрение) | Негативные санкции (наказание) |
Формальные (официальные) | Медаль, орден, ученая степень, грамота, диплом, стипендия, премия, титул и др. | Штраф, арест, разжалование, официальный выговор, конфискация имущества, тюремное заключение и др. |
Неформальные (неофициальные) | Похвала, одобрение, комплименты, aплодисменты, улыбка и др. | Оскорбительный тон, насмешка, ругательства, устный выговор, демонстративное игнорирование, бойкот и др. |
МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ.
§ Надзор – детальный (мелочный) контроль.
§ Обособление. Ограничение контактов девианта с другими людьми, но не полная его изоляция от общества; такой подход допускает исправление девиантов и их возвращение в общество, когда они будут готовы вновь выполнять общепринятые нормы.
§ Изоляция – установление непроходимых перегородок между девиантом и обществом.
Реабилитация – восстановление в правах, восстановление утраченного доброго имени, отмена необоснованного обвинения.