Слово 2. Борьба против уныния, лености и расслабления
Когда сие случается, займи ум размышлением о смерти. Приди мысленно к гробу, посмотри на четырехдневного мертвеца: как он чернеет, пухнет, испускает невыносимое зловоние, червями пожирается, потеряв вид и красоту.
Посмотри в другом месте: тут лежат в гробу кости юных и старых, благообразных и безобразных, и рассуди: кто был благообразен или безобразен, кто был постник, воздержник и подвижник или нерадив, и принесло ли богатым пользу, что они покоились и наслаждались в мире этом.
Вспомни тс муки, о которых говорят священные книги, огонь гееннский, тьму кромешную, скрежет зубов, червя неусыпающего, тартары преисподней и представь себе, как грешные взывают там горькими слезами, и никто не избавляет их, рыдают, оплакивают себя, и никто не сжались над ними, вздыхают из глубины сердечной, и никто не сострадает им, умоляют о помощи, жалуются на скорбь, и никто не внимает им. Подумай, как тварь, не изменяя, в одно и то же время, служить Господу Создателю — «Я» своему. Вспомни будущую жизнь вечную и царство небесное, покой и несказанную радость. Держи и не оставляй молитвы Иисусовой. Если будешь обо всем этом вспоминать и размышлять, если все это исполнишь, тогда уныние, леность и расслабления исчезнут, и душа твоя, как бы от мертвых оживится благодатью Христовой.
Слово 5. О чувствах душевных и телесных, о добродетелях,
И какая добродетель от какой рождается
С рождением человека любовь Божья к человеческому роду проявилась несчетно раз. Бог даровал человеку душевные и телесные чувства. Душевные чувства — суть силы: ум, рассудок, слово, мечты, чувства. Телесные чувства — это зрение, обоняние, слух, вкус, осязание. Посредством тех и других мы и совершаем добродетель душевную и телесную.
Угодно было Христу, Богу нашему, написать книги, чтобы над ними человек рассуждал и научился страху Божьему — началу духовной премудрости. Страх Божий рождает веру; вера — надежду; надежда — любовь к Богу, людям; любовь — терпение и многие другие добродетели; терпение — послушание и всякую добродетель; послушание — упование; упование — пост; пост — чистоту и безмолвие; безмолвие же рождает воздержание, молитву, слезы, бдение, плач, бодрость, трезвость и многое другое и отсекает всякое злоязычие; плач рождает нестяжание; нестяжание же рождает правду и отсекает всякий спор; молитва рождает рассуждение, трезвый ум, слезы, радость, сердечное смирение, кротость; смирение рождает смиренномудрие, уединение; смиренномудрие отсекает гордость, тщеславие и растит плод духовный. От этих добродетелей уничтожаются все душевные и телесные страсти, и мало-помалу умножается благодать. Эти добродетели необходимы для здоровых телом и одержимых плотскими страстями.
Слово 6. О больших и начальных добродетелях.
Кто эти добродетели исполнит, тому
И прочие подчинятся. О вере
Первая добродетель вера, ибо верою и горы переставляют и все что хочет, получат, сказал Господь. Всякий во всех славных и дивных делах верою своей утверждается. От произвола нашего вера или уменьшается или увеличивается.
Слово 7. О любви
Вторая добродетель — нелицемерная любовь к Богу и людям. Любовь обнимает и связывает воедино все добродетели. Одной любовью весь закон исполняется и жизнь богоугодная совершается. Любовь состоит в том, чтобы положить душу свою за друга своего, и чего себе не хочешь, того другому не твори. Любви ради Сын Божий очеловечился. Пребывающий в любви, в Боге пребывает где любовь, там и Бог.
Слово 8. О посте
Третья добродетель — пост. Постом называют вкушение однажды днем в малом количестве — вставать из-за стола с чувством голода, питаться хлебом и солью, пить же — воду, которую доставляют природные источники. Вот царский путь приема пищи, многие спаслись этим путем — так сказали святые Отцы.
Воздерживаться от пищи день, два, три. Четыре, пять и семь — не всегда может человек, а вкушать ежедневно хлеб и пить воду — так это может всегда. Только покушавший должен быть голодным немного, чтобы тело было покорным духу и к труду способно, к умным движеньям чувствительно, и телесные страсти будут всегда побежденными. Пост не может умертвить телесную страсть, как умертвляет скудная пища.
Некоторые же временами постятся, а потом предаются сладким кушаньям, ибо многие начинают пост сверх своей силы, а потом ослабевают от неумеренности, ищут сладких кушаний и покоядля укрепления тела — так поступать, значит, сначала создать, а потом разорить, так как тело через скудость от поста понуждается к сласти и ищет утешения, и сласти разжигают страсти.
Тот, кто установит себе определенную меру, сколько в день принимать скудной пищи, тот получает великую пользу. Что касается количества пищи, нужно установить, сколько нужно для укрепления сил. а такое может сделать любое духовное тело. Кто больше того постится, тот в эти большие дни предается покою. Умеренному подвигу нет цены! Ибо некоторые и великие Отцы мира принимали пищу и во всем меру имели — в подвигах, в потребностях телесных, в келейных принадлежностях, и все в свое время и каждую вещь употребляли по определенному умеренному уставу. Поэтому святые Отцы не повелевают начинать поститься выше сил и приводить себя к слабости. Возьми себе за правило кушать не каждый день, так можно тверже воздерживаться: если кто больше постится, как же тот потом удержится от объедания и перенасыщения? Никак. Такое неумеренное начинание происходит или от тщеславия, или от безрассудности: тогда как воздержание — одна из добродетелей, способствующая обузданию, обузданию плоти. Голод и жажда даны человеку на очищение тела, удерживанию от скверных помыслов. Ежедневно кушать скромно — это средство к совершенству. Никогда не унизится нравственно и не понесет вреда душевного тот, кто кушает ежедневно в определенный час. Таковых хвалит святой Феодор Студийский в Поучении на пяток первой недели Великого Поста, где он приводит в подтверждение слова святых богоносных Отцов и Самого Господа. Так должно поступать и нам!
Господь выдержал продолжительный пост, а также Моисей и Илия. И некоторые другие иногда, прося что-нибудь у Творца, налагали на себя на некоторое время пост, сообразуясь с естественными законами и учением Божественного Писания.
Из деятельности святых, из жизни Спасителя нашего и из правил жизни благочинно живущих видно, что прекрасно и полезно всегда быть готовым к подвигу — труду и терпению. Однако не следует ослабевать себя чрезмерным постом и проводить в бездеятельности тело свое. Если плоть распаляется по молодости, то нужно много воздерживаться; если же она немощна, то нужно сытно питаться, невзирая на других подвижников — много ли, мало ли они постятся. Смотри и рассуждай по своей немощи, сколько можешь вместить.
Каждому мера и внутренний учитель — своя совесть!
Нельзя всем иметь одно правило и один подвиг, потому что одни сильны, другие же немощны; одни как железо, другие как медь, иные как воск. Итак, хорошо узнав свою меру, питайся однажды ежедневно, кроме субботы, воскресенья и владычных праздников.
Умеренный и разумный пост — основание и глава всем добродетелям!
Как со львом и лютым змеем боремся, так и нужно с врагом телесной немощи и духовной нищеты!
Кто хочет иметь ум твердым от скверных помыслов, тот уменьшает плоть постом. Невозможно без поста и священствовать. Как необходимо дыхание, так необходимо Воздержание, которое войдя в душу — кровь, убивает в глубине ее лежащий грех.