Введение. безопасность жизнедеятельности как научная дисциплина. цель и задачи курса «безопасность жизнедеятельности»
Лекция 1. «Введение в дисциплину «Безопасность жизнедеятельности»
План лекции:
Введение. Безопасность жизнедеятельности как научная дисциплина. Цель и задачи курса «Безопасность жизнедеятельности».
Опасность. Опасный и вредный факторы.
Понятие о риске как количественной характеристике проявления опасности.
Безопасность и ее виды. Принципы, методы и средства обеспечения БЖД.
Основная литература:
1. Айзман Роман Иделевич Основы безопасности жизнедеятельности : учебное пособие для вузов : рек. УМО вузов РФ / Р. И. Айзман, Н. С. Шуленина, В. М. Ширшова ; [под общ. ред. Р. И. Айзмана, С. В. Петрова] ; Новосиб. гос. пед. ун-т, Моск. пед. гос. ун-т. - Новосибирск ; Москва : Арта, 2011. - 368 с.
2. Безопасность жизнедеятельности [Текст] : учеб. для вузов / под ред. Л. А. Михайлова. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2008. - 461 с.
3. Оборин, В. А. Безопасность жизнедеятельности [Текст] : крат. курс лекций для студ. фак. физ. культуры / В. А. Оборин. - Киров: Изд-во ВятГГУ, 2007. - 52 с. - Библиогр.: с. 49-51. - 25.00 р.
ВВЕДЕНИЕ. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК НАУЧНАЯ ДИСЦИПЛИНА. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ КУРСА «БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ».
Проблема защиты человека от опасностей в различных условиях его обитания возникла одновременно с появлением на Земле наших предков. На заре человечества людям угрожали опасные природные явления, представители биологического мира. С течением времени стали появляться опасности, творцом которых стал сам человек.
Несмотря на научно-технический прогресс, уязвимость нашего общества от природных и природно-техногенных катастроф критически растет: число пострадавших от них людей во всем мире возрастает ежегодно на 6%. Это обусловлено четырьмя основными причинами:
□ ростом населения и урбанизации;
□ возведением объектов повышенного риска (АЭС, ГЭС, химические предприятия, транспортные магистрали);
□ изменением окружающей среды, способствующим активизации катастрофических процессов;
□ отсутствием надежных методов прогнозирования опасных процессов и способов борьбы с ними.
Насыщение народного хозяйства России объектами повышенного риска, расположенными в зонах высокой концентрации населения, резко усиливает опасность крупных техногенных и природных аварий и катастроф. При существующих тенденциях развития страны этот риск будет усугубляться.
В настоящее время человек больше всего страдает от им же созданных опасностей. Только в дорожно-транспортных происшествиях в России ежегодно погибает более 30 тыс. человек. Десятки тысяч людей становятся ежегодно жертвами алкоголя. Тысячи человек погибают на производстве.
Статистические данные свидетельствуют о том, что если от стихийных природных бедствий и техногенных катастроф ежегодно в России погибает до 2-3 тыс. человек, то от социальных опасностей и других происшествий в обычной жизни погибают и становятся инвалидами до 800 тыс. человек. Эти факты диктуют необходимость формирования безопасного поведения людей во всех сферах его жизнедеятельности, начиная с детского возраста.
Человеческие потери в России за год (период 1990 - 2000г) | |
Таблица 1. Причины гибели людей | Количество погибших, человек |
Автомобильный транспорт | 30000 ÷ 35000 |
Криминальные | 30000 ÷ 35000 |
Производство | 7000 ÷ 10000 |
Алкогольное опьянение | 7000 ÷ 9000 |
Пожары | 6000 ÷ 8000 |
Суициды | 8000 ÷ 10000 |
Утопления | 5000 ÷ 7000 |
Воздушный, водный транспорт, железная дорога | 3000 ÷ 5000 |
Бытовая сфера | 2000 ÷ 4000 |
Военные действия | 3000 ÷ 5000 |
Стихийные бедствия | 2000 ÷ 4000 |
Прочие причины | 8000 ÷ 10000 |
Суммарные значения | 111000 ÷ 142000 |
Образовательная область «Безопасность жизнедеятельности» создавалась на основе накопленного в стране опыта обеспечения безопасности человека в повседневной жизни, в процессе его трудовой деятельности в различных экстремальных и чрезвычайных ситуациях, а также с учетом нормативно-правовых актов РФ и международных документов в области безопасности.
Безопасность жизнедеятельности(БЖ) — это область научно-практических знаний, изучающая природу опасностей, угрожающих человеку и окружающему миру, закономерности их формирования и проявления, способы предупреждения и защиты от них и ликвидации их последствий.
Цель БЖ: выработка идеологии безопасности, формирование безопасного мышления и поведения.
Задачи БЖ:
1) идентификация (распознавание) опасностей: вид опасности, пространственные и временные координаты, величина, возможный ущерб и др.;
2) уменьшение вероятности проявления опасностей или уменьшение риска, прогнозирование ЧС;
3) профилактика опасностей на основе сопоставления затрат и выгод;
4) действия в условиях чрезвычайных ситуаций или опасностей, обеспечение готовности к возможным стихийным бедствиям авариям и катастрофам, организация ликвидации их последствий
Предмет БЖ: защита жизненно важных интересов личности, общества и государства, имущества и окружающей среды от внешних и внутренних опасностей и угроз.
Жизненно важные интересы — совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства.
К основным объектам безопасности относятся: личность — ее права и свободы; общество — его материальные и духовные ценности; государство — его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.
Аксиомы БЖД
1. Любые объекты, процессы, явления потенциально опасны для человека.
2. Любая деятельность потенциально опасна для человека.
3. Ни в одном виде деятельности нельзя добиться абсолютной безопасности.
Обобщая, можно сказать, что БЖ исследует мир опасностей, действующих в среде обитания человека, разрабатывает системы и методы защиты человека от них.