Методы обучения и преподавания
Ф КГМУ 4/3-03/01
ПП КГМУ 4/01
КАРАГАНДИНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра гистологии
СИЛЛАБУС
По Gis -1 2205 - Гистологии -1
Для специальности 051301 - "Общая медицина"
Объем учебных часов: 108 часов
Курс 2
Семестр 3, 4
Караганда 2009 г.
Силлабус составлен на основании рабочей программы по дисциплине «Гистология-1» для специальности 051301 – «Общая медицина» (___.___. 20___.)
Силлабус рассмотрен и утвержден на заседании кафедры
___.___. 20___. Протокол № ____
Заведующий кафедрой, профессор ______________ Куркин А.В.
Общие сведения о кафедре и преподавателях
Кафедра патологической анатомии, судебной медицины с курсом гистологии
Ответственный за курс гистологии: Куркин Александр Валерьянович, доктор медицинских наук, профессор, стаж педагогической работы- 38 лет.
Научные интересы: морфология детского возраста, перинатальная патология
Научная школа: кандидатская диссертация, тема: "Функциональная характеристика аденогипофиза" защищена под руководством профессора А.А. Брауна в г. Душанбе в 1967г., докторская диссертация тема: "Калькулезный пиелонефрит у детей (клинико-морфологическое исследование), защищена в 1974 г. в Москве. Автор 2 монографий, 160 работ. Подготовлено 3 доктора медицинских наук и 22 кандидата медицинских наук. Чтение лекций на русском языке.
Преподаватели:
Доцент курса: Джумабаева Сания Каликовна, кандидат медицинских наук, доцент, стаж педагогической работы-38 лет
Научные интересы: нейрогистология
Научная школа: кандидатская диссертация, тема: "Состояние нервных и соединительнотканных элементов матки при беременности", защищена под руководством профессора А.А. Зориной, защищена в 1974г. в г. Караганде. Чтение лекций и ведение занятий на казахском и русском языках.
Преподаватель кафедры: Есимова Роза Жанатовна, стаж педагогической работы-16 лет
Научные интересы: морфология печени
Научная школа: кандидатская диссертация, тема: " Гистогенез печени в плодный период развития человека при гестозах" защищена в 2004г., в г.Алматы, научный руководитель профессор А.В. Куркин. Чтение лекций и ведение занятий на казахском и русском языках.
Преподаватель кафедры: Нурсейтова Куляш Тлеулесовна, стаж педагогической работы-15 лет
Научные интересы: морфология печени
Научная школа: кандидатская диссертация, тема: "Гистогенез печени в плодный период развития человека" защищена в 2005г., в г.Алматы, научный руководитель профессор А.В. Куркин. Чтение лекций и ведение занятий на казахском и русском языках.
Преподаватель кафедры: Рыбалкина Дина Хабибуллаевна, стаж педагогической работы- 1 год
Научные интересы: морфология мукозальной системы
Научная школа: кандидатская диссертация, тема: «Цитологические параметры и реактивность буккальных эпителиоцитов у детей» защищена в 2008г., в г.Алматы, научный руководитель профессор А.В. Куркин. Чтение лекций и ведение занятий на русском языке.
Преподаватель кафедры: Берикбаева Бахыт Хамзиевна, стаж педагогической работы- 6 лет.
Научные интересы: гистофизиология эндокринной ткани поджелудочной железы.
Преподаватель кафедры: Даулеткалиева Жания Абаевна, стаж педагогической работы- 1 год
Научные интересы: морфология мукозальной системы
Контактная информация: место нахождения кафедры (адрес, корпус, аудитория), телефоны, электронный адрес
ул. Алалыкина, 7, телефон: 56-41-81, доб. 106
Политика дисциплины: общие требования кафедры, предъявляемые к студентам в процессе изучения дисциплины, штрафные меры при невыполнении разделов работы и т.д.
Политика дисциплиныотражает современную методологию преподавания, которая ориентирует студента на самостоятельную аудиторную и внеаудиторную работу в приобретении знаний, при консультативной и направляющей деятельности преподавателя. При изучении каждой темы по гистологии студент последовательно осваивает материал, начиная с мотивационной характеристики темы, целевых установок до достижения конечного результата, который может быть проверен по вопросам, приведенным в конце темы. При изучении необходимых объектов ему предлагаются карты заданий и ориентировочных основ действий и задач контрольно-обучающего характера. В процессе изучения студент имеет в своем распоряжении комплекс необходимых пособий: учебник, атласы, информационно-дидактические блоки, методические указания, препараты, электроннограммы, рисунки и др.
Введение
Программа по гистологии по специальности "Общественное здравоохранение" отражает современные достижения этой науки, которая является обязательным и важным звеном в системе медико-биологических наук, обеспечивающих фундаментальные теоретические знания, на базе которых строится вся подготовка будущего врача. Знание нормальной структуры клеток, тканей и органов является необходимым условием понимания механизмов их адаптации при воздействии различных биологических, физических, химических и других факторов. Объектом изучения являются живые и фиксированные клетки и ткани, их изображения, полученные в световых и электронных микроскопах.
Цель дисциплины:
Формирование у студентов современных знаний о структурной организации процессов жизнедеятельности человека и возможности целенаправленного воздействия на них.
Задачи обучения:
Ø научить определять структуру и функцию клеток и их производных;
Ø обучить определять общие закономерности гистогенеза, строения, гистофизиологии и регенерации тканей;
Ø обучить различать особенности тканей, возникающих в результате специализации их в различных органах;
Ø формировать навыки и умения в микроскопировании гистологических препаратов и идентификации тканей.
Студент должен:
Знать:
Ø основные закономерности структурной организации клеток и межклеточного вещества;
Ø основные закономерности структурной организации тканей;
Ø основные закономерности эмбрионального развития тканей;
Ø гисто-функциональные особенности тканей, возникающие в результате специализации их в различных органах.
Уметь:
Ø различать на светооптическом уровне структуры ядра и цитоплазмы клеток;
Ø распознавать в препаратах клеточные и неклеточные структуры тканей;
Ø распознавать в электронных микрофотографиях общие и специальные органеллы клетки;
Ø определять тканевые элементы в органах.
Владеть навыками:
Ø микроскопирования гистологических препаратов;
Ø зарисовки гистологических препаратов.
Пререквизиты дисциплины: школьные курсы анатомии и физиологии, анатомия, молекулярная биология и медицинская генетика.
Постреквизиты дисциплины: гистология-2, анатомия-2, физиология-2, патологическая анатомия-1,2, патологическая физиология-1,2
Краткое содержание дисциплины
История развития гистологии. Методы исследований. Ткани как системы клеток и их производных. Клетки как ведущие элементы ткани. Структурные компоненты клетки. Основные проявления жизнедеятельности клеток. Эмбриология человека. Периодизация развития. Критические периоды развития. Основы учения о тканях. Гистофизиология эпителиальных, соединительных, мышечных и нервной тканей. Специализация тканей в составе органов. Кровь, лимфа, кроветворение.
· Тематический план
Тематический план лекций:
№ | Наименование темы | Форма проведения | продолжительность |
Введение в курс гистологии, эмбриологии, задачи и методы исследования. Структурная организация клетки | обзорная лекция | ||
Основные проявления жизнедеятельности клетки | обзорная лекция | ||
Эмбриология человека | обзорная лекция | ||
Эмбриональный гистогенез | обзорная лекция | ||
Основы учения о тканях | обзорная лекция | ||
Эпителиальные ткани. Железы | обзорная лекция | ||
Кровь, лимфа | обзорная лекция | ||
Кроветворение | обзорная лекция | ||
Соединительные ткани. Клеточные элементы. | обзорная лекция | ||
Специализация соединительной ткани | обзорная лекция | ||
Клеточные взаймодействия в иммунных реакциях | обзорная лекция | ||
Хрящевые ткани | обзорная лекция | ||
Костные ткани | обзорная лекция | ||
Мышечные ткани | обзорная лекция | ||
Нервная ткань. Структурно-функциональная характеристика нейрона. | обзорная лекция | ||
Нервная ткань. Нейроглия, волокна, окончания | обзорная лекция | ||
Орган зрения и обоняния | обзорная лекция | ||
Органы слуха и равновесия | обзорная лекция | ||
Всего часов |
Тематический план практических занятий:
№ | Наименование темы | Форма проведения | продолжительность |
Гистологическая техника | микроскопия и зарисовка гист. преп. решение ситуационных задач. | ||
Цитология. Органеллы клетки. Включения | микроскопия и зарисовка гист. преп. решение ситуационных задач. | ||
Цитология. Ядро клетки. Деление клеток | микроскопия и зарисовка гист. преп. решение ситуационных задач. | ||
Эмбриология человека. Прогенез. Начальный период | микроскопия и зарисовка гист. преп. решение ситуационных задач. | ||
Эмбриология человека. Зародышевый период. Внезародышевые органы | микроскопия и зарисовка гист. преп. решение ситуационных задач. | ||
Рубежный контроль - коллоквиум | диагностика препаратов, схем, электронных микрофотографий | ||
Эпителиальные ткани. Железы | микроскопия и зарисовка гист. преп. решение ситуационных задач. | ||
Форменные элементы крови | микроскопия и зарисовка гист. преп. решение ситуационных задач. | ||
Кроветворение | микроскопия и зарисовка гист. преп. решение ситуационных задач. | ||
Соединительные ткани | микроскопия и зарисовка гист. преп. решение ситуационных задач. | ||
Скелетные ткани | микроскопия и зарисовка гист. преп. решение ситуационных задач. | ||
Мышечные ткани | микроскопия и зарисовка гист. преп. решение ситуационных задач. | ||
Рубежный контроль - коллоквиум | диагностика препаратов, схем, электронных микрофотографий | ||
Нервная ткань. Нейроциты. Нейроглия | микроскопия и зарисовка гист. преп. решение ситуационных задач. | ||
Нервная ткань. Нервные волокна. Нервные окончания. Синапсы | микроскопия и зарисовка гист. преп решение ситуационных задач.. | ||
Органы чувств. Орган зрения. Орган обоняния | микроскопия и зарисовка гист. преп. решение ситуационных задач. | ||
Органы чувств. Орган слуха и равновесия. Орган вкуса | микроскопия и зарисовка гист. преп. решение ситуационных задач. | ||
Диагностика препаратов, микрофотографий и электроннограмм | диагностика препаратов, схем, электронных микрофотографий | ||
Всего часов |
Тематический план СРС:
№ | Наименование темы | Форма выполнения | продол |
История развития гистологии, цитологии и эмбриологии. Развитие гистологии в РК | Самостоятельная работа с учебной и дополнительной литературой | ||
Цитология. Реакция клеток на повреждающие воздействия. Старение и смерть клетки. | Самостоятельная работа с учебной и дополнительной литературой | ||
Эмбриология человека. Критические периоды развития | Самостоятельная работа с учебной и дополнительной литературой | ||
Эпителиальные ткани. Возрастная гистология, специализация и регенерация | Самостоятельная работа с учебной и дополнительной литературой | ||
Кровь, лимфа. Возрастная гистология, специализация и регенерация | Самостоятельная работа с учебной и дополнительной литературой | ||
Кроветворение. Возрастная гистология | Самостоятельная работа с учебной и дополнительной литературой | ||
Соединительные ткани. Возрастная гистология, регенерация | Самостоятельная работа с учебной и дополнительной литературой | ||
Скелетные ткани. Возрастная гистология, регенерация | Самостоятельная работа с учебной и дополнительной литературой | ||
Мышечные ткани. Возрастная гистология, регенерация | Самостоятельная работа с учебной и дополнительной литературой | ||
Нервная ткань. Возрастная гистология, регенерация. Основные положения нейронной теории | Самостоятельная работа с учебной и дополнительной литературой | ||
Общая характеристика органов чувств в свете учения об анализаторах. Возрастная гистология, регенерация | Самостоятельная работа с учебной и дополнительной литературой | ||
Всего часов |
Время консультаций:
Консультации проводятся еженедельно по ________
(день недели)
Время рубежного контроля:
Время итогового контроля:
· График выполнения и сдачи заданий по дисциплине
Литература основная и дополнительная
Основная литература:
На русском языке:
1. Гистология, цитология и эмбриология: уч.для мед.вузов. Кузнецов С.Л., МушкамбаровН.Н. Мед.информативное агенство, 2007. – 600с.
2. Возрастная гистология:: уч.пос. Пуликов А.С. Ростов н/Д., Красноярск. Феникс, изд.проекты, 2006. – 173с.
3. Гистология, учебник под редакцией Афанасьева Ю.И., Кузнецова С.Л., Юриной Н.А. М.: Медицина, - 2004. - 764 с.
4. Гистология, цитология и эмбриология: атлас для студентов медицинских ВУЗов. /Р.Б. Абильдинов, Ж.О. Аяпова, Р.И. Юй. - Алматы, 2006. - 416 с.
5. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии: учеб. пособие для студентов мед. вузов. /С.Л. Кузнецов, Н.Н. Мушкамбаров, В.Л. Горячкина. - М.: 2005. - 400 с.
6. Лабораторные занятия по курсу гистологии, цитологии и эмбриологии, под редакцией проф. Ю.И.Афанасьева. - М.: "Высшая школа", 2004.
Дополнительная литература:
На русском языке:
1. Гистология, учебник под редакцией Улумбекова Э.Г., Челышева Ю.А. ГЭОТАР- М.:Мед, 2001.
2. Руководство по гистологии, т.1 и 2, под редакцией Р.К.Данилова, В.Л. Быкова, Одинцова И.А. СпецЛит, Санкт-Петербург, 2001.
3. Основы цитологии, эмбриологии и общей гистологии. Мяделец О.Д. М.: "Мед.книга", Нижний Новгород. Изд. НГМА. - 2002. 367 с.
4. Гистология человека в мультимедиа. Данилов Р.К., Клишов А.А., Боровая Т.Г. Учебник для студентов медицинских вузов.СПб; ЭЛБИ-СПб, 2004. - 362 с.
5. Цитология и общая гистология. Быков В.Л., СОТИС, СПб., 2000. - 300 с.
6. Частная гистология. Быков В.Л. СОТИС, СПб., 2000. - 300 с.
7. Атлас по гистологии, цитологии и эмбриологии. Самусев Р.П., Пупышева Г.И., Смирнов А.В. М.. ОНИКС, ХХI век, Мир и Образование, 2004-400с.
· Критерии и правила оценки знаний: шкала и критерии оценки знаний на каждом уровне (текущий, рубежный, итоговый контроль), правила оценки всех видов занятий (аудиторные, СРС, СРСП*)
Методы обучения и преподавания.
Ø Лекции: обзорные.
Ø Практические занятия: микроскопия и зарисовка гистологических препаратов, работа с электронными микрофотографиями и схемами, решение ситуационных задач.
Ø Самостоятельная работа студентов: работа с литературой, подготовка рефератов