Тема 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по образованию
____________В.Я. Шевченко
«___»______________2014 г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
для студентов всех форм обучения
Екатеринбург
РГППУ
Учебно-методический комплекс дисциплины «,Безопасность жизнедеятельности». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2014. 50 с.
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций Примерной основной образовательной программы.
Автор: | канд.биол.наук, доцент | С.Г. Махнева |
Рецензент: | к.б.н., доцент | Г.В. Зуева |
Одобрен на заседании кафедры физиологии и безопасности жизнедеятельности. Протокол от 31.01.2014 г. № 7. .
Заведующий кафедрой физиологии и безопасности жизнедеятельности | С.Г. Махнева |
Рекомендован к печати методической комиссией Социального института РГППУ. Протокол от 10.02.2014 г. № 5.
Председатель методической комиссии СоИн | С.П. Миронова | |
Директор СоИн | С.П. Миронова |
© ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», 2014
© Махнева С.Г., 2014 |
1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цель дисциплины – формирование у будущих педагогов представления о неразрывном единстве эффективной профессиональной деятельности и требований безопасности и защищенности человека. Реализация этих требований гарантирует сохранение работоспособности и здоровья человека, готовит его к действиям в экстремальных условиях.
Основная задача дисциплины – вооружить обучающихся теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:
· освоения правовых, нормативно-технических и организационных основ безопасности жизнедеятельности, системы контроля и управления условиями жизнеобеспечения;
· освоения теоретических основ безопасности, взаимодействия человека со средой обитания, основ физиологии и рациональных условий труда, анатомо-физиологических последствий воздействия на человека опасных, вредных и поражающих факторов среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха;
· идентификации негативных воздействий среды обитания естественного и антропогенного происхождения;
· разработки и реализации мер защиты человека и среды его обитания от негативных воздействий;
· прогнозирования развития и оценки последствий чрезвычайных ситуаций;
· обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайных ситуациях;
· принятия решений по защите учащихся, персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и от применения современных средств поражения; принятия мер по ликвидации их последствий; оказания первой медицинской помощи в экстремальных ситуациях.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО
Данная учебная дисциплина входит в федеральный компонент «Профессиональный цикл». Основное содержание изучаемой дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» охватывает различные стороны безопасной жизнедеятельности человека: организацию безопасного производства; охрану труда; прогнозирование, предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера. Это имеет большое значение для выпускников вуза (бакалавров) – организаторов учебно-педагогического процесса. Процесс подготовки будущего бакалавра к пропаганде здоровьесберегающего образа жизни среди учащихся, должен осуществляться планомерно, непрерывно и постепенно, с учетом основных закономерностей физиологии и гигиены труда. При изучении дисциплины необходимо обращать внимание на ее прикладной характер, показывать, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности.
Для усвоения дисциплины необходимы знания, умения и навыки, полученные в средней общеобразовательной школе в результате освоения дисциплин «Биология», «Химия», «Физика», «Основы безопасности жизнедеятельности»:
Из курса «Биология»:
Знания: структурных уровней и свойств живого, отличительных особенностей и общих черт организации животного и растительного, прокариотического и эукариотического организма, основ генетики, эмбриологии, теории эволюции, экологии.
Умения: самостоятельно работать с учебной, научной, научно-методической и справочной литературой; диагностика состояния параметров внешней среды, безопасного взаимодействия с биотическими и абиотическими компонентами среды обитания.
Владения: методами изучения растительного и животного мира, оборудованием для биологических исследований.
Из курсов «Химия» и «Физика»:
Знания: строение материи, основные физические и химические законы существования и развития материи;
Умения: самостоятельно работать с учебной и справочной литературой
Владения: методами физического и химического исследования.
Из курса «Основы безопасности жизнедеятельности»:
Знания: основы гигиены, современные представления о здоровье и здоровом образе жизни, вредных факторах внешней среды.
Умения: профилактика вредных привычек, организация рационального питания.
Владения: методами оказания первой помощи.
Знания и умения, усвоенные студентами в процессе изучения «Безопасность жизнедеятельности» необходимы для дальнейшего изучения следующих учебных дисциплин: «Социология», «Поликультурное образование», «Психология влияния и информационных процессов», «Толерантность в образовательном пространстве», «Конфликтология в системе образования».
3. КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» способствует формированию следующих компетенций:
а) общекультурные (ОК):
· способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1);
· владеет моральными нормами и основами нравственного поведения (ОК-3);
· способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания (ОК-9);
· выполняет требования гигиены, охраны труда; способен формировать навыки здорового образа жизни и безопасной образовательной среды с учетом требования гигиены и охраны труда, владеет основными методами защиты работников, обучающихся и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий (ОК-11).
б) профессиональные компетенции:
· способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства (ОПК-12).
По окончании изучения курса студент должен:
Знать:
· теоретические основы безопасности жизнедеятельности; профессиональную лексику;
· последствия воздействия на человека вредных и опасных факторов, принципы их идентификации; правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности;
· чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и принципы защиты населения от их последствий; принципы защиты населения в мирное и военное; время; места и роли комплекса международной безопасности в современной мировой политике и международных отношениях;
· современные средства поражения, средства индивидуальной и массовой защиты; принципы организации гражданской обороны в образовательных учреждениях.
Уметь:
· направлять саморазвитие и самовоспитание личности; использовать терминологию, применяемую в курсе безопасности жизнедеятельности; выбирать оптимальную модель поведения с учетом реальной ситуации; ориентироваться в выборе средств и методов обучения;
· самостоятельно работать с научной, научно-методической и справочной литературой; составлять документы и другие тексты адекватно коммуникативной задаче;
· выявлять и оценивать результаты работы обучаемых; разрабатывать содержание обучения; планировать и проводить различные виды занятий по обучению и воспитанию в образовательных учреждениях НПО, СПО и дополнительного образования; использовать полученные знания для рациональной организации учебно-воспитательного процесса.
Владеть:
· методами изучения условий труда, оценки и прогноза функционального состояния организма и влияния на него опасных и вредных факторов;
· технологией проектирования, организацией проведения теоретических и практических занятий; речевым этикетом, принятым в обществе;
· способами рациональной организации учебно-производственного процесса и обеспечения техники безопасности.
4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ
4.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Таблица 1
Вид учебной работы | Очное | Заочное полный срок обучения | Заочное сокращенный срок обучения | |||
Всего зачетных единиц (часов) | Семестр | Всего зачетных единиц (часов) | Семестр | Всего зачетных единиц (часов) | Семестр | |
Общая трудоемкость дисциплины | 2 (72) | 2-й | 2 (72) | 2-й | 2 (72) | 2-й |
Аудиторные занятия | ||||||
лекции | ||||||
практические занятия | ||||||
семинарские занятия | - | - | - | |||
лабораторные работы | - | - | - | |||
другие виды аудиторных занятий | - | - | - | |||
Самостоятельная работа | ||||||
изучение теоретического курса | ||||||
курсовая (контрольная) работа | ||||||
домашние задания | - | - | ||||
подготовка к зачету | ||||||
Вид промежуточного контроля | зачет | зачет | зачет |
4.2.Содержание и тематическое планирование дисциплины
Таблица 2
№ п/п | Раздел дисциплины | Семестр | Неделя семестра | Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) | Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
лекции | практи- ческие занятия | самосто- ятельная работа | консультации | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Теоретические основы безопасности жизнедеятельности | еженед. | Контрольные вопросы проблемного характера. | ||||||
Рациональная организация учебно-производственного процесса | еженед. | Практическая работа. Контрольные вопросы проблемного характера. | ||||||
Негативные факторы среды обитания. Последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципы их идентификации | еженед. | Практическая работа. Контрольные вопросы проблемного характера. Домашнее задание. | ||||||
Правовые, нормативно-технические и организационные основы безопасности, техника безопасности | еженед. | Практическое задание. Контрольная работа. Домашнее задание. |
Продолжение табл.2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Опасные ситуации природного и техногенного характера и защита населения от их последствий. Действия учителя при авариях, катастрофах и стихийных бедствиях. | 7 8 | еженед. | Практическая работа. Контрольные вопросы проблемного характера. | |||||
Основы пожарной безопасности. Средства тушения пожаров и их применение. Действия при пожаре | еженед. | Контрольные вопросы проблемного характера. | ||||||
Классификация чрезвычайных ситуаций. Российская система предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях | еженед. | Практическая работа. Контрольные вопросы проблемного характера. | ||||||
Чрезвычайные ситуации социального характера. Криминогенная опасность. Зоны повышенной опасности. Транспорт и его опасности. Правила безопасного поведения на транспорте | еженед. | Практическая работа. Контрольные вопросы проблемного характера. |
Продолжение табл.2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Экономическая, информационная, продовольственная безопасность. | еженед. | Практическая работа. Контрольные вопросы проблемного характера. | ||||||
Общественная опасность экстремизма и терроризма. Виды террористических актов и способы их осуществления. Организация антитеррористических и иных мероприятий по обеспечению безопасности в образовательном учреждении. Действия педагогического персонала и учащихся по снижению риска и смягчению последствий террористических актов | еженед. | Практическая работа. Контрольные вопросы проблемного характера. Домашнее задание. | ||||||
Проблемы национальной и международной безопасности Российской Федерации | еженед. | Контрольные вопросы проблемного характера. |
Окончание табл. 3
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 |
Гражданская оборона и ее задача. Современные средства поражения. Средства индивидуальной защиты. Защитные сооружения гражданской обороны. Организация защиты населения в мирное и военное время. Организация гражданской обороны в образовательных учреждениях | еженед. | Контрольные вопросы проблемного характера. Домашнее задание | ||||||
Защита рефератов | ||||||||
Зачет. | ||||||||
Всего | ||||||||
Итого |
4.3. Содержание дисциплины
Тема 1. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности
Среда обитания человека: окружающая, производственная, бытовая, социальная. Взаимодействие человека с окружающим миром – понятие о деятельности человека. Труд - высшая форма деятельности. Условия деятельности. Характерные состояния взаимодействия человек с техносферой. Аксиома о потенциальной опасности любой деятельности. Понятие об опасности, номенклатура опасностей и их классификация. Причинно-следственная связь опасностей. Методы анализа опасностей, «дерево событий», «дерево причин», «дерево отказов». Критерии безопасности техносферы. Понятие о риске как количественной характеристике проявления опасности. Концепция приемлемого риска. Риск системный, личностный. Мотивированный и немотивированный риск в деятельности человека. Классификация отраслей (подотраслей) по принципу профессионального риска. Остаточный риск технических систем и (или) несанкционированные действия оператора - причины техногенных аварий и катастроф. Управление риском, экономические методы управления.
Принципы обеспечения безопасности, их методологическое значение. Классификация и характеристика принципов. Методы обеспечения безопасности, основные определения, классификация. Средства обеспечения безопасности - коллективные, индивидуальные, требование к средствам индивидуальной зашиты.
Роль и задачи педагога в обеспечении безопасной жизнедеятельности человека, рациональном использовании материальных и энергетических ресурсов, организации и проведении работ по ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.