Организационно-правовые основы физической культуры и спорта

Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» устанавливает правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности физкультурно-спортивных организаций, определяет принципы государственной политики в области физической культуры и спорта в Российской Федерации и олимпийского движения.

Настоящий федеральный закон состоит из семи глав и сорока трех статей и был принят Государственной Думой 13 января 1999 года и одоб­рен Советом Федерации 27 января 1999 года.

В первой главе настоящего закона изложены общие положения (це­ли и задачи настоящего закона, принцип государственной политики в об­ласти физической культуры и спорта, меры государственной поддержки развития физической культуры и спорта). Рассмотрим подробнее.

Ст. 1 Федерального закона о физической культуре и спорте в РФ определяет его цели и задачи.

Настоящий закон создает условия для развития массовых и индиви­дуальных форм физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в уч­реждениях, на предприятиях, в организациях независимо от их организа­ционно-правовых форм и форм собственности, с детьми дошкольного воз­раста и с обучающимися в образовательных учреждениях, работниками организаций, инвалидами, пенсионерами и другими категориями населе­ния.

Настоящий закон рассматривает физическую куль'туру и спорт как одно из средств профилактики заболевания, укрепления здоровья, под­держки высокой работоспособности человека, воспитания патриотизма граждан, подготовки их к защите Родины, развития и укрепления дружбы между народами и гарантирует права граждан на равный доступ к заняти­ям физическими упражнениями и спортом.

Государственная политика в области физической культуры и спорта осуществляется в соответствии со следующими принципами:

- непрерывности и преемственности физического воспитания раз­
личных возрастных групп граждан на всех этапах их жизнедеятельности;

- учета интересов всех граждан при разработке и реализации феде­
ральных программ развития физической культуры и спорта;

- признания самостоятельности всех физкультурно-спортивных

объединений, отвечающих требованиям настоящего Федерального закона, равенства их прав на государственную поддержку;

- создания благоприятных условий финансирования физкультурно-
спортивных и спортивно-технических организаций олимпийского движе­
ния России (ст. 3);

Ст. 4 данного федерального закона перечисляет меры государст­венной поддержки развития физической культуры и спорта.

Государство обеспечивает развитие физической культуры и спорта в РФ, поддерживает физкультурное движение и олимпийское движение России и обеспечивает:

- ежегодное финансирование мероприятий в области физической
культуры и спорта, в том числе мероприятий по подготовке к участию
спортсменов в Олимпийских играх, других международных спортивных
соревнованиях;

- создание условий для использования физкультурно-спортивными
организациями и предприятиями спортивной промышленности государст­
венных финансовых, материально-технических, а также научно-
исследовательских разработок и технологий;

- содержание спортивных сооружений, находящихся в собственно­
сти РФ;

- создание условий для строительства и содержания спортивных со­
оружений по месту жительства граждан;

- создание условий для увеличения количества детско-юношеских
спортивных школ;

- организацию физкультурно-оздоровительных и спортивно-
массовых мероприятий;

- организацию лицензирования деятельности в области физической
культуры и спорта;

- поддержку внешнеэкономических связей физкультурно-
спортивных мероприятий.

Государство поддерживает развитие спорта в целях достижения высших спортивных результатов и создает для этого благоприятные усло­вия посредством:

- увеличения количества спортивных школ;

- строительства новых и модернизации существующих баз и цен­
тров подготовки сборных команд РФ;

- выделения ассигнований на комплексные научные исследования
по проблемам развития спорта высших достижений;

- поощрения меценатства и благотворительности.

Глава II закона раскрывает систему физической культуры и спорта в РФ.

Субъекты физкультурного движения в РФ:

- спортивные клубы, коллективы физической культуры;

- детско-юношеские спортивные школы;

- образовательные учреждения и научные организации в области

физической культуры;

- союзы, ассоциации по различным видам спорта;

- Олимпийский комитет России;

- федеральный орган исполнительной власти в области физической
культуры, органы исполнительной власти субъектов РФ, подведомствен­
ные им организации, муниципальные организации физической культуры и
спорта.

Специально уполномоченный орган исполнительной власти обес­печивает государственную политику в области физической культуры и спорта, подготовку и представление в Правительство РФ проектов феде­ральных программ развития физической культуры, организацию, лицензи­рование, руководство физическим воспитанием граждан, финансирование, содержание центров спортивной подготовки, контроль за исполнением фе­деральных законов.

Глава III посвящена физкультурно-оздоровительной работе и разви­тию спорта высших достижений.

Органы государственной власти, образовательные учреждения и иные организации рассматривают физическое воспитание детей дошколь­ного возраста, а также обучающихся образовательных учреждений, воен­нослужащих, граждан допризывного и призывного возраста, инвалидов, пенсионеров и других граждан как важнейшее направление социальной политики государства. Разрабатываются программы, в которых преду­сматриваются:

- повышение качества физического воспитания;

- вовлечение граждан в систематические занятия физической куль­
туры и спортом;

- пропаганда знаний об эффективности использования физических
упражнений в профилактике и лечении заболеваний и др.

Для проведения физкультурно-оздоровительной и спортивной ра­боты в Вооруженных силах РФ создаются и действуют организации физи­ческой культуры и спорта в форме государственных некоммерческих орга­низаций.

Физическая подготовка граждан допризывного и призывного воз­раста к военной службе проводится в общеобразовательных учреждениях (ст. 17).

Развитие физической культуры и спорта инвалидов направлено на повышение их двигательной активности и является непременным и опре­деляющим условием всесторонней реабилитации и специальной адаптации инвалидов (ст. 18).

Гражданам, в том числе спортсменам, тренерам и-судьям по видам спорта, здоровью которых причинен вред в связи с занятиями физической культурой и спортом в организованной форме, в соответствии с законода­тельством РФ предоставляется медицинская, социальная и профессио­нальная реабилитация (ст. 20).

Глава IV посвящена пропаганде физической культуры и спорта.

Средства массовой информации, в том числе телевизионные компа­нии и радиокомпании, газеты, журналы, их редакции предусматривают ре­гулярные передачи образовательно-просветительского характера, форми­руют у граждан потребность в занятиях физическими упражнениями.

Не допускается пропаганда в спорте культа жестокости и насилия, унижения человеческого достоинства, использование запрещенных стиму­ляторов, наносящих вред здоровью, запрещается реклама алкогольных на­питков и табачных изделий.

Глава V рассматривает права и обязанности спортсменов, работни­ков физкультурно-спортивных организаций, общественных физкультур­ных организаций и их социальная защита.

Спортсмен-любитель (физкультурник), представляющий на спор­тивных соревнованиях физкультурно-спортивную организацию, в соответ­ствии с законодательством имеет право:

- бесплатно пользоваться государственными и муниципальными физкультурно-оздоровительными и спортивными сооружениями, меди­цинским обслуживанием, снаряжением и спортивной одеждой, а также жильем и питанием во время тренировочных занятий (сборов) и спортив­ных соревнований в составе сборных команд;

- получать денежную компенсацию по основному месту работы,
службы, учебы, если это предусмотрено законом.

Спортсмен-любитель обязан:

- достойно представлять физкультурно-спортивные организации на
местных, всероссийских и международных спортивных соревнованиях;

- заботиться о своих морально-волевых качествах, проявлять высо­
кую гражданственность, изучать основы гигиены, овладевать знаниями о
физической культуре и спорте;

- выступать активным популяризатором физической культуры и
спорта;

- не употреблять медицинские препараты и не принимать запре­
щенные в спорте процедуры (ст. 23).

Спортсмен имеет право перехода из одной физкультурно-спортивной организации в другую или иностранную после окончания сро­ка контракта о спортивной деятельности и выполнения, указанных в таком контракте обязательств (ст. 26).

Работниками физкультурно-спортивных организаций считаются лица, занимающиеся физкультурно-оздоровительной и спортивно-педагогической работой и имеющие установленную законодательством спортивную и профессиональную квалификацию. Перечень должностей таких работников устанавливается Правительством РФ.

В зависимости от образования, стажа работы, уровня профессио­нальной подготовки работникам физкультурно-спортивных организаций устанавливаются квалификационные категории, порядок присвоения кото­рых регулируется нормативными актами Правительства РФ.

За многолетнюю и плодотворную деятельность в области физиче-

ской культуры и спорта работники физкультурно-спортивных организаций имеют право на поощрение - награждение знаками и присвоение почетных шаний. За выдающиеся достижения могут быть представлены к государст­венным наградам и иным формам поощрения (ст. 27).

Работники физкультурно-спортивных организаций обязаны соблю­дать нормы и правила безопасности при проведении занятий физической культурой и спортом, не допускать причинения вреда здоровью, чести и достоинству граждан, проявления жестокости и насилия.

Должностные лица физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений обеспечивают надлежащее техническое оборудование мест проведения спортивных занятий и соревнований в соответствии с прави­лами техники безопасности и санитарно-гигиеническими нормами и несут ответственность за охрану здоровья, чести и достоинства граждан при про­ведении занятий физической культурой и спортом в соответствии с зако­нодательством РФ (ст. 34).

Ст. 41 настоящего закона предусматривает ответственность долж­ностных лиц за несоблюдение положений Федерального закона «О физи­ческой культуре и спорте в Российской Федерации».

Наши рекомендации