Объем дисциплины и виды учебной работы. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 з.е., 108 часов
Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 з.е., 108 часов.
Вид учебной работы | Всего часов | № семестра | |||
Общая трудоемкость дисциплины | |||||
Аудиторные занятия (всего) | |||||
В том числе: | |||||
Лекции | |||||
Практические занятия | |||||
Семинары | |||||
Лабораторные работы | |||||
Самостоятельная работа (всего) | |||||
В том числе: | |||||
Курсовой проект (работа) | |||||
Расчетно-графическая работа (задание) | |||||
Реферат | |||||
Подготовка к защите лабораторных работ | |||||
Промежуточная аттестация: зачет | - | - |
Содержание дисциплины
5.1. Содержание разделов (тем) дисциплины
№ п/п | Наименование раздела (темы) дисциплины | Содержание раздела (темы) дисциплины |
Часть1.Безопасность жизнедеятельности | Общие понятия о БЖД, теория риска, экономические методы управления риском, системный анализ безопасности, психология БЖД, управление БЖД | |
Анализаторы человека, шум, ультра звук, инфразвук, вибрация, защита от их негативного действия | Анализаторы человека, закон Вебера-Фехтнера. Действие на человека шума, ультразвука, инфразвука, вибрации, методы защиты от них. | |
Действие на человека физических, психологических, социальных факторов | Анализ негативного воздействие на человека физических, психологических, социальных факторов, физических и интеллектуальных нагрузок. Утомление, климатические факторы. Методы защиты | |
Вредные вещества | Вредные вещества, характеристика вредных веществ, классификация вредных веществ, особенности действия вредных веществ на человека. | |
Электромагнитные излучения | Характеристика электромагнитных излучений, спектр радиоволн, СВЧ- излучения, световые излучения, ионизирующие излучения, допустимые нормы, защита от негативного действия излучений. | |
Действие на человека опасных факторов | Анализ воздействия механических опасностей, кинетических опасностей, статических потенциальных опасностей, методы защиты от них. | |
Электрический ток | Анализ опасности поражения током, статическое электричество, атмосферное электричество, защита от поражения электрическим током. | |
Пожар, процессы горения, опасности пожара. Опасности водной среды | Горение твердых и жидких веществ, опасные факторы пожара, пожарная опасность веществ, пожарная безопасность. Средства пожарной безопасности. Опасные факторы водной среды, опасность переохлаждения, его последствия | |
Часть 2. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Чрезвычайные ситуации | Классификация чрезвычайных ситуаций, предупреждение чрезвычайных ситуаций, ликвидация чрезвычайных ситуаций, аварии, катастрофы, стадии чрезвычайных ситуаций. Правовые основы безопасности жизнедеятельности в России. Производственные аварии и катастрофы. Аварии и катастрофы на химически опасных объектах (ХОО). Зоны химического заражения. | |
Радиационные объекты | Опасность радиационных объектов, принцип работы АЭС, основные поражающие факторы при воздействии радиации. Особенности аварии на АЭС. Профилактические мероприятия безопасности на АЭС. | |
Защита от последствий ЧС. | Принципы защитных мероприятий, способы защиты населения, исследование по оценке устойчивости объектов в ЧС. Повышение устойчивости объектов водного транспорта в ЧС. Проведение аварийно-спасательных работ. Ликвидация последствий ЧС, Методы и средства защиты в ЧС. |
5.2. Лабораторные работы
№ п/п | Наименование раздела (темы) дисциплины | Наименование лабораторных работ |
Безопасность жизнедеятельности | Оценка вероятности возникновения опасных ситуаций | |
Действие на человека физических, психологических, социальных факторов | Анализ вредных факторов воздушной среды | |
Анализаторы человека, шум, ультразвук, инфразвук, вибрация, защита от их негативного действия. | Анализ воздействия шума на человека | |
Анализаторы человека, шум, ультразвук, инфразвук, вибрация, защита от их негативного действия. | Внешний шум | |
Действие на человека физических, психологических, социальных факторов | Расчет освещенности помещений | |
Радиационные объекты | Прогнозирование выявление и оценка радиационной обстановки | |
Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Чрезвычайные ситуации. | Прогнозирование и оценка химической обстановки при заражении СДЯВ | |
Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Чрезвычайные ситуации. | Исследование устойчивости объектов | |
Пожар, процессы горения, опасности пожара. | Пожарная опасность веществ |
Методическое сопровождение:
- Лабораторно-имитационный практикум по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» (автор – Э.А. Гомзиков).
5.3. Практические занятия
Не предусмотрены.
6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов
6.1. Расчетно-графические работы
1. РГР №1. Нормирование вредных факторов и выбор средств по уменьшению их влияния.
2. РГР №2. Определение экономических показателей БЖД на производстве.
Методическое сопровождение:
- Безопасность жизнедеятельности: Практикум/ И.О. Потапов, В.П. Скорняков, А.В. Яковлев, Э.А. Гомзиков.- СПб., СПГУВК, 20004.
6.2. Тесты к защите лабораторных работ
1. Тест 1. Выбор средств уменьшения уровней шума.
2. Тест 2. Анализ вредных факторов воздушной среды.
3. Тест 3. Блок лабораторных работ по БЖД в ЧС.
Методическое сопровождение:
- Лабораторно - имитационный практикум по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» (автор – Э.А. Гомзиков).
6.3. Перечень вопросов к зачету
1. Назвать все пути проникновения вредных веществ в организм человека.
2. Назвать значение абсолютного порога температурной чувствительности относительно физиологического нуля, для тепловых рецепторов.
3. Дать определение опасного производственного фактора.
4. Пояснить от чего зависит значение силы тока протекающего через тело человека, ставшего звеном электрической цепи.
5. Назвать единицу измерения светового потока
6. Дать определение актов взаимодействия с окружающей средой контролирующих регуляцию поведения человека и обеспечивающих его адаптацию к окружающей среде.
7. Дать определение относительной влажности воздуха.
8. Назвать численное значение уровня звука на пороге болевого ощущения.
9. Прокомментировать изменение величины относительной влажности при нагревании воздуха в системе кондиционирования .
10. Дать определение риска.
11. Назвать нормируемый параметр искусственного освещения.
12. Воздух в СКВ в холодное время должен: …..
13. Назвать единицу измерения светового потока.
14. Описать зависимость между напряженностями электрического и магнитного полей при распространении ЭМП в вакууме и в воздухе.
15. Пояснить, почему техногенная сфера является объектом повышенной опасности для человека.
16. Назвать вектор, определяющий направление движения энергии в ЭМП.
17. Назвать классы, на которые делят помещения по химическому составу среды.
18. Максимальн приемлемый уровень общего риска гибели человека при непрофессиональной деятельности равен…
19. Дать название работ, проводимых с целью разрушения,
20. Нейтрализации, снижения токсичности отравляющих веществ.
21. Дать называние работ по уничтожению насекомых.
22. Назвать значение смертельного для человека переменного тока на частоте 50 Гц, при воздействии более чем 0,5с.
23. Назвать диапазон давлений, в котором может проходить жизнедеятельность человека.
24. Назвать наиболее часто применяемый метод для снижения концентрации загрязняющих веществ в воздухе производственных помещений
25. Собственная температура данной области кожи называется…
26. Риск это…
27. Дать определение работ по уничтожению болезнетворных микробов и токсинов.
28. Назвать пределы изменений электрического сопротивления тела (эпидермиса) человека.
29. Назвать параметр, по которому оценивают эффект ионизации воздуха.
30. Перечислить уровни и режимы функционирования российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях?
31. Пояснить как изменяется значение максимальной влажности воздуха при увеличении температуры воздуха.
32. Назвать значение интенсивности l (ЭМП) соответствующей тепловому порогу.
33. Назвать величину допустимого сопротивления заземления в электросети.
34. Световая отдача источника света – это: ……
35. Назвать количество категорий безопасности, принятое в профессиональной деятельность.
36. Дать определение территории с находящимися на ней людьми, техникой, зданиями, объектами, подвергшейся воздействию поражающих факторов.
37. Назвать значение порога различительной чувствительности теплового анализатора.
38. Дать определение актов взаимодействия с окружающей средой контролирующих регуляцию поведения человека и обеспечивающих его адаптацию к окружающей среде.
39. Дать определение вредного производственного фактора.
40. Перечислить факторы, влияющие на тяжесть поражения человека электрическим током.
41. Назвать величину уровня звука приводящую к частичной потере слуха при ежедневном воздействии в течение 10 лет.
42. Назвать уровень звука являющийся болевым порогом для человека.
43. Дать определение работ по уничтожению грызунов.
44. Перечислить цели БЖД.
45. Пояснить на какое количество классов опасности разделяют вредные для человека вещества.
46. Назвать природные явления, которые могут вызывать чрезвычайные ситуации.
47. Назвать значение уровня звука на пороге слышимости.
48. Назвать единицу измерения силы света.
49. Дать название территории, на которой сложилась чрезвычайная ситуация.
50. Комбинированное освещение включает: …..
51. Границы ветвления структурной схемы «дерева причин» определяются исследователем, в соответствие с …
52. Назвать нижнее пороговое значение звукового давления.
53. Дать определение дезактивации.
54. Перечислить параметры, характеризующие микроклимат в помещениях.
55. Назвать наиболее опасные пути прохождения тока через человека.
56. Назвать цель системного анализа безопасности.
57. Назвать агрегатное состояние в котором могут гореть вещества?
58. Что такое дБ?
59. Дать определение самой низкой температуры, при которой над поверхностью вещества образуются пары, способные вспыхивать от источника зажигания (горение при этом не происходит).
60. Назвать величину однократной дозы облучения в рентгенах, при которой возможен смертельный исход в 50% случаев.