Полезность, ценность (стоимость), цена товара, услуги
Закон убывающей предельной потребности.
Медицинская услуга, социальная услуга: понятие, особенности, виды
23.
БЛАГО |
– это все то, что заключает в себе определенный положительный смысл, предмет, явление, продукт труда, удовлетворяющий определенную человеческую потребность и отвечающий интересам, целям, устремлениям людей; – все желаемые нами вещи или вещи, удовлетворяющие человеческие потребности |
24.
Классификация, виды благ | ||||||
Критерий: участие человека в производстве благ | ||||||
Экономические | Характерные черты: - ограниченное количество - необходимость затрат на производство - наличие рыночной цены | |||||
Неэкономические | Характерные черты: - практически неограниченное количество - отсутствие затрат на производство, предоставляются природой - отсутствие рыночной цены | |||||
Критерий: субстанция благ | ||||||
Материальные - естественные дары природы (земля, воздух, климат); продукты производства (продукты питания, здания, сооружения, машины, инструменты и т.д.); отношения по присвоению материальных благ (патенты, авторские права, закладные) | вещная форма благ | Характерные особенности: - производство и потребление происходят разновременно | ||||
Нематериальные – это блага, воздействующие на развитие способностей человека, создающиеся в непроизводственной сфере: здравоохранение, образование, искусство, кино, театр, музеи и т.д.
| услуги | Характерные особенности: - производство и потребление происходят одновременно - услуги не могут быть приобретены в собственность - не подлежат хранению - непостоянство качества - неотделимость от источника | ||||
Критерий: создаются самой рыночной системой или государством | ||||||
Частные | Создаются рыночной системой и предоставляются только тем, кто за них заплатил | |||||
Общественные | Предоставляются государством всем гражданам (система внутренней и внешней безопасности, правовой порядок, социальные блага) | |||||
Критерий: характер использования | ||||||
Потребительские (прямые) | Блага текущего потребления | |||||
Производственные (косвенные) | Производственные ресурсы (оборудование, здания, земля, профессиональные навыки и квалификация) | |||||
Критерии: характер соотносимости друг с другом | ||||||
Комплиментарные (дополняющие) блага | – блага, которые могут дополнять друг друга в процессе потребления; применение одного из которых требует одновременного использования другого товара, дополняющего первый. Например, дополняющим товаром к автомобилю служит бензин, масло и др. При изменении спроса на один из таких товаров спрос на другой меняется аналогичным образом | |||||
Субституты (взаимозаменяемые блага) | – Блага, которые являются заменяемыми (альтернативными) по отношению друг к другу. Например, если подорожает баранина, то её можно заменить говядиной | |||||
Критерии: длительность потребления | ||||||
Краткосрочного потребления | Срок службы не превышает одного года | |||||
Долгосрочного потребления | Срок службы превышает один год | |||||
25.
ВЗАИМОЗАМЕНЯЕМЫЕ ТОВАРЫ |
– товары, которые могут быть сравнимы по их функциональному назначению, применению, качественным и техническим характеристикам, цене и другим параметрам таким образом, что приобретатель действительно заменяет или готов заменить один товар другим при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях) (О защите конкуренции: ФЗ №135-ФЗ от 26.07.2006 г.) |
26.
ВЗАИМОДОПОЛНЯЕМЫЕ ТОВАРЫ |
товары, применение одного из которых требует одновременного использования другого товара, дополняющего первый. Например, дополняющим товаром к автомобилю служит моторное масло, а к моторному маслу – пластиковая тара для него. При изменении спроса на один из таких товаров спрос на другой меняется аналогичным образом (Энциклопедический словарь экономики и права) |
27.
ТОВАР |
– экономическое благо, результат производственной деятельности, общественная потребительная стоимость, предназначенная для обмена на другой товар, для продажи на рынке; – объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот (О защите конкуренции: ФЗ № 135-ФЗ от 26.07.2006 г.) |
28.
ТОВАР – экономическое благо, результат производственной деятельности, общественная потребительная стоимость, предназначенная для обмена на другой товар, продажи на рынке | ||
Потребительная стоимость –способность удовлетворять ту или иную потребность человека | Стоимость – согласно учению классической школы это воплощенный в товаре труд. В обмене же проявляется внешняя сторона стоимости – меновая стоимость. Это те пропорции, в которых один товар обменивается на другой |
29.
Особенности двух свойств товара | |
Потребительная стоимость | Стоимость |
Товары различает | Товары сравнивает |
Показывает отношение человека к товару | Показывает отношения между людьми по поводу товаров |
Одному человеку нельзя одновременно использовать оба свойства товара |
30.
Цена товара- это денежное выражение его стоимости |
31.
УСЛУГА |
– любое мероприятие или выгода, которые одна сторона может предложить другой, которые в основном неосязаемы и не приводит к завладению, чем либо (Основы маркетинга Ф. Котлер); – деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности (Налоговый кодекс РФ, ст. 38) - результат непосредственного взаимодействия исполнителя и потребителя, а также собственной деятельности исполнителя по удовлетворению потребности потребителя (ГОСТ 30335-95: Услуги населению. Термины и определения) |
32.
Особенности потребительной стоимости услуги | |||
Неосязаемость | Неотделимость от источника | Непостоянство качества | Несохраняемость |
Услуги невозможно увидеть, попробовать на вкус, услышать до момента приобретения. Услуга не существует до ее предоставления, что делает невозможным сравнение и оценку услуг до их получения | Обязательно присутствие клиента, пациента в момент оказания ему услуг | Качество услуг колеблется в широких пределах в зависимости от их поставщиков, места, времени оказания | Услугу невозможно хранить, нельзя заготовить впрок |
33.
Медицинская услуга (Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») |
- комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг |
34.
Медицинская помощь Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») |
комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг |
35.
Основные виды медицинской помощи (Федеральный закон Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации») |
1) первичная медико-санитарная помощь; 2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; 4) паллиативная медицинская помощь |
36.
Социальная услуга (Федеральный закон Российской Федерации от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ «Об основах социального обслуживания населения Российской Федерации») |
– это действия социальной службы, заключающиеся в оказании социальной помощи клиенту для преодоления им трудной жизненной ситуации |
37.
Основные виды социальных услуг (ГОСТ Р 52495-2005 Социальное обслуживание населения. Термины и определения; ГОСТ Р 52143-2003 Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг) |
Социально-экономическая услуга – социальная услуга, предоставляемая клиентам с целью поддержать и улучшить их жизненный уровень путем оказания материальной помощи, консультирования, содействия в трудоустройстве, в решении других социально-экономических проблем жизнедеятельности. |
Социально-медицинская услуга – социальная услуга, предоставляемая клиентам в целях поддержания и улучшения состояния их здоровья, социально-медицинская реабилитации путем организации лечебно-оздоровительных мероприятий, предоставления медикаментов и медицинской техники, консультирования, содействия в своевременном получении квалифицированной медицинской помощи, в решении других социально-медицинских проблем жизнедеятельности. |
Социально-психологическая услуга – социальная услуга, направленная на содействие клиентам в улучшении их психического состояния, восстановлении способности к адаптации в среде жизнедеятельности. |
Социально-бытовая услуга – социальная услуга, направленная на поддержание жизнедеятельности клиентов в быту. |
Социально-правовая услуга -социальная услуга, предоставляемая клиентам для поддержания или изменения их правового статуса, оказание юридической помощи, защиты законных интересов, содействия в решении других социально-правовых проблем жизнедеятельности. |
38.
Социально-экономические услуги (ГОСТ Р 52143-2003 Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг) |
- содействие населению всех категорий и групп в получении полагающихся льгот, пособий, компенсаций, алиментов и других выплат, улучшении жилищных условий в соответствии с законодательством Российской Федерации; |
- оказание материальной помощи; |
- компенсация клиентам стационарных учреждений расходов, связанных с проездом к местам обучения, лечения, консультаций; |
- обеспечение клиентов при выписке из стационарных учреждений одеждой, обувью и денежным пособием по утвержденным нормативам; |
- содействие в обеспечении протезами и протезно-ортопедическими изделиями, слуховыми аппаратами, очками; |
- содействие в решении вопросов занятости: трудоустройстве, направлении на курсы переподготовки, поиске временной (сезонной) работы, работы с сокращенным рабочим днем, работы на дому; |
- консультирование по вопросам самообеспечения граждан и их семей, развития семейного предпринимательства, надомных промыслов, другим вопросам улучшения клиентами своего материального положения |
39.
Жизненный цикл товара
40.
ТЕОРИЯ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ |
Сущность: ценность товаров определяется их «предельной полезностью» на базе субъективных оценок человеческих потребностей. Предельная полезность какого-либо блага обозначает ту пользу, которую приносит последняя единица этого блага; причем последнее благо должно удовлетворять самые маловажные нужды. |
41.
ЗАКОН УБЫВАЮЩИЕ ПРЕДЕЛЬНОЙ ПОЛЕЗНОСТИ (первый закон Госсена) |
экономический закон, согласно которому, при увеличении потребления товаров или услуг предельная полезность каждой дополнительной единицы товара или услуги сокращается после точки насыщения. |
42.