Тема: понятие конфликта, его функции и виды

Тема: Введение в конфликтологию, как науку

1. Объект и предмет конфликтологии, как науки.

2. История развития конф, как науки.

Вопрос 1.

Объект конф как науки – конфликт, как многомерное и многозначное явление.

Предметом конф, как науки явл:

1. Сущность конф, кот может пониматься либо:

1) как борьба за ценности и претензия на определённый соц статус;

2) как борьба, направленная на нейтрализацию, нанесение ущерба или уничтожение соперника;

2. Мотивация конф, отвечает на вопросы почему? для чего?

В плане мотивации различают конфликты интересов и когнитивные конфликты.

В когнитивном конфликте решается вопрос о правильности и достоверности знаний (спор).

3. Участники конфликта (субъекты конфликта).

4. Изучаются методы и способы предупреждения, коррекции и разрешения конфликта.

Вопрос 2.

1 этап: 19-20е годы 20 века. Происходит накопление знаний о конфликтологии в рамках гуманитарных наук (философия, социология, политология).

Марксизм сосредотачивает внимание на изучение классовых конфликтов, кот рассматриваются как способ смены одной общественно-экономической формации другой.

2 этап: 30е – 90е годы 20 века. Конфликтология превращается в самостоятельную науку, т.к. проблемой социальных, внутриличностных и межличностных конфликтов начинают заниматься специальные исследовательские институты.

а) 30е годы 20 века – в первую очередь, анализируются организационные конфликты, исследуются состояния психического напряжения и способы его разрядки. Главное – получить конкретный результат и разработать методику разрешения конкретной конфликтной ситуации;

б) конфликт рассматривается преимущественно с точки зрения несовместимых противоречий, которые не могут быть разрешены ненасильственными методами.

3 этап: 40-начало 50х годов 20 века.

а) формируется функциональная модель конфликта, кот предложил Т. Парсонс, согласно которой конфликт есть причина, а не следствие дестабилизации общества.

Аномия

б) для того, чтобы сохранить равновесие, стабильность в обществе, необходимо выполнить ряд условий:

Ø удовлетворение основных биологических и психологических потребностей значительной части общества;

Ø эффективная деятельность органов социального контроля, воспитывающих индивидов (этих органов) в соответствии с принятыми в данном обществе нормами;

Ø совпадение индивидуальных мотиваций с общественными установками.

Близкую к позиции Парсонса точку зрения отстаивал Элтон Мейо «Теория человеческих отношений».

Конфликт он воспринимает как социальную болезнь, опасную для организации, поэтому предлагал новые средства повышения производительности труда (избегание конфликтов): «паритетное управление, групповое решение, просвящение служащих и коллегиальные или демократические стили руководства.

4 этап: 60е годы 20го века. Возникают концепции позитивного социального конфликта – Л. Козер, Р. Дарендорф, К. Боулдинг.

Л. Козер настаивает на позитивной функции конфликтов в обеспечении стабильности в обществе.

Р. Дарендорф считал конфликт перманентным состоянием общества, который позволяет обществу изменяться и развиваться.

К. Боулдинг считает, что все конфликты имеют общие элементы и общие образцы развития.

5й этап: На современном этапе (90е годы 20го века, начало 21 века) наметились 2 тенденции по изучению конфликта на Западе:

1. Институты по изучению конфликтов в Западной Европе (Франция, Германия, Италия, Испания и т.д.), в первую очередь исследуют пути и способы достижения победы в конфликте.

2. В США институты исследования мира изучают все типы социальных конфликтов, уделяя особое внимание их предупреждению.

Этапы отечественной конфликтологии.

1й этап: до 1924 года. Конфликтологические идеи зарождаются, как практическое знание людьми правил и приёмов поведения в реальных конфликтах, но сам конфликт, как самостоятельное явление, как предмет изучения, не выделяется.

2й этап: 1924-1990. Зарождается конфликтология, как междисциплинарная отрасль научного знания. Только социология и правоведение изучают конфликт, как самостоятельное явление.

3й этап: с 1991 по настоящее время. Конфликтология стала самостоятельной наукой, но ведущие позиции в изучении конфликта занимает психология.

Тема: понятие конфликта, его функции и виды

1. Конфликт и его особенности психологии.

2. Функции конфликта.

3. Виды конфликта.

Основными особенностями конфликтов среди людей явл:

v они носят социальный харр;

v осознанный и обдуманный харр конфликтов;

v конфликты имеют широкое распространение в обществе;

v для конфликта характерно противостояние, противоборство и противодействие;

v конфликты прогнозируемы.

Психологи рассматривают конфликты (или психологическая трактовка конфликтов):

1) как естественное условие взаимодействия людей, в основе кот лежат противоречия, существенные различия между интересами, потребностями, мотивами, ценностями индивидов, которые сопровождаются определённым эмоциональным фоном;

2) следует различать конфликт и конфликтную ситуацию, которая проявляется в виде сиюминутного недовольства или несогласия.

Конфликт по Ильину Е.П. – это взаимное отрицательное отношение, которые возникают при столкновении желаний и мнений, характеризуются эмоциональным напряжением и «выяснением отношений».

Выделяются 2 фазы конфликта (по Ильину):

v конструктивная

v деструктивная

Для конструктивной фазы конфликта характерна неудовлетворённость собой, партнёром, совместной деятельностью; проявляется в повышенном эмоциональном тоне, упрёках, оправдании и в невербальных характеристиках поведения – уход от разговора, замешательство, увеличение дистанции, принятие закрытых фреймов (позы). Сохраняется совместный контроль над ситуацией и над общением.

Расстояния между людьми:

0-45 – интимное общение

45-120

120-400 – официальное общение

401-700- публичное общение

Деструктивная фаза конфликта начинается после того, как недовольство и неудовлетворённость партнёрами др др достигает критической точки, после которой они теряют совместный контроль над деятельностью. На этой фазе доминирует стремление завысить свои возможности и занизить возможности оппонента, стремление самоутвердиться за счёт партнёра через высказывание необоснованных критических замечаний, реплик, пренебрежительных выводов в адрес партнёра.

Во время конфликтного взаимодействия противостояние партнёров может происходить в форме агрессии как вербальной, так и невербальной, как открытой, так и закрытой.

Гетероагрессия направлена на др людей, что приводит к возникновению межличностного конфликта.

Аутоагрессия направлена на себя, поэтому приводит к внутриличностному конфликту.

3) конфликт может рассматриваться и как трудное состояние, кот возникает в процессе жизнедеятельности человека и группы.

Общие признаки конфликта, как трудного состояния:

v наличие трудности и её осознание личностью, как препятствие на пути реализации/достижения цели;

v состояние психической напряжённости, как реакция личности на трудность, преодоление кот значимо для этой личности;

v заметное изменение привычных параметров деятельности, поведения общения.

Анцупов и Шепилов выделяют след виды трудных состояний:

v Ситуация деятельности соц взаимодействия и внутриличностного плана;

v Основным компонентом трудного состояния выступает угроза, кот имеет след уровни:

Ø потенциальная угроза, кот проявляется в проблемных ситуациях деятельности, проблемных ситуациях взаимодействия и внутриличностных затруднениях;

Ø непосредственная угроза: критические и аварийные ситуации в деятельности, предконфликтные ситуации взаимодействия и внутриличностные конфликты;

Ø реальная или реализующаяся угроза – экстремальные ситуации деятельности, конфликтные ситуации и внутриличностные кризисы;

В трудной ситуации деятельности чел противостоит среда, кот он должен покорить, подогнать под себя, взаимодействия – другой человек или группа, внутриличностного плана – он сам.

1 уровень: трудные состояния, связанные с профессиональной деятельностью человека, требуют от него мобилизации интеллектуальных, физических и психических сил для их преодоления, но в разной степени.

Проблемные ситуации деятельности отличаются новой задачей, кот решается в обычных обстоятельствах, поэтому основное внимание уделяется мобилизации познавательных способностей и эмоциональной устойчивости.

2 уровень: критическая ситуация деятельности протекает в изменившихся условиях на фоне социального напряжения в коллективе.

Экстремальная ситуация – требует от человека повышенной выносливости, стрессоустойчивости и адекватности в оценке собственных возможностей и ситуаций.

Проблемные ситуации взаимодействия характеризуются наличием противоречия и межличностной напряжённости в отношениях; минимальным общением с партнёром, кот вызывает у нас либо отрицательное, либо нейтральное отношение.

Предконфликтная ситуация взаимодействия отличается от предыдущей началом формирования негативного отношения к другому человеку, конфликтным инцидентом и готовностью противодействовать.

Конфликтная ситуация взаимодействия харся ограничением активности оппонента, нанесения ему морального или материального ущерба негативным отношением др к др, доминированием эмоций и преобладанием мотиваций «на себя» (эгоизм/эгоцентризм).

3. Внутриличностные затруднения – это психические состояния сомнения, нерешительности, неготовности, состояние ненайденного выхода.

Внутриличностные конфликты – это тип трудных состояний, кот порождается противоречием между структурными компонентами личности, неадекватной оценкой восприятия жизненных ситуаций и сниженным уровнем психологической устойчивости.

Внутриличностный кризис – это определённый этап жизни человека, кот харся новообразованиями, изменениями и смена ведущей деятельности.

Внутриличностные кризисы бывают:

возрастной - переходный возраст в 40 лет

невратический – может произойти в результате нервного срыва на фоне сниженного иммунитета

травматический

Наши рекомендации