Типовые задачи заключительного уровня

Студенты решают ситуационную задачу по оценке генеалогического анамнеза ребенка.

7.САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ

Содержание:

Подготовка реферативных сообщений по теме занятия.

Задание к самостоятельной работе.

Темы рефератов:

1. Новые направления развития молекулярной медицины.

2. Первичная и вторичная профилактика наследственных болезней.

Самостоятельная работа студентов на практическом занятии: по презентации «Роль наследственности в формировании здоровья человека».

8.РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ ЗАНЯТИЯ:

а). Основная литература:

1. Виноградов, А.Ф. Детская поликлиника: учебное пособие / А.Ф. Виноградов, Э.С. Акопов, Ю.А.Алексеева, М.А.Борисова.– Тверь «Герс», 2004.- 494 с.

2. Основы здоровья человека: учебно-методическое пособие / под ред. Б.Н. Давыдова, А.Н.Кудинова.- Тверь: Триада.- 2005.- 102 с.

б). Дополнительная литература:

1. Виноградов, А.Ф. Основы формирования здоровья детей [Текст]: учебное пособие/ А.Ф. Виноградов. - Тверь: РИЦ ТГМА, 2004.- 122 с.

2. Виноградов, А.Ф. Основы формирования здоровья детей [Электронный носитель]: учебное пособие/А.Ф. Виноградов. – 2004.- 450 Мб.

в). Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

1. Гигиена, санология, экология: учебное пособие / под ред. Л. В. Воробьевой. - СПб. : СпецЛит, 2011. - 255 с. - [Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента»] // http://www.studmedlib.ru /

2. Москаленко В. Ф. Концептуальные подходы к формированию современной профилактической стратегии в здравоохранении: от профилактики медицинской к профилактике социальной: Монография. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 240 с. - [Электронная библиотека медицинского вуза «Консультант студента»] // http://www.studmedlib.ru /

Тема 9. Биологические факторы риска. Грудное вскармливание.

1.ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАНЯТИЯ (цель занятия):

В ходе занятия студент должен

знать:биологические факторы риска., понятие о больших и малых аномалиях развития, преимущества грудного вскармливания.

уметь:оценивать характер е вскармливания

2.ВРЕМЯ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ – 2 часа

3. МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ: специализированные учебные классы «Основы формирования здоровья», детская поликлиника №1 Государственного Бюджетного Учреждения Здравоохранения Тверской области "Городская Клиническая Больница № 6".

4. ХРОНОКАРТА ЗАНЯТИЯ:

1. Проверка посещаемости - 2 мин.

2. Теоретическая часть: собеседование по теме занятия, корректировка знаний - 43 мин.

3. Перерыв – 10 мин

4. Текущий тестовый контроль знаний студентов, корректировка знаний - 30 мин.

5. Самостоятельная работа студентов по презентации «Преимущества грудного вскармливания» -15 мин.

6. Перерыв – 10 мин.

7. Защита рефератов и их обсуждение -40 мин.

8. Подведение итогов занятия и задание к следующему занятию – 5 мин.

5.МАТЕРИАЛ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ:

Вопросы для самоподготовки:

  1. Какие периоды онтогенеза выделяют для полной оценки биологического анамнеза?

2. Перечислите основные факторы риска в антенатальном периоде.

3. Перечислите основные факторы риска в интранатальном периоде.

4. Перечислите основные факторы риска в неонатальном периоде.

5. Перечислите основные факторы риска в постгнатальном периоде.

  1. Что такое большие и малые аномалиях развития?
  2. Приведите примеры малых аномалий развития.
  3. Дайте определение вскармливанию.
  4. . Дайте определение грудному, естественному, смешанному, искусственному вскармливанию.
  5. Перечислите преимущества женского молока перед коровьим.
  6. Перечислите преимущества грудного вскармливания.
  7. Перечислите принципы успешного грудного вскармливания ((Совместная Декларация ВОЗ/ЮНИСЕФ «Охрана, поощрение и поддержка грудного вскармливания»).

Содержание

Биологические факторы риска. Понятие о больших и малых аномалиях развития. Грудное вскармливание как биологический фактор формирования здоровья. Преимущества грудного вскармливания.

Биологический анамнез включает сведения о состоянии развития ребенка в различные периоды онтогенеза: в антенатальный период (во время беременности), интранатальный (роды),

постнатальный период развития ребенка (после рождения ребенка).

Результаты получают из выписок родильного дома и других медицинских учреждений, бесед с родителями.

Учитывают наличие следующих факторов: токсикозы I и II половины беременности; угроза выкидыша; заболевания у матери; профессиональные вредности у родителей; хирургические вмешательства у матери; вирусные заболевания во время беременности; характер течения родов (длительный безводный период, стремительные роды); оперативное родоразрешение (кесарево сечение и др.); родовая травма; ранний перевод на искусственное вскармливание и т.д.

Если факторы риска отсутствуют во всех периодах развития ребенка, то биологический анамнез считается неотягощенным.

Биологический анамнез

Биологический анамнез включает сведения о состоянии развития ребенка в различные периоды онтогенеза. Для полной оценки биологического анамнеза выделяют 6 периодов:

· • антенатальный (I и II половина беременности),

· • интранатальный,

· • ранний неонатальный,

· • поздний неонатальный,

· • постнатальный ранний,

· • постнатальный поздний.

1) антенатальный (раздельно о течение 1-ой и 11-ой половины беременности):

• токсикозы I и II половины беременности;

• угроза выкидыша;

• профессиональные вредности у родителей;

• хирургические вмешательства;

• вирусные заболевания во время беременности;

• посещение женщиной школы матерей по психопрофилактике родов. Выделено более 400 агентов, вызывающих нарушения внутриутробного развития плода.

2) интранатальный и 3) ранний неонатальный периоды (первая неделя жизни):

• характер течения родов

• оперативное родоразрешение (кесарево сечение и др.);

• крик ребенка;

• диагноз при рождении и выписке из родильного дома;

• срок прикладывания к груди и характер лактации у матери;

• время отпадения пуповины;

• состояние ребенка при выписке из родильного дома;

• состояние матери при выписке из родильного дома

4) поздний неонатальный:

• родовая травма;

• недоношенность;

• гемолитическая болезнь новорожденного;

• острые инфекционные и неинфекционные заболевания;

• ранний перевод на искусственное вскармливание;

5) постнатальныйранний и 6) постнатальный поздний период развития ребенка:

• повторные острые инфекционные заболевания;

• наличие рахита;

• наличие анемии;

• наличие диатезов.

Результаты получают из выписок родильного дома и других медицинских учреждений, бесед с родителями.

Оценка результата: при наличии одного и более факторов риска в каждом из 5-6 перечисленных периодов онтогенеза следует говорить о высокой отягощенности биологического анамнеза , в трех - четырех периодах - о выраженной отягощенности, в двух периодах - об умеренной отягощенности, в одном периоде - о низкой отягощенности.

Если факторы риска отсутствуют во всех периодах развития ребенка, то биологический анамнез считается неотягощенным (табл.1).

Таблица 1. - Оценка биологического анамнеза.

Наличие факторов риска   Отягощенность по биологическому анамнезу  
В 5-6-ти периодах онтогенеза   Высокая отягощенность  
В 3-4-х периодах онтогенеза Выраженная отягощенность
В двух периодах онтогенеза   Умеренная отягощенность  
В одном периоде онтогенеза   Низкая отягощенность  

О степени неблагополучия в период внутриутробного развития ребенка можно косвенно судить по уровню его стигматизации. Выделено более 400 тератогенных агентов, вызывающих нарушения внутриутробного развития плода. В зависимости от силы повреждающих факторов дизэмбриогенез может выражаться в грубых пороках развития или в стигмах дизэмбриогенеза (малых аномалиях развития - MAP), не приводящих к органическим или функциональным нарушениям определенного органа. В норме количество стигм, отражающих индивидуальные особенности организма, составляет 5-7. Превышение порога стигматизации может рассматриваться фактора риска еще не проявившейся патологии (табл.2,3,4).

Таблица 2 - Сводный тератогенный календарь.

Пороки развития   Сроки беременности в неделях  
Мозг   2-14  
Глаза   3-7  
Сердце   3-7  
Конечности   2-8  
Зубы   6-10  
Уши   6-11  
Губы   5-6  
Зев   10-11  
Пищеварительные органы   11-12  
Половые органы   14-15  

Таблица 3. - Список малых аномалий развития.

Голова и лицо: микроцефалия; дол ихоцефалия; башенный череп; плагиоцефалия (косоголовие); скафоцефалия (ладьевидный череп); низкий лоб; узкий лоб; плоский профиль лица; вдавленная переносица; поперечная складка на лбу, низкое стояние век, резко выраженные надбровные дуги, широкая переносица, плоская переносица, искривленная носовая перегородка, искривленная спинка носа, раздвоенный подбородок, микростомия, микрогнатия, макрогнатия, прогнатизм, прогения, скошенный подбородок, клиновидный подбородок, синофриз (сросшиеся брови), удвоение бровей, гипертелоризм. Глаза: микрофтальм; колобома радужки; макрокорнеа; микрокорнеа; гетерохромия радужки; косой разрез глаз; эпикантус.  
Уши: расположенные высоко, расположенные низко, расположенные асимметрично, аномальной формы, микротия, макротия, добавочные, плоские, мясистые ушные раковины, "уши сатира", прирощенные мочки, отсутствие мочек.    
Рот и язык: борозда на альвеолярном отростке; губы с бороздами; небо короткое; небо узкое; готическое небо; сводчатое небо; протрузия языка; раздвоенный кончик языка; укороченная уздечка языка; складчатый язык; макроглоссия; микроглоссия. Позвоночный столб: дополнительные ребра, сколиоз, сакрализация V поясничного позвонка, люмбализация i крестцового позвонка, сращение позвонков, расщепление остистых отростков.
Шея: короткая, отсутствие, крыловидные складки.
Кожа и волосы: гемангиомы, полимастия, родимые пятна, обесцвеченная кожа, шагреневая кожа, рост волос низкий, рост волос высокий, очаговая депигментация, гипертрихоз. Туловище: короткое, длинное, короткие ключицы, воронкообразная грудная клетка, куриная грудная клетка, короткая грудина, множественные соски, асимметрично расположенные соски.
Рука: арахнодактилия, клинодактилия, короткие широкие кисти, укороченные пальцы, изогнутые концевые фаланги пальцев, камптодактилия, синдактилия, полидактилия, олигодактилия, брахидактилия, поперечная ладонная борозда. Нога: синдактилия, симфалангия, камптодактилия, деформация пальцев, захождение пальцев, плоскостопие, поперечная борозда подошвы, клинодактилия, сандалевидная щель.

Таблица 4.- Оценка уровня стигматизации.

Количество стигм   Уровень стигматизации  
До 7 стигм   Низкий уровень  
До 5 стигм   Считается нормой  
8-10 стигм   Умеренная стигматизация  
11-15 стигм   Выраженная стигматизация  
16 и более стигм   Высокий уровень стигматизации  

Грудное вскармливание является примером биологического фактора формирования здоровья ребенка. Данный фактор действует на протяжении в среднем одного года, а его позитивное действие на формирование здоровья отмечается в дальнейшем на протяжении всей жизни человека.

Рассмотрим основные понятия по теме «Грудное вскармливание как биологический фактор формирования здоровья ребенка

Вскармливание – это контролируемое и корригируемое питание детей до 1 года, по характеру различающееся на 3 вида: естественное, смешанное и искусственное.

Естественное вскармливание – это вскармливание ребенка грудным молоком матери со своевременным физиологически обоснованным введением прикорма. Грудное вскармливание – вскармливание ребенка грудным молоком до введения прикорма, включающее 5 позиций (градаций по степени приоритетности):

1. Грудь матери.

2. Сцеженное материнское молоко.

3. Грудь кормилицы.

4. Сцеженное грудное молоко кормилицы.

5. Донорское молоко (банк молока от нескольких чужих матерей).

Необходимо сразу подчеркнуть, что грудное молоко не имеет альтернативы в проблеме вскармливания и его замена любыми самыми адаптированными смесями подобна экологической катастрофе, ибо донорское молоко лучше любой адаптированной смеси. Рекламирование заменителей грудного молока по альтернативному принципу аморально.

Под смешанным вскармливанием понимают вскармливание грудным молоком с вынужденным (нефизиологическим) введением докорма в виде коровьего молока (молока животных и растений) или его разведений (смесей) в объеме от 1/5 до 4/5 суточной потребностей.

Искусственным вскармливанием называют вскармливание ребенка заменителями материнского молока при дефиците последнего 4/5 и более от суточной потребности.

Необходимо отметить, что принципиально ребенку важна каждая капля материнского молока и необходимо воспитывать в кормящих матерях, теряющих лактацию, что даже 50-100 мл в одно кормление на ночь благоприятнее для ребенка, нежели его отсутствие.

Наши рекомендации