Товар как экономическая категория. Стоимость, полезность, цена товара – теоретические подходы.

Важнейшим объектом рыночной экономики выступает товар.

Товар – продукт труда, удовлетворяющий ту или иную потребность людей посредством купли – продажи.

Важнейшими характеристиками являются:

1) Потребительская ценность (стоимость) – способность удовлетворять ту или иную потребность человека или полезность блага. Потребительскую ценность имеют и натуральные продукты, и блага, не созданные людьми (продукты природы – ягоды).

2) Меновая ценность (стоимость) – это количественное отношение, в котором один товар обменивается на другой. Товары обмениваются прежде всего потому, что как потребительские ценности они различны.

Существует несколько подходов к тому, что лежит в основе пропорции обмена качественно различных товаров, что определяет соотношения обмена:

хА=уВ

1. Согласно трудовой теории стоимости основой обмена являются затраты труда. Трудовая теория стоимости создана английскими экономистами У. Петти, А. Смитом, Д. Рикардо, а завершил её К. Маркс.

Затраты труда, заключённые в товаре, измеряются рабочим временем. Затраты времени у отдельных производителей на производство одного и того же вида товара – это индивидуальное рабочее время. Оно определяет индивидуальную стоимость товара. Однако товары обмениваются не по индивидуальным, а по общественно – необходимым затратам.

Под общественно – необходимым рабочем временем понимается время, которое «требуется для изготовления какой – либо потребительной стоимости при наличных общественно – нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда» (К. Марк).

Под общественно – нормальными условиями понимаются условия, в которых производится большая часть товара данного типа. Т.е. стоимость (ценность) товара определяется общественными затратами труда.

Заключённые в товаре затраты труда проявляются внешне в форме меновых пропорций.

Цена товара – это денежное выражение стоимости товара.

2. Широко распространённой теорией стоимости является теория предельной полезности. Её создателями были К. Менгер, Е. Бем – Баверк, Ф. Визер и др. сторонники этой теории утверждают, что стоимость (ценность) блага не может быть свойством, объективно присущим вещи (благу). Ценность имеет лишь то, что ценно в глазах покупателя, чьи субъективные оценки и придают производственному товару свойство стоимости. То есть а качестве основы обмена они рассматривают полезность товара.

Выводя ценность из полезности, представители предельной полезности выделяют 2 типа полезности:

1) Абстрактную (родовую) полезность, т.е. способность блага удовлетворять какую – либо потребность людей;

2) Конкретную полезность – субъективную оценку полезности данного экземпляра блага.

Субъективные оценки полезности зависят от имеющегося запаса данного блага и от степени настоятельности потребности в нём.

Первая единица блага имеет самую высокую полезность, а следовательно ценность. По иерее насыщения потребности данного вида величина конкретной полезности блага падает. Каждое последующее благо, удовлетворяющее данную потребность, обладает меньшей полезностью, чем предыдущее.

Предельная полезность – полезность последней единицы каждого блага, то есть единицы, которая удовлетворяет наименее настоятельную потребность.

Меновые пропорции и цены товаров зависят от субъективных оценок полезности и определяются предельной полезностью благ, то есть полезностью определённого экземпляра блага, удовлетворяющего наименее настоятельную потребность.

Необходимо различать предельную и общую потребность.

Общая полезность – это польза, удовлетворение, получаемое от потребления общего количества данного вида блага или определённого набора благ.

3. Родоначальник нового направления в теории стоимости и цен А. Маршалл (представитель неоклассического направления эк. мысли) отказался от поиска единственного источника стоимость (ценности) товаров, единственного основания цены. В теории Маршалла ценность товара в равной степени определяется полезностью и издержками производства и выявляется в результате взаимодействия рыночных сил спроса и предложения.

Широко известен вывод А. Маршалла, который называется ножницами Маршалла: «Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц».

Наши рекомендации