Прошлое Настоящее Будущее
Весьма любопытно то, что данная модель не только, если можно так сказать, «психологична», но еще и «кар-мична». После «Диагностики кармы» С. Лазарева многие потенциальные клиенты ПК сразу и вдруг стали большими поклонниками теории кармы. Но понимают ее исключительно с точки зрения некоего вселенского возмездия. Между тем в основе теории Кармы лежит очень простой постулат: любая Причина порождает Следствие. Ежечасно, ежеминутно и даже ежесекундно своими мыслями, чувствами и действиями человек сеет причины будущих следствий. И, не улавливая связи между конкретной причиной и определенным ею следствием, после, намного позднее, частенько горько сетует: «За что мне так?» Но если вы посадили чертополох, глупо надеяться, что вырастет пшеница... Так вот, модель SCORE — это очень хороший способ обнаружить причину того, что клиент закономерно и заслуженно приобрел и получил. Тем более, если ему не очень нравится это приобретение и он не хочет и дальше иметь подобные неприятности...
Теперь более конкретно. В модели SCORE, как и в предыдущей «НС-ЖС», также есть настоящее состояние, каковое мы называем здесь «симптом». Есть желаемое состояние, которое почти как и в предшествующей модели обозначается как «результат». Есть уже знакомые нам «ресурсы,», каковые (в отличие от модели «НС-ЖС» в данном случае включают и техники по их (ресурсов) использованию. Однако появилось и нечто новое. Во-первых, «эффект» — это те положительные изменения, которые произойдут в жизни клиента, если он добьется желаемого результата: как бы позитивные последствия новой причины-результата. А во-вторых, «причина» — то, что и породило «симптом».
Предположим, например, что сейчас вы бедны, как церковная крыса. Это, как вы понимаете, симптом. Возникла эта бедность вследствие того, что в своем прошлом вы раз за разом отказывались от любых возможностей поправить свое финансовое положение. Естественно, что именно эта ваша «отказчивость» (обусловленная, например, боязнью риска) и является истинной причиной возникновения симптома.
«Волшебный вопрос»
Для того, чтобы отвернуть человека ОТ проблемы, с которой он и так справился, и повернуть его лицом К решению, которое скорее всего находится за пределами известной ему «карты», в Нейролингвистическом программировании применяется, техника «волшебный вопрос». Наиболее общей его формулировкой является следующая.
«Предположим, что однажды утром случилось чудо, и проблема, мучившая вас, исчезла. По каким признакам вы узнали бы об этом? Что изменилось бы в вас и в мире? Что заметили бы в вас окружающие?»
Как показывает практика, само по себе переформулирование проблемы в решение обладает реальным и значительным терапевтическим эффектом.
Модели изменений в Нейролингвистическом программировании и«волшебный вопрос» находят свое конкрет-
ное выражение в определенных психотехнологиях достижения цели. Первым из них обычно выступает фрейм (буквально это переводится как «рамка» — т.е; определенная «карта» использования) хорошо сформулирован-,ного результата. Именно с помощью этого фрейма неясные намерения клиентов превращаются во вполне определенные и четко очерченные результаты и цели, включающие в себя схему их (результатов и целей) достижения.
Хорошо сформулированный результат
Фрейм результата исходит из одного очень простого Главного Положения:
Чтобы достичь успеха, необходимо ясно представлять себе результат,
и расшифровывающих его четырех частных пресуппозиций Нейролингвистического программирования. Согласно этим пресуппозициям, хорошо сформулированная цель должна быть
• определена в позитивных и вполне конкретных сенсорных категориях
• практична и достижима
• необходима как таковая и в своих последствиях и
• предполагающая процедуру проверки и разнообразие средств для ее (цели) достижения.
Сама по себе техника «хорошо сформулированного результата» представляет пошаговую процедуру уто: чнения исходного замысла, в ходе которой консультант последовательно задает клиенту следующие, вопросы (по материалам семинаров по НЛП ИГИСП; автор текста неизвестен).
РЕЗУЛЬТАТ 1. Чего вы хотите добиться?
ПРИЗНАКИ 2. Как вы узнаете, что достигли цели?
Что вы увидите, услышите, почувствуете, сможете сделать?
УСЛОВИЯ 3. Где, когда и с кем вам это необхо-
димо и желательно? Где, когда и с кем — нежелательно?
СРЕДСТВА 4. Чего вам не достает, чтобы достичь
цели? Каких ресурсов?
ОГРАНИЧЕНИЯ 5. Почему вы не достигли цели раньше?
ПОСЛЕДСТВИЯ 6. Что произойдет, если вы достигните/не достигните цели?
ЦЕННОСТЬ 7. Стоит ли цель ваших усилий?
Вышеописанное кажется весьма простым и понятным. Но потенциал, заложенный в данном фрейме, столь велик и важен, что мы разберем его на простом примере.
То, что вы дочитали данное пособие до этих строк, говорит о том, что вы ее, как минимум, купили или одолжили — неважно, у соседа или в библиотеке. Скажите, а зачем вы это сделали? Заинтересовало название? Привлекла обложка? Или заинтриговало модное нынче слово НЛП? Впрочем, можете не отвечать — это уже в прошлом. Лучше скажите, а чего вы хотите в связи с тем, что читаете это пособие? Просто прочитать его? Что ж, никто вас не неволит и вы вполне можете ориентироваться и на эту цель. Одно печально — то, что сориентированное вами именно на данный результат бессознательное «отключится» сразу после достижения искомого — т.е. когда вы закроете эту книгу. А дальше что? Да ничего. Другое, сиюминутное или, может быть, даже вечное, отвлечет ваше внимание, и печальная мудрость про книгу и фигу станет реальностью...
Между тем, если бы вы изначально использовали фрейм «хорошо сформулированного результата», могло получиться следующее.
РЕЗУЛЬТАТ Я хочу научиться использовать
(чего я хочу) Нейролингвистическое программи-
рование в качестве средства пси
хологической коррекции людей.
ПРИЗНАКИ Я буду считать, что научил-
(как я узнаю, ся(ась), когда прочитаю это посо-
что добился того, бие, проделаю все рекомендованные
чего хочу) в нем упражнения и начну при-
менять НЛП на практике.
условия
(где, когда, с кем это необходимо/ нежелательно) СРЕДСТВА (что мне нужно, чтобы достичь цели)
ОГРАНИЧЕНИЯ (почему я не достиг (ла) цели раньше?)
ПОСЛЕДСТВИЯ (что произойдет, если я достигну/ не достигну цели?)
ЦЕННОСТЬ
(стоит ли цель моих усилий?)
Это нужно мне, в моей профессиональной деятельности и не позднее, чем через три месяца.
Терпение, воля и наличие свободного времени — не менее часа ежедневно. Отвлечение от суеты. И понимание того, что психолог, не владеющий средствами психокоррекции — это не профессионал. Не попадалась эта книга. Но ведь были другие! Наверное, я просто не задумывался(лась) о своей профессии и просто положился(лась) на случай. Так что ограничение во мне — в том, что я пустил(а) свою судьбу на самотек. И в занятости всем, кроме действительно важного. И в неумении это важное выделять. Если я ее достигну, все будет просто класс! Здорово! Я смогу решать проблемы своих будущих клиентов. А вот если не достигну... Что ж, жизнь не кончится, но тогда мне придется серьезно разобраться в самом себе — почему я не понял(а)или не принял(а) эту возможность стать настоящим профессионалом. Безусловно, стоит. И с учетом ее ценности я, пожалуй, пересмотрю СРЕДСТВА — вместо одного часа путь будут два ежедневно. А еще — поставлю новую цель: научиться отделять «зерна от плевел»: нужное от желательного и важное от второстепенного...
Учтите, что вышеприведенное — это только очень-очень краткая запись итогов использования фрейма результата. А сам по себе этот фрейм обладает потрясающей способностью прокладывать верные пути в тумане наших сиюминутных желаний и в болоте повседневности и обыденности. И, конечно же, превращать расплывчатые жалобы и проблемы клиентов ПК в четко структурированные программы решений.
Представьте, например, что к вам обратилась клиентка с жалобой на свою нерешительность. Вопрос о желаемом его результате сразу же позволяет перевести данную проблему в решение: «Стать и быть уверенной в себе и достаточно (!) решительной».
«Волшебный» вопрос о признаках достижения этого результата внезапно «суживает» этот «глобальный» результат и даже как бы видоизменяет его: «Я узнаю, что добилась того, чего хочу, когда смогу, сохраняя чувство собственного достоинства, разговаривать с начальством и убеждать его в своей правоте».
Вопрос об условиях достижения результата еще более уточняет цель, заодно нивелируя исходную проблему: «У меня на работе, уже завтра и в беседе с нашим директором — с остальными у меня все в порядке». Вопрос о средствах внезапно переводит цель как бы в иную плоскость уверенности и решительности: «Мне нужно знать, что я чего-то стою и быть уверенной в своих достоинствах». Вопрос об ограничениях внезапно расширяет проблему: «Я не достигла этого, потому что никогда не верила в себя и в свою значимость». После этого вопрос о последствиях достижения цели и ценности результата может быть даже временно отложен, потому что фрейм результата позволил нам обнаружить истинную проблему (симптом) клиентки и ее возможную причину — негативное родительское программирование. В случае же, если бы мы не предприняли вышеописанную «расшифровку», мы, возможно, занялись бы совсем не тем, что действительно нужно нашей клиентке — например, обсуждением вопросов нерешительности в их психоаналитической интерпретации.
Хорошо сформулированный результат может быть великолепным инструментом для решения не только психологических, но и так сказать житейских проблем.
Например, целью клиентки-женщины может быть замужество.
Признаком ее достижения — регистрация брака (хотя может быть и вступление в долговременное сожительство и даже нечто еще более экзотичное, но отвечающее цели).
Условиями — в своем города; не позднее конца года; с человеком подходящего возраста, среднего достатка, вдовцом или одиноким и без вредных привычек.
Средствами достижения данной весьма важной для клиентки цели могут выступать обращения в брачные агентства; посещение клубов встреч; участие в развлекательных мероприятиях с преобладанием мужского контингента и еще очень многое (мы намеренно опустили такие важные внутренние средства, как создание привлекательной внешности, соответствующего имиджа или уверенности в собственной неотразимости).
Ограничениями может оказаться банальная неуверенность клиентки в себе или простое откладывание на потом.
Последствиями достижения/недостижения цели выступят здесь либо семейное счастье, либо отсутствие оного (после чего она вряд ли захочет и дальше откладывать).
И, наконец, ценность результата в связи со всем вышеизложенным становится и очевидной, и мотивирующей.
Создание образа желаемого будущего
«Волшебный вопрос» и фрейм хорошо сформулированного результата позволяет сразу же приступить к непосредственному программированию бессознательного клиента на достижение желаемой им цели. Конечно, программирование это начинается с того самого момента, когда вы приступаете к созданию результата. Однако специалисты по НЛП, моделируя эффективных людей (то есть выясняя, как они делают себя эффективными,
чтобы передать это другим), обнаружили, что все без исключения успешные субъекты (и во всех возможных областях жизнедеятельности), используют очень своеобразную стратегию успеха. Они вначале четко и зримо (до деталей) представляют себе то, что хотят получить в будущем (и далеком, и ближайшем). Затем как бы входят в него и «примеряют» на себя это будущее, одновременно наслаждаясь им. Далее из будущего (!), обернувшись в настоящее, они мысленно отвечают себе на интересный вопрос: «А как я сюда пришел? Как дошел до жизни такой?» — определяя или намечая шаги к своей цели. А потом, вернувшись в настоящее, глядя в будущее, проверяют эти шаги с точки зрения их реальности и выполнимости.
Главным в этой стратегии является именно образ желаемого будущего, а не шаги к нему, хотя они, конечно же, тоже важны. Просто наше бессознательное обладает уникальной способностью: самостоятельно приводить нас к желаемым целям. Как автопилот, которому нужно только одно — конечный пункт маршрута...
«Запрограммировать» себя или клиента на обретение того, чего вы хотите можно с помощью техники создания образа желаемого будущего (по материалам по НЛП ИГИСП, автор текста не известен). Обратите внимание, что здесь и далее в описании техник мы используем формулировки в виде прямой инструкции клиенту (но с привязкой к учебному процессу по данном пособию).
1. Представьте самый хороший исход вашей будущей деятельности — например, результат, который вы хотите, но пока не имеете (например, освоение нейро-лингвистического программирования).
2. Мысленно просмотрите не менее трех «кинофильмов» о своем успехе, в которых вы будете видеть самого себя, исполняющего будущие роли с блеском и вдохновением.
3. «Войдите» в эти фильмы и мысленно проиграйте все эти будущие роли (т.е. если в п. 2 вы на себя смотрели как бы со стороны — были «режиссером», то теперь на происходящее смотрите как бы из своих глаз — стали «актером»).
4. Пребывая в своем будущем, в котором вы уже добились успеха, посмотрите на свое настоящее, из которого вы пришли, и определите, что нужно сделать, чтобы достичь этого будущего.
5. Вернитесь в настоящее, еще раз посмотрите в будущее (представьте его), проверьте последовательность шагов, которые необходимы вам для достижения этого будущего, и еще раз прокрутите фильм о будущем успехе.
6. Вернитесь в настоящее и ощутите приобретенную уверенность — в себе и в достижимости мастерства в НЛП.
Структура бессознательной готовности к изменениям
Нижеописанная, ныне ставшая (благодаря нам) классической, психотехнология (не просто активно, но еще и обязательно применяемая в Восточной версии нейропро-граммирования не только в консалтинге, но и в психокоррекции, психотерапии и даже коучинге) предполагает сначала определение, а потом увеличение до необходимых значений уровня готовности человека к достижению любой (и не только психокоррекции) цели или результата. Основой для нее явилось эмпирически (и более того — практически) выявленный в ходе использования нами НЛП факт, согласно которому человек способен достичь любых (подчеркнем, любых, пусть даже самых головоломных) целей в случае если его бессознательное (именно так, бессознательное, а не сознание, т.е. как бы де фактум, а не де юре) считает (точнее — знает), что данная цель или результат:
• действительно желанна;
• стоит того, чтобы быть достигнутой;
• достижима;
• достигается нормальным и естественным образом;
• улучшает, а не осложняет жизнь человека;
• соответствует уровню его способностей;
• является им заслуженной.
Во всех случаях невыполнения этих условий (пусть даже и одного) достижение цели блокируется.
Алгоритм создания готовности к изменениям
Алгоритм выполнения психотехнологии создания бессознательной готовности к достижению цели следующий:
1. Предложите клиенту одним предложением записать формулировку его желаемого результата (цели).
2. Попросите его с закрытыми или открытыми глазами попредставлять эту цель в виде образов и картинок, обязательно видя себя в этих самых образах и картинках и держа глаза под углом примерно 15—20? над горизонталью (у нас нет времени на объяснение того, почему так надо делать, поэтому просто примите сие как данность).
3. Начертите на листе линию нижеприведенного вида (см. рис. 8) и объясните клиенту, что данная линия есть шкала его внутреннего согласия с некоторыми суждениями относительно желаемого результата (цели), причем 5 соответствует 100% согласию, 4 — 75%, 3 - 50%, 2 — 25%, и 1 - 0%.
Рис.9
4. Предложите клиенту взять лист со шкалой и формулировкой результата (цели), положить руку так, чтобы кисть была свободной, и как бы передоверив ответ собственной руке (т.е. ставя отметку там, где хочется, бессознательно, а не осознано)оценитъ степень своего согласия со следующими семью суждениями:
A. Эта цель желанна.
Б. Эта цель стоит того, чтобы ее достигать.
B. Эта цель достижима.
Г. То, что мне надо будет делать и сделать, чтобы достичь этой цели, будет нормально и естественно.
Д. То, как я буду жить, когда достигну этой цели, будет нормально, естественно и просто легко и приятно.
Е. У меня есть все необходимые способности, чтобы достичь этой цели. Ж. Я заслуживаю достижения этой цели.
5. Теперь отберите все оценки ниже 4 баллов (критическое значение: 80% готовность к достижению), выберите из них наименьшую и на чистом листе выпишите формулировку этого суждения вместе с кратким описанием цели, например: Эта цель — стать высокоэффективным менеджером по персоналу — ДОСТИЖИМА.
6. Поставьте напротив клиента кресло или стул и предложите ему представить:
• за креслом (слева или справа) — своих Внутренних Оппонентов, т.е. людей, которым он хотел бы похвастаться или первоочередно сообщить, что, дескать, несмотря на все ваше недоверие и даже могущество я все-таки достиг и добился (предупредите, чтобы он не удивлялся, если там обнаружится мать, отец и даже некоторые другие родственники и друзья)
• за креслом (справа или слева) — свою группу поддержки в виде подлинных друзей или даже сектора стадиона, полного людей с лозунгами «Имярек — чемпион!» и аналогичными
• в кресле — свою скептическую часть, считающую цель малодостижимой (в любом образе, хотя обычно там представляется сам клиент в весьма скептичной позе)
7. Предложите клиенту убедить всех этих «гос
тей» в истинности выбранного для работы суж
дения, повторяя ее вслух (гордо и уверенно), а по
сле предъявления вами «связки» — как бы
«вопроса из зала» — еще и рационально аргумен
тируя это самое суждение.
Используйте следующие «связки»:
потому что______________________________
поскольку________________________________
и я достигну ее до того, как_________________
и я начну ее достигать после того, как________
хотя и___
если_____
пока____
так же, как и____________________________
в любое время_____________________________
так что_
8. «Суфлируйте» клиенту в его рациональной аргу
ментации, основываясь на том, что при использо
вании «связки» «потому что_________ » он дол
жен сказать «нет» прошлому, перечислив все, от
чего уходит; «связки» «поскольку _________ » —
сказать «да» будущему, рассказав о том, к чему собирается прийти; «связки» «и я достигну ее до
того, как наступит________ » — бессознательно
определить срок достижения цели; «связки» «и я
начну ее достигать после того, как_______ » —
наметить срок «старта»; «связок» «хотя и
________ », «если________ » и «пока_________ »
— выявить и переработать (с вашей, разумеется, помощью) все внутренние сомнения и сопротивления; «связки» «так же как и______________ » — привести пример чего-то сложного, чего он, тем не менее, достиг; «связки» «в любое время______ »
— исключить ограничения по времени дня, времени года и периода своей жизни. Ну а «связка» «так
что ________ » суть тестовая, поскольку, если
после ее предъявления клиент в течение не более минуты не выразит свой энтузиазм по поводу достижения цели, работу придется повторять.
9. Используя все ту же шкалу (но нарисованную
уже на другом, чистом, листе), проверьте готов
ность клиента на ее компоненту, с которым вы
работали и по всем остальным (значений всех
компонентов готовности должны заметно уве
личиться).
Продолжайте работу до тех пор, пока клиент не продемонстрирует как минимум 4-х балльную готовность по всем компонентам.
Упражнение 21.
-►Возьмите в качестве «рабочего материала» свою жизнь в любом ее аспекте (можете, конечно же, взять и собственную профессиональную компетенцию). А далее:
опишите (в произвольной форме) Настоящее Состояние этого аспекта вашей жизни,
создайте описание Желаемого его (аспекта жизни) Состояния,
теперь составьте список Ресурсов, необходимых вам для достижения Желаемого Состояния
и закончите описанием Техник (конкретных способов и методов действий) с помощью которых (и при посредстве Ресурсов) вы добьетесь Желаемого Состояния.
Упражнение 22.
-►Опять-таки используйте в качестве материала для работы любой аспект своей жизни, которым вы не удовлетворены (например, нехватку денег). А затем:
опишите нехватку денег как Симптом — детально и пространно,
создайте Результат, определив уровень доходов, ко
торый будет вам необходим и достаточен (но только не
абстрактно — «Хочу 1.000.000 $», а целиком и полно
стью конкретно — «Чтобы жить так, как я хочу
(опишите, как) мне нужно________ $ в месяц»,
определите Эффект от вашего Результата, т.е. опишите все — весьма приятные — последствия, которые придут в вашу жизнь с желаемой суммой денежного дохода,
а теперь, вернувшись «в настоящий момент», тщательно проанализируйте свое прошлое с точки зрения нахождения Причины, по которой вам нынче не хватает денег. Только не приводите в качестве оной кризис, благоглупость правительства, коррупцию и все прочее. То, что вы должны отыскать, целиком и полностью коренится в ваших собственных сделанных или не сделанных действиях — привыкайте считать себя Причиной, а не Следствием неких роковых обстоятельств
и завершите свою работу детальным описанием своих Ресурсов — всего того, чем вы располагаете, дабы достигнуть Результата, включив в данный пункт еще и конкретные способы использования этих Ресурсов.
Упражнение 23.
-►Создайте хорошо сформулированный результат для нескольких целей вашей жизни. Не беритесь сразу за крупные цели — для освоения данного фрейма необходимы именно небольшие цели (крупные вам все равно придется разбивать на подцели).
Упражнение 24.
-►Тщательно сконструируйте и проработайте любой важный для вас образ желаемого будущего, одновременно определив не менее трех способов, с помощью которых можно прийти в это самое желаемое будущее.
Упражнение 25.
-►Возьмите любую цель или действие, которые вы давно откладываете (починить машину, поменять выключатель или даже сходить к врачу) и
— оцените свою бессознательную готовность к этой деятельности или достижению цели
— сформируйте у себя эту готовность с помощью вышеописанной техники.
Часть II. СУЩНОСТЬ И
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
ВОСТОЧНОЙ ВЕРСИИ
НЕЙРОПРОГРАММИРОВАНИЯ
Результаты осмысления более чем двадцатилетнего опыта использования Нейролингвистического программирования в Российской Федерации и ближнем зарубежье показали, что западная (преимущественно американская) версия НЛП может успешно применяться в России и СНГ только после весьма существенной ее переработки и методической адаптации, а также с учетом иной — во многом существенно отличной — ментальности пользователей и клиентов. В связи с этим нами и была создана Восточная версия нейропрограммирования, позволяющая совершенно по-другому посмотреть на роль, значение и направления использования НЛП как научной дисциплины. Полноценное изложение методологических основ данной версии будет нами осуществлено в отдельных книгах. Однако уже сейчас, в данной главе мы описываем и приводим наиболее важные положения Восточной версии Нейролингвистического программирования, а именно:
• содержательный и динамический аспекты человеческого опыта,
• цели и задачи Восточной версии нейропрограммирования,
• методологию Восточной версии нейропрограммирования как области профессиональной деятельности,
• модель «Мерседес-SK» и
• основные положения Восточной версии нейропрограммирования.
Глава 1. Содержательный и динамический аспекты человеческого опыта
Закон воплощения
Базовым для Восточной версии нейропрограммирова-ния является так называемый закон воплощения. Согласно этому закону, любой человек в его собственной жизни имеет (или может иметь) то и только то, что уже содержится в его психике (опыте). Так, например, если в ней напрочь отсутствует, некая совокупность информации по поводу компьютера, он не просто не сможет воспользоваться данным прибором, но даже и вовсе не опознает его, в лучшем случае идентифицировав его как странную модификацию телевизора. Закон реализуется в принципе «изнутри -► наружу», согласно которому, все, что создано человечеством, вначале создавалось внутри его (в Сознании или, так сказать, в «виртуале»), и только потом — во вне (в Жизни или, так сказать, в «реале»).
Содержание человеческого опыта
Содержание психики (опыта) человека в Восточной версии нейропрограммирования рассматривается с точки зрения двух аспектов: статического и динамического. Под статическим аспектом психического мы понимаем набор «карт», которые используются индивидом для описания реальности. Под динамическим — систему программ, обеспечивающую ему жизнедеятельность в данной реальности.
Разберем этот вопрос более подробно. Опыт, приобретаемый человеком, действительно можно представить в виде системы неких «карт», фиксирующих фрагменты реальности. Причем, эти карты в дальнейшем и будут использоваться для репрезентации (представления) данных фрагментов. Например, если во время «опытного» знакомства ребенка с таким «фрагментом реальности»,
как собака, означенное животное позволило ему погладить себя, умильно виляя при этом хвостом, в условной «карте» данного дитяти под некоей рубрикой «собаки» будет записано «добрые, ласковые, мохнатые». В то время как у его братишки или просто кого-то другого, кого эта (или другая — но при первом знакомстве) псина, рыча, укусила, под той же рубрикой будет записано: «злые, вредные, кусачие». И все последующие взаимодействия с этим «фрагментами реальности» — в данном случае собаками — будет осуществляться исключительно с позиции (как бы через призму) получившейся «карты», а не реальности как таковой. И, например, первый ребенок, скорее всего, будет спокойно относиться к и не слишком дружелюбным псам, тогда как второго станет бросать в дрожь при встрече даже с болонками...
Процесс создания «карт реальности»
Создание «карт реальности, составляющих как бы вторичную реальность жизни человека (и подменяющих первичную — истинную) осуществляется за счет трех основных процессов. Импринтирования— т.е., по сути, мгновенной «впечатки» опыта в ситуации болезненности, слабости и беззащитности (нересурсной и безресурсной). Обусловливания— когда этот опыт как бы опосредуется ситуацией: длящейся системой условий и обстоятельств, в которых находится индивид. И воспитания(обучения) — приобретения опыта как следствия осознанных или не очень внешних воздействий со стороны неких «педагогов». Например, формирование негативной «карты» по отношению к воде и плаванию может явиться следствием одного-единственного «утонутия», когда приобретающий опыт человек как следует нахлебается речной или морской воды. Стать следствием нескольких не слишком болезненных, но достаточно неприятных ситуаций (грязное дно, холодная вода, неприятные переживания и т.п.), которые как бы в сумме «переполнят чашу». Или выступить следствием длительных назидательных нотаций и сентенций по поводу связанных с водными развлечениями опасностей: из самых
лучших побуждений, но с убийственным результатом, поскольку данная область реальности — а точнее, связанные с ней эффективность и счастливость — окажется навсегда закрытой для данного конкретного субъекта...
Точка фиксации опыта и программы жизнедеятельности
Однако каким бы образом не осуществлялось приобретение человеком его опыта, в нем всегда есть точка фиксации этого опыта: некий «момент истины», который, правда, очень часто оказывается последней соломинкой, переломившей хребет верблюду... Например, обобщенная негативная «карта» относительно собственного здоровья (очень удачно и точно названная М. и Р. Гулдингами родительским предписанием «не будь здоровым») может формироваться в течение длительного времени за счет обусловливания (когда, например, родители не обращают никакого внимания на ребенка, пока он здоров, но окутывают его нежностью и заботой, когда он заболеет, из чего данный конкретный подрастающий индивид бессознательно зафиксирует в какой-то из своих карт «Быть больным — значит получать внимание и заботу»). Тем не менее фиксация опыта произойдет в одной — последней — ситуации. А это значит, что для изменения человека в данной области его вторичной реальности нам достаточно, не меняя весь этот опыт, «переписать» или просто разрушить (если опыт бесполезный или уже ненужный) только эту самую последнюю ситуацию: критический инцидент фиксации (это положение является основополагающим для психотерапии личной истории).
Что же касается программ жизнедеятельности, как динамического аспекта человеческого опыта, то их можно рассматривать как совокупность способов реализации имеющихся у человека «карт» реальности. При этом при равном по качеству наборе карт, эффективность и счастливость человека (его благополучие) определяется качеством программ, обеспечивающих динамическое взаимодействие с реальностью. Генезис программ, также как и формирование карт, происходит в результате импринти-
рования, обусловливания и обучения (да, это так: воспитание — это о картах, а обучение — о программах), причем в силу высокой сложности человеческой деятельности, роль последнего заметно выше.
Соотношение опыта с реальностью
С точки зрения программ человеческой деятельности и «карт» реальности возможны следующие патологии, приводящие к отсутствию улучшения или далее к ухудшению качества жизни (благополучия человека).
1. Карты, и программы изначально были недос
таточно эффективными (отличались низким качест
вом). Например, к числу наиболее известных применяе
мых в психотерапии патологических «карт» и обеспечи
вающих их реализацию программ относятся выделенные
М. И Р. Гулдингами («Психотерапия нового решения») и
обязательно принятые и переработанные ребенком роди
тельские предписания
— не делай
— не будь
— не сближайся
— не будь значимым
— не будь ребенком
— не взрослей
— не добейся успеха
— не будь собой
— не будь нормальным
— не будь здоровым
— не принадлежи
2. Карты и программы просто устарели и пере
стали в необходимой степени соответствовать дей
ствительности. К примеру, именно практически пол
ным несоответствием карт и программ людей, выросших
в условиях социализма (не важно, развитого или не
очень) реальностям рыночной экономики более всего и
объясняется прогрессирующая нищета и невозможность
вписаться в капиталистические отношения представите
лей старшего поколения. Тогда как не слишком обреме
ненные старыми картами и программами (в том числе —
морали) «комсомолята» адаптировались в новых условиях на удивление быстро и эффективно...
3. До того эффективные карты, программ человека перестали нормально функционировать вследствие некоего «вируса» (в компьютерном смысле этого слова). А таковым может оказаться как патологическая «карта» (например, посттравматическая реакция на нечто как отношение к нему), так и программа (к примеру, способ реализации этой реакции). Здесь, однако, важно то, что совершенно аналогично компьютерному, психологический вирус может как частично, так и полностью (абсолютно!) парализовать нормальную работу человеческой психики и породить у «заразившегося» индивида чувство полной безнадежности. Однако локальное антивирусное воздействие, грамотно осуществленное, способно восстановить адекватное функционирование с незначительными затратами времени и сил...
Глава 2. Цели и задачи Восточной версии нейропрограммирования
Наука о человеческом благополучии
Как уже упоминалось ранее, Нейролингвистическое программирование изначально определялось как наука о превосходстве, совершенстве и мастерстве. Однако, поскольку и превосходство, и совершенство, и мастерство могут (и, возможно, должны) рассматриваться не как цель, а только лишь как средство достижения каких-то других, более важных целей, в основу Восточной версии нейропрограммирования легло другое определение НЛП, данное Дж. Гриндером и Дж. Делозье в одной из их сравнительно ранних работ. В ней данные авторы, подчеркивая, что НЛП олицетворяет собой существенный прогресс в развитии человеческих возможностей, утверждали далее, что «оно дает квалифицированному и гармонично развитому пользователю возможность хорошо жить — умение, которое прежде объяснялось в разных случаях судьбой, удачей, наследственностью, волею
случая или вмешательства высших сил» (курсив мой — С.К.) (По: Дж. Гриндер, Дж. Делозье. «Черепахи до самого низа», с. 10). А более позднее знакомство с работами В. В. и Г. А. Макаровых («Транзактный анализ — восточная версия») позволило прийти к выводу, что Главной Целью нейропрограммирования как такового выступает или является достижение человеческого благополучия, базирующегося на совершенстве и удачливости. Сравните: задача НЛП — открыть тайну жизненного успеха тех, кому удалось его достичь (По: П. Янг. «Метафоры и модели изменения», с. 18).
Соответственно, мы определили Восточную версию нейропрограммирования как науку о человеческом благополучии, каковое (благополучие) состоит из эффективности и счастливости, а достигается за счет синтеза и взаимодействия двух таких обобщенных характеристик человека, как его совершенство и удачливость.
Структура благополучия человека