При крупных авариях с числом погибших 15 человек и более расследование проводится комиссией, состав которой утверждается Правительством РФ
Расследование обстоятельств и причин несчастного случая, который не является групповым и не относится к категории тяжелых несчастных случаев или несчастных случаев со смертельным исходом, проводится комиссией в течение трех дней.
Расследование группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая и несчастного случая со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней. При необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая сроки могут быть продлены председателем комиссии, но не более чем на 15 дней.
Порядок оформления материалов расследования несчастных случаев на производстве и их учета определен ст. 230 ТК РФ.
Работодатель в трехдневный срок после утверждения акта обязан выдать один экземпляр указанного акта пострадавшему, а при несчастном случае со смертельным исходом - родственникам погибшего либо его доверенному лицу (по требованию). Второй экземпляр акта вместе с материалами расследования хранится в течение 45 лет по месту работы пострадавшего на момент несчастного случая на производстве. При страховом случае третий экземпляр акта и материалы расследования работодатель направляет в исполнительный орган страховщика.
Разногласия по вопросам расследования, оформления и учета несчастных случаев на производстве, непризнания работодателем несчастного случая, отказа в проведений расследования и составления акта, несогласия пострадавшего или его доверенного лица с содержанием этого акта рассматриваются органами государственной инспекции труда или судом (ст. 231 ТК РФ).
Возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, регулируется Гражданским кодексом РФ.
Возмещение вреда потерпевшему включает:
• выплаты денежных сумм в размере заработка или соответствующей его части - в зависимости от степени утраты трудоспособности;
• компенсацию дополнительных расходов;
• выплату единовременного пособия;
• возмещение морального вреда.
Под несчастными случаями понимаются и профессиональные заболевания, профессиональные отравления, а в исключительных случаях - общие заболевания. Список профессиональных заболеваний и инструкция по его применению утверждены Министерством здравоохранения РФ.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ И МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЗАТРАТЫ НА ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Несчастные случаи, связанные с несоблюдением требований безопасности, аварии, пожары, катастрофы, стихийные бедствия, загрязнение рабочей зоны и окружающей среды наносят экономический ущерб.
Экономический ущерб связан с потерями и затратами, возникающими в основном за счет: гибели, ухудшения состояния здоровья и профессиональных заболеваний людей;
• снижения продуктивности сельскохозяйственных угодий, связанного с загрязнением окружающей среды, затрат на освоение новых земель и ее рекультивацию;
• снижения продуктивности леса и затрат на лесовосстановительные работы;
• более быстрого разрушения и старения основных фондов промышленности, производственного оборудования, зданийи сооружений, жилищного фонда городов и поселков, связанного с ростом скорости коррозии при загрязнении окружающей среды;
затрат на ликвидацию последствий аварий и стихийных бедствий, восстановление объектов экономики, жилищно-коммунального хозяйства, переселение и реабилитацию населения.
Антропогенное воздействие на среду обитания вызывает эколого-экономический ущерб, который связан с потерей природных ресурсов, гибелью природных экосистем, естественных ландшафтов, исчезновением отдельных видов и популяций растительного и животного мира, уменьшением многообразия природного мира. Кроме того, это вызывает и социальные потери из-за нарушения привычного уклада жизни людей, разрушения сложившейся среды обитания человека.
Экономический ущерб, наносимый человеку и природной среде, может быть оценен в стоимостном выражении.
Различают несколько видов ущерба:
• прямой ущерб, возникающий на объектах, расположенных в зоне негативного воздействия промышленного производства;
• косвенный ущерб, проявляющийся в смежных производствах, на объектах непроизводственной сферы и в природной среде;
• социально-экономический ущерб, связанный с потерями в связи с увеличением заболеваемости населения и затратами на восстановление здоровья;
• эколого-экономический ущерб, связанный с деградацией природной среды и затратами на ее восстановление.
Снижение загрязнений окружающей среды возможно по следующим направлениям:
технологическое направление, включающее создание экологически чистой технологии, внедрение безотходных или малоотходных производств, обновление основных фондов, совершенствование технологических процессов;
экономическое направление - развитие и совершенствование экономического механизма охраны окружающей природной среды. Это внедрение более жестких нормативов на вредные выбросы, обязательность платежей всеми хозяйствующими субъектами за выбросы вредных веществ, введение налоговых льгот за выпуск экологически чистой продукции и других экономических мер;
административное и юридическое направление, повышающее ответственность за правонарушения в области охраны природы. Здесь можно выделить такие меры воздействия, как прекращение деятельности предприятий, нарушающих природоохранные законы, привлечение виновных к уголовной ответственности;
просветительское направление - создание системы экологического образования, просвещения, воспитания, перестройка потребительского отношения к природе.
Согласно ГОСТ 12.0.004-90 предусмотрено проведение пяти видов инструктажа.
Вводный инструктаж проводится при поступлении на работу и включает общие сведения о правилах поведения и основных мерах безопасности на территории предприятия и в производственных помещениях, мерах электробезопасности, производственной санитарии и пожарной профилактики.
Первичный инструктаж проводится при допуске к самостоятельной работе на конкретном рабочем месте с показом приемов и методов безопасного трувд.
После начала самостоятельной работы все работники не реже чем раз в полгода проходят повторный инструктаж (при работах повышенной опасности - раз в квартал).
Текущий (целевой) инструктаж проводят при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности, перед началом работ повышенной сложности и опасности с обязательным оформлением наряда-допуска, разрешения и других документов.
Внеплановый инструктаж проводят в следующих случаях: при введении в действие новых или изменении нормативных актов по охране труда; изменениях в технологическом процессе, замене или изменении средств и предметов труда; при нарушении работниками требований безопасности, несчастном случае на производстве; по требованию органов государственного контроля и надзора; при длительных перерывах в работе (более 60 дней, а для работ с повышенными требованиями к безопасности - более 30 дней).
Носителями социальных опасностей являются люди, образующие определенные социальные группы. Особенность социальных опасностей состоит в том, что они угрожают большому числу людей. Распространение социальных опасностей обусловлено поведенческими особенностями людей отдельных социальных групп. Социальные опасности весьма многочисленны и способны нанести существенный ущерб здоровью людей.
Поскольку социальные опасности порождаются социально-экономическими процессами, протекающими в обществе, следует создать адекватную правовую систему, которая может быть основным условием предупреждения и защиты от социальных опасностей.
Профилактика социальных опасностей заключается в психологических, педагогических и социальных мероприятиях, направленных на восстановление психологического и физиологического равновесия человека.
Защита от социальных опасностей заключается в профилактических мероприятиях, направленных на ликвидацию этих опасностей. Кроме того, требуется соответствующая подготовка человека, позволяющая адекватно действовать в опасных ситуациях. Нужна юридическая, психологическая, информационная и силовая подготовка. В процессе обучения необходимо осваивать модели поведения, учитывающие конкретные ситуации.
Главной ценностью общества должен стать человек, его здоровье и безопасность. Принимая любое политическое, экономическое решение, органы власти должны предвидеть последствия его влияния на каждого гражданина. Критериями ответственности власти наряду с экономическими показателями должны быть конкретные и достоверные параметры благополучия общества. Это прежде всего здоровье в виде баланса рождаемости, заболеваемости, продолжительности жизни, смертности; условия жизни в виде приемлемого состояния экологии, качества питания, лечения, доступности занятий физкультурой, спортом, туризмом, организованным отдыхом; духовное состояние общества с низким уровнем преступности, наркомании, алкоголизма, количества самоубийств; нахождение общества в состоянии войны или мира.
ВЫВОДЫ
Управление безопасностью жизнедеятельности включает законодательную, нормативную и организационную основу, свои руководящие и контролирующие органы, которые осуществляют свои функции на различных уровнях.
В обеспечении безопасности участвуют международные организации, государство, граждане и общественные организации. На уровне национальной безопасности России система управления включает государственные органы и общественные структуры, законные силы и средства, обеспечивающие защиту национальных ресурсов и ценностей, а также общественные и личные интересы от внутренних и внешних угроз. Основными направлениями являются обеспечение охраны окружающей среды, охраны труда, прогнозирование, предупреждение и ликвидация последствий ЧС, правовую основу которых составляют законы и законодательные акты Российской Федерации.
Вопросы для самопроверки
1. Назовите основные задачи, функции и систему управления государственной безопасностью жизнедеятельности.
2. Перечислите основные нормативно-правовые акты по охране окружающей среды и органы управления по ее защите.
3. Охарактеризуйте правовое и нормативное обеспечение охраны труда по стране и на предприятиях.
4. Кто осуществляет государственный, ведомственный и общественный надзор и контроль соблюдения законодательства по охране труда?
5. Назовите органы, осуществляющие защиту работников на производстве.
6. Каков порядок расследования и учета несчастных случаев и профессиональных заболеваний на производстве?
7. Назовите основные виды экономического ущерба и методы его определения.
8. Какова методика определения затрат ущерба и расчета экономического эффекта?
Лекция 7
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ. ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Первостепенную роль в обеспечении национальной безопасности России играет защита национальных интересов страны в сфере экономики. В конечном счете, обеспечение всех элементов национальной безопасности - оборонной, экологической, информационной, внешнеполитической и др. - зависит от экономических возможностей страны.
Главным национальным интересом в области экономики, сформулированным в государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации, является обеспечение способности экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства при максимальной независимости от внешнего воздействия. Защита этого национального интереса России возможна на основе устойчиво функционирующего, многоотраслевого, высокотехнологичного производства, способного обеспечить ведущие отрасли экономики качественным сырьем и оборудованием, армию - вооружением, социальную сферу - предметами потребления и услугами, а экспорт - конкурентоспособными на внешнем рынке товарами.
Экономическая безопасность подразумевает сохранение и обеспечение жизненно важных интересов основных слоев населения страны. Положения и принципы экономической безопасности обретают необходимую четкость, когда определены основные тенденции развития социально-экономической структуры и фундаментальные интересы населения страны.
Эффективная система экономической безопасности - вопрос жизни любой страны. Тем более это важно для сегодняшней России, стремящейся занять достойное место в мировом геополитическом и экономическом пространстве.
Для понимания сущности экономической безопасности важно уяснить ее связь с понятиями «развитие» и «устойчивость». Развитие - один из компонентов экономической безопасности. Если экономика не развивается, то у нее резко сокращаются возможности для выживания, сопротивляемость и приспособляемость к внутренним и внешним угрозам. Устойчивость и безопасность - важнейшие характеристики экономики как единой системы. Устойчивость экономики отражает прочность и надежность ее элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние нагрузки. Безопасность - это состояние объекта в системе его связей с точки зрения способности к выживанию и развитию в условиях внутренних и внешних угроз, а также действия непредсказуемых и трудно прогнозируемых факторов.
Сущность экономической безопасности реализуется в системе критериев и показателей. Критерий экономической безопасности - это оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности. Критериальная оценка безопасности включает оценки: ресурсного потенциала и возможностей его развития; уровня эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствия уровню в развитых странах, а также уровню, при котором угрозы внутреннего и внешнего характера сводятся к минимуму; конкурентоспособности экономики; целостности территории и экономического пространства; суверенитета, независимости и возможности противостояния внешним угрозам; социальной стабильности и условий предотвращения и разрешения социальных конфликтов. В системе показателей - индикаторов экономической безопасности необходимо выделять: уровень и качество жизни; темпы инфляции; норму безработицы, экономический рост; дефицит бюджета; государственный долг; встроенность в мировую экономику; состояние золотовалютных резервов; деятельность теневой экономики.
Основные элементы экономической безопасности в общем виде заключаются в следующем:
1) способность страны иметь экономический потенциал, достаточный для самостоятельного, устойчивого, прогрессивного развития всех сфер общественной жизни;
2) способность страны самодостаточно воспроизводить и обеспечивать свое население по признанным мировым стандартамжизненно необходимыми благами и обеспечивать благосостояние всех слоев населения;
3) способность страны противостоять и сохранять высокий уровень стабильности при внешних и внутренних экономических, политических, социальных, природных и техногенных дестабилизирующих воздействиях.
Мера обеспечения безопасности экономики определяется следующими обстоятельствами:
• степенью открытости, экономики и интегрированностью ее в мирохозяйственные связи;
• мерой притязаний других стран на экономическую или политическую независимость данной страны и завоевание ее национальной экономики;
• наличием потенциальных ресурсов для обеспечения защищенности;
• степенью влияния на развитие экономики теневого сектора.
Сегодняшнее состояние российский экономики в значительной степени испытывает воздействие всех этих обстоятельств, поэтому необходимо усиление механизмов защиты экономики.
Таким образом, объектом экономической безопасности являются экономическая система и институциональные преобразования, способствующие повышению уровня экономической безопасности.
Предметом изучения являются методы, механизмы, инструменты и технологии функционирования экономических систем и институциональных преобразований, отвечающих требованиям экономической безопасности.
Анализ классификационной схемы позволяет сделать вывод о том, что экономическая безопасность является прежде всего функцией от избранного политического и экономического курса.
Экономическая безопасность понимается как многоуровневое явление и включает:
• экономическую безопасность страны в целом;
• экономическую безопасность, региона;
• экономическую безопасность отрасли и отдельного предприятия;
• экономическую безопасность отдельного гражданина и предпринимателя.
Обеспечение экономической безопасности представляет собой систему мер, направленных на защиту общенациональных интересов России в сфере экономики, оказывающих регулятивное воздействие на нее и активное противодействие внешним и внутренним угрозам, откуда бы они ни исходили. Рассмотрим эти меры.
1. Информационно-аналитические меры:
• мониторинг имеющейся информации относительно уязвимости жизненно важных интересов и противодействия угрозам;
• выработка текущих и прогностических оценок развития экономических отношений в стране в плане предупреждения кризисных тенденций;
• разработка предложений о повышении эффективности системы обеспечения экономической безопасности и др.
2. Меры регулятивного воздействия:
• локализация и нейтрализация угроз всем жизненно важным интересам страны;
• устранение кризисных тенденций в сфере обеспечения экономической безопасности и др.
3. Меры прямого противодействия:
• противодействие носителям всех угроз жизненно важным интересам страны;
• контроль за состоянием экономических отношений в стране;
• программа выхода из экономического кризиса и др.
В совокупности указанные меры представляют собой политику обеспечения экономической безопасности.
Под безопасностью гражданина понимается состояние защищенности от факторов опасности на уровне его личных интересов и потребностей. Личная безопасность любого гражданина включает обеспечение его защиты от преступных посягательств на жизнь, здоровье, свободу, честь и достоинство.
Под безопасностью предпринимателя следует понимать безопасность жизни предпринимателей, их сотрудников, клиентов, а следовательно, и безопасность их деятельности. Внешняя опасность заключается в том, что в данном случае можно отобрать, украсть или заставить отдать деньги, организационно-финансовые инновации или важную информацию. Опасность может грозить и изнутри, со стороны ближайшего окружения, знакомых или даже сотрудников, являющихся скрытыми «агентами влияния».
Экономическая безопасность организации обеспечивается действенностью нормативных, организационных и материальных гарантий выявления, предупреждения и пресечения посягательств на порядок управления и законные права организации, ее имущество, интеллектуальную собственность, благоприятную финансово-коммерческую конъюнктуру, устойчивость хозяйственных связей, социально-психологическую обстановку, производственную дисциплину, технологическое лидерство, научные достижения и охраняемую информацию.
ОСНОВНЫЕ УГРОЗЫ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Угрозы интересам России в области обеспечения экономической безопасности многоаспектны. В настоящее время наиболее актуальны и реальны угрозы, связанные с продолжающимся в течение всех лет реформирования ростом цен, снижением платежеспособного спроса, ухудшением состояния рынка ценных бумаг, криминализацией банковской деятельности и сферы предпринимательства, снижением инновационной активности. Эти проблемы обусловлены тем, что в переходный период рыночные отношения слаборазвиты и не создают сильного мотивационного поля для повышения эффективности и экономического роста, а в отдельных случаях даже создают угрозу экономической безопасности.
Экономическая безопасность страны характеризуется ее способностью предотвращать угрозы (или противодействовать им), направленные на различные отрасли экономики, при этом нежелательные изменения в объектах угроз выступают в роли возможных либо фактических ущербов.
Под угрозами принято понимать потенциально или реально существующие воздействия, которые приводят к тому или иному моральному или материальному ущербу.
Угрозы негативного изменения внешней политической, экономической или природной среды либо негативных изменений в жизненно важных сферах внутри страны подразделяются на:
• реальные;
• потенциальные;
• целенаправленно создаваемые каким-либо субъектом или возникающие стихийно;
• актуальные;
• отдаленные и т. д.
Ущербы подразделяются на:
• фактические и возможные;
• восполнимые и безвозвратные (некомпенсируемые);
• физические;
• социальные;
• политические;
• экономические.
С точки зрения самой общей классификации угроз безопасности их можно разделить на внутренние и внешние (табл. 7.2).
Таблица. Общая классификация угроз экономической
Угрозы экономической безопасности | |
Внутренние | Внешние |
1. Продолжающийся спад производства | 1. Зависимость России от импорта многих видов продукции стратегического назначения, продовольствия |
2. Низкая инвестиционная активность и переток капитала в посредническо-финансовую деятельность | 2. Преобладание сырьевой направленности экспорта |
3. Низкая конкурентоспособность продукции | 3. Дискриминационные меры зарубежных стран к российским товарам |
4. Катастрофическое ухудшение состояния инновационного потенциала | 4. Высокий уровень внешнего долга |
5. Свертывание научной сферы | 5. Агрессивная политика иностранных компаний по завоеванию рынков сбыта |
6. Структурная деформированность экономики | 6. Скупка за бесценок российской собственности |
7. Рост безработицы | 7. Вложения средств в российскую экономику с целью устранения конкурентов |
8. Усиление имущественного расслоения населения | |
9. Слабое использование разведанных недр | |
10. Криминализация экономики | |
11. Региональный сепаратизм | |
12. Слабость нормативно-правовой базы | |
13. Локальная концентрация бедных слоев населения | |
14. Увеличение материало- и энергоемкости продукции | |
15. Рост взаимной задолженности экономических субъектов | |
16. Просчеты политики реформирования |
Сопоставление внутренних и внешних угроз показывает, что количество внутренних угроз преобладает. Среди внутренних угроз наибольшую опасность представляют тенденции, складывающиеся в социальной и научно-технической сферах..
Серьезными внутренними угрозами в экономической области являются:
• незавершенность экономических преобразований;
• возрастание неравномерности развития регионов;
• спад производства.
Главная внешняя угроза в экономической области связана с тем, что открытость российской экономики при отсутствии надлежащей экономической политики может ослабить экономическую самостоятельность России, привести к деградации ее технологического и промышленного потенциала.
Несмотря на отдельные позитивные моменты (поддержание дефицита бюджета на относительно низком уровне, замедление темпов падения промышленного производства и др.), обострение кризиса продолжается: сокращается производство в ряде ключевых отраслей экономики, растет внешний долг.
Серьезную угрозу экономической безопасности и политическому авторитету страны создает размер ее внешнего долга, тем более если он постоянно растет. Государство отвлекает на его погашение значительные бюджетные средства, теряет самостоятельность в принятии экономических решений и т. д.
К ряду факторов, непосредственно работающих против экономической безопасности, относится инвестиционный кризис. Замедление инвестиционных процессов уже сказывается на ее настоящем, превращая технологическую опасность и угрозу чрезвычайных ситуаций в повседневный факт современной хозяйственной жизни.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Государственная деятельность по обеспечению экономической безопасности страны включает следующие элементы:
1) объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества для выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов экономической безопасности;
2) разработка комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;
3) организация работы по реализации комплекса государственных мер по обеспечению экономической безопасности.
Главными целями мониторинга экономической безопасности являются:
• создание государственной системы мониторинга состояния обеспечения экономической безопасности Российской Федерации;
• оперативное обеспечение органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов информацией о состоянии угроз экономической безопасности, их характере, возможных последствиях, а также прогнозами в этой области;
• информационное взаимодействие всех органов власти;
• контроль за состоянием угроз экономической безопасности страны.
Для достижения целей организации мониторинга необходимо решение следующих задач:
1) разработка организационно-методического обеспечения проведения мониторинга, обеспечивающего сбор и оценку информации с использованием пороговых значений и критериев экономической безопасности;
2) разработка механизма получения информации о состоянии угроз экономической безопасности;
3) оперативный анализ поступающей информации в целях предупреждения угроз экономической безопасности.
скорейшего и наиболее эффективного устранения их последствий.
Необходимо создание соответствующей системы, в которой на каждом уровне решается круг задач, определяемых его компетенцией. Таким образом, можно выделить несколько уровней, образующих систему государственных органов и ведомств, занятых в пределах своей компетенции проблемами экономической безопасности. Это следующие уровни:
государственно-региональная модель - на уровне Федерации и субъекта Федерации;
ведомственно-отраслевая модель - в отраслях с преимущественно государственной собственностью;
смешанная модель - в отраслях, где за государством закреплены пакеты акций;
корпоративная модель - для акционерных обществ и финансово-промышленных групп.
Параллельно с государственной системой обеспечения экономической безопасности в России с началом экономических реформ стала постепенно складываться негосударственная система в области экономической безопасности, нацеленная прежде всего на безопасность предпринимательства, собственности и личности.
ВЫВОДЫ
Основой жизнедеятельности общества, его социально-политической и национально-этнической устойчивости является экономическая безопасность.
Объектами экономической безопасности России являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений при государственном регулировании экономической деятельности.
Причинами возникновения и развития кризисных ситуаций в стране, вызывающих угрозы экономической безопасности, выступают различные факторы: спад производства и потеря внутреннего рынка; нарушение научно-технического потенциала и деиндустриализация экономики; утрата продовольственной независимости и обострение ценовых диспропорций между промышленностью и сельским хозяйством; рост безработицы и ослабление трудовой дисциплины; криминализация экономики; нарушение финансового обеспечения; потеря внешнего рынка и т. д.
Вопросы для самопроверки
1. Назовите составляющие национальных интересов России.
2. Каковы основные элементы экономической безопасности?
3. Какие меры направлены на защиту общенациональных интересов России в сфере экономики?
4. Назовите уровни экономической безопасности.
5. Что понимается под угрозами экономической безопасности? Сопоставьте внутренние и внешние угрозы.
6. В чем заключается государственная деятельность по обеспечению экономической безопасности страны?
7. Какие цели мониторинга экономической безопасности являются главными?
Лекция 8
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО В ОБЛАСТИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОХРАНЫ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ, ЗАНИМАЮЩИЕСЯ ВОПРОСАМИ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Современное международное сотрудничество России в области безопасности жизнедеятельности человека и охраны окружающей среды осуществляется по трем основным направлениям:
• международные организации;
• международные конвенции и соглашения;
• многосторонние и двусторонние связи.
Международное сотрудничество в решении глобальных проблем взаимодействия общества и природы является объективной потребностью эпохи, условием существования и прогресса человечества.
Единство и взаимосвязь биосферных процессов и условность государственных границ приводят к тому, что ни одна самая образцовая страна, бережно относящаяся к природе, с самым разумным природоохранным законодательством и законопослушными гражданами не может быть застрахована от ухудшения качества воды, воздуха, почвы от гибели животного и растительного мира. Например, значительная часть загрязнения на территорию Канады поступает из США, около 20% серы, ведущей к образованию кислотных дождей, поступает в страны СНГ через западную границу. В то же время выбросы предприятий, расположенных в северо-западных районах нашей страны, серьезно ухудшают экологическую обстановку Финляндии и т. д.
Таким образом, недостаточно совершенствовать законодательство и систему природопользования только в своей стране, необходимо всячески способствовать развитию международного сотрудничества и международного законодательства, регулирующего совместные усилия всех стран в области обеспечения безопасности жизнедеятельности человечества.
Всемирный союз охраны природы (МСОП), основанный в 1948 г. (расположен в г. Гланд, Швейцария), является старейшей и крупнейшей в мире независимой международной некоммерческой организацией. Союз объединяет 78 государств. МСОП играет руководящую роль в мировом природоохранном движении в деле распространения единого подхода к сохранению целости и разнообразия живой природы, к использованию природных ресурсов на принципах устойчивого развития. В рамках международных концепций Союз помог более 75 странам в подготовке и реализации национальных природоохранных стратегий и планов действий.
Деятельность Союза известна по таким публикациям, как Красные книги и «Списки животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения», «Всемирная стратегия охраны природы», «Списки национальных парков и охраняемых территорий» и др.
Представительство МСОП было открыто в Москве в рамках европейской региональной программы в 1994 г. Деятельность представительства направлена на укрепление сотрудничества правительственных, научных и общественных организаций, координацию их взаимодействия для улучшения состояния окружающей среды и сохранения биологического биоразнообразия.
Среди опасностей, угрожающих человеку, более всего приковывает к себе постоянное внимание общественности проблема радиации. Особенно много дискуссий и акций протеста возникает по поводу атомной аварии на Чернобыльской АЭС 26 апреля 1986 г.
В 1957 г. ООН учредила специальную организацию - Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). В него входят 120 государств. Штаб-квартира МАГАТЭ находится в Вене. Одно из основных направлений деятельности МАГАТЭ - проблема безопасности атомных станций. Эксперты МАГАТЭ проводят проверки и составляют заключения об уровне безопасности конкретных АЭС.
Особые задачи возлагаются на МАГАТЭ в области контроля, в частности, за тем, чтобы помощь, предоставляемая непосредственно агентством или при его содействии, не была использована а,ля каких-либо военных целей. По Договору о нераспространении оружия на МАГАТЭ возложена проверка выполнения обязательств его участников.
Международное агентство по атомной энергии проводит международные конференции и другие совещания для обсуждения вопросов использования атомной энергии, направляет в различные страны (главным образом в развивающиеся) специалистов для помощи в исследовательской работе, оказывает посреднические межгосударственные услуги по передаче ядерного оборудования и материалов.
Деятельность по улучшению здоровья населения всех стран осуществляет специализированное агентство ООН - Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ). ВОЗ создана в 1948 г. и объединяет 165 стран. Посредством прямой технической кооперации со странами-членами и путем стимулирования такой кооперации между ними ВОЗ способствует развитию служб здравоохранения, предупреждению и контролю заболеваний, улучшению условий окружающей среды, развитию здорового населения, координации и проведению исследований служб здравоохранения и биомедицинских исследований, планированию и внедрению здравоохранительных программ.
Такое широкое поле деятельности охватывают многие аспекты: развитие систем первичного здравоохранения, которые достигали бы всего населения стран-членов; содействие охране здоровья матери и ребенка; контроль за распространением малярии и других заразных заболеваний, включая туберкулез и лепру; ликвидация оспы, содействие массовой иммунизации против ряда других заболеваний, которые можно предупредить; улучшение психического здоровья; обеспечение безопасных источников воды и подготовка персонала всех категорий в области здравоохранения и пр.
Международное сотрудничество необходимо также в таких вопросах, как установление международных стандартов биологических веществ, пестицидов и фармацевтических препаратов; формулирование критериев здоровой окружающей среды; рекомендации международных названий лекарств; применение международного регулирования в области здравоохранения; пересмотр международной классификации заболеваний, травм и причин смерти; сбор и распространение статистической информации в области здоровья.
В декабре 1997 г. Россия вошла в состав новой международной Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) и стала полноправной участницей Конвенции о запрещении разработки, производства,, накопления и применения химического оружия и об его уничтожении. Почти все члены ООН (168 стран) подписали это соглашение.
Конвенция вводит Россию в новый этап разоружения. Она запрещает все виды деятельности с химическим оружием, кроме разрешенных, требует уничтожения имеющихся запасов, обязывает избавиться или конверсировать бывшие объекты по производству оружия, создает предпосылки для сотрудничества, помощи и торговли химической продукцией и технологиями, внедряет в обращение механизм международного контроля.