Тема I. Теоретические основы безопасности жизнедеятельности.

1. Основы безопасности жизнедеятельности (БЖ) — междисциплинарная область научных знаний, охватывающая проблемы теории и практики защиты человека от опасных и вредных факторов (опасностей) среды обитания во всех сферах человеческой деятельности.

Как учебная дисциплина курс БЖ впервые введен в программы государственных общеобразовательных учреждений приказом Министерства образования РСФСР от 27 мая 1991 г. № 169 на основании постановления Совета Министров РСФСР от 14 мая 1991 г. № 253 с целью формирования в сознании детей и подростков обостренного чувства личной и коллективной безопасности, привития навыков распознавания и оценки опасностей, а также безопасного поведения в экстремальных и чрезвычайных ситуациях дома, на улице и на природе. Постановлением Минтруда России от 17 августа 1995 г. № 46 утверждены должностные обязанности преподавателя-организатора ОБЖ.

Важную роль в становлении и развитии курса ОБЖ сыграли принятие Закона Российской Федерации от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ "Об образовании", федеральных законов Российской Федерации от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" и № 69-ФЗ "О пожарной безопасности", от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ "Об обороне", от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне".

В настоящее время подготовка учащихся и студентов образовательных учреждений к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в ходе преподавания курсов "Окружающий мир", "Основы безопасности жизнедеятельности", а также учебной дисциплины "Безопасность жизнедеятельности". Эта подготовка является обязательной и организуется в соответствии с минимумом содержания курса "Основы безопасности жизнедеятельности" (федеральным компонентом образовательных стандартов), государственными образовательными стандартами среднего и высшего профессионального образования и примерными программами, согласованными с МЧС России и утвержденными Минобразованием России.

Правовую основу содержания и методики преподавания ОБЖ также составляет Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. № 841 "Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны", изданное в связи с принятием Федерального закона от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ "О гражданской обороне", определившего в качестве одной из основных задач в области гражданской обороны (ГО) — "обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий", а в числе лиц, подлежащих обучению — учащихся учреждений общего образования и студентов учреждений профессионального образования.

Значительный вклад в повышение статуса учебной дисциплины ОБЖ внес совместный приказ МЧС России и Минобразования России от 16 мая 2000 г. № 1435/266 "О состоянии подготовки в Российской Федерации населения к действиям в чрезвычайных ситуациях и учащейся молодежи по программам безопасности жизнедеятельности", утвердивший План основных совместных мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию преподавания курса "Основы безопасности жизнедеятельности", дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" в образовательных учреждениях Российской Федерации на 2000—2002 годы.

Исходя из современных представлений безопасность жизнедеятельности является многогранным объектом понимания и восприятия действительности, который требует интеграции различных стратегий, сфер, аспектов, форм и уровней познания.

Составляющими этой области являются разнообразные науки о безопасности. Во всем мире большое внимание уделяется изучению дисциплин, связанных с вопросами безопасности.

Согласно Европейской программе обучения в области наук рисков «FORM-ОSE» науки о безопасности имеют мировоззренческо - профессиональный характер. К ним относятся:

- гуманитарные (философия, теология, лингвистика);

- естественные (математика, физика, химия, биология);

- инженерные науки (сопротивление материалов, инженерное дело, электроника);

- науки о человеке (медицина, психология, эргономика, педагогика);

- науки об обществе (социология, экономика, право).

Науки о безопасности имеют общие и отдельные части. Гуманитарные, естественные, инженерные науки, науки о человеке и об обществе являются составными области знаний, которая называется безопасностью жизнедеятельности, своеобразным корнем генеалогического древа знаний в области безопасности жизнедеятельности. Из этого корня «проросли» экологическая культура, социальная экология и другие науки. Кроной этого дерева является охрана труда, гигиена труда, пожарная безопасность, инженерная психология, гражданская оборона, основы медицинских знаний, охрана окружающей среды, промышленная экология, социальная и коммунальная гигиена и многие другие дисциплины.

Наши рекомендации