Принципы работы с лицами пожилого возраста и инвалидами как практической деятельности
Принцип создания равных возможностей - предоставление социальных услуг лицам пожилого возраста и инвалидам независимо от возраста, национальности, происхождения, социального статуса, сферы занятости, места проживания, религиозной принадлежности.
Принцип сочетания помощи с самопомощью - опора на позитивный потенциал пожилых и инвалидов и их стремление воспринять социальное влияние.
Принцип гуманности - приоритет общечеловеческих ценностей, которые продиктованы общечеловеческими ценностями, уходящими корнями в семейную среду и фундаментальные основы нравственности; сочетание интересов общества и потребностей пожилых и инвалидов в получении социальных услуг.
Принцип дифференциации и индивидуализации - учет уровней физического, психического, социального, духовного, интеллектуального развития, стимулирования их активности, раскрытие творческой индивидуальности каждого.
Принцип адаптации - привлечение пожилых и инвалидов к социально значимой деятельности с целью приспособления к социальной среде, а также адаптация общества к особым потребностям этих граждан.
Принцип интеграции - включение в деятельность различных сфер жизни общества, их позитивной социализации, индивидуализации, идентификации.
Принцип согласованности краткосрочных и долгосрочных перспектив социализации, взаимодействие мероприятий государственной, негосударственной и личностной программы образовательного, культурного, психического, физического развития.
Принцип комплексного подхода - использование широкого спектра приемов и средств решения социально-психологических проблем. Принцип этичности - отражает характер деятельности, направленный на корректную обработку информации и сохранение конфиденциальности.
Принцип партнерства и взаимного доверия - основа продуктивного взаимодействия в социальном становлении пожилых и инвалидов с государственными и негосударственными социальными службами.
Принцип уважения - соблюдение права на личное мнение, создание условий для волеизъявления собственного мнения клиента.
Принцип бесплатности обслуживания - осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
11. Основные проблемы лиц пожилого возраста.
Переход человека в группу пожилых в существенной мере изменяет его взаимоотношения с обществом и такие ценностно-нормативные понятия, как цель и смысл жизни, добро и счастье и т.д. Отсюда вытекает ряд проблем с которыми сталкиваются пожилые:
- Психические проблемы возникают при разрыве привычного образа жизни и общения в связи с выходом на пенсию, при наступлении одиночества в результате потери супруга, при заострении характерологических особенностей в результате развития склеротического процесса. Все это ведет к возникновению эмоционально-волевых расстройств, развитию депрессии, изменениям поведения.
- Старческая немощь - это состояние, когда человек в результате длительной хронической болезни становится неспособным выполнять повседневные функции, которые необходимы для нормальной самостоятельной жизни. Такое состояние уже требует постоянной опеки и помощи, переход на жительство в дом для престарелых.
- К социально-психологическим проблемам пожилых граждан часто относят такие, как сужение круга интересов, что усиливает привязанность к прошлому, часто приводит к воспоминаниям. Но, живя воспоминаниями, они постепенно теряют способность удерживать в памяти частности данного момента, например, имена.
При соответствующем отношении к пожилым людям со стороны государства, общественных и других объединений, и. организаций, общества и целом их жизнь может быть достаточно полноценной.
- Выход на пенсию особенно тяжело воспринимают люди, чья трудовая деятельность высоко ценилась в прошлом, а сейчас признается ненужной, бесполезной. Практика показывает, что разрыв с трудовой деятельностью отрицательно отражается на состоянии здоровья, жизненном тонусе, психике граждан. И это естественно, поскольку труд является источником долголетия, одним, из важнейших условий сохранения хорошего здоровья
- Проблема незанятости пожилого населения коренным образом отражается на их социально-экономическом положении, которое часто связано с сопутствующими уменьшению продолжительности жизни болезнями, невозможностью вести независимый образ жизни, бедностью, невозможностью оплатить надлежащий уход и квалифицированную медицинскую помощь.
- Потеря своего социального статуса, активной жизни тяжело переносится пожилым человеком. И для компенсации этого главную роль должна играть семья. Однако, нередко приходится говорить о том, что именно взаимоотношения стариков с членами семьи негативно влияют на самочувствие и жизнедеятельность старшего поколения.
- Важной социальной проблемой пожилых граждан является постепенное разрушение традиционных семейных устоев, что привело к тому, что старшее поколение не занимает почетное главенствующее положение. Очень часто пожилые люди вообще живут отдельно от семей и поэтому им бывает не под силу справляться со своими недомоганиями и одиночеством.
- Особенность пожилого клиента заключается также в том, что он чаще других выступает как объект насилия (плохой уход, физическое, психологическое, моральное насилие) со стороны социального окружения.
- Слабость к алкоголю у пожилых лиц – одна из проблем. Существует определенная мифология, вызванная психологическими установками: "алкоголь улучшает пищеварение", "алкоголь помогает уснуть", "алкоголь помогает не чувствовать одиночество" и т.д., что наряду с другими факторами, также приводит к алкоголизации.
- Проблема одиночества выступает как социальная и психологическая проблема перед людьми пожилого возраста. Наблюдается сужение контактов, связанное с выходом на пенсию, обретением детьми самостоятельности, а в дальнейшем - с естественным уходом из жизни друзей и родственников.
- Материальное положение - проблема, которая может соперничать по своей значимости со здоровьем. Пожилые люди встревожены своим материальным положением, уровнем инфляции, высокой стоимостью медицинского обслуживания. Каждая пятая семья пенсионеров испытывает затруднения в приобретении одежды и обуви. Именно в этой группе семей имеются живущие «впроголодь». Многие пожилые люди продолжают работать, причем по материальным соображениям.
Теории старения.
На сегодняшний день существует несколько теорий старения. Можно выделить следующие теории процесса старения:
1. Теория разъединения, предложенная американскими психологами Э.Камминзом и У.Генри в 1961 году. Суть ее заключается в том, старение есть неизбежное взаимное отдаление или разъединение, приводящее к снижению взаимодействия между стареющей личностью и другими личностями в той же социальной системе. Этот процесс может быть инициирован как самой личностью, так и другими лицами, вовлеченными в конкретную ситуацию.
Разъединение старика и общества происходит по принципу однополюсных зарядов: старый человек отходит от общества, а оно, в свою очередь, отталкивает его от себя.
2.Теория активности выступает как альтернативная к предыдущей и предполагающая, что, вступая в старость, люди сохраняют те же потребности и желания, что и в среднем возрасте, и всячески сопротивляются любым намерениям, имеющим целью исключить их из общества. Чтобы «не потерять лицо» и сохранить психологическое равновесие, личность после ухода на пенсию стремится найти себя на каком-нибудь новом поприще.
3. Теория развития и непрерывности жизненного пути. Суть: переходя от ступени к ступени, человек стремится сохранить прежние предпочтения и привычки, усвоенные роли и функции, «успешное» старение возможно лишь при разносторонней адаптации к новым условиям и сохранении прежнего положения сразу в нескольких областях деятельности.
4. Теория наименования и маргинальности, представляет старость как состояние девиантности. Положение стариков – это положение изгоев, удел которых – низкие доходы и ограниченные возможности. Молодые члены общества считают представителей старшего поколения бесполезными, маргинальными, утратившими прежние способности, уверенность в себе и чувство социальной и психологической независимости. Поэтому, по мнению последователей этой теории, трудоспособная и активная часть общества должна разрабатывать социальные программы для улучшения жизни «пассивных» старых людей.
5. Теория социального статуса трактует старость, как показатель положения человека в социальной иерархии общества. Социальный статус включает в себя: пол – «предписанный» статус; профессию и положение, приобретенные в течении жизни, - «достигнутый» статус; календарный возраст, определяющий права, обязанности и социальные функции личности.
6. Теория субъкультуры. Согласно этой теории культура становится стержнем, объединяющим людей пожилого возраста, создает особую близость между ними и в тоже время обосабливает их от других возрастных когорт. Люди имеют собственную субкультуру, в рамках которой заводят новых друзей, оставляя прежних, принадлежат к группе с определенными нормами морали, поведения, общения, духовными ценностями и приобретают в этом психологическую устойчивость. Общество, чтобы способствовать этому, должно создавать соответствующие структуры: жилищные комплексы, учреждения культуры, клубы, поликлиники, домов-интернатов для пенсионеров.
7. Теория возрастной стратификации. Эта теория предполагает возрастную дифференциацию наряду с социальной, разделяя людей на группы по их образу жизни и материальному положению. Отнесение людей к тому или другому поколению, к той или иной возрастной группе может иметь формальный или неформальный характер. Данные социальные стереотипы довлеют над людьми и обязывают их принимать те правила поведения, которые установлены для каждой возрастной группы и самое главное отношение между этими возрастными группами.
Таким образом, приходится констатировать, что существующие социологические теории старения в основном представляют собой узкие, ограниченные представления, рассматривающие лишь отдельные аспекты феномена старости, при отсутствии солидной теоретической систематизации.