Прошлое Настоящее Будущее. Причины Симптомы Результат Эффекты Ресурсы

Прошлое Настоящее Будущее. Причины Симптомы Результат Эффекты Ресурсы - student2.ru

Причины Симптомы Результат Эффекты Ресурсы

Рис. 24

В данной психотехнологии у нас уже как вполне ре­альная и как бы опредмеченная появляется линия жиз­ни (напоминаем, что в оригинале она называлась линией времени). Создать ее для клиента (и с его помощью) дос­таточно несложно, если предложить ему представить эту линию на полу; определить, где будет находится про­шлое, а где — будущее; отмаркировать настоящее и мо­мент рождения (а иногда и зачатия), положив на эти точки, например, листки бумаги; а дальше уже просто работать по инструкции, опять-таки, однако маркируя те точки на линии жизни, на которых обнаруживаются причины, результаты и эффекты.

Техника «краткого» реимпринтирования

Поскольку вышеприведенное описание реимпринтин­га сделано довольно-таки скупо, приведем еще одно из­ложение техники краткого реимпринтирования, сде­ланное Р. Дилтсом. В данном случае мы применили сло­во «краткое» потому, что здесь отсутствует та — весьма важная — часть процедуры, которая связана с результа­тами и эффектами. Описание приводим по книге Р. Дил­тса «Стратегии гениев» (т. 3) в форме прямой инструк­ции клиенту.

1. Определите конкретные физические проявления симптомов, с которыми вам надо работать. Любым образом изобразите линию жизни (см. предшествующее описание), встаньте на ней на точку, соответствую­щую настоящему, и повернитесь лицом по направлению к будущему. И, сконцентрировав внимание на физиче­ском проявлении ваших симптомов и на убеждениях, с ними связанных, начните медленно двигаться назад, задерживаясь на тех местах, которые, как вам кажет­ся, имеют отношение к симптому или к связанным с

ним убеждениям. Продолжайте двигаться назад по ли­нии времени до тех пор, пока не достигнете самого раннего события, связанного с этими симптомами или убеждениями.

а) Удерживая это («регрессивное») ассоциированное
состояние, расскажите о своих ощущениях, обобще­
ниях или убеждениях, связанных с данным событи­
ем. Следите за тем, чтобы речь шла от первого лица
и в настоящем времени («Я чувствую слабость и
желание сделать так, чтобы меня здесь не было»).

б) Отступите на шаг назад — на это место на
линии жизни, когда событие с импринтом еще не
произошло. Когда вы это сделаете, вы должны по­
чувствовать себя по-другому — как если бы им­
принт еще не оказывал на вас психического и физи­
ческого воздействия.

2. Сойдите с линии жизни и, вернувшись в настоя­
щее, из мета-позиции посмотрите назад, на событие,
связанное с импринтом.

а) Отметьте воздействие, которое это раннее со­
бытие оказало на вашу жизнь. Выразите словами
любые другие убеждения, сформированные в резуль­
тате импринтинга (многие убеждения часто фор­
мируются «post factum»). На этот раз говорите в
третьем лице и в прошедшем времени, например:
«Он/она (или мое молодое «Я») думал/думала,
что... Ирешил(а), что...»

б) Найдите позитивную цель или вторичную выго­
ду симптомов или реакций, сформировавшихся во
время импринтинга. Какую позитивную функцию
выполняли эти симптомы в отношении прошлых
событий?

3. Определите значимых других, участвующих в
процессе импринтинга. (Некоторые симптомы могут в
действительности возникать при ролевом моделирова­
нии значимых других.) Учтите, что значимые другие
необязательно должны физически присутствовать во
время этих событий. Иногда импринтинг происходит
потому, что значимый другой в момент импринти-
рующей ситуации находился где-то в ином месте (и

таким образом оказался «интернализированным» — т.е. как бы включенными в себя).

а) Ассоциируйтесь с каждым из значимых других
(как бы войдите в него) и ощутите ситуацию им-
принтинга с их позиции восприятия. Опишите их
опыт, используя язык первого лица.

б) Перейдите из позиции восприятия значимых дру­
гих в точку, находящуюся вне линии жизни, и най­
дите позитивное намерение в их действиях и реак­
циях (учтите — оно обязательно было!).

4. А теперь для каждого из людей, участвующих в ситуации импринтинга:

а) Определите те ресурсы и возможности выбора,
которые нужны были этому человеку прежде. Ко­
торых у него не было там и тогда, но которые есть
у вас здесь и сейчас. Помните, что вам не надо ог­
раничивать себя теми способностями, которыми
вы или значимый другой обладали в то время. По­
скольку у вас (но не у значимых других) сейчас
есть эти ресурсы, используйте их для того, чтобы,
помочь изменить этот «их — ваш» опыт.

б) Встаньте на вашу линию жизни в том месте,
где вы в наибольшей степени ощущали присутст­
вие данного ресурса (в ситуацию, где этот ресурс
был), и «проживите вновь» со всей возможной пол­
нотой то, как он ощущался, звучал и выглядел.
Заякорьте эти ощущения, создав представление ре­
сурса в образе энергии, света или звука.

в) Продолжая стоять на точке ресурса, передайте
его назад по линии жизни каждому человеку в сис­
теме, кому он требовался. Это можно сделать ме­
тафорически, посылая луч света или звук.

г) Когда вы почувствуете, что ресурс передан, сой­
дите с линии жизни, вернитесь на то место, где
произошел импринтинг, встаньте в позицию чело­
века, которому был нужен ресурс, и вновь пережи­
вите данную ситуацию с точки зрения этого чело­
века, уже обладающего новым ресурсом.

д) Снова ассоциируйтесь, но уже с вашей собствен­
ной позицией внутри ситуации импринтинга и об-

новите или просто измените состояние, оценки, убеждения и обобщения, которые вы теперь могли бы вынести из этого опыта. Выразите их словами от первого лица единственного числа в настоящем времени.

Повторите эти шаги для каждого значимого чело­века, участвовавшего в ситуации импринтинга. 5. Определите наиболее важный ресурс или убежде­ние, которые могли бы понадобиться вашему молодому «Я». Заякорите его и отнесите назад по линии жизни в точку до импринта. «Введите» этот ресурс в ваше бо­лее молодое «Я» и пройдите с ним по всей линии жизни до настоящего, внимательно следя за изменением ощу­щений...

Устранение ограничивающего решения

Во всех вышеперечисленных психотехнологиях в более или менее явной форме присутствовал момент некоего ог­раничивающего решения или убеждения, принятого чело­веком в ситуации психотравматического происшествия. Однако бывает и так, что в своей работе с клиентом мы сталкиваемся с этим ограничивающим решением как бы в чистом виде — когда, например, он оказывается не в со­стоянии двинуться дальше или предпринять какое-то важное действие «потому, что это будет неправильно». В этом случае работа с линией жизни дает вам еще одну возможность: сделать так, чтобы некое ограничивающее клиента ныне, но принятое в прошлом решение, больше не влияло на его жизнь. В идеале с помощью техники уничтожения ограничивающего решения можно заметно облегчить даже, например, отказ от курения — если вы дадите возможность клиенту «перерешить» эту ошибку, сделанную там и тогда. И вообще — практически полно­стью изменить его жизнь, как бы устранив из нее глупо­сти, совершенные в прошлом... (По: М. Аткинсон. Мате­риалы мастерского курса НЛП— ИГИСП).

1. Спросите себя, принимали ли вы когда-нибудь в жизни ограничивающее решение? Определив, с чем мы будем работать, представьте линию своей жизни.

2. Прошлое Настоящее Будущее. Причины Симптомы Результат Эффекты Ресурсы - student2.ru Прошлое Настоящее Будущее. Причины Симптомы Результат Эффекты Ресурсы - student2.ru Подумайте: если бы вы знали источник этого конкретного решения, коренную причину, которая, если бы мы ее отделили, позволила бы этому решению ис­чезнуть как явлению вашей жизни, что бы это могло быть!

3. Теперь переместитесь по времени назад и посмот­рите на точку выбора своего ограничивающего решения из первой позиции (своих глаз), сохраняя новые пози­тивные знания.

4. Пройдите дальше в прошлое, в третью позицию (как бы со стороны) — во время, предшествующее точ­ке выбора. Спросите себя, каковы здесь ваши эмоции? И в чем состоит решение?

Если эмоции еще присутствуют, продвиньтесь даль­ше назад. Поднимитесь над линией жизни и двигайтесь в прошлое до тех пор, пока эмоции не исчезнут. Може­те также осуществить рефрейминг по следующей схе­ме: «Я согласен, что это важно узнать, но нет пользы придерживаться негативных эмоций. Мы учимся не держась эмоции, а действительно учась». Спросите ва­шу часть, которая держится за эмоции, о ее самом вы­соком намерении для вас. Нельзя ли ей послужить это­му намерению лучше, если отпустить эмоции?

5. Пройдите в точку на линии жизни, где будет вмонтировано новое решение, противоположное первому, — точку, предшествующую первоначальной точке выбора. Примите это решение и пойдите вперед вдоль вашей ли­нии времени по направлению к «сейчас» и далее в будущее, так чтобы все события между «сейчас» и будущим были бы переоценены в свете вашего нового решения.

6. Наконец, переместитесь обратно к позиции «сей­час», войдите в настоящее и переорганизуйте вашу ли­нию жизни способом, наиболее удобным для вас.

Упражнение 101.

-►Попробуйте, взяв в качестве объекта для анали­за любую область вашей жизнедеятельности, которой вы не удовлетворены, отыскать в своем прошлом цепь событий и обстоятельств, которые привели вас к это­му, столь плачевному результату и итогу.

Прошлое Настоящее Будущее. Причины Симптомы Результат Эффекты Ресурсы - student2.ru Прошлое Настоящее Будущее. Причины Симптомы Результат Эффекты Ресурсы - student2.ru Прошлое Настоящее Будущее. Причины Симптомы Результат Эффекты Ресурсы - student2.ru Прошлое Настоящее Будущее. Причины Симптомы Результат Эффекты Ресурсы - student2.ru Прошлое Настоящее Будущее. Причины Симптомы Результат Эффекты Ресурсы - student2.ru Прошлое Настоящее Будущее. Причины Симптомы Результат Эффекты Ресурсы - student2.ru Прошлое Настоящее Будущее. Причины Симптомы Результат Эффекты Ресурсы - student2.ru Прошлое Настоящее Будущее. Причины Симптомы Результат Эффекты Ресурсы - student2.ru Прошлое Настоящее Будущее. Причины Симптомы Результат Эффекты Ресурсы - student2.ru Прошлое Настоящее Будущее. Причины Симптомы Результат Эффекты Ресурсы - student2.ru Прошлое Настоящее Будущее. Причины Симптомы Результат Эффекты Ресурсы - student2.ru Прошлое Настоящее Будущее. Причины Симптомы Результат Эффекты Ресурсы - student2.ru Упражнение 102.

-►Объясните кому-нибудь теорию психотравмати­ческих происшествий. Закончив объяснения, уедини­тесь и подумайте, какие такие прошлые происшест­вия могли определить (и могут продолжать влиять на) вашу жизнь и судьбу.

Упражнение 103.

-►Выберите время и начните вспоминать свое дет­ство как нечто, полное печальных событий. Вспомнив что-либо действительно неприятное, холодно и отст­ранение определите, какие именно компоненты запи­си происшествия по В. Козлову до сих пор беспокоят вас.

Упражнение 104.

-►Теперь проработайте каждый из инцидентов, об­наружившихся в Упражнениях 101, 102и 103 по технике повторного переживания Ф. Фанча.

Упражнение 105.

-►Определите свои часто повторяющиеся и неэко­логичные состояния и реакции и осуществите их пе­реработку с использованием техники изменения лич­ной истории.

Упражнение 106.

-►В случае, если в записи психотравматического происшествия обнаружатся значимые другие, обяза­тельно проделайте реимпринтирование с позиций всех там и тогда присутствующих.

Упражнение 107.

-►Обнаружьте любое свое ограничивающее реше­ние (например, о вашей неспособности что-либо сде­лать) и уничтожьте его с помощью соответствующей техники.

Глава 2. Психокоррекция линии времени,

а также зафиксированных

на ней решений и психотравм

При всей своей ПК-эффективности, репрезентация лич­ной истории человека в виде линии жизни является в чем-то искусственной. Между тем, благодаря работам Т. Джеймса, в Нейролингвистическом программировании был открыт феномен реального (хотя и опять-таки субъ­ективного) кодирования прошлого, настоящего и буду­щего в психике человека. Речь идет о модели линии времени, использование которой в ПК в первую очередь не только существенно увеличит эффективность работы с имеющими место «там и тогда» событиями и обстоятель­ствами, но и оптимизировать структуру и способ органи­зации «психологического времени» индивида.

Основы теории линии времени

Признаемся честно: первое наше знакомство с собст­венно терапией линии времени, произошедшее на серти­фикационном семинаре директора Института НЛП Шве­ции Бо Щёберга (организованном Московским центром НЛП в образовании) произвело на нас своеобразное впе­чатление, сходное с реакцией одного из героев Мольера, наконец-то узнавшего, что он говорит прозой. Дело в том, что практически все предложенные психотехноло­гии выглядели каким-то парафразом реимпринтирова-ния, устранения ограничивающего решения, построения

Далее в тексте мы в ряде случаев используем информа­цию, полученную в ходе этого семинара. Однако никаких ци­тирований раздаточных материалов мы не осуществляем, в свя­зи с чем условие, поставленное, по-видимому, создателями TLT — «Все страницы данной брошюры защищены авторским правом. Копирование этих страниц без разрешения Института Продвинутой НейроДинамики и Тэдо Джеймса запрещено и преследуется по закбну» —- нами выполнено.

неотразимого будущего и прочих, описанных в предше­ствующих и последующих главах этой книги, а само по себе понятие линии времени было нам известно еще с первого Мастерского курса. Однако более детальное их (психотехнологий Time Line Therapy) изучение позволило обнаружить ряд оригинальных решений, а также серию достаточно существенных отличий, главным из которых явилось следующее, ранее уже отмеченное. В TLT все интервенции осуществляются не на формально моде­лируемой линии жизни, а на реальной линии времени человека.

Как известно, под линией времени в Нейролингвисти­ческом программировании понимается «...способ, кото­рым мы храним картинки, звуки и ощущения прошлого, настоящего и будущего» (цитируем по: Дж. О'Коннор и Дж. Сеймор. «Введение в НЛП»). Поскольку это (и многие другие) определение только лишь весьма абстрактно опи­сывает данное весьма сложное понятие (хотя и передает его суть) будет лучше, если вы для того, чтобы лучше по­нять суть этого феномена, прямо сейчас проделаете экспе­римент по выявлению собственной системы сортировки событий прошлого, настоящего и будущего (По: С. Андре-ас, К. Герлинг, Ч. Фолкнер, Т. Халлабом, Р. МакДональд, Д. Шмидт, С. Смит. «Миссия НЛП», с. 223-224).

«1. Ежедневное задание. Успокойте свой разум и подумайте о чем-нибудь тривиальном, что вы регуляр­но выполняете, например, о чистке зубов или чтении газеты. Это должно быть относительно нейтральное действие, что-либо, что не возбуждает в вас сильных чувств.

2. Прошлое.Когда вы сделаете выбор, вспомните, когда конкретно вы выполняли это действие, неделю назад, два месяца тому назад, полгода тому назад, три года, и, наконец, десять лет тому назад. Когда вы смо­жете уловить каждое из этих мгновений, подумайте о всех них одновременно. Обратите внимание, как они укладываются в вашем воображении, когда вы одновре­менно думаете обо всех шести моментах. Для боль­шинства людей ментальные образы создают линию, на которой «свежие» воспоминания располагаются ближе,

а давние — дальше. У многих эта линия уходит влево. У других она тянется за ними, и они вынуждены огля­нуться, чтобы увидеть прошлое. У некоторых прошлое находится справа. Каждый способ хорош: ваш разум понял, что именно так следует упорядочить время вашей жизни.

3. Будущее. Где находится ваше будущее?

На этот раз вам следует проделать то же самое с той лишь разницей, что вам необходимо будет оты­скать обычные события, которых вы ожидаете в бу­дущем. Вновь подумайте о чем-то, что вы делаете и будете делать регулярно: через неделю, два месяца, че­рез полгода, год, через три года, через десять лет. А те­перь подумайте о всех этих действиях вместе взятых и обратите внимание, каким образом они располагают­ся в пространстве, создавая фундамент вашей будущей временной линии. Обратите внимание, в какую сторо­ну направлены, эти образы будущего. У некоторых они впереди, у других — слева. Определите, каким образом ваша временная линия уходит в будущее.

4. Ваша собственная временная линия. Вместе
взятые прошлое и будущее создают вашу временную
линию с вами, находящимися в настоящем. Ваша ли­
ния времени может по форме напоминать букву U с
вами в основании, левая часть — ваши воспоминания о
прошедшем, правая — ваши ожидания. Линия с буду­
щим впереди и с прошлым — сзади. Независимо от то­
го, как выглядит ваша линия времени, у вас теперь
есть один из наиболее эффективных способов личност­
ного изменения среди когда-либо открытых».

Скорее всего у вас получилось что-то похожее на ни­жеследующее (рисунки взяты нами из материалов семи­нара «Нейро-лингвистическое программирование в рабо­те с семьями» М. Аткинсон — ЦПП «Катарсис»).

Наши рекомендации