Транспортные сооружения
Железные дороги колеи 1520 мм общейсети
7.1. Крупные железнодорожные узлы и станции, расположенные в категорированных городах (или являющиеся отдельно стоящими объектами особой важности), выход из строя которых в военное время может вызвать длительные перебои в движении поездов, должны иметь обходы и угловые соединительные пути для пропуска поездов без захода в узел или на станцию.
Удаление обходов от станций устанавливается МПС СССР исходя из значения станций и условий местности.
Пропуск, обработка и отстой поездов с разрядными грузами (взрывчатых веществ и материалов, СДЯВ и пр.) должны осуществляться только по обходам.
Площадки для перегрузки (перекачки) этих грузов, железнодорожные пути для накопления (отстоя) вагонов (цистерн) с разрядными грузами должны быть удалены на расстояние не менее 250 м от жилых домов, производственных и складских зданий, от мест стоянки других поездов. Указанные объекты оборудуются системой постановки водяных завес и заливки водой (дегазатором) на случаи разлива СДЯВ, а также локальной системой оповещения об аварии со СДЯВ работающего персонала и населения, проживающего в зонах возможного опасного химического заражения.
7.2. Для организации безостановочного пропуска поездов в заданных размерах движения через железнодорожные узлы и станции, отнесенные к объектам особой важности и первой категории по гражданской обороне, а также узлы и станции, находящиеся в категорированных городах, следует подготавливать предузловые станции, расположенные вне зон возможных сильных разрушений и зон возможного катастрофического затопления.
7.3. Примыкание новых линий к крупным железнодорожным узлам, расположенным в категорированных городах, как правило, не допускается, а должно осуществляться к предузловым участковым или промежуточным станциям, расположенным вне зон возможных сильных разрушений и зон возможного катастрофического затопления.
7.4. При строительстве новых и реконструкции действующих железнодорожных линий, а также при развитии узлов и станций, расположенных в категорированных городах (или являющихся отдельно стоящими объектами особой важности), пропускная способность линий пригодных участков должна определяться с учетом обеспечения перевозок по подвозу рабочих смен и эвакуации населения. Расчетные размеры движения устанавливаются заданием на проектирование.
7.5. Вновь проектируемые путепроводы на развязках подходов железнодорожных линий к узловым станциям, находящимся в зонах возможных сильных разрушений категорированных городов и объектов особой важности, следует располагать по возможности рассредоточенно.
7.6. Вновь проектируемые базы-стоянки резерва подвижного состава, базы и склады материальных резервов (в том числе восстановительных материалов, конструкции и специальных запасов), базисные склады горючего и смазочных материалов (в том числе дизельного топлива и масел), дезинфекционно-промывочные и промывочно-пропарочные станции, пункты подготовки вагонов к перевозкам, кустовые вычислительные центры и другие производственные объекты аналогичного назначения должны размещаться, как правило, вне зон возможных разрушений и возможного катастрофического затопления.
7.7. Вновь проектируемые и реконструируемые дезинфекционно-промывочные и промывочно-пропарочные станции, пункты подготовки вагонов к перевозкам, моечные установки локомотивных и вагонных депо, а также промышленных предприятий, имеющих подъездные пути, должны быть приспособлены для обеззараживания подвижного состава.
Кроме того, на магистральных железнодорожных линиях, находящихся в границе зоны возможного опасного радиоактивного заражения (загрязнения) вокруг АС, на входах и выходах из этой зоны должны быть предусмотрены площадки и специальные устройства, необходимые для развертывания передвижных пунктов специальной обработки подвижного состава и санитарной обработки населения.
7.8. При электрификации железнодорожных линий следует предусматривать сохранение обустройств тепловозного хозяйства, создание баз-стоянок для запаса тепловозов, а также емкостей для горючего и смазочных материалов в целях обеспечения при необходимости перехода на тепловозную тягу. Сохранение обустройств тепловозного хозяйства, запаса тепловозов, а также использование приспособленных устройств электрической тяги должно обеспечивать выполнение части расчетных размеров движения, устанавливаемой заданием на проектирование.
7.9. Вновь проектируемые пункты стыкования участков электрической тяги на разных системах тока должны располагаться, как правило, вне зон возможных сильных разрушений и зон возможного катастрофического затопления.
7.10. Схема внешнего электроснабжения электрифицируемых участков железных дорог должна предусматривать двустороннее питание тяговых подстанций от независимых источников электропитания.
Пропускная способность этих участков по устройствам внешнего электроснабжения должна обеспечивать заданные размеры движения поездов в случае выпадения одного из источников внешнего электроснабжения.
7.11. Вновь строящиеся тяговые подстанции должны располагаться за пределами зон возможных сильных разрушении и зон возможного катастрофического затопления. При этом мощности соседних тяговых подстанций и сечение проводов контактной сети должны быть рассчитаны на обеспечение заданных размеров движения при условии выпадения одной из указанных тяговых подстанций.
7.12. На тяговых подстанциях, оборудуемых устройствами автоматики и телемеханики, необходимо предусматривать возможность перевода их на местное управление.
Тяговые подстанции должны иметь энергодиспетчерскую связь с загородными пунктами управления отделений дорог.
7.13. При проектировании новых и реконструкции действующих устройств сигнализации, централизации, блокировки (СЦБ) и связи железнодорожных узлов и станций, расположенных в категорированных городах (или отдельно стоящих узлов и станций, отнесенных к объектам особой важности), а также железнодорожных линий, примыкающих к этим узлам и станциям, следует предусматривать в пределах зон возможных сильных разрушений прокладку подземных (подводных) кабельных высоковольтных линий питания этих устройств.
Линии магистральной и дорожной связи должны иметь обходы категорированных городов, трассы которых следует прокладывать вне зон возможных сильных разрушений.
7.14. Для обеспечения электропитания устройств СЦБ, связи и водоснабжения должны предусматриваться стационарные резервные автономные источники электропитания.
Количество, мощность, защищенность и места установки стационарных резервных автономных источников электропитания определяются соответствующими заданиями на проектирование.
7.15. Управления и отделения железных дорог, расположенные в категорированных городах, должны иметь запасные пункты управления, размещаемые вне зон возможных разрушений и зон возможного катастрофического затопления.
Для оперативного состава работников управлений и отделений железных дорог, а также дежурного оперативно-распорядительного персонала железнодорожных станций, отнесенных к объектам особой важности и первой категории по гражданской обороне, остающегося в местах постоянной дислокации, необходимо предусматривать защищенные пункты управления, оборудованные минимально необходимыми техническими средствами, обеспечивающими непрерывность руководства эксплуатационной деятельностью железных дорог.
Метрополитены
7.16. При проектировании новых и реконструкции существующих подземных линий или участков метрополитенов следует предусматривать приспособление их под убежища для защиты населения в мирное и военное время.
7.17. Проектирование приспособления метрополитенов для защиты населения осуществляется по заданиям, согласованным с Минобороны СССР (Штабом ГО СССР) и соответствующими исполкомами городских Советов народных депутатов.
Примечание. Требования настоящих Норм распространяются также на проектирование приспособления под убежища подземных участков скоростноготрамвая.
7.18. Размещение укрываемого населения в метрополитене следует предусматривать на платформах станций, в поездах, стоящих у платформ, в перегонных тоннелях, тупиках, соединительных ветках между разными линиями и ветках в электродепо.
На участках тоннелей метрополитена, расположенных под реками, каналами и водоемами, а также в отдельных случаях в неустойчивых водонасыщенных грунтах размещение укрываемого населения предусматривать не следует.
7.19. Расчетное количество населения, укрываемого в метрополитенах, следует определять по нормам площади на одного укрываемого человека.
7.20. Количество и пропускная способность входов на станции метрополитена определяются из расчета ожидаемых пассажирских потоков мирного времени.
Дополнительные входы на перегонах предусматриваются в соответствии с заданиями исходя из расчетного количества укрываемых и времени заполнения ими этих перегонов.
Все входы в метрополитены должны оборудоваться устройствами с местным и дистанционным управлением, регулирующими поток укрываемых.
7.21. Линии метрополитенов, приспосабливаемые под убежища, необходимо изолировать от внешней среды и разделять на отсеки защитно-герметическими затворами.
7.22. Строительные конструкции и защитные устройства подземных сооружений метрополитенов, приспосабливаемых для защиты населения, а также сооружений жизнеобеспечения укрываемого населения следует рассчитывать на нагрузки от воздействия ядерного взрыва при избыточном давлении во фронте воздушной ударной волны на поверхности земли:
300 кПа (3 кгс/см2) — для линий глубокого заложения;
100 кПа (1 кгс/см2) — для линий мелкого заложения.
7.23. На два-три отсека следует предусматривать, как правило, один защищенный эвакуационный выход, приспосабливая для этой цели подземные сооружения метрополитенов, сообщающиеся с поверхностью земли.
7.24. Расчетную продолжительность непрерывного пребывания укрываемого населения в сооружениях метрополитенов, приспосабливаемых под убежища, следует принимать равной двум суткам.
Для жизнеобеспечения укрываемого населения необходимо предусматривать защищенные системы резервного электроснабжения, воздухоснабжения, канализации и водоотлива, а также средства управления, сигнализации, связи, оповещения и противопожарные. Для хранения продовольствия, медицинского имущества, а также для медицинского обслуживания укрываемых людей необходимо предусматривать приспособление в этих целях отдельных служебных помещений на станциях и в вестибюлях.
Сооружения и устройства метрополитенов, эксплуатируемые в мирное время, следует использовать для жизнеобеспечения укрываемого населения.
7.25. Резервное электроснабжение, а также воздухоснабжение необходимо предусматривать по децентрализованной системе соответственно от защищенных дизельных электростанций (ДЭС) и фильтровентиляционных установок (ФВУ), как правило, из расчета на два-три отсека.
7.26. Систему воздухоснабжения следует проектировать для работы по режиму чистой вентиляции и фильтровентиляции. Кроме того, необходимо предусматривать режим пребывания укрываемых на постоянном объеме внутреннего воздуха с его рециркуляцией.
Вентиляционные каналы системы воздухоснабжения следует отделять от внешней среды клапанами-отсекателями, срабатывающими от воздействия воздушной ударной волны, и защитно-герметическими затворами.
В системе воздухоснабжения необходимо предусматривать автоматизированный контроль за содержанием вредных примесей в наружном воздухе и за его параметрами.
7.27. Для оперативного руководства работой метрополитенов в режиме убежищ, а также управления устройствами защиты и жизнеобеспечения следует предусматривать создание защищенных командных пунктов.
Автомобильные дороги
7.28. Автомобильные дороги общегосударственного и республиканского значения общей сети Союза ССР следует прокладывать не ближе 2 км от границ проектной застройки категорированных городов.
В тех случаях, когда указанные дороги проходят через категорированные города, необходимо предусматривать строительство обходных автомобильных дорог, прокладываемых не ближе 2 км от границ проектной застройки городов.
7.29. При развитии сети автомобильных дорог следует предусматривать стыковку городских магистралей с загородными магистральными дорогами, а также строительство автомобильных подъездных путей к железнодорожным станциям и портам—пунктам посадки (высадки) эвакуируемого населения.
7.30. Автодорожные и железнодорожные мосты через судоходные реки, размещаемые вне категорированных городов, следует располагать на расстояниях, исключающих их одновременное разрушение одним ядерным взрывом.
7.31. На автомобильных магистралях, пересекающих зону возможного опасного радиоактивного заражения (загрязнения) вокруг АС, в местах их пересечения с границей этой зоны необходимо предусматривать строительство площадок для мойки и осмотра автотранспорта, приспосабливаемых в случае аварий на АС для специальной обработки подвижного состава автотранспорта, сельскохозяйственных животных, одежды и предметов домашнего обихода, а также для санитарной обработки людей.
7.32. В зоне возможного опасного радиоактивного заражения (загрязнения) АС следует проектировать не менее двух дорог с твердым покрытием, обеспечивающих выход на АС с трех-четырех противоположных направлений.