II. Контроль заключительного уровня знаний. Решение тестовых заданий.

Решение тестовых заданий.

Приложение 1

Список препаратов.

Название препарата   Наиболее распространенные формы выпуска
1.CALCITONIN Амп.0,5; 1мл (50 и 100 МЕ)
2.MIACALCIC Амп. 1мл (50 и 100 МЕ)
3.ERGOCALCIFEROLUM Фл. 0,125% масл.р-р; 0,5% спирт. р-р-10мл
4.CHOLECALCIFEROLUM Фл. 10мл
5.CALCII GLUCONAS Табл. 0,5
   
     

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Г.СЕМЕЙ

Методические рекомендации

Для практических занятий

Специальность: Общая медицина

Дисциплина: Фармакология - II

Кафедра: Фармакологии и доказательной медицины

Курс: III

Тема № 3: «Лекарственные препараты, применяемые при гипергликемии и гипогликемии, при синдроме надпочечниковой недостаточности Особенности у детей.»

Составитель:

преподаватель:________ Шерстобитова М.И.

Семей – 2014 г

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.

Зав.каф., д.м.н., профессор: _____________________________ Мусин М.Н.

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.

Зав.каф., д.м.н., профессор: _____________________________ Мусин М.Н.

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.

Зав.каф., д.м.н., профессор: _____________________________ Мусин М.Н.

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.

Зав.каф., д.м.н., профессор: _____________________________ Мусин М.Н.

Утверждены на заседании кафедры

Протокол № _____от "____" _________ 201_ г.

Зав.каф., д.м.н., профессор: _____________________________ Мусин М.Н.

1. ТЕМА № 3:«Лекарственные препараты, применяемые при гипергликемии и гипогликемии, при синдроме надпочечниковой недостаточности. Особенности у детей.

2. ЦЕЛЬ:

Научить:

· выписывать рецепты на различные лекарственные формы изучаемых препаратов,

· выбирать лекарственную форму и способ применения изучаемых препаратов

· анализировать действие изучаемых лекарственных веществ по совокупности их фармакологических свойств, механизмов и локализации действия

· выбирать лекарственные средства для направленного изменения функций органов и систем организма

· выбирать препараты на основе знаний заболеваний и синдромов, учета индивидуальности больного, знания фармакокинетических и фармакодинамических характеристик лекарственных веществ по изучаемой теме;

· ознакомить с принципами и правилами (схемы, дозирование) рационального использования изучаемых препаратов в соответствии с имеющимся патологическим синдромом (гипергликемии, гипогликемии, синдром надпочечниковой недостаточности).

3. ЗАДАЧИ ОБУЧЕНИЯ:

Студент должен знать:

· общие закономерности фармакокинетики и фармакодинамики изучаемых лекарственных средств;

· классификацию изучаемых лекарственных средств;

· механизмы действия изучаемых лекарственных средств;

· нежелательные и побочные эффекты изучаемых лекарственных средств, меры по предупреждению и ликвидации в случае их возникновения.

Студент должен уметь:

· прописывать рецептов на различные лекарственные формы изучаемых лекарственных средств (моноинсулин, суспензия инсулина лонг, глибенкламид, метформин, акарбоза, дезоксикортикостерона ацетат, гидрокортизона ацетат, преднизолон) при определенных состояниях;

· рационально выбирать лекарственные средства и правильно дозировать

· расчитывать дозу и концентрацию препаратов

· выбирать пути введения препаратов

· знать принципы коррекции нежелательных эффектов изучаемых препаратов и уметь использовать их при интоксикации

· рационально комбинировать лекарства для усиления желаемых эффектов или снятия нежелательных сторон действия отдельных препаратов

· реферировать научную литературу и владеть навыками самостоятельного получения новых знаний по данному разделу фармакологии.

· применять полученные знания в будущей профессиональной деятельности

4. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕМЫ:

1. Гормональные препараты и их синтетические заменители и антагонисты. Классификация. Источники получения. Механизм действия. Принципы гормональной терапии.

2. Препараты гормонов поджелудочной железы и синтетические гипогликемические средства(моноинсулин, суспензия инсулина лонг, глибенкламид, метформин, акарбоза).

3. История открытия инсулина (Ф.Бэнтинг, К. Бест).

4. Влияние инсулина и глюкагона на обмен веществ. Источники и способы получения инсулина.

5. Препараты инсулина короткого и пролонгированного действия. Классификация. Сравнительная оценка препаратов инсулина по скорости наступления начала и максимума эффекта, продолжительность действия.

6. Принципы дозировки синтетических гипогликемических средств для перорального введения (производные сульфанилмочевины, бигуаниды). Сравнительная оценка препаратов.

7. Показания к применению препаратов инсулина и синтетических гипогликемических средств. Побочные эффекты. Особенности применения у детей.

8. Препараты гормонов коры надпочечников(дезоксикортикостерона ацетат, гидрокортизона ацетат, преднизолон, триамцинолон, дексаметазон, беклометазона дипропионат, флуметазона пивалат). Классификация.

9. Особенности действия и основные показания к применению минералокортикостероидов. Антагонисты минералокортикостероидов (спиронолактон).

10. Влияние глюкокортикостероидов на обмен углеводов, белков, жиров, солей и воды. Основные фармакологические эффекты. Механизм противовоспалительного, гипосенсибилизирующего, иммунодепрессивного, противоаллергического, противошокового и антитоксического действия глоюкокортикостероидов. Сравнительная характеристика препаратов. Особенности применения у детей.

5.МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ И ПРЕПОДАВАНИЯ:

  • выписывание рецептов на препараты
  • решение ситуационных задач по выбору рациональной терапии при суставном синдроме;
  • дискуссия-устный опрос;
  • решение тестовых заданий;
  • работа в малых группах;
  • командно-ориентированное обучение

МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ ИНСУЛИНА

Таблица 1

Уровень Точка приложения Эффекты
1. Молекулярно-клеточный    
2. Тканевой или органный    
3. Системный или организменный    

МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ ПРЕДНИЗОЛОНА

Таблица 2

Уровень Точка приложения Эффекты
1. Молекулярно-клеточный    
2. Тканевой или органный    
3. Системный или организменный    

6.Литература:

Основная:

1.Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. Москва. Изд.дом «ГЭОТАР» 2008- 750 с

2. Харкевич Д.А. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии. Изд. дом

«ГЭОТАР-МЕД».2010- 486с.

Дополнительная:

1.Аляутдин Р.Н. Фармакология. Учебник. Москва. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2008. -591 с.

2.Аляутдин Р.Н. Руководство к лабораторным занятиям по фармакологии. Изд. дом «ГЭОТАР-МЕД». 2009- 391с.

3.Бертрам Г. Катцунг. Базисная и клиническая фармакология (перевод д.м.н., проф. Э.Э. Звартау.)- Санкт-Петербург, 2007, т. 1 .

4.Клиническая фармакология / Под ред. В.Г.Кукеса./- М.: медицина, 2009, 528с.

5.Машковский М.Д. Лекарственные средства. М., 2011.-1206 с.

7. КОНТРОЛЬ:

І. Исходного уровня знаний

Проводится в форме письменного контроля. Каждому студенту дается билет с тремя ситуационными задачами: 1 и 2 - на выписывание рецепта с указанием показаний и противопоказаний, 3 - на описание механизма действия лекарств или классификацию. Препараты, выписываемые в рецептах должны соответствовать препаратам, которые даны в разделе ЦЕЛЬ занятия (см. Закрепить навыки).

Задания исходного контроля:

I. ВЫПИСАТЬ в форме врачебного рецепта с указанием показаний и противопоказаний:

1. Гормональный препарат, применяемый при сахарном диабете короткого действия.

2. Гормональный препарат пролонгированного действия при сахарном диабете.

3. Препарат для лечения сахарного диабета производное сульфанилмочевины.

4. Препарат для лечения сахарного диабета производное бигуанидов.

5. Олигосахарид, ингибитор альфа-амилазы поджелудочной железы и кишечной альфа-глюкозидазы

6. Синтетический минералкортикоидный препарат.

7. Лекарственный препарат – естественный глюкокортикоид.

8. Синтетический аналог гидрокортизона, обладающий высокой активностью.

II. ОПИСАТЬ:

1. Механизм действия инсулина

1. Механизм действия бутамида

2. Механизм действия глибутида.

3. Влияние глюкокортикоидов на обмен веществ: углеводный, белковый, жировой и водно-солевой.

ІІ. Итогового уровня знаний

Проводится в конце занятия для оценки приобретенных студентами знаний и навыков по теме настоящего занятия в форме тестирования.

Наши рекомендации