Верования Идентичность
\у Во-вторых, «прохождение» и «освоение» каждого из
Логических уровней «включает» совершенно различные,
ро поступательно-мощные системы нашего сознания и
тела. Какие именно системы, до сих пор полностью не
известно. Однако кое-какие сведения вы можете почерп
нуть из нижеприведенного (По: Я. Мак-Дермотт, Дж.
О'Коннор. «НЛП и здоровье»).
ОкружениеРефлексы
Поведение Сознательные действия
Способности Полубессознательное
Верования Вегетативная нервная система
Идентичность Иммунная и эндокринная системы
Впрочем, хватит теории. Все равно всего не скажешь, ибо концепция нейрологических уровней является исключительно сложной и всеобъемлющей. Поэтому ограничимся только одним — но очень важным — замечанием, после чего перейдем к изложению конкретных техник работы на логических уровнях.
Как вы уже знаете, в Нейролингвистическом программировании изначально выделялось (и выделяется до сих пор) пять логических уровней: окружение, поведение, способности, верования и идентичность. Однако в процессе нашей терапевтической и консультационной деятельности мы обнаружили, что этого недостаточно. И постепенно перешли к работе на девяти логических уровнях, которые, с одной стороны, дают возможность точнее и проще проработать любую проблему как бы на трех глобальных, но тоже уровнях, а во-вторых, позволяют куда сильнее активизировать бессознательное человека для достижения им желаемой цели. То, что в итоге получилось (схема девяти логических уровней, разбитых на три «тройки»), приведено ниже.
Окружение Поведение
Способности__
Намерения
Ценности
Убеждения _______
Заполнение логических уровней
Работу с клиентом ПК на логических уровнях (особенно, если это вышеупомянутый «посторонний» с экзистенциальными проблемами) можно начинать с психотехнологии, позволяющей ему наполнить их (логические уровни) конкретным содержанием и — далеко не всегда только лишь «в первом приближении» — испытать близкие к пиковым переживания и осознания, а также ощутить, увидеть или услышать Видение (ударение на первом слоге). А это совершенно фантастическое состояние, когда ты полностью соединен с миром, собой, другими, прошлым, настоящим и будущим; и образ чего-то огромного, символического или даже абстрактного предстает перед тобой и наполняет тебя Смыслом. Может быть, именно поэтому людям, соединенным со своим Видением, психотерапия как таковая обычно оказывается не нужна — все свои проблемы они легко решают, вызвав образ Видения (или как бы растворяют их в нем). Помочь в обретении этого Видения может великолепная техника «тест логических уровней», которая позволяет определить все то, что вам действительно важно в вашей жизни и, соответственно, прикоснуться к ее Смыслу и Предназначению. Технику эту мы почерпнули из семинара «Обучение с открытым сердцем», проведенного П. Врицей и организованного ИГИСП, где она называлась «Паттерны/разделения на блоки». Но сильно модифицировал ее — возможно, до неузнаваемости.
Делается же эта техника так.
1. Определите любые два предмета, которые вам нравятся (не важно, где находятся эти предметы: дома, на работе или в ваших собственных карманах).
2. Спросите себя: «Символом или примером чего являются для меня эти вещи? Чему они служат и что дают?»
3. Обязательно запишите полученные ответы (не менее трех) и снова задайте себе вышеописанный вопрос, но уже по поводу этих ответов.
4. Делайте это шаг за шагом до тех пор, пока не дойдете до высших логических уровней и не увидите, услышите или ощутите в себе что-то похожее на Бесконечность и Чистое Бытие.
5. По очереди вспомните все основные контексты вашей жизни (ситуации собственной жизнедеятельности) и внесите в них VAKD этого Высшего.
6. Просмотрите запись своих ответов и разбейте их по логическим уровням.
7. Проанализируйте то, что получилось.
Для примера приведем две итоговых записи результатов подобной процедуры, которую мы сделали по просьбе пожилого чиновника и молодой бизнес-вумен (угадайте — где кто?).
Лист № 1____
Сотовый телефон_________ Сумка из крокодиловой кожи__________
Свобода Безопасность_____ Забота________ Удобство_____________
Спокойствие Уверенность в себе Контролируемость ситуации_______
Новые возможности_______ Свобода в действиях__________________
Желание жить, чтобы жить Удовольствие от жизни как таковой
Самостоятельность______ Принятие решений за себя и других_____
Возможность понять и уловить смысл существования_____________
Созерцание______ Мироощущение_______ Бытие___________________
Лист № 2___
Секретер XIX века_______________ Картины на стенах____________
Уют и удобство обстановки Отдых для глаз Память о событиях жизни Удовлетворение Удобство в труде Красота ближайшего окружения
Приятные воспоминания и размышления_________________________
Полнота жизни_______ Спокойствие______ Наслаждение__________
Одухотворенность ____________ Прекрасность мира___________
Победа разума___________________ Целесообразность_____________
Счастливый человек в прекрасном мире__________________________
Анализ и коррекция ситуации с использованием ЛУ
Тест логических уровней в психотерапевтическом плане является прекрасным способом внесения Высших ресурсов в повседневную жизнедеятельность человека. Однако ЛУ-терапия «обычных» клиентов обычно начинается с другой процедуры — техники анализа и коррекции ситуации на логических уровнях. Первое, что здесь вам необходимо сделать, так это подготовить комплект •листов (обычного П-го формата) с их — логических уровней — обозначениями. Листы эти разложите на полу в следующем порядке.
Окружение |
Поведение |
Способности |
Намерения |
Ценности |
Убеждения |
Идентичность |
Миссия |
Смысл |
Теперь можно уже приступать к самой процедуре, в которой причудливым образом будут смешиваться ассоциированные с каждым уровнем и диссоциированные от него состояния.
1. Предложите клиенту встать на лист «Окружение» и представить себе всех тех людей и все те обстоятельства, которые будут окружать его в последующей жизни. А после того, Как он это сделает, попросите его как бы оценить, кто и
что из этого его окружения, т.е. какие субъекты и ситуации — мешают ему проявлять или иметь желаемое состояние или поведение.
2. Теперь пусть он сойдет с этого листа, станет или сядет рядом с ним и честно ответит, насколько готов он к встрече с этими «сбивающими с истинного пути» людьми и обстоятельствами, т.е. чувствует ли он в себе готовность противостоять всем этим мешающим факторам. Для того чтобы клиент смог ощутить уровень этой готовности, пусть опять ассоциируется со своим окружением, снова встав на соответствующий лист.
3. Поскольку скорее всего обнаружится, что готовность эта у клиента недостаточная, предложите ему (предварительно сойдя с листа) подобрать необходимый ресурс для каждого «проблемного» человека или ситуации, вспомнить любую ситуацию, в которой у него (клиента) этот ресурс был, ассоциироваться с собой в этой ситуации, в данном ассоциированно-ресурсном состоянии вновь встать на лист «Окружение» и посмотреть, что получится. Продолжайте делать это до тех пор, пока окружение клиента не станет беспроблемным и, при необходимости используйте любые уже известные вам техники личностного редактирования.
4. Закончив с уровнем окружения, последовательно проделайте все это для уровней:
Поведения (Какие действия или какое поведение могут помешать проявлять или иметь желаемое состояние или поведение?)
Создайте альтернативные варианты поведения и действий
Способностей (Какие твои качества могут стать тебе помехой?)
Трансформируйте эти качества в нечто позитивное Намерения (Какие желания и цели могут помешать тебе проявлять или иметь «искомое» состояние или поведение?)
Создайте альтернативные цели и желания Ценности (Какие твои ценности могут стать тебе помехой?)
Измените их место в иерархии в сторону понижения Убеждения (Какие убеждения могут помешать тебе проявлять или иметь желаемое состояние или поведение?)
Замените их на более экологичные Идентичность (Что в тебе самом может стать тебе помехой?)
Осуществите рефрейминг аспектов самоидентичности Миссия (Как то, зачем ты пришел в этот мир, может помешать тебе иметь или проявлять желаемое состояние или поведение?)
Трансформируйте негативные аспекты выполнения или восприятия миссии
Смысл (Как твое отношение (какое отношение) к миру и жизни может стать тебе помехой?) Помогите переосмыслить неэкологичные отношения
Дизайн личностного совершенства
В принципе, только лишь одной вышеописанной довольно-таки громоздкой, но в сути своей весьма простой и чрезвычайно эффективной процедуры бывает вполне достаточно, чтобы окончательно разобраться с любой проблемой клиента. Однако она, как вы наверное заметили, построена как бы в режиме «От», в связи с чем в своей практике мы обычно дополняем (или заменяем — в зависимости от ситуации) данную процедуру техникой дизайна совершенства (опять-таки на логических уровнях). Делается она так.
1. Верните вашего клиента к первому листу («Окружение») и диссоциированно попросите его представить, кто или что из того, что могло бы его окружать, может помочь ему обрести желаемый результат. И после того, как он как бы отстранение от себя увидит этих людей и обстоятельства, попросите его встать на лист «Окружение» и представить себя окруженным
этими самыми людьми и обстоятельствами, т.е. ассоциированным с ними.
2. Предложите клиенту встать рядом с листом «Поведение» и по думать о том, какие такие новые его действия могли бы помочь ему в этом. То, что обнаружится, введите в его же поведенческий репертуар с помощью, например, любых техник изменения сценариев. Учтите, данную работу клиент должен выполнять вне листа «Поведение» и только после того как новый поведенческий репертуар будет создан, ассоциироваться с ним и просмотреть все эти новые действия стоя на листе и из своих глаз (не менее трех раз).
3. Попросите клиента представить, какие качества человеческой личности могли бы дать ему возможность беспроблемно проявлять или иметь желаемые состояния или поведение и создайте их посредством любой подходящей техники (например, взмаха) (опять-таки: сначала диссоциированно, а потом, уже с этими новыми качествами, ассоциированно на листе «Способности»),
4. Предложите клиенту обдумать намерения — цели и желания,— которые помогут ему воплотить желаемый результат, представить соответствующие образы и «картинки» и разместить их в будущем на линии времени. Как бы захватив с собой эти цели и желания, пусть он встанет на лист «Намерения».
5. Попросите клиента представить, какие ценности могли бы по мочь ему проявлять или иметь желаемые состояние или поведение, представить их (ценностей) репрезентации, после чего ввести все это в иерархию его ценностей. Со всем этим новым пусть он встанет на лист «Ценности».
6. Предложите клиенту обдумать, какие убеждения могут помочь ему воплотить желаемый результат, сформулируйте и «имплантируйте»
их в систему его убеждений с помощью, например, ДПДТ. Захватив с собой эти «имплантанты», пусть он встанет на лист «Убеждения». 1. Попросите клиента представить те неизвестные пока ему аспекты его сущности, которые могли бы способствовать в проявлении или воплощении желаемого состояния или поведения и создайте их с помощью, например, внеконтек-стного взмаха с распространением нового образа «Я» в прошлое, настоящее и будущее. Взяв с собой все эти новые образы «Я» пусть он встанет на лист «Идентичность».
8. Предложите клиенту в контексте желаемого результата обдумать различные аспекты его Миссии (и вообще — подумать о своей миссии), после чего пусть он даст возможность своему бессознательному создать соответствующий образ, звук, ощущение (чувство). С этим VAKD пусть встанет на лист «Миссия».
9. И, наконец, попросите клиента представить желаемое состояние или поведение как новый смысл и способ бытия в мире. А далее пусть он предложит своему бессознательному создать символ, который выразил бы этот новый смысл и способ. «Захватив» с собой этот символ, пусть встанет на лист «Смысл».
10. Теперь предложите клиенту сойти с последнего логического уровня и начиная с него (листа «Смысл»), сложить как бы в единый пакет остальные листы, подкладывая их один под другой, и как бы собирая воедино свои новые или дополнительные смысл, миссию, идентичность, убеждения, ценности, намерения, способности, действия и окружение.
Интеграция логических уровней
Вышеописанная техника обладает совершенно фантастической созидающей силой, хотя конечно же, достаточно сложна в исполнении. Однако в том-то* и заключается
нощь организованного по логическим уровням человеческого бессознательного, что даже без осуществления всех выше рекомендованных терапевтических интервенций, одно только перемещение по ним человека — в режиме своеобразной мечты о лучшей жизни — буквально способно творить чудеса: как бы вписывая его в эту новую жизнь, а программу этой самой жизни — в его же мозг. Делается эта техника прохождения логических уровней так, как описано ниже, но прежде, чем приступить к использованию ее в работе с клиентами, вы просто обязаны несколько раз «пропустить» все нижеописанное через самого себя.
Этап 1 (подготовительный)
Подготовьте девять листов бумаги (достаточно крупных). Напишите на них названия логических уровней (тоже крупными буквами) и разложите эти листы на полу — по порядку и так, чтобы с листа на лист вы могли переходить, сделав небольшой шаг.
Теперь подумайте о своей новой жизни как оничем не ограничиваемоймечте. Вспомните, как вы умели мечтать в детстве. Договоритесь сами с собой, что вы не будете мешать себе мечтать. И помечтайте о том, каким вы будете, когда станете совсем-совсем другим — лучшим.
Этап 2 (основной)
Встаньте на лист «Окружение». И начните мечтать о своем новом, позволив себе представлять все то и всех тех, кто будет вас окружать, когда вы станете вести эту свою новую жизнь.
Перейдите на лист «Поведение» и повернитесь спиной ко всем последующим логическим уровням (снизу—вверх вы должны идти именно так — дабы обозревать все те уровни, которые уже прошли). И помечтайте о том, что вы будете делать, когда станете жить этой жизнью.
Перешагните на лист «Способности». И начните мечтать о новых своих чудесных качествах — физических и психологических, — которые вы скоро обретете в этой новой жизни.
низкая мотивация — низкая для изменения метапрограмм. А успех в изменении мета-программы зависит от сильной мотивации личности почти точно так же, как и от качества соответствующей психотехнологии. Плюс к этому новые убеждения о значимости добавленных паттернов часто должны быть закреплены и усилены. А так как на развитие новой привычки уходит примерно три недели, визуальные интервенции — это самые легкие способы для практики и будущей подстройки развивающихся качеств. При этом, конечно же, очень важно заботиться об экологии совершенных изменений.
Собственно же техника изменения мета-программ попунктно выглядит так (По: М. Аткинсон и материалам мастерского курса ИГИСП). I. Изменение и подстройка к будущему новых мета-программных отличий 1.1.Создайте визуальные конструкции ключевых отличий образа себя, ведущих к измененной метапрограмме. Во-первых, изобразите себя так точно, как можете — с головы до ног. Определите желаемый исправленный образ себя, взаимодействующий с другими. Найдите из прошлого личный опыт, когда вы выражали паттерн желаемой мета-программы или воспользуйтесь Генератором Нового Поведения, картируя с человека, хорошо применяющего данную мета-программу. Создайте визуальное кино того, что вам бы хотелось делать хорошо. Из этого кино увеличьте и преувеличьте любые визуальные ключи, которые поведенчески специфичны и ориентированы на действие, для того чтобы типизировать мета-программу. Например, вы могли бы преувеличить подходящие изменения дыхания и позы, специфические жесты, изменение выражения лица, цвет лица, кивание, линии морщин вокруг глаз при улыбке, тип прищуривания, жестикуляцию рук или особую походку.
Теперь вообразите короткий диссоциированный видеоклип, в котором вы будете наблюдать и слушать себя во взаимодействии с человеком, кото-
рый поддерживает и увеличивает ваши желаемые черты.
Усильте визуальный желаемый образ себя, в котором отражается и развивается каждая новая метапрограмма. Увеличьте субмодальности своего видеоклипа до еще большей интенсивности. Убедитесь, что ваш фильм в движении и трехмерен. Например, если увеличение яркости, расцвечивание или расширение образа увеличивают его привлекательность, отрегулируйте эти субмодальности до максимального достижения эффекта.
1.2. Визуально повторите и затем подстройте эффек
тивную мета-программу образа себя в различных
клипах с будущими возможностями и новыми сце
нами. Во-первых, запустите свой фильм о вашем
образе себя с эффективной мета-программой, ук
рашая и усиливая все поведенчески-специфические
признаки.
Теперь сместите детали фона своего фильма в позитивную, не производящую тревоги ситуацию и наблюдайте, слушайте и ощущайте прогресс этого эффективного нового образа себя через всю сцену, от начала до конца, взаимодействуя так, чтобы каждый акт поведения увеличивал эффективные паттерны.
Повторите этот фильм для нейтральной или обычной ситуации.
Теперь запустите видеоклип для любой неэкологичной ситуации (с точки зрения старой метапрограммы), но уже с новой мета-программой образа себя, осуществляющего взаимодействия. Наконец, пересмотрите этот видеоклип в «худшей из всех возможных» ситуаций. Отрегулируйте то, что получилось. Добавьте любые другие полезные качества к своему образу, если это нужно.
1.3. Если то, что получилось, вам подходит, сделайте
свой образ с эффективной мета-программой автома
тически привычной реакцией на любые ситуации.
Без использования вашего нового образа себя пред
ставьте ситуацию, в которой вам нужна новая
Кто и что тебя окружает?
Что ты делаешь?
Как ты это делаешь — за счет каких твоих способностей?
Чего ты хочешь?
Почему это для тебя важно или зачем это тебе надо?
Во что ты в связи с этим веришь?
Кто ты? И в чем твоя суть и уникальность?
Зачем ты пришла в этот мир? Что ты несешь миру и людям?
Чем для тебя является мир? В качестве чего и/или кого он выступает?
После прохождения частью всех логических уровней можно предложить клиенту сделать следующее.
«Попроси свое бессознательное выразить все, что открылось, в виде образа (света, цвета), звука, ощущения или даже утверждения и принципа».
После же того, как этот VAKD уже знакомого вам Видения станет доступным для клиента (а это всегда нечто сущностное и даже трансцедентное) опять-таки предложите клиенту:
«Введи то, что обнаружилось, в часть, с которой мы работали, так, чтобы оно полностью наполнило ее и преобразовало в то, чем она может и должна быть».
Как правило, трансформация символа Самостоятельной Единицы Сознания (и, соответственно, ее назначения, жизнедеятельности и сути) начинается где-то со второй «тройки» логических уровней. Полная же «экологизация» СЕС происходит на уровнях Идентичности, Миссии и Смысла, а завершается — соединением части с Видением.
«Жевательная резинка консультирования»
Благодаря работам Р. Дилтса логические уровни были положены в основу очень своеобразной, но буквально. универсальной модели работы с клиентами ПК, которая получила рабочее название «жевательная резинка» консультирования (жевательная в том смысле? что ее можно
жевать, пока не добьешься цели работы). В системном НЛП она, правда, называется «гимнастический зал в джунглях». Основана она на трех составляющих процесса анализа и осуществления изменений в Нейролингвистическом программировании:
• логических уровнях
• временных параметрах (прошлое, настоящее или будущее)
• трех позициях восприятия (1-я — с собственной точки зрения; 2-я — с точки зрения другого участника проблемы или взаимодействия, 3-я — с позиции «стороннего наблюдателя», который обозревает вас, другого и ваши взаимоотношения).
Представить эту «жевательную резинку» можно в виде следующей трехмерной структуры.
Смысл |
Миссия |
Идентичность |
Убеждения |
Ценности |
Цели |
Способности |
Поведение |
Окружение |
Прошлое |
Настоящее |
Будущее |
1-я позиция («Я») |
2-я позиция («Он») |
3-я позиция («Я» и «Он» со стороны) |
Логические уровни
Согласно данной структуре, работу с любой проблемой клиента можно осуществлять с точки зрения девяти логических уровней, трех временных параметров и трех позиций восприятия, что соответствует восьмидесяти одной позиции «раскрутки» СЕС или ее «выращивания».
Что она делала? Что она делает? |
Прошлое
Что окружало часть?
Каковы были ее способности?
Чего она хотела?
Зачем ей это было надо?
Во что верила эта часть?
Какова была ее уникальная Сущность?
В чем было ее Предназначение? Чем были для нее Жизнь и Мир?
Настоящее
Что окружает часть?
Что она может сейчас?
Чего она хочет сейчас?
Зачем это надо сейчас?
Во что она теперь
верит?
Какова она сейчас?
В чем оно сейчас?
Чем они выступают сейчас?
Будущее
А что должно ее окружать, чтобы все было хорошо? А что ей нужно или стоит делать? А что она должна мочь, знать и уметь, чтобы справиться? Что ей стоит хотеть в будущем? А что ей будет важно и ценно в будущем? А во что ей стоит верить? А какой ей нужно быть в будущем?
А в чем оно должно состоять? А чем они должны выступать в будущем?
Включение в эту схему еще и позиций восприятия (в каковых 1-я позиция будет соответствовать точке зрения клиента; 2-я — части, а 3-я — взаимодействию между клиентом и сущностью с позиции стороннего наблюдателя) вообще позволяет осуществить любые и весьма экологичные преобразования.
Например, используя только два параметра «жевательной резинки» консультирования — логические уровни и прошлое—настоящее—будущее — можно легко и ненавязчиво осуществить преобразование любой сущ-
ности или части человека по следующей последовательной схеме вопросов.
Упражнение 161.
-►Объясните кому-нибудь основы теории логических уровней, после чего попробуйте описать ЛУ своей жизни — пока безо всяких психотехнологий.
-►Осуществите заполнение собственных логических уровней с помощью соответствующей техники.
Упражнение 162.
-►Выберите какой-либо свой желаемый результат и
проделайте для него технику анализа и коррекции си
туации на логических уровнях.
Упражнение 163.
-►Определите некоторое свое опять-таки желаемое состояние или поведение и создайте его с помощью техник «дизайн совершенства».
-►Возьмите любую свою экологичную мечту и сделайте для нее интеграцию логических уровней.
Упражнение 164.
-►Определите некую оставшуюся непроработанной свою сущность или часть и «проведите» ее по логиче-ским уровням.
Упражнение 165.
-►Возьмите любую свою проблему и «пропустите» ее
через «решетку» «жевательной резинки консультирова
ния». Обратите внимание, на каком из 81 шагов про
блема просто исчезнет.
Глава 2. Осуществление сущностных трансформаций
Сравнительно недавно в Нейролингвистическом программировании был выявлен удивительный факт: то, что все факты и сущности человека, безотносительно области поведения или эмоций, которыми они «управляют», имеют своей глубинной целью некоторый весьма ограниченный набор так называемых сердцевидных (или корневых) состояний. Состояния эти безусловно и исходно позитивны, и то, что в конечном счете часть или сущность приходит к их реализации через какую-то патологию, объясняется прежде всего невниманием человека к сигналам из его бессознательного, а также отсутствием у этих самых сущностей и частей необходимых для достижения сердцевидных состояний ресурсов. В связи с этим созданная К. Ан-дреас психотехнология сущностной трансформации оказалась буквально универсальным способом лечения любых патологий сознания и тела человека, обусловленных существованием соответствующих сущностей и частей, а также просто достижения и понимания своих сердцевинных или корневых естества и сути.
Цель сущностных трансформаций (СТ)
Вряд ли будет преувеличением утверждение о том, что открытие К. и Т. Андреас феномена сущностных трансформаций (СТ) является весьма значительным вкладом в развитие как Нейролингвистического программирования, так и психологической науки в целом (а еще, пожалуй, и духовных практик в их современной интерпретации). Дело в том, что проходящий этот процесс человек вполне конкретно, а не только лишь абстрактно-теоретически достигает ощущения того, что данные авторы называют Собственный Корень, а «...в это универсальное понятие, — пишут они, — входят многие названия: наше внутреннее чувство, наш полный потенциал, мы на самом деле, наша Собственная Истина, наше
Собственное возвышение, внутренний Бог и Душа — это только некоторые названия» (цитируем по: К. Андреас, Т. Андреас. «Сущностная трансформация»).
По утверждению К. и Т. Андреас, человек, живущий из Собственного Корня,
• испытывает целостность, внутреннюю умиротворенность, благополучие, любовь и бодрость
• полностью основан и сконцентрирован внутри своего
• постигает мир целостно
• знает, чего хочет
• действует, ориентируясь на свои ценности
• легко может поступать в собственных интересах, уважая при этом интересы других
• ощущает собственную позитивность
• осознает, кто он есть, а не только, что он делает, как себя чувствует и что имеет
• полон сил и имеет выбор, как чувствовать и что делать.
Основы теорий СТ
Мы далеки от мысли осуществить (в рамках этой книги) развернутое теоретическое обсуждение феномена сущностных трансформаций. Однако полностью избежать теории не удастся, ибо без ее понимания психотерапевт, работающий по данной психотехнологии, вполне может, перефразируя М. Эриксона, воспользоваться раковиной, забыв про жемчужину. (Здесь и далее мы будем использовать некоторые материалы статьи М. Холла «Мета-состояния, коррелирующие с сердцевинными состояниями». В кн.: «Мастерство, новый код и системное НЛП»).
Итак, в 1994 году К. и Т. Андреас опубликовали чрезвычайно интересную книгу «Сердцевинная трансформация» («Core Transformation: Rearing the Wellspring Within»), изданную на русском языке в 1999 году, в которой описали процесс (психотехнологию) достижения так называемых «core states» — сердцевинных состояний или, что точнее, ядра личности и ее глубинной цели (последнее определение — уже по М. Аткинсон).
Техника достижения этих состояний в сути своей довольно проста и в чем-то даже похожа на уже известный вам шестишаговый рефрейминг. Как вы, наверное, помните, эта техника применяется для создания «договора» с какой-то неэкологичной частью вашей психики, а основывается на различии между намерением и поведены, ем. С ее помощью, сохраняя в неприкосновенности намерение, мы просто просим часть изменить реализующее его поведение — разумеется, экологичным образом. В процессе шести-шагового рефрейминга мы часто (но не всегда) выясняем содержание этого самого позитивного намерения, ведущего к негативному поведению, после чего и выполняем рефреймирование.
К. и Т. Андреас пошли дальше и, не останавливаясь на первом обнаруженном намерении, продолжали задавать людям мета-вопрос примерно следующего содержания: «Если вы получите желаемый результат целиком и полностью и будете удовлетворены им, не хотите ли вы использовать полученные ресурсы, чтобы испытать что-то более важное и глубокое? »
В результате многократного повторения вышеописанного вопроса данные авторы открыли удивительные вещи. Оказалось, что, например, ограничивающее человека базовое первичное эмоциональное состояние нервозности имело намерением, целью или результатом мета-состояние «делать хорошую работу»; которое в свою очередь имело результатом мета-состояние расслабления («расслабиться»); каковое преследовало цель «быть способным к творчеству»; которое исходило уже из намерения иметь «чувство свободы»; каковое наконец-то приводило нас к сердцевинному состоянию «чувствовать связь с людьми». Т.е. если мы сейчас воспроизведем всю цепочку в более привычном виде, получится, что данный субъект нервничал для того, чтобы сделать работу хорошо. Делал он эту самую работу хорошо для того, чтобы расслабиться. Расслаблялся данный индивид для того, чтобы быть способным к творчеству. Становясь способным к творчеству, он обретал чувство свободы. А обретя это самое чувство, он наконец-то получал сердцевинное для своего ядра личности ощущение связанности с людьми.
Сердцевинные мета-состояния
К. и Т. Андреас утверждают, что существуют только пять мета-состояний, которые возникают как результат процесса Сердцевинной Трансформации:
• ощущение бытия (присутствия, «бытийственности»);
• внутренний мир (умиротворенность, глубокое чувство покоя и принятия);
• любовь (безусловная, а не обусловленная — прекрасная и ценная по своей сути, но не зависящая от конкретного объекта);
• O'Kayness (глубокое чувство полезности и ценности — и мира, и себя);
• единение и целостность (связь с Высшим, благодать, единение с Богом).
Они также указывают на то, что все эти сердцевинные состояния не выступают первичными состояниями сознания, но существуют как способы бытия в мире — как более духовный уровень бытия, а также высшие ценности, качества и характеристики.
Однако эти состояния оказываются совершенно необходимыми не просто «по жизни», но и в психотерапевтическом процессе. Как утверждает М. Холл, «получая доступ к таким сердцевинным или трансцендентальным состояниям «бытия», человек становится более способным использовать на деле и познавать на опыте свои более богатые ресурсами мета-состояния (принятия, прощения, единения, гармонии, любви, беззащитности, самооценки и т.д.). И очевидно, что это дает нам доступ ко всем видам ресурсов в терминах самоопределения и самопознания, обращения с трудностями и травмами, жизни и взаимоотношений, работы, времени и т.д.» (Цитируем по: М. Холл. «Мета-состояния, коррелирующие с сердцевинными состояниями». В кн. «Мастерство, новый код и системное НЛП», с. 62).
И еще одно — возможно, главное. Сердцевинные состояния — это и есть то, чего в конце концов люди хотят добиться в жизни, если перевести эти их достижения в термины чувств и ощущений. То, ради чего они затевают
19 3ак. 2731
грандиозную деятельность по обустройству собственного
счастья — ив конце концов обычно оказываются у раз
битого корыта. Ибо исходят из того, что эти самые глу
бинные состояния удовлетворения, покоя и т.п. должно
зарабатывать — не важно, с потом и кровью или без,
но всегда по абсолютно извращенной логике «если я буду
иметь то-то и то-то, я обязательно стану и буду счастли
вым». А потом, обретя вожделенные должности, почес
ти, деньги, особняки и машины, искренне и в чем-то да
же по-детски обиженно удивляются: «Я приобрел все,
что хотел.Почему несчастлив?» Да потому, что сде-
лал все с точностью до наоборот. Как пишут К. и Т. Ан-дреас (цитирую по вышеупомянутой статье М. Холла), «некоторым образом наши внутренние части получают идею (познавательный предрассудок!), что для того, чтобы испытать сердцевинные состояния бытия, они вначале должны пройти через весь ряд Положительных Намерений. К несчастью, это работает не так уЖ хорошо. Мы не испытываем очень часто наши Сердцевинные Состояния, когда мы идем примерно этим путем, потому что сердцевинные состояния бытия не являются чем-то, что может быть приобретено или достигнуто через действие. Путь испытать Сердцевинное Состояние — просто шагнуть в него и обладать им».
Таким образом, главное, что следует взять за основу при работе с Процессом Сущностной трансформации, так это то, что любая Самостоятельная Единица Сознания, реализующая пусть даже чрезвычайно негативное поведение, использует его в качестве своеобразного способа достижения сущностного состояния и что именно это сущностное состояние и является главной (или, по М. Аткинсон, глубинной) целью жизнедеятельности данной СЕС.
Процедура сущностной трансформации
Сама по себе психотехнология достижения и использования сущностных состояний сравнительно проста и в изложении К. и Т. Андреас выглядит так (по: К. Андре-ас, Т. Андреас. «Сущностная трансформация», с. 80—82).
«Шаг 1. ВЫБЕРИТЕ ЧАСТЬ, С КОТОРОЙ БУДЕТЕ РАБОТАТЬ:
Ощутите часть, примите и поприветствуйте ее.
Шаг 2. ОБНАРУЖЕНИЕ НАМЕРЕНИЯ/ПЕРВЫЙ НАМЕЧЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Спросите вашу часть: «Что ты хочешь?»
Шаг 3. ОБНАРУЖЕНИЕ ЦЕПОЧКИ РЕЗУЛЬТАТА: Спросите свою часть: «Если ты обладаешь [Намеченным Результатом из предшествующего шага] полностью и совершенно, что ты хочешь, имея это, что значительно важнее?» (Повторяйте, пока это будет необходимо).
Шаг 4. СУЩНОСТНОЕ СОСТОЯНИЕ: ДОСТИЖЕНИЕ ВНУТРЕННЕГО ИСТОЧНИКА:
Остановитесь на время, чтобы полностью насладиться своим Сущностным Состоянием.