Социально-гигиенический мониторинг

Социально-гигиенический мониторинг представляет собой государственную систему наблюдения, анализа, оценки и прогноза состояния здоровья населения и среды обитания человека, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием на него факторов среды обитания человека для принятия мер по устранению вредного воздействия на население факторов среды обитания.

Основными задачами социально-гигиенического мониторинга являются:

· гигиеническая оценка (диагностика) факторов среды обитания и здоровья населения;

· выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека на основе системного анализа и оценки риска для здоровья населения;

· установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

· подготовка предложений для принятия федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления необходимых мер по устранению выявленных вредных воздействий факторов среды обитания человека в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

· формирование федерального и регионального информационного фонда социально-гигиенического мониторинга;

· обеспечение межведомственной координации деятельности по ведению социально-гигиенического мониторинга в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В концепцию создания социально-гигиенического мониторинга заложены следующие принципы:

· ·комплексность и полнота (система должна обеспечивать решение всех задач с учетом уровней социально-гигиенического мониторинга, функциональной направленности и их взаимодействия),

· ·развитие (система предусматривает возможность дальнейшего функционального развития),

· ·реалистичность (социально-гигиенического мониторинга создается с учетом сложившихся потоков регламентированной информации с учетом уровней управления, состава и содержания существующих информационных массивов),

· ·эффективность (система должна обеспечивать необходимую достоверность, актуальность и низкую стоимость хранения и обработки информации),

· ·технологичность (формирование входных (первичных) документов должно осуществляться по принципу совмещения процесса фиксации и изготовления машинно-ориентированных документов),

· ·однократность ввода информации в систему и многократность ее использования всеми заинтересованными пользователями,

· ·достоверность (для каждого элемента информации должны быть однозначно установлены источники и определена персональная ответственность за достоверность, современность и точность представляемых данных, разработаны правила сбора, фиксации, хранения, обработке и передачи данных, включающие возможность ошибок внесения произвольных изменений и искажений),

· ·современность (информация, представляемая системой должностным лицам, должна обеспечивать оперативное, своевременное и качественное принятие управленческих решений),

· ·защищенность информации (информация, хранимая в базах данных СГМ, должна быть надежно защищена от несанкционированного доступа),

· ·типизация (элементы информационного обеспечения должны быть типизированы и унифицированы как по составу, так и по структуре).

В рамках СГМ используются следующие данные наблюдения:

- за состоянием здоровья населения и факторами среды обитания человека, в том числе –

- биологическими (вирусные, бактериальные, паразитарные),

- химическими, физическими (шум, вибрация, ультразвук и др.),

-социальными (питание, водоснабжение, условия быта, труда и отдыха) и

- иными факторами (ведется органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы);

- за природно-климатическими факторами, источниками антропогенноговоздействия на окружающую природную среду, в том числе - на атмосферный воздух,

- поверхностные и подземные воды,

- почву (ведется службой по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерством сельского хозяйства, Министерством природных ресурсов , Государственным комитетом по статистике и подведомственными им организациями);

- за радиационной обстановкой (ведется федеральными органами исполнительной власти, организациями, осуществляющими радиационный контроль, в том числе и аккредитованными лабораториями радиационного контроля);

- за факторами социальной среды человека (ведется Государственным комитетом по статистике, другими заинтересованными органами исполнительной власти и подведомственными им организациями);

- за состоянием охраны и условиями труда работающих (ведется Министерством труда и социального развития, Государственным комитетом по статистике, Министерством экономического развития и торговли и подведомственными им организациями в рамках всероссийского мониторинга социально-трудовой сферы);

- за структурой и качеством питания, безопасностью пищевых продуктов для здоровья населения (ведется органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы , государственной ветеринарной службы, Государственной инспекцией по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей, а также органами, осуществляющими государственный надзор в области стандартизации и сертификации).

Система СГМ имеет иерархическую структуру, соответствующую административно-территориальному делению. В соответствии с Положением о СГМ, система представлена 2-мя уровнями:

- территориальным или местным (формируются локальные базы данных)

- региональным (группировка и хранение данных, анализ информации, выявление причинно-следственных связей, обоснование предложений и мероприятий)

Наши рекомендации