Единство в многообразии
Вы наверняка не раз задавались вопросом, что же это за законы природы, обязательные для каждого из нас. Говорить на эту тему можно долго, но вряд ли есть необходимость подробно рассматривать каждый из них в отдельности, прослеживать, как они согласуются между собой, как проявляются в нашей жизни. Поэтому ограничусь тем, что назову и очень коротко охарактеризую три важнейших из них. А чтобы сделать предмет разговора более наглядным, воспользуюсь сравнением живой материи с широким потоком, который разливается по поверхности земли, затопляя мельчайшие впадины и возвышенности, захватывая даже нижние слои атмосферы.
Сразу же возникает вопрос, откуда он, этот поток, берет начало, или, говоря другими словами, как появилась жизнь на Земле? Сегодня большинство ученых сходится во мнении, что она, во-первых, была занесена на нашу планету извне, и, во-вторых, что живая материя является такой же частью Вселенной, как и неживая, как энергия, пространство — время и информация. Т. е. она была там всегда, жила, развивалась по своим законам и принципам, которые, кстати сказать, достаточно далеки от тех, которые в свое время сформулировал Ч. Дарвин в своей теории эволюции. Как вы помните по школьному курсу биологии, он считал, что живая материя развивается, эволюционирует в процессе приспособления к происходящим на Земле изменениям условий жизни, пока в результате таких изменений не появился человек.
Я бы вообще не стала усложнять книгу, поднимая вопрос о путях развития живой материи, не имей он прямого отношения к нам с вами, нашему разуму, нашему духовному, психическому и физическому здоровью.
Как же обстоит дело в действительности? Да, изменения условий жизни происходят, но не они являются главной движущей силой эволюции. Они лишь заставляют единую живую материю, говоря упоминавшимися уже словами А. Сент-Дьердьи, приобретать новые «формы, размеры, цвет и сложность». Выражаясь иначе, в данном случае имеет место простое обживание живой материей Вселенной нового для нее космического объекта—планеты Земля. Какие-то ее формы закрепляются, какие-то исчезают, вымирают. Как говорится, дело случая.
Так может быть и появление Человека разумного было такой же случайностью? Мог же он, в конце концов, вымереть, как динозавры, например?
Оказывается, нет, не мог, поскольку его появление было с железной необходимостью вызвано другой закономерностью, определяющей действительный процесс эволюции всей единой живой материи, существующей во Вселенной, никоим образом не зависящий от изменений среды. Направление ее, эволюции, обусловлено четко обозначенным вектором развития живой материи в сторону обеспечения ее выживания в любых, самых неблагоприятных условиях существования.
Основывается такая способность на одном из фундаментальных законов природы—законе усложнения самоорганизации живой материи.
Еще в XIX веке крупнейший американский натуралист, геолог, палеонтолог и минералог Д. Д. Дана обратил внимание на то, что с ходом геологического времени на нашей планете у некоторой части ее обитателей проявляется все более совершенный, чем тот, который существовал на ней раньше, центральный нервный аппарат—мозг.
Это наиболее совершенный орган из всех существующих на Земле механизмов и систем, призванных обеспечивать равновесие между внутренней средой организма и средой внешней, что является важнейшим условием жизнедеятельности живой материи.
Преимущество сложно организованного мозга перед Другими механизмами сопряжения процессов жизнедеятельности живого организма с процессами, происходящими в среде обитания, состоит в том, что он, мозг, резко увеличивает количество степеней свободы животного. Наделенные мозгом животные в поисках пищи и воды могут свободно передвигаться, что резко увеличивает их шансы на выживание. Благодаря связанным с мозгом органам чувств объем информации, получаемой им из среды обитания, многократно увеличивается, что дает животным возможность более гибко реагировать на любые колебания в условиях существования.
С появлением мозга гигантски возрастает объем их памяти, а значит и количество хранящихся в ней «типовых» программ, которые позволяют организму животного быстро и с меньшими затратами энергии воспроизводить найденные когда-то в прошлом режимы адаптации к тем или иным изменениям параметров среды обитания, если они, эти изменения, возникают снова.
Однако даже самым «смышленым» высокоразвитым животным не дана главная способность человека, обеспечивающая его выживание даже в абсолютно непригодной для этого среде,—способность мыслить. Дарованный человеку природой разум позволяет ему не приспосабливаться к изменениям в среде обитания, а приспосабливать саму среду к своим потребностям. Таким образом живая природа, создавая на любых обжитых ею планетах Вселенной существа, наделенные, подобно человеку, разумом, обеспечивает свое бессмертие.
Однако усложнение самоорганизации живой материи достигается в природе не простым добавлением однотипных живых «кубиков»—блоков, а перестройкой всей наделенной жизнью конструкции, введением в нее новых органов и систем, выполняющих функции, нетипичные в природе для данного вида живых организмов. «Конструирование» и создание их могло бы надолго затянуть процесс эволюции живой материи, если бы не другая ее особенность, определяемая принципом универсальности, который был открыт академиком А. М. Уголевым.
Изучая процессы жизнедеятельности самых различных организмов, Александр Михайлович Уголев обратил внимание на то, что природа этих процессов, механизмы их реализации не просто сходны, а идентичны. Это наблюдение дало ему основание утверждать, что закономерности строения и функционирования биологических систем всеобщи, что какой-либо механизм, свойственный одному виду организмов, будет широко распространен или даже универсален. Потому живой материи нет необходимости, как говорится, изобретать велосипед, поскольку он давно уже не только изобретен, но и создан во множестве вариантов.
Не хотелось бы злоупотреблять вашим вниманием, и тем не менее не могу не сказать здесь о третьем важнейшем принципе, определяющем жизнедеятельность живой материи,—принципе энергетической целесообразности.
Гениальный русский натуралист В. И. Вернадский не однажды высказывал мысль о том, что организмы живы только до тех пор, пока не прекращается материальный и энергетический обмен между ними и окружающей их биосферой. Такой обмен между живым организмом и средой его обитания, включающей в себя как мы увидим в дальнейшем и просторы Космоса, можно сравнить с оживленным диалогом, который не прерывается даже на самое короткое время.
Обмен этот происходит не хаотично, а регулируется строгими закономерностями, главная из которых состоит в том, что любой живой организм извлекает из окружающего мира ровно столько вещества и энергии, сколько необходимо для обеспечения его нормальной, т. е. запрограммированной природой жизнедеятельности. Причем, как показали исследования многих ученых, все происходящие в нем процессы протекают с наименее возможным в каждый конкретный момент времени расходом энергии.
Эти закономерности и легли в основу сформулированного мной принципа энергетической целесообразности, играющего первостепенную роль в жизни живой материи, в том числе и человека, в сохранении и становлении его духовного, психического и физического здоровья.
Завершая предельно краткую характеристику трех важнейших принципов, лежащих в основе жизнедеятельности любого живого организма, хочу подчеркнуть, что это тот минимум знаний об основных законах природы, который абсолютно необходим для продолжения знакомства с философией здоровья, являющейся и фундаментом моей Системы Естественного Оздоровления, и той венчающей ее здание конструкцией, которая связывает воедино все основные элементы Системы.