Тема 7. Роль учебной практики в накоплении студентом исследовательского опыта
Цель:формирование у студента способности к саморазвитию, к творческому применению полученных знаний, способам адаптации к профессиональной деятельности в современном мире.
Задачи:
1. Овладение системой понятий, суждений и умозаключений в области фармации, базирующихся на опыте, знаний и умениях деятельности;
2. Развитие умение нестандартно мыслить (находить множество разных вариантов решения при одних и тех же условиях) и применять знания на практике;
3. Выработка умения реализации технологии научного исследования, умение готовить и ставить эксперимент, оформлять и оценивать результаты научных исследований;
4. Выработка навыков самостоятельной работы с книгой и другими источниками информации;
5. Воспитание чувства ответственности за научную полноценность исследования, его достоверность, содержательность и практическую полезность.
Основные вопросы:
1. Что такое научная деятельность студента?
2. Принципы научной деятельности, определяющие его направленность и содержание.
3. Содержание работы СНО.
4. Роль научной деятельности студента в формирований профессиональных навыков.
Литература:
1. Инструкция о порядке организации научно-исследовательской работе студентов высших учебных заведений Республики Беларусь : утв. Постановлением М-ва образова-ния Респ. Беларусь 31.03.2006 №27 : текст по состоянию на 1 янв. 2012 г. – Минск, 2006. – 9 с.
2. Борздова, Т. В. Мониторинг качества образования студентов направления «Ме-неджмент недвижимости» в ГИУСТ БГУ/ Т.В. Борздова, Н.А. Устюшенко // Ценообразо-вание на рынке недвижимости: материалы международной науч.-практ. конф. – Минск:
ГИУСТ БГУ, 2011. – С. 78-81.
3. Борздова, Т. В. Подходы к решению проблемы качества образования при подго-
товке специалистов рынка недвижимости в Республике Беларусь / Т.В. Борздова,
Н.А. Устюшенко // International business in the world economic system: International Collection of the ScintificWorks. – Tbilisi: PublishingHouse “UNIVERSAL”, 2013. – С. 154– 165.
Краткое содержание:
Научная деятельность вуза является непременной составной частью процесса подготовки специалистов с высшим профессиональным образованием, к тому же она является одним из критериев государственной аккредитации, используемых при экспертизе показателей деятельности вузов. Одной из основных задач высшего учебного заведения в области научно-исследовательской деятельности является обеспечение подготовки в вузах квалифицированных специалистов и научно-педагогических кадров высшей квалификации на основе новейших достижений научно-технического прогресса.
Принципами научной деятельности в профессиональном образовании, определяющими его содержание и направленность, являются следующие:
• приоритет научных интересов субъектов профессионального становления;
• системность и систематичность преподавательской и студенческой научно-исследовательской деятельности;
• оказание поддержки в научно-исследовательской деятельности преподавателю, студенту, аспиранту, сотруднику;
• культурно-ценностное обновление и развитие научно-исследовательской деятельности в гуманитарном вузе;
• гуманитаризация профессионального образования, способствующая ценностно-смысловому вхождению преподавателя и студента в образовательное пространство;
• личностная ценность ориентации учебно-воспитательного процесса в вузе на расширение связей с научно-исследовательской деятельностью;
• разнообразие исследовательских технологий и форм сопровождения преподавателей и студентов в научно-исследовательской деятельности;
• последовательное расширение состава участников научных школ и участников научно-исследовательской деятельности.
Целью научной деятельности профессионального образования является повышение качества подготовки специалистов путем планомерного включения субъектов данного процесса в систему научной деятельности и их поддержки на всем протяжении образовательного процесса в контексте совершенствования и реализации профессиональных качеств личности, а так же повышения образовательного уровня за счет активной исследовательской деятельности в том или ином направлении профессиональной деятельности и в профессиональном образования в вузе. Одним из самых эффективных механизмов такого включения являются студенческие научные общества (СНО).
СНО является добровольной общественной организацией, призванной повышать научную и методологическую подготовку студентов, развивать у них творческое мышление и навыки исследовательской работы, содействовать изучению основ организации и проведения научной работы. Цели СНО созвучны общим целям организации научно-исследовательских роботы студентов: выработка у студентов умений и навыков самостоятельной исследовательской деятельности, устойчивой мотивации к самообразованию, саморазвитию; приобретение студентами опыта научной, исследовательской работы; формирование навыков и умений общественной и организационной деятельности.
В каждом вузе формируется своя структура СНО, позволяющая решать поставленные перед ним задачи. Она может включать руководителя, Совет СНО и научные кружки по направлениям исследований.
Примерным содержанием работы СНО может являться:
− работа студентов по научным направлениям;
− встречи с учеными в заданных областях знаний;
− экскурсии на отраслевые предприятия, лаборатории, природу;
− сотрудничество с городскими, российскими, международными сообществами и бизнес-структурами;
− подготовка анкет, документов по производственной практике;
− подготовка и участие в студенческой научно-практической конференции;
− публикация сборника по итогам проведения конференции;
Совершенствование практики научно-исследовательской деятельности будущих специалистов является одним из ведущих механизмов развития и повышения качества современного профессионального образования в вузе. Взаимовлияние научно-исследовательской деятельности и образовательного процесса осуществляется в образовательном пространстве вуза, где реализуются современные информационные, педагогические, психологические и другие гуманитарные технологии, обусловливающие целостно-смысловые и системные характеристики деятельности субъектов образовательного процесса.
Контрольные вопросы:
1. Что включает научная деятельность студента.
2. Роль СНО в вузе.
3. Роль научной деятельности студента в формирований профессиональных навыков.
4. Формы НИРС.