Введение. безопасность жизнедеятельности как научная дисциплина. цель и задачи курса «безопасность жизнедеятельности»

Лекция 1. «Введение в дисциплину «Безопасность жизнедеятельности»

План лекции:

Введение. Безопасность жизнедеятельности как научная дисциплина. Цель и задачи курса «Безопасность жизнедеятельности».

Опасность. Опасный и вредный факторы.

Понятие о риске как количественной характеристике проявления опасности.

Безопасность и ее виды. Принципы, методы и средства обеспечения БЖД.

Основная литература:

1. Айзман Роман Иделевич Основы безопасности жизнедеятельности : учебное пособие для вузов : рек. УМО вузов РФ / Р. И. Айзман, Н. С. Шуленина, В. М. Ширшова ; [под общ. ред. Р. И. Айзмана, С. В. Петрова] ; Новосиб. гос. пед. ун-т, Моск. пед. гос. ун-т. - Новосибирск ; Москва : Арта, 2011. - 368 с.

2. Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учеб. для вузов / под ред. Л. А. Михайлова. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 461 с.

3. Оборин, В. А. Безопасность жизнедеятельности [Текст] : крат. курс лекций для студ. фак. физ. культуры / В. А. Оборин. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2007. - 52 с. - Библиогр.: с. 49-51. - 25.00 р.

ВВЕДЕНИЕ. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ».

Проблема защиты человека от опасностей в различных условиях его обитания возникла одновременно с появлением на Земле наших предков. На заре человечества людям угрожали опасные природные явления, представители биологического мира. С течением времени стали появляться опасности, творцом которых стал сам человек.

Несмотря на научно-технический прогресс, уязвимость нашего общества от при­родных и природно-техногенных катастроф критически растет: число постра­давших от них людей во всем мире возрастает ежегодно на 6%. Это обусловлено четырьмя основными причинами:

□ ростом населения и урбанизации;

□ возведением объектов повышенного риска (АЭС, ГЭС, химические предпри­ятия, транспортные магистрали);

□ изменением окружающей среды, способствующим активизации катастрофи­ческих процессов;

□ отсутствием надежных методов прогнозирования опасных процессов и спосо­бов борьбы с ними.

Насыщение народного хозяйства России объектами повышенного риска, распо­ложенными в зонах высокой концентрации населения, резко усиливает опасность крупных техногенных и природных аварий и катастроф. При существующих тен­денциях развития страны этот риск будет усугубляться.

В настоящее время человек больше всего страдает от им же созданных опасно­стей. Только в дорожно-транспортных происшествиях в России ежегодно погибает более 30 тыс. человек. Десятки тысяч людей становятся ежегодно жертвами алкого­ля. Тысячи человек погибают на производстве.

Статистические данные свидетельствуют о том, что если от стихийных природ­ных бедствий и техногенных катастроф ежегодно в России погибает до 2-3 тыс. человек, то от социальных опасностей и других происшествий в обычной жизни погибают и становятся инвалидами до 800 тыс. человек. Эти факты диктуют необхо­димость формирования безопасного поведения людей во всех сферах его жизнедея­тельности, начиная с детского возраста.

Человеческие потери в России за год (период 1990 - 2000г)
Таблица 1. Причины гибели людей Количество погибших, человек
Автомобильный транспорт 30000 ÷ 35000
Криминальные 30000 ÷ 35000
Производство 7000 ÷ 10000
Алкогольное опьянение 7000 ÷ 9000
Пожары 6000 ÷ 8000
Суициды 8000 ÷ 10000
Утопления 5000 ÷ 7000
Воздушный, водный транспорт, железная дорога 3000 ÷ 5000
Бытовая сфера 2000 ÷ 4000
Военные действия 3000 ÷ 5000
Стихийные бедствия 2000 ÷ 4000
Прочие причины 8000 ÷ 10000
Суммарные значения 111000 ÷ 142000

Образовательная область «Безопасность жизнедеятельности» создавалась на основе накопленного в стране опыта обеспечения безопасности человека в повсе­дневной жизни, в процессе его трудовой деятельности в различных экстремальных и чрезвычайных ситуациях, а также с учетом нормативно-правовых актов РФ и меж­дународных документов в области безопасности.

Безопасность жизнедеятельности(БЖ) — это область научно-практических знаний, изучающая природу опасностей, угрожающих человеку и окружающему миру, закономерности их формирования и проявления, способы предупреждения и защиты от них и ликвидации их последствий.

Цель БЖ: выработка идеологии безопасности, формирование безопасного мыш­ления и поведения.

Задачи БЖ:

1) идентификация (распознавание) опасностей: вид опасности, пространствен­ные и временные координаты, величина, возможный ущерб и др.;

2) уменьшение вероятности проявления опасностей или уменьшение риска, прогнозирование ЧС;

3) профилактика опасностей на основе сопоставления затрат и выгод;

4) действия в условиях чрезвычайных ситуаций или опасностей, обеспечение готовности к возможным стихийным бедствиям авариям и катастрофам, организация ликвидации их последствий

Предмет БЖ: защита жизненно важных интересов личности, общества и госу­дарства, имущества и окружающей среды от внешних и внутренних опасностей и угроз.

Жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного раз­вития личности, общества и государства.

К основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конститу­ционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Аксиомы БЖД

1. Любые объекты, процессы, явления потенциально опасны для человека.

2. Любая деятельность потенциально опасна для человека.

3. Ни в одном виде деятельности нельзя добиться абсолютной безопасности.

Обобщая, можно сказать, что БЖ исследует мир опасностей, действующих в сре­де обитания человека, разрабатывает системы и методы защиты человека от них.

Наши рекомендации