Организационно-правовые основы физической культуры и спорта
Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и олимпийского движения.
Настоящий федеральный закон состоит из семи глав и сорока трех статей и был принят Государственной Думой 13 января 1999 года и одобрен Советом Федерации 27 января 1999 года.
В первой главе настоящего закона изложены общие положения (цели и задачи настоящего закона, принцип государственной политики в области физической культуры и спорта, меры государственной поддержки развития физической культуры и спорта). Рассмотрим подробнее.
Ст. 1 Федерального закона о физической культуре и спорте в РФ определяет его цели и задачи.
Настоящий закон создает условия для развития массовых и индивидуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в учреждениях, на предприятиях, в организациях независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, с детьми дошкольного возраста и с обучающимися в образовательных учреждениях, работниками организаций, инвалидами, пенсионерами и другими категориями населения.
Настоящий закон рассматривает физическую куль'туру и спорт как одно из средств профилактики заболевания, укрепления здоровья, поддержки высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами и гарантирует права граждан на равный доступ к занятиям физическими упражнениями и спортом.
Государственная политика в области физической культуры и спорта осуществляется в соответствии со следующими принципами:
- непрерывности и преемственности физического воспитания раз
личных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности;
- учета интересов всех граждан при разработке и реализации феде
ральных программ развития физической культуры и спорта;
- признания самостоятельности всех физкультурно-спортивных
объединений, отвечающих требованиям настоящего Федерального закона, равенства их прав на государственную поддержку;
- создания благоприятных условий финансирования физкультурно-
спортивных и спортивно-технических организаций олимпийского движе
ния России (ст. 3);
Ст. 4 данного федерального закона перечисляет меры государственной поддержки развития физической культуры и спорта.
Государство обеспечивает развитие физической культуры и спорта в РФ, поддерживает физкультурное движение и олимпийское движение России и обеспечивает:
- ежегодное финансирование мероприятий в области физической
культуры и спорта, в том числе мероприятий по подготовке к участию
спортсменов в Олимпийских играх, других международных спортивных
соревнованиях;
- создание условий для использования физкультурно-спортивными
организациями и предприятиями спортивной промышленности государст
венных финансовых, материально-технических, а также научно-
исследовательских разработок и технологий;
- содержание спортивных сооружений, находящихся в собственно
сти РФ;
- создание условий для строительства и содержания спортивных со
оружений по месту жительства граждан;
- создание условий для увеличения количества детско-юношеских
спортивных школ;
- организацию физкультурно-оздоровительных и спортивно-
массовых мероприятий;
- организацию лицензирования деятельности в области физической
культуры и спорта;
- поддержку внешнеэкономических связей физкультурно-
спортивных мероприятий.
Государство поддерживает развитие спорта в целях достижения высших спортивных результатов и создает для этого благоприятные условия посредством:
- увеличения количества спортивных школ;
- строительства новых и модернизации существующих баз и цен
тров подготовки сборных команд РФ;
- выделения ассигнований на комплексные научные исследования
по проблемам развития спорта высших достижений;
- поощрения меценатства и благотворительности.
Глава II закона раскрывает систему физической культуры и спорта в РФ.
Субъекты физкультурного движения в РФ:
- спортивные клубы, коллективы физической культуры;
- детско-юношеские спортивные школы;
- образовательные учреждения и научные организации в области
физической культуры;
- союзы, ассоциации по различным видам спорта;
- Олимпийский комитет России;
- федеральный орган исполнительной власти в области физической
культуры, органы исполнительной власти субъектов РФ, подведомствен
ные им организации, муниципальные организации физической культуры и
спорта.
Специально уполномоченный орган исполнительной власти обеспечивает государственную политику в области физической культуры и спорта, подготовку и представление в Правительство РФ проектов федеральных программ развития физической культуры, организацию, лицензирование, руководство физическим воспитанием граждан, финансирование, содержание центров спортивной подготовки, контроль за исполнением федеральных законов.
Глава III посвящена физкультурно-оздоровительной работе и развитию спорта высших достижений.
Органы государственной власти, образовательные учреждения и иные организации рассматривают физическое воспитание детей дошкольного возраста, а также обучающихся образовательных учреждений, военнослужащих, граждан допризывного и призывного возраста, инвалидов, пенсионеров и других граждан как важнейшее направление социальной политики государства. Разрабатываются программы, в которых предусматриваются:
- повышение качества физического воспитания;
- вовлечение граждан в систематические занятия физической куль
туры и спортом;
- пропаганда знаний об эффективности использования физических
упражнений в профилактике и лечении заболеваний и др.
Для проведения физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в Вооруженных силах РФ создаются и действуют организации физической культуры и спорта в форме государственных некоммерческих организаций.
Физическая подготовка граждан допризывного и призывного возраста к военной службе проводится в общеобразовательных учреждениях (ст. 17).
Развитие физической культуры и спорта инвалидов направлено на повышение их двигательной активности и является непременным и определяющим условием всесторонней реабилитации и специальной адаптации инвалидов (ст. 18).
Гражданам, в том числе спортсменам, тренерам и-судьям по видам спорта, здоровью которых причинен вред в связи с занятиями физической культурой и спортом в организованной форме, в соответствии с законодательством РФ предоставляется медицинская, социальная и профессиональная реабилитация (ст. 20).
Глава IV посвящена пропаганде физической культуры и спорта.
Средства массовой информации, в том числе телевизионные компании и радиокомпании, газеты, журналы, их редакции предусматривают регулярные передачи образовательно-просветительского характера, формируют у граждан потребность в занятиях физическими упражнениями.
Не допускается пропаганда в спорте культа жестокости и насилия, унижения человеческого достоинства, использование запрещенных стимуляторов, наносящих вред здоровью, запрещается реклама алкогольных напитков и табачных изделий.
Глава V рассматривает права и обязанности спортсменов, работников физкультурно-спортивных организаций, общественных физкультурных организаций и их социальная защита.
Спортсмен-любитель (физкультурник), представляющий на спортивных соревнованиях физкультурно-спортивную организацию, в соответствии с законодательством имеет право:
- бесплатно пользоваться государственными и муниципальными физкультурно-оздоровительными и спортивными сооружениями, медицинским обслуживанием, снаряжением и спортивной одеждой, а также жильем и питанием во время тренировочных занятий (сборов) и спортивных соревнований в составе сборных команд;
- получать денежную компенсацию по основному месту работы,
службы, учебы, если это предусмотрено законом.
Спортсмен-любитель обязан:
- достойно представлять физкультурно-спортивные организации на
местных, всероссийских и международных спортивных соревнованиях;
- заботиться о своих морально-волевых качествах, проявлять высо
кую гражданственность, изучать основы гигиены, овладевать знаниями о
физической культуре и спорте;
- выступать активным популяризатором физической культуры и
спорта;
- не употреблять медицинские препараты и не принимать запре
щенные в спорте процедуры (ст. 23).
Спортсмен имеет право перехода из одной физкультурно-спортивной организации в другую или иностранную после окончания срока контракта о спортивной деятельности и выполнения, указанных в таком контракте обязательств (ст. 26).
Работниками физкультурно-спортивных организаций считаются лица, занимающиеся физкультурно-оздоровительной и спортивно-педагогической работой и имеющие установленную законодательством спортивную и профессиональную квалификацию. Перечень должностей таких работников устанавливается Правительством РФ.
В зависимости от образования, стажа работы, уровня профессиональной подготовки работникам физкультурно-спортивных организаций устанавливаются квалификационные категории, порядок присвоения которых регулируется нормативными актами Правительства РФ.
За многолетнюю и плодотворную деятельность в области физиче-
ской культуры и спорта работники физкультурно-спортивных организаций имеют право на поощрение - награждение знаками и присвоение почетных шаний. За выдающиеся достижения могут быть представлены к государственным наградам и иным формам поощрения (ст. 27).
Работники физкультурно-спортивных организаций обязаны соблюдать нормы и правила безопасности при проведении занятий физической культурой и спортом, не допускать причинения вреда здоровью, чести и достоинству граждан, проявления жестокости и насилия.
Должностные лица физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений обеспечивают надлежащее техническое оборудование мест проведения спортивных занятий и соревнований в соответствии с правилами техники безопасности и санитарно-гигиеническими нормами и несут ответственность за охрану здоровья, чести и достоинства граждан при проведении занятий физической культурой и спортом в соответствии с законодательством РФ (ст. 34).
Ст. 41 настоящего закона предусматривает ответственность должностных лиц за несоблюдение положений Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».