Метод проблемной лекции
Тема: Комплексный подход к исследованию человека как целостности
Новый материал представляется в виде проблемных вопросов, содержащих противоречия, которые надо обнаружить и разрешить. Преподавателю необходимо реализовать принцип проблемности при отборе и обработке лекционного материала, и при его развертывании непосредственно на лекции в виде диалогического общения.
Решение проблемных задач и ответ на проблемные вопросы осуществляет преподаватель (иногда прибегая к помощи слушателей, организуя обмен мнениями).
Проблемные вопросы, поставленные в процессе лекции по данной теме:
1. Представление о человеке как социально-природном существе. Различие социальной сущности и биологической природы человека.
2. Формирование модели «интегрированного человека» в современном обществе.
3. «Ноосферный» Homo Sapiens как предмет изучения экологии человека.
Преподаватель создает проблемную ситуацию и побуждает студентов к ее поискам решения.
Метод семинара (семинарское занятие №1 «Человек как личность и как система»)
План проведения:
1. Принципы подхода к изучению сущности человека.
2. Личность как динамическая система.
3.Рациональное и иррациональное в человеке.
Темы докладов, рефератов и фиксируемых сообщений
1.Интегрирующий фактор как точка отсчёта для построения всеохватывающей концепции человека.
2.Подходы к исследованию человека как целостности.
3.Базовые характеристики человека: социальность, субъективность, индивидуальность, универсальность и развитие его личности
Литература
1. Акимова Т.А., Хаскин В.В. Экология. Человек — Экономика — Биота — Среда. 3-е изд., перераб. и доп. Учебник.Омега-Л:2009.
2. Гуревич П.С. Психология личности. Учеб. пособие. Гриф УМЦ "Профессиональный учебник".Юнити-Дана:2009.
3. Человек: анатомия, физиология, психология. Энцеклопедический словарь/ ред. А.С. Бутуев, Е.П. Ильин, Л.В. Соколова. СПб.:Питер, 2011.
4. Шаститко А.Е. Модели человека в экономической теории: Учеб. пособие - ("Учебники экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова"). ИНФРА-М:2011.
5. Шиповская Л.П. Человек и его потребности. М.: Альфа-М, 2009.
Метод ролевой игры (практическое занятие №7 «Сфера обслуживания и удовлетворение потребностей человека»)
Цель игры– закрепление теоретических знаний и выработка практических навыков предоставления услуг и выбора варианта обслуживания на конкретном предприятии, что послужит приобретению необходимого опыта для дальнейшей работы, связанной с анализом спроса и предложения потребностей населения. Кроме того, в процессе обсуждения основных вопросов, раскрываются индивидуальные психофизические особенности личности и её социальная активность.
Этапы игры
· Определение целей и задач игры.
· Распределение ролей: производителя услуг (продавца) и потребителя услуг (покупателя).
· Определение требований к услугам и обслуживанию на конкретном предприятии.
· Предложение услуги и выбора варианта обслуживания.
· Принятие решения.
· Заключительный этап.
Порядок проведения игры.
1. Участники игры выбирают себе роль. Участников может быть двое или более в зависимости от количества предоставляемых предприятием услуг.
2. Производитель услуг (продавец) готовит предложения по характеристике предприятия (принадлежность к отрасли народного хозяйства, выпускаемая продукция и услуги, персонал, организационно-правовая форма предприятия, его размер и структура и т.д.).
3. Потребитель (покупатель) оценивает предложения услуг и форму обслуживания. После этого принимает решение с учётом различных факторов (личностного и профессионального характера).
4. На заключительном этапе подводится итог процесса обслуживания и оценивается степень удовлетворённости от предоставления услуги.
В процесс обслуживания следует учитывать следующие моменты для подведения итога:
1) Данная информация насколько удовлетворяет любопытство потребителя?
2) Сможет ли потенциальный клиент воспользоваться услугами предприятия для удовлетворения своих нужд?
3) Что его привлечёт, а что оттолкнёт в данной информации (предложении)?
4) Какими критериями руководствуется потребитель, принимая или отвергая предлагаемый вид услуги?
5. Далее преподаватель подводит итоги игры и дает оценку работе всех участников с точки зрения целесообразности выбранной роли.
Метод деловой игры (практическое занятие №6 «Структура обслуживания с учётом региональных факторов»)
Цель игры– выработка практических навыков выбора варианта обслуживания в конкретном регионе, что послужит приобретению необходимого опыта для дальнейшей работы, связанной с анализом спроса и предложения потребностей населения. Кроме того, в процессе обсуждения основных вопросов, раскрываются индивидуальные психофизические особенности личности и её социальная активность.
Этапы игры
1. Определение целей и задач игры.
2. Формулирование реальной деловой ситуации в профессиональной деятельности с целью её улучшения.
3. Обработка и анализ нормативных и информационных документов по структуре обслуживания в конкретном регионе.
4. Представление вариантов решения по улучшению системы обслуживания с учётом региональных факторов развития.
5. Принятие решения.
6. Выводы по итогу игры.