Социально-гигиенический мониторинг
Организация и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических)
мероприятий и медицинского контроля за
условиями службы и быта личного
состава в войсках
Занятие 27
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Учебное время: 4 часа
Цель занятия: Ознакомить обучаемых с основами гигиенической диагностики.
Задачи занятия:
1. Систематизировать знания об основных показателях гигиенической оценки состояния здоровья человека (группы людей, населения).
2. Отработать основные методы исследования и оценки показателей здоровья человека.
3. Закрепить знания об элементах и факторах среды обитания человека и их влиянии на здоровье.
4. Научить основам установления причинно-следственных связей между состоянием здоровья и средой обитания человека (группы людей, населения).
5. Усвоить алгоритм деятельности военного врача по гигиенической диагностике на индивидуальном и групповом уровне.
6. Закрепить знания руководящих документов, регламентирующих вопросы гигиенической диагностики.
ЛИТЕРАТУРА
Основная: 1, 2, 3.
Дополнительная: 4, 5, 9, 12, 23, 25, 27, 28, 29, 31.
Вопросы для самоконтроля:
1. Сущность понятия «здоровье» с гигиенических позиций.
2. Основные показатели индивидуального здоровья человека и методы их изучения.
3. Основные показатели оценки здоровья групп людей, популяции и населения.
4. Гигиеническая классификация элементов и факторов среды обитания человека и их влияние на здоровье людей.
5. Норма и норматив среды обитания человека. Основы гигиенического нормирования.
6. Сущность понятий: «риск для здоровья», «группы риска», «факторы риска», «территория риска», «объект риска»,
7. Основные факторы риска для здоровья военнослужащих и методы их определения.
8. Гигиеническая диагностика, ее сущность и алгоритм.
9. Руководящие документы, регламентирующие вопросы гигиенической диагностики.
Самостоятельная работа на практическом занятии
Задание
Заполните протокол самостоятельной работы. Оцените состояние и сделайте прогноз своего здоровья. Установите факторы риска. Сформулируйте необходимые профилактические рекомендации.
ПРОТОКОЛ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
« » ________ 200 __ г.
Анамнез
Фамилия, имя, отчество_______
Пол ______________ Возраст _______________ полных лет
Воинское звание ____________
Должность (профессия)_______
Стаж работы в данной должности (по профессии) _____________ лет
Семейное положение _____________ Число детей ________________
Жалобы на состояние здоровья_
________________________________
Факторы риска, связанные с профессией________________________
________________________________
________________________________
Физическая активность _______
(высокая, средняя, низкая)
Занятие физкультурой (спортом) _______________________________
(часов в неделю)
Питание ___________________
(достаточность, сбалансированность, режим)
Курение ___________________
(количество выкуриваемых сигарет в сутки)
Употребление спиртного _____
(количество мл алкоголя, выпиваемого в сутки)
Половая жизнь ________ _____
(регулярно, нерегулярно)
Наследственная отягощенность ________________________________
________________________________
Имеющиеся заболевания _____
________________________________
________________________________
Объективное обследование
Рост _________ см, масса тела ________кг, ИМТ _________кг/м2
Средняя толщина КЖС, измеренная в 4 точках ____________ мм
Содержание жира в теле _______ %,
Окружность плеча на левой руке __________________ см
Арт. давление _________________мм рт.ст., ЧСС ________ уд./мин
Жизненная емкость легких (ЖЕЛ) ________________ мл.
Проба Штанге _______сек, Проба Генча _______________ сек
Другие данные _____________
(показатели иммунорезистентности, лабораторные анализы и др.)
________________________________
________________________________
Физическая подготовленность
Число приседаний за 60 с _______ раз,
Число отжиманий от пола за 30 с _________ раз
Бег на 100 м _____ сек , на 1000 м _______ сек
Подтягивание на перекладине ____ раз
Сила кисти: правой______ кг , левой _____ кг
Данные по группам риска
Состояние полости рта _______
Слух ______________________
(для лиц, подвергающихся воздействию шума)
Острота зрения ______________
(для лиц с интенсивной зрительной нагрузкой на орган зрения)
Кожа и видимые слизистые ___
(для лиц с нарушениями питания, неудовлетворительными
________________________________
социально бытовыми условиями)
Уровень депрессии __________
(для лиц с неблагоприятными социальными факторами)
Уровень глюкозы в крови ____
(для лиц с наследственной предрасположенностью
к диабету, избыточной массой тела)
Тест на хламидии ____________
(для лиц с неупорядоченной половой жизнью и
переносивших венерические заболевания)
Анализ на ВИЧ _____________
(для лиц с общим ухудшением здоровья и
неупорядоченной половой жизнью)
Туберкулиновый тест ________
(для наследственных и контактных по ТБ)
ЭКГ _______________________
(для лиц с жалобами на сердечные боли)
Заключение ______________ ________________________________
Профилактические рекомендации
1. Физическая активность _____
________________________________
2. Питание _________________
(энергетическая сбалансированность,
________________________________
ограничения животной пищи и жира и пр.)
3. Курение _________________
(прекращение, ограничение, профилактика)
4. Употребление спиртного ___
(прекращение, ограничение, профилактика)
5. Профилактика травматизма _
6. Сексуальное поведение _____
7. Помощь стоматолога _______
8. Защита от неблагоприятных профессиональных факторов _______
________________________________
________________________________
________________________________
Обследование проводил: ____
Подпись преподавателя:____
Занятие 28
Социально-гигиенический мониторинг
Учебное время: 4 часа.
Цель занятия: ознакомить обучаемых с основами ведения социально-гигиенического мониторинга (СГМ) в стране и Вооруженных Силах Российской Федерации.
Задачи занятия:
1. Уяснить сущность, цель и задачи социально-гигиенического мониторинга в стране и ВС РФ.
2. Усвоить основы информационного обеспечения СГМ в ВС РФ.
3. Выработать навыки оценки влияния факторов риска на здоровье военнослужащих и планирования санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
4. Закрепить знания руководящих документов, регламентирующих организацию и ведение СГМ.
ЛИТЕРАТУРА
Основная: 1, 2, 3.
Дополнительная: 4, 5, 9, 12, 23, 25, 27, 28, 29, 31.
Вопросы для самоконтроля:
1. Медицинский контроль за состоянием здоровья военнослужащих и пути его осуществления.
2. Содержание и задачи медицинского контроля за условиями жизнедеятельности военнослужащих.
3. Содержание и задачи государственного санитарно-эпидемиологи-ческого надзора в стране и в ВС РФ.
4. Социально-гигиенический мониторинг: цель, задачи и принципиальная схема организационного построения в ВС РФ.
5. Информационный фонд СГМ в ВС РФ и его структура.
6. Учетно-отчетная документация медицинской службы воинской части, используемая в интересах СГМ.
7. Понятие о санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях.
8. Алгоритм проведения социально-гигиенического мониторинга.
9. Руководящие документы, регламентирующие организацию и ведение СГМ.