Тема 4. Место и роль игры в трансляции и сохранении социокультурного опыта

План

1. Игра и универсальные формы трансляции социокультурного опыта.

2. Социодинамика культуры и игра.

Культуре, с одной стороны, присуще состояние статики, которое предполагает устойчивость, стабильность и равновесие всех её элементов. С другой стороны, культуре свойственна динамика, то есть постоянное движение, изменение и обновление. Оба эти состояния устойчивости и изменчивости культуры демонстрируют неизменную соотнесённость со сферой игрового.

Игровые начала обнаруживаются в мифе, ритуале, празднике, которые являются не только первоначальными формами проявления общественной деятельности человека, но и универсальными средствами передачи знаний, сохранения традиций и ценностей.

Рассмотрение основных сюжетных линий мифов, имеющих универсальный характер, показывает, что игра не представлена в них как отдельная, фундаментальная тема. Между тем, в своей изначальной основе игра, несомненно, тесно связана с мифом. Так, игра очень часто присутствует в различных мифах, органично вплетаясь в их сюжет, что само по себе, кстати, выступает свидетельством её существования на самых ранних этапах развития общества и культуры.

Если попытаться проследить те моменты, когда в мифе появляется игра, то, во-первых, это будут какие-то критические события, характеризуемые ломкой старого порядка и становлением нового. Во-вторых, в отдельных мифах игра может исполнять роковую роль в жизни людей, став причиной последующих трагических событий. В-третьих, иногда игра, конечно, не напрямую, а скорее опосредованно, служит своеобразной моделью устройства мира. Она же выступает и как средство поддержания его гармонии в виде искупительных и священных игр, которые посвящаются богам или каким-либо важным событиям в жизни коллектива. В-четвёртых, об игровых началах мифа, конечно же, можно говорить в связи с универсальным образом трикстера. В-пятых, в мифе даётся объяснение возникновения различного рода игр. Таким образом, мотив игры достаточно широко представлен в мифе. Однако связь игры и мифа заключается не только в том, что игра очень часто органично вплетается в семиотическое пространство мифа, но она ещё и служит одним из способов его инсценировки в ритуалах и праздниках.

Праздник является очень важной первичной конфигурацией культуры. Это неотъемлемый атрибут человеческого бытия. Празднику всегда присуще игровое начало. Игра, по всей видимости, изначально и существовала в форме праздника. К числу основных типов праздников относятся народные и официальные (религиозные и государственные). Народным праздникам присуща демократичность, непринужденность, органичность и раскованность. Религиозные же и государственные празднества отличает достаточно высокая степень регламентированности, выраженная идеологическая направленность и подчёркнутая демонстрация иерархических различий.

Ритуальные игровые модели используется не только в разнообразных видах праздников. Они сопровождают основные этапы жизненного цикла человека (рождение, свадьба, похороны), а также присутствуют в повседневном поведении людей. Посредством ритуалов осуществляется закрепление и сохранение культурных традиций, направленных на организацию и упорядочение человеческих действий.

Итак, игровые элементы, присутствующие в общественной жизни, с одной стороны, содействует уяснению, закреплению, обобщению и автоматизации действий людей. С другой же - наличие в игровом феномене потенциальной способности нарушать и разрушать всю знаковую, символическую систему данной культуры может способствовать подрыву обязательных форм общежития. Остановимся на этом вопросе подробнее

Культура любого общества представляет собой сложную социально-функциональную структуру, в которой потребности и интересы индивидов или групп коадаптированы в рамки мировоззренческих социальных ценностей, выраженных в форме институциональных норм. Являясь детерминантами социальных отношений, нормы и ценности формируют эталоны социального поведения, воплощаясь в морали, религии, искусстве, политике, экономике, быте. Упорядоченная модель мира до определённого момента стабильна и неизменна. Однако со временем происходит переоценка слагаемых духовно-смыслового ядра культуры, что ввергает её в состояние кризиса. В периоды кризиса в культуре происходит усиление игрового начала, что проявляется в чрезмерной репрезентативности и театральности поведения людей, зачастую принимающее наиболее радикальные, разрушительные карнавальные формы. Их смысл заключается в неприятии реальности и стремлении создать иную реальность. Эта иная реальность соотносится с мифом, утопией и антиповедением. Причём, антиповедение может иметь ярко выраженную агрессивную направленность, что объясняется ломкой существующей социально-функциональной структуры, строящейся на определённых эталонах и стандартах социального поведения. Их разрушение неминуемо ведёт к игнорированию общепризнанных норм и ценностей. Следствием утраты привычных нормативно-ценностных ориентаций становится дезорганизация мотивов поведения личности. Кризисное состояние общества, таким образом, способствует созданию общей фрустрационной ситуации, которая ведёт к маргинализации культурногопространства.

Если в благополучном, стабильном обществе упорядоченность повседневной жизни предполагает последовательное выполнение человеком различных социальных функций или ролей, базирующихся, с одной стороны, на наиболее типичных, общественно необходимых видах деятельности, а с другой на системе общественных отношений, то в кризисные эпохи будничная жизнь начинает ощущаться как нечто неподлинное, поверхностное, временное. Соответственно персонификация личности осуществляется уже не на уровне социальных функций, но на уровне иллюзии и вымысла, что в конечном итоге и даёт специфические карнавальные формы поведения.

Подводя итоги, следует отметить, что усиление игрового начала в жизни общества в кризисные эпохи, с одной стороны, выполняет своего рода защитную функцию, поскольку помогает обрести хоть какую-то опору в разрушающемся мире. Оно же стимулирует развитие творческих сил личности, поскольку освобождает мышление от стереотипов и тем самым способствует созданию новых форм. С другой же стороны, перенесение актёрства, лицедейства, карнавальности в повседневность неминуемо ведёт к тому, что действительность, лишённая какой-либо структуральности и порядка, может содержать в себе деструктивные моменты, что подтверждают различные исторические события.

Вопросы для самоконтроля

  1. В чём заключается связь игры и мифа?
  2. В чём заключается специфика образа трикстера?
  3. Что сближает игру и праздник?
  4. Что общего и в чём различия между праздниками народными и официальными?
  5. Что общего и в чём различия между игрой и ритуалом?
  6. Почему в периоды кризиса в культуре происходит усиление игрового начала?
  7. Что понимает М. Бахтин под каранавализацией сознания и поведения людей, наблюдаемое в кризисные эпохи?

автономная специфическая форма культуры

И2.2. Практикум

Игра как автономная специфическая форма культуры

Наши рекомендации