Общая классификация угроз экономической безопасности
Таблица 1
Угрозы экономической безопасности | |
Внутренние | Внешние |
1. Сокращение численности населения и его старение | 1. Зависимость России от импорта многих видов продукции стратегического назначения, продовольствия |
3. Низкая конкурентоспособность экономики | 2. Дискриминационные меры зарубежных стран к российским товарам |
4. Катастрофическое ухудшение состояния инновационного потенциала | 3. Высокий уровень внешнего долга |
5. Возрастание рисков возникновения аварий и катастроф техногенного характера | 4. Приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции как с внешнего, так и с внутреннего рынка |
Продолжение табл. 1
6. Структурная деформированность экономики | 5. Неразвитость транспортной инфраструктуры экспортно-импортных операций |
7. Неустойчивое состояние финансово-денежнного обращения и кредитно-банковской системы | 6. Недостаточный экспертный и валютный контроль и необустроенность таможенной и государственной границы |
8. Ухудшение состояния сырьевой базы промышленности и энергетики | |
9. Криминализация экономики | |
10. Высокий уровень инфляции | |
11.Несовершенство механизма формирования экономической политики | |
12. Увеличение разрыва в уровне социально-экономического развития субъектов и регионов РФ, а также города и села | |
13. Политическая нестабильность в связи с возможными повторными терактами | |
14. Низкая инвестиционная активность |
Сопоставление внутренних и внешних угроз показывает, что количество внутренних угроз преобладает. Среди внутренних угроз наибольшую опасность представляют тенденции, складывающиеся в социальной и научно-технической сферах..
Серьезными внутренними угрозами в экономической области являются:
· незавершенность экономических преобразований;
· возрастание неравномерности развития регионов;
· спад производства.
Главная внешняя угроза в экономической области связана с тем, что открытость российской экономики при отсутствии надлежащей экономической политики может ослабить экономическую самостоятельность России, привести к деградации ее технологического и промышленного потенциала.
Несмотря на отдельные позитивные моменты (поддержание дефицита бюджета на относительно низком уровне, замедление темпов падения промышленного производства и др.), обострение кризиса продолжается: сокращается производство в ряде ключевых отраслей экономики, растет внешний долг.
Серьезную угрозу экономической безопасности и политическому авторитету страны создает размер ее внешнего долга, тем более если он постоянно растет. Государство отвлекает на его погашение значительные бюджетные средства, теряет самостоятельность в принятии экономических решений и т. д.
К ряду факторов, непосредственно работающих против экономической безопасности, относится инвестиционный кризис. Замедление инвестиционных процессов уже сказывается на ее настоящем, превращая технологическую опасность и угрозу чрезвычайных ситуаций в повседневный факт современной хозяйственной жизни.
Государственная деятельность по обеспечению
экономической безопасности
Государственная деятельность по обеспечению экономической безопасности страны включает следующие элементы:
· объективный и всесторонний мониторинг экономики и общества для выявления и прогнозирования внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов экономической безопасности;
· разработка комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;
· организация работы по реализации комплекса государственных мер по обеспечению экономической безопасности.
Главными целями мониторинга экономической безопасности являются:
· создание государственной системы мониторинга состояния обеспечения экономической безопасности Российской Федерации;
· оперативное обеспечение органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов информацией о состоянии угроз экономической безопасности, их характере, возможных последствиях, а также прогнозами в этой области;
· информационное взаимодействие всех органов власти;
· контроль за состоянием угроз экономической безопасности страны.
Для достижения целей организации мониторинга необходимо решение следующих задач:
· разработка организационно-методического обеспечения проведения мониторинга, обеспечивающего сбор и оценку информации с использованием пороговых значений и критериев экономической безопасности;
· разработка механизма получения информации о состоянии угроз экономической безопасности;
· оперативный анализ поступающей информации в целях предупреждения угроз экономической безопасности;
· скорейшего и наиболее эффективного устранения их последствий.
Необходимо создание соответствующей системы, в которой на каждом уровне решается круг задач, определяемых его компетенцией. Таким образом, можно выделить несколько уровней, образующих систему государственных органов и ведомств, занятых в пределах своей компетенции проблемами экономической безопасности. Это следующие уровни:
государственно-региональная модель – на уровне Федерации и субъекта Федерации;
ведомственно-отраслевая модель – в отраслях с преимущественно государственной собственностью;
смешанная модель – в отраслях, где за государством закреплены пакеты акций;
корпоративная модель – для акционерных обществ и финансово-промышленных групп.
Параллельно с государственной системой обеспечения экономической безопасности в России с началом экономических реформ стала постепенно складываться негосударственная система в области экономической безопасности, нацеленная прежде всего на безопасность предпринимательства, собственности и личности.
Международные организации, занимающиеся вопросами безопасности жизнедеятельности
Международное сотрудничество в решении глобальных проблем взаимодействия общества и природы является объективной потребностью эпохи, условием существования и прогресса человечества.
Единство и взаимосвязь биосферных процессов и условность государственных границ приводят к тому, что ни одна самая образцовая страна, бережно относящаяся к природе, с самым разумным природоохранным законодательством и законопослушными гражданами не может быть застрахована от ухудшения качества воды, воздуха, почвы от гибели животного и растительного мира. Например, значительная часть загрязнения на территорию Канады поступает из США, около 20% серы, ведущей к образованию кислотных дождей, поступает в страны СНГ через западную границу. В то же время выбросы предприятий, расположенных в северо-западных районах нашей страны, серьезно ухудшают экологическую обстановку Финляндии и т. д.
Таким образом, недостаточно совершенствовать законодательство и систему природопользования только в своей стране, необходимо всячески способствовать развитию международного сотрудничества и международного законодательства, регулирующего совместные усилия всех стран в области обеспечения безопасности жизнедеятельности человечества.
Организация объединенных наций (ООН)