Рост продолжительности жизни
Обычно гриб подоспора живет около 20 дней, но с насыщенными антиоксидантами митохондриями - годами без каких-либо признаков старения.
Другие примеры роста продолжительности жизни при использовании нового препарата не столь впечатляющи, но тоже достойны упоминания: червь - в 7,5 раза; фруктовая мушка - в 1,5 раза; осьминог - в б раз; лосось - в 6 раз. У остальных подопытных животных продолжительность жизни росла незначительно - в среднем на 10%. Но это тоже была жизнь без старости.
Ю.Н. Елдышев, заместитель главного редактора журнала «Экология и жизнь»
ЭКОЛОГИЯ И ЖИЗНЬ, http://www.ecolife.ru
__________
* Изложение концепции В.П. Скулачева основано на записи его лекции в Центральном доме ученых Российской академии наук в Москве.
Продолжение следует
ЖИЗНЬ БЕЗ СТАРОСТИ.
Часть II. Пептидное долголетие
05.06.2009
(продолжение, читать начало)
Независимо от того, какой концепции старения придерживаются геронтологи, они убеждены, что у Homo sapiens видовая продолжительность жизни составляет 110 - 120 лет и даже больше. Почему же лишь единицам удается реализовать эту возможность? Как на основе достижений современной медицины добиться долголетия и отсрочить наступление старости? Могут ли биодобавки помочь в достижении этой цели? Что такое нанопептиды и какой жизненно важный секрет скрыт в них?
Ответы на эти и многие другие вопросы пытались дать участники прошедшего в середине декабря в пресс-клубе РИА «Новости» и вызвавшего немалый интерес представителей отечественных СМИ круглого стола на тему «Достижения российских ученых в поиске средств для сохранения здоровья и активного долголетия». Впрочем, из-за жесточайшего дефицита времени выступавшие на круглом столе были не в состоянии четко изложить журналистам суть новой доктрины увеличения продолжительности жизни и повышения ее качества в пожилом возрасте. Им пришлось лишь ограничиться многократной констатацией того, что достичь этих целей можно за счет так называемой пептидной биорегуляции обмена веществ в организме, обусловленной взаимодействием пептидов с различными участками ДНК, что в свою очередь заметно влияет на экспрессию генов.
На самом деле речь на круглом столе шла о подходе, предложенном еще около четверти века назад в Военно-медицинской академии им. СМ. Кирова (Санкт-Петербург). Долгое время этот подход разрабатывался (в основном для повышения выносливости и выживаемости в экстремальных условиях участников военных действий) небольшим коллективом, костяк которого составили ее бывшие сотрудники, ныне представляющие Институт биорегуляции и геронтологии Северо-Западного отделения РАМН. Участники круглого стола, среди которых можно было насчитать без малого десяток членов РАМН, единодушно сочли полученные ими результаты столь значительными, что все обсуждение свелось, по сути, к пропаганде данного подхода, основанного на управлении обменными процессами в организме с помощью нанопептидных биорегуляторов - так авторы назвали полученные ими синтетические вещества (биодобавки, молекулы которых содержат сравнительно немного аминокислот). Впрочем, эти взгляды во многом разделяют и в других научных учреждениях, которые по разным причинам не были представлены на круглом столе. Например, исследователи из НИИ акушерства и гинекологии им. Д.О. Отта РАМН и ряда других научных центров в ходе многолетних наблюдений и экспериментов заключили, что старение вызвано не только «сбоями» в геноме, но и ухудшением работы органов, управляющих эндокринной и иммунной системами. В частности, выяснилось, что с возрастом замедляется синтез пептидов, вырабатываемых в таламусе (участок головного мозга, ответственный за передачу сигналов от органов чувств к коре) и влияющих на синтез Т-лимфоцитов, а это ведет к сокращению их численности и ослаблению иммунитета. Но вводя пептиды извне, можно восстановить уровень Т-лимфоцитов и замедлить негативные процессы. Так, установлено, что введение регуляторных пептидов (тималина и эпиталамина, полученных из тимуса и эпифиза) лабораторным животным позволяло большинству из них дожить до предельного для вида возраста, сохранив все основные функции организма на «молодежном» уровне.
На круглом столе выступили:
- президент Геронтологического общества РАН профессор В.Н. Анисимов;
- вице-президент Геронтологического общества РАН, директор Института биорегуляции и геронтологии Северо-Западного отделения РАМН член-корреспондент РАМН В.Х. Хавинсон и его заместители профессоры Л.В. Козлов и Г.А. Рыжак;
- директор НИИ медицинской приматологии РАМН академик РАМН Б.А Лапин;
- директор НИИ геронтологии Минздравсоцразвития академик РАМН В.Н. Шабалин;
- зам. директора НИИ питания РАМН член-корреспондент РАМН М.Г. Гаппаров и руководитель отдела этого института профессор А.В. Васильев;
- зам. директора НИИ безопасности, качества и экологии пищевых производств академик РАМН
- А.Н. Богатырев и другие эксперты.
Основная мысль, которую участники круглого стола стремились донести до журналистов, сводилась к тому, что прожить 100 лет и дольше - вполне реально даже в современной России. Продлить полноценную здоровую жизнь предлагается, в частности, с помощью пептидных препаратов (по сути - биодобавок), разработанных в России. Сегодня разработчики уже наладили серийное производство (пока его масштабы невелики) нескольких биологически активных добавок, эффективность которых для профилактики и лечения ряда патологий, по их словам, подтверждена многочисленными испытаниями на животных (прежде всего на приматах) и добровольцах (некоторые из них принимают препараты уже более 15 лет).
Как утверждают приверженцы этого подхода, в результате 30-летних исследований коллектива ученых под руководством В.Х. Хавинсона установлено, что нанопептиды способны регулировать обмен веществ на клеточном уровне, «заставляя» клетки работать, как в молодом и здоровом организме. В результате восстанавливается биологическая и функциональная активность износившихся или заболевших органов и тканей.
По мнению разработчиков, нанопептиды представляют собой новый класс геропротекторов - комплекс пептидных биорегуляторов. Сегодня в России выпускаются уже шесть препаратов, входящих в состав комплекса и целенаправленно действующих на те или иные органы и системы организма: панкраген (поджелудочная железа, нормализация пищеварения и углеводного обмена); бронхоген (бронхи и легкие); кардиоген (сердечно-сосудистая система); нормофтал (зрительная система, обмен веществ в сетчатке и роговице); везилют (мочевыделительная система); тестоген (репродуктивная система у мужчин). Такая «пептидотерапия», по словам участников круглого стола, основана на открытом российскими учеными новом эффекте - пептидной биорегуляции обмена веществ в организме, эффективно способствующей нормализации деятельности эндокринной системы, и позволяет активно воздействовать на процессы преждевременного старения как с профилактической, так и с лечебной целью.
Итак, действенность упомянутого комплекса, по мнению известных российских геронтологов, основана на активизации обменных процессов в человеческом организме на клеточном уровне. Под влиянием нанопептидов - коротких цепочек из нескольких аминокислот - клетки начинают активнее синтезировать белки. Такой механизм представляется сторонникам этого подхода универсальным ключом к регуляции возрастных изменений, ибо чем старше организм - тем хуже в его клетках синтезируется белок. Как не раз подчеркивали участники круглого стола, подобные пептиды совершенно безвредны, ибо состоят из аминокислот, уже присутствующих в любом живом организме. А нормализация обменных процессов на клеточном уровне, в свою очередь, как уже отмечалось, ведет к оздоровлению тканей и органов до состояния, характерного для молодого и здорового организма.
Приведем фрагменты высказываний некоторых участников круглого стола.
Президент Геронтологического общества РАН профессор В.Н. Анисимов:
Не секрет, что человечество стремительно «стареет», и нет никаких оснований полагать, что этот процесс замедлится. В последние десятилетия наметилась явная тенденция к росту числа долгожителей. Например, специалисты из США ожидают, что к середине этого века число людей, перешагнувших столетний рубеж, составит в стране более полумиллиона.
В то же время рождаемость в мире снижается. А большинство стран ЕС и Россия уже в полной мере ощутили угрозу депопуляции коренного населения. (Средняя продолжительность жизни мужчин в нашей стране - 58 лет - остается одной из самых низких в мире.)
Один из подходов к продлению полноценной, активной жизни, который сегодня успешно разрабатывается российскими учеными, - создание пептидных биорегуляторов. Исследования на эту тему проводятся в России уже на протяжении почти 35 лет сотрудниками разных институтов Москвы, Новосибирска, Петербурга и ряда других городов. Созданные в ходе этих исследований препараты прошли множество испытаний, особенно часто проверялось их влияние на увеличение продолжительности жизни. В результате специалисты пришли к заключению о том, что эти препараты отодвигают старение и снижают заболеваемость. Это, в свою очередь, позволило российским ученым разработать программу профилактики преждевременного старения, направленную преимущественно на трудоспособную часть населения и основанную на регулярном применении пептидных биорегуляторов.
Директор Российского НИИ геронтологии Минздравсоцразвития РФ академик РАМН В.Н. Шебалин:
Комплекс наук, объединенных сегодня под названиями «геронтология» или «гериатрия», способен предложить более 300 теорий старения, что говорит, в частности, и о сложности этого процесса. Главное, что мы делаем на протяжении всей своей биологической жизни, - стареем. Организм начинает стареть сразу после того, как образуется зигота.
В XX веке средняя продолжительность жизни увеличилась вдвое, считается, что это результат эволюционного скачка. Но любопытно, что с IX тысячелетия до н. э. численность человеческой популяции удваивалась 10 раз (в результате население планеты выросло с 10 миллионов до 6 с лишним миллиардов), а средняя продолжительность жизни - всего дважды (в каменном веке человек жил в среднем 25 лет, в средние века - 30-35, а к концу XX века-70).
Сегодня человечество переживает этап «интеллектуальной эволюции» - человек начал вмешиваться в биологический процесс жизни, стараясь прожить как можно дольше и отдалить преждевременное старение. В современной науке разрабатываются три основных подхода, направленных на замедление процессов старения:
химический - регуляция тех или иных отклонений в обмене веществ;
физический - попытки влиять на глубинные процессы в организме;
биологический - предупреждение нежелательных изменений, ведущих к преждевременному старению.
По моему мнению, применение биорегуляторов представляет собой весьма перспективное направление биологического подхода, способное продлить полноценную жизнь и повысить ее качество.
Вице-президент Геронтологического общества РАН, директор Санкт-Петербургского института биорегуляции и геронтологии Северо-Западного отделения РАМН член-корреспондент РАМН В.Х. Хавинсон:
Нашей целью изначально было не столько замедлить старение, сколько повысить боеспособность личного состава наших Вооруженных Сил, помочь военным легче переживать экстремальные состояния и, в частности, быстрее восстанавливаться от полученных ран. Но со временем наши эксперименты показали, что можно рассчитывать на большее. И сегодня мы с гордостью представляем достижение мирового уровня, связанное с разработкой способа профилактики возрастной патологии, ускоренного старения и увеличения продолжительности жизни.
Клинические исследования подтвердили высокую эффективность пептидотерапии. Применение комплекса пептидных препаратов оказывает благотворное влияние на организм и как дополнение к лекарственным предписаниям врача, и в качестве отдельного самостоятельного курса. В общей сложности за все эти годы препараты в той или иной мере испытали на себе свыше 15 млн человек (некоторые принимали их более четверти века). По нашим оценкам, смертность у тех, кто оказался в числе «испытателей», вдвое ниже, чем в аналогичных возрастных категориях остальной части соотечественников. Особенно впечатляют результаты, полученные в таких направлениях, как укрепление костных тканей и иммунитета. Нами получено свыше 150 патентов, из них более 50 - зарубежные (в 13 странах мира).
Остается только догадываться, куда приведут нас дальнейшие исследования и разработки в области пептидной биорегуляции, однако несомненно, что впереди нас ждут в буквальном смысле слова жизненно важные открытия.
Заместитель директора НИИ питания РАМН член-корреспондент РАМН М.Г. Гаппаров:
Не секрет, что качество жизни человека во многом зависит от питания. Как правило, долгожители - скромно и просто питающиеся люди, они избегают переедания, соблюдают определенные принципы здорового образа жизни и оптимального питания. Обычно именно приверженцы этих взглядов живут дольше.
Современная наука о питании не исчерпывается только привычными рекомендациями «о вкусной и здоровой пище». Как и вся медицина, наука о питании развивается. Всего 30 лет назад нормы по разнообразным пищевым веществам были довольно строго регламентированы. Сейчас наши представления о «правильном» (сбалансированном) питании значительно расширились, в том числе за счет использования крайне важных растительных компонентов, флавоноидов и т. п. И это уже нашло отражение в рекомендациях на уровне Минздравсоцразвития, Роспотребнадзора, которые касаются восполнения потребностей организма в биологически активных минорных веществах, содержащихся в пищевых продуктах и биодобавках. Регуляция деятельности желудочно-кишечного тракта, аппетита и ряда других функций организма, стимулирование иммунной системы, антиокислительных процессов в организме - все это и многое другое под силу пептидам.