Объем дисциплины и виды учебной работы. Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов, 3 зачетные единицы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 108 часов, 3 зачетные единицы

Вид учебной работы Всего часов Курс
   
Всего 3 зачетные единицы
Аудиторные занятия (всего)              
В том числе:                  
Лекции              
Практические занятия (ПЗ)                  
Семинары (С)              
Лабораторные работы (ЛР)                  
Самостоятельная работа (всего)              
В том числе:                  
Курсовой проект (работа)                  
Расчетно-графические работы                  
Реферат                  
Другие виды самостоятельной работы - контрольные работы - тесты - эссе - презинтации - подготовка к ЛПЗ, зачету и т.д.                  
Консультация                  
Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)              
Общая трудоемкость (контроль) 36 часов 1 зач. ед.                  
                 

Содержание дисциплины

Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела (в дидактических единицах) Формируемые компетенции Образовательные технологии (интерактивные формы проведения занятий)
1. Тема 1 «Философия, ее предмет и роль в обществе. Философия в системе культуры» 0,3 д.е. ОК 3; ОК 4; ОК 8; ОК 9 Тестирование, проверочные и контрольные работы, коллоквиумы, реферативная работа
2. Тема 2 «Основные этапы исторического развития философии» 0,3 д.е. ОК 3; ОК 4; ОК 9 Тестирование, эссе, презентации, коллоквиумы и т.д.
3. Тема 3 «Философское учение о бытии (онтология)» 0,3 д.е. ОК 3; ОК 4; ОК 7; ОК 8; ОК 9 Тестирование, рефераты, эссе, презентации, коллоквиумы и т.д.
4. Тема 4 «Философское учение о познании (гносеология)» 0,3 д.е. ОК 3; ОК 4; ОК 8 Проверочное тестирование, творческое задание, эссе и т.д.
5. Тема 5 «Философская теория развития мира» 0,3 д.е. ОК 3; ОК 4; ОК 8; ОК 9 Реферат, тестирование, эссе, презентации, коллоквиумы и т.д.
6. Тема 6 «Учение о человеке в философии (философская антропология)» 0,3 д.е. ОК 3; ОК 4; ОК 7; ОК 8; ОК 9 Тестирование, эссе, презентации, коллоквиумы и т.д.
7. Тема 7 «Философский анализ общества (социальная философия): общество, культура, цивилизация» 0,3 д.е. ОК 3; ОК 4; ОК 7; ОК 8; ОК 9 Тестирование, рефераты, эссе, презентации, коллоквиумы и т.д.
8. Тема 8 «Философское осмысление глобальных проблем современности 0,3 д.е. ОК 3; ОК 4; ОК 7; ОК 8; ОК 9 Проверочное тестирование, творческое задание, эссе и т.д.
9. Тема 9 «Философия науки и техники» 0,3 д.е. ОК 3; ОК 4; ОК 7; ОК 8; ОК 9 Реферат, тестирование, эссе, презентации, коллоквиумы и т.д.

Тема 1 «Философия, ее предмет и роль в обществе.

Философия в системе культуры»

Предмет философии: структура философского знания: историческая эволюция предмета и методов философии. Философия и мировоззрение: основные типы мировоззрения. Мифология и религия как формы мировоззрения. Вопросы философии. Специфика философского знания. Функции философии. Роль и значение философии в культуре. Основные вопросы философии. Роль и значение философии в культуре. Функции философии. Роль и значение философии в культуре. Философия и наука (формирование научно – философского мировоззрения). Методы философского исследования.

Ключевые понятия- философия, предфилософия, философствование, история философии, философская система, мировоззрение, миропонимание, мировосприятие, мироотношение, функции философии, антропология, бытие, гносеология, диалектика, дуалисты, закон, идеализм, концепция, логика, материализм, методология, мифология, натурфилософия, наука, объективный мир, онтология, аксиология, праксиология, антро­пология, принцип, теория, философия, философский метод, эстетика, этика, религия, философия, монотеизм, политеизм, плюрализм.

.

Тема 2 «Основные этапы исторического развития философии»

1. Философия Древнего Востока. Общие закономерности и различия проблематики философии Востока и Запада. Древнеиндийская философия (ведический период, буддизм: основные принципы). Древнекитайская философия (даосизм, конфуцианство, моизм, легизм и т.д.)

Ключевые понятия– атман, брахма, нирвана, даосизм, буддизм, конфуцианство, космология, логос, сансара, карма, мокша, ахимса

2. Античная философия: этапы становления, характерные черты. Предфилософия: Гомер, Гесиод, Семь мудрецов. Основные направления, школы античной философии (милетская, элеатская). Атомизм Левкиппа – Демокрита. Диалектика. Софисты и софистика. Философия Сократа. Объективный идеализм, учение о государстве Платона. Философия Аристотеля: материя и форма, теория познания и логика и т.д. Этические проблемы человека в философии эллинизма.

Ключевые понятия– бытие, душа, античность, идея, материя, субстанция, хаос, космос, космоцентризм, натурфилософия, микрокосмос, философствование, история философии, миропонимание, этика, первоначало, атом, апейрон, первовещество, апория, категория времени, движение, статика, число, цифра, человек, свободомыслие.

3. Философия средневековья и Возрождения: периодизация, характерные черты. Пантеизм. Апологетика и патристика. Схоластика. Спор об универсалиях: номинализм, реализм, концептуализм. Религиозный характер философской мысли: проблема веры и разума в учении: А. Блаженного, П. Абеляра, Ф. Аквинского, Р. Бекона, И. Д. Скота, У. Оккама. Специфика гуманизма эпохи Возрождения. Социально – политические идеи мыслителей «ренессанса»: Н. Макиавелли, Т. Мор, Т. Компонелла. Натурфилософские идеи эпохи Возрождения: Н. Кузанский, Н. Коперник, Д. Бруно, Г. Галилей, Б. Телезио, Леонардо да Винчи. Роль философии средневековья и Возрождения для развития мировой философской мысли и культуры в целом.

Ключевые понятия-теоцентризм, теология, креационизм, патристика, схоластика, провиденциализм, персонализм, релятивизм, теодицея, символизм, универсалии, концептуализм, вера, Бог, догмат, номинализм, реализм, библия, христианство, возрождение, антропоцентризм, гуманизм, пантеизм, бритва «Оккама».

4. Философия Нового времени и «просвещение»: общая характеристика. Социальные и научные предпосылки формирования «Новой философии». Онтология Спинозы («субстанция и атрибуты») и Лейбница («монадология»). Проблема методов научного познания в философии (Ф.Бэкон, Р.Декарт). Очевидность как критерий истины. Обоснование применения математических методов в исследовании природы. Феномен «просвещение» в философии Нового времени. Важнейшие мировоззренческие и философские достижения эпохи.

Ключевые понятия-агностицизм, гилозоизм, гносеология, дедукция, индукция, материя (для философии Нового времени), реформация, рационализм, сенсуализм, субстанция, эмпиризм, метод познания, методология, монада, разум, рассудок, атеизм, демократия, просвещение, идолы (призраки) рода, врожденные идеи.

5. «Европейская философия XIX – XXI вв.»: общая характеристика. Немецкая классическая философия (И. Кант, И.Г. Фихте, Г. Гегель, ф. Шеллинг, Л. Фейербах Западноевропейские философские школы второй половины XIX – начала XX вв. (постклассическая философия): марксизм, иррационализм, позитивизм, экзистенциализм, психоанализ и т.д. Современная западная философия.

Ключевые понятия–абсолют, абсолютная идея, абсолютный дух, автономная воля, антиномии, тезис, антитезис, априорный, апперцепция, аналитические суждения, синтетические суждения, «вещь в себе», воля, законы диалектики, императив, категории диалектики, законы диалектики, категорический императив, максима, младогегельянцы, старогегельянцы, философия истории Гегеля, «не – Я», объективный дух, опредмечивание, отчуждение, отчужденная сущность человека, распредмечивание, тезис, триада, субъективный дух, трансцендентный, иррационализм,философия жизни, позитивизм, неопозитивизм, прагматизм, феноменология, герменевтика, философская антропология, экзистенциализм, структурализм, критический рационализм, психоанализ, воля, марксизм, производительные силы, производственные отношения, позитивное знание, проблема рационализации научной деятельности в философии, «закон трех стадий развития ума», «закон классификации ума», сознание, бессознательное и т.д.

6. Русская философия: основные этапы развития и характерные черты. Становление философской мысли на Руси в XI - XVII вв. (М.В. Ломоносов, Ф. Прокопович, В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир, митрополит Платон, М.М. Щербатов и т.д.). Философские взгляды теоретиков основных идейных течений в России XVIII – первой четверти XIX вв. (А.Н. Радищев, «любомудры», П.Я. Чаадаев, «славянофилы», «западники» и т.д.). Основные направления философской мысли XIX – первой половины XX вв.: панморализм, «религиозная философия», космизм, философские вопросы в трудах естествоиспытателей, «литературно – философский синтез», экзистенциализм, интуитивизм, «философия русского зарубежья», «философия марксизма» и т.д. Значение Русской философии в мировой культуре.

Ключевые понятия–богопознание, богочеловечество, всеединство, всемирная церковь, диалектический материализм, западники, марксизм в России, мессианизм, «Москва – третий Рим», промысел божий, русская идея, русский философский ренессанс, свобода человека, славянофилы, соборность, философия русского просвещения, панморализм, историософичность, интуитивизм, космизм, «ноосфера», «цельное знание», софиология, духовно - академическая и университетская философия.

Тема 3 «Философское учение о бытии (онтология)»

Концепция бытия – фундамент философской картины мира. Формы бытия. Многомерность бытия. Учение о бытии: монистические и плюралистические концепции бытия: самоорганизация бытия. Материя и сознание. Философское определение материи: естественно – научные представления о структуре материи. Универсальные свойства материи. Движение как способ существования материи. Пространство и время как форма материального бытия. Основные свойства материи. Виды движения.

Ключевые понятия–бытие, дух, материя, субстанция, движение, пространства, время, монизм, дуализм, плюрализм, структура материи, душа, информация, психика, сознание, ценностный ориентир, знание, норма, идеальное, общественное сознание, общественная психология

Тема 4 «Философское учение о познании (гносеология)»

Проблема познаваемости мира. Принципы познаваемости мира. Эмпиризм и рационализм. Знание как важнейший компонент человеческой деятельности. Типология знаний. Вера, мнение и знание. Типы рациональности. Научная и философская рациональность. Познание, творчество, практика: вера и знание; понимание и объяснение. Субъект и объект познания. Диалектическое взаимодействие объекта и субъекта познания. Чувственное и рациональное формы познания, их соотношение. Проблема истины в философии познания. Критерии истины. Основные концепции истины: корреспондентная, когерентная, прагматическая. Творчество. Талант. Гений. Интуиция. Научное и вненаучное знание. Методы научного познания. Диалектика. Категории диалектики. Детерминизм и индетерминизм.

Ключевые понятия–познание, гносеология, истина, скептицизм, агностицизм, вера, знание, заблуждение, наука, субъект и объект познания.

Тема 5 «Философская теория развития мира»

Идея развития и ее исторические изменения. Категории философии. Научные, философские и религиозные картины мира. Современные теории самоорганизации мира: диалектическое и синергетическое видение развития. Движение и развитие, понятие и законы диалектики: диалектика - как всеобщий метод познания. Динамические и статические закономерности. Исходный принцип синергетики. Закрытые и открытые системы. Главное свойство открытых систем. Точка бифуркации. Прогресс как проблема.

Ключевые понятия–саморазвитие,самоорганизация,диалектика, синергетика, закрытые и открытые системы, точка бифуркации, картины мира, закон, закономерность, развития, понятие, основные философские категории, единичное и общее, сущность и явления, элементы и структура, система, части и целое, причинность, детерминизм и индетерминизм, необходимость и случайность, причинная и функциональная связи и т.д.

Тема 6 «Учение о человеке в философии (философская антропология)»

Природа и сущность человека. Концепции происхождения человека. Соотношение биологического и социального в человеке. Свобода и ответственность. Человек, индивид, индивидуальность, личность. Смысл и ценность человеческого бытия. Смысл жизни. Классификация ценностей. Эстетические ценности и их роль в человеческой жизни. Нравственные и правовые ценности и их значение в жизни человека и общества. Добро и зло, насилие и ненасилие в истории человечества, свобода и ответственность, справедливость в человеческой деятельности. Религиозные ценности и свобода совести. Человек и культура: диалог взаимодействия.

Ключевые понятия–человек, философская антропология (школа), индивид, индивидуальность, личность, природа человека, сущность человека, антропосоциогенез, биологическое и социальное в человеке, свобода, ответственность, ценность, микрокосмос, отчуждение, гендер, проблема жизни и смерти, фатализм, волюнтаризм, ценности и т.д.

Тема 7 «Философский анализ общества (социальная философия):

общество, культура, цивилизация»

Социальна философия: ее предмет, специфика, задачи. Соотношение социальной философии с общественными науками. Основные подходы к исследованию общества в философии. Общество как система. Структура общества: экономическая, политическая, социальная, духовная. Соотношение понятий «общество» - «гражданское общество» - «гражданско – правовое общество» (в том числе, в истории философии). Гражданское общество и государство. Общество как процесс. Понятие культуры, понятие цивилизации. Формационные и цивилизационные концепции общественного развития. Историософские проблемы в истории философии. Личность в обществе и истории.

Ключевые понятия– социальная философия, общество, социум, сферы общества, структура общества, формационная концепция общества, цивилизационная концепция общества, гражданское общество, гражданско – правовое общество, государство, культура, цивилизация, формация, «стадии экономического роста», доиндустриальное / индустриальное / постиндустриальное / будущее постиндустриальное общество, типология культур, бинарность культуры и т.д.

Тема 8 «Философское осмысление глобальных проблем современности»

Причины возникновения и характер глобальных проблем современной эпохи. Взаимосвязь и иерархия глобальных проблем. Основные группы глобальных проблем. Римский клуб и исследование глобальных проблем. Проблемы межгосударственных и межэтнических отношений – отказ от войны и насилия как способа решения конфликтов, создание справедливого мира, обеспечение нового международного экономического порядка. Экологические проблемы – загрязнение окружающей среды, обеспечение людей энергией, топливом, сырьевыми ресурсами, пресной водой и т.д., освоение Мирового океана, космического пространства. Демографические проблемы – проблемы выживания, здоровья, образования. Основные методы решения этих проблем. Оптимистические и пессимистические сценарии будущего в многообразных направлениях, представляющих разные области философского, научного, футурологического и т.п. исследования (Д. Белл, О. Тоффлер, А. Тойнби, П. Сорокин, С. Хантингтон, А. Печчеи и др.). Проблемы и перспективы современной цивилизации.

Ключевые понятия– глобальные проблемы, межгосударственные, межэтнические проблемы, экологические, демографические проблемы, мировой терроризм, «Римский клуб», футурошок, географический детерминизм, природа, географическая среда и т.д.

Тема 9 «Философия науки и техники»

Основные проблемы философии науки и техники. Интерпретация природы науки и техники в истории философии. Понятие науки: критерии научного знания. Структура научного знания. Научное знание как система. Научное и вненаучное знание. Проблема демаркации в философии науки. Концепция научных революций Т. Куна. Эпистемологический анархизм П. Фейерабенда. Понятие научных революций и смена парадигм. Типы рациональности. Этапы исторического развития техники и научно – технический прогресс. Человек и техника. Сциентизм и антисциентизм 9как гуманитаризация знания). Профессиональная ответственность ученого и проблемы фальсификации в науке. Науки 2о природе» и науки «о духе»: классификация современного вида знания. Современная техническая цивилизация.

Ключевые понятия– наука, техника, гуманитарное знание, рациональность, научное познание, научные революции, сциентизм, антисциентизм, демаркация, «демонизм техники», профессиональная ответственность ученого, эмпирический и теоретический уровни научного исследования, научно – технический прогресс, фальсификация, парадигма.

5.1.2. Самостоятельная работа студентов: указываются виды самостоятельной работы студентов по разделам и темам, а также формы контроля самостоятельной работы обучающихся.

Наши рекомендации