Прошлое Настоящее Будущее

Весьма любопытно то, что данная модель не только, если можно так сказать, «психологична», но еще и «кар-мична». После «Диагностики кармы» С. Лазарева мно­гие потенциальные клиенты ПК сразу и вдруг стали большими поклонниками теории кармы. Но понимают ее исключительно с точки зрения некоего вселенского возмездия. Между тем в основе теории Кармы лежит очень простой постулат: любая Причина порождает Следствие. Ежечасно, ежеминутно и даже ежесекундно своими мыслями, чувствами и действиями человек сеет причины будущих следствий. И, не улавливая связи ме­жду конкретной причиной и определенным ею следстви­ем, после, намного позднее, частенько горько сетует: «За что мне так?» Но если вы посадили чертополох, глупо надеяться, что вырастет пшеница... Так вот, модель SCORE — это очень хороший способ обнаружить причи­ну того, что клиент закономерно и заслуженно приобрел и получил. Тем более, если ему не очень нравится это приобретение и он не хочет и дальше иметь подобные неприятности...

Теперь более конкретно. В модели SCORE, как и в предыдущей «НС-ЖС», также есть настоящее состояние, каковое мы называем здесь «симптом». Есть желаемое состояние, которое почти как и в предшествующей моде­ли обозначается как «результат». Есть уже знакомые нам «ресурсы,», каковые (в отличие от модели «НС-ЖС» в данном случае включают и техники по их (ресурсов) использованию. Однако появилось и нечто новое. Во-первых, «эффект» — это те положительные изменения, которые произойдут в жизни клиента, если он добьется желаемого результата: как бы позитивные последствия новой причины-результата. А во-вторых, «причина» — то, что и породило «симптом».

Предположим, например, что сейчас вы бедны, как церковная крыса. Это, как вы понимаете, симптом. Воз­никла эта бедность вследствие того, что в своем прошлом вы раз за разом отказывались от любых возможностей поправить свое финансовое положение. Естественно, что именно эта ваша «отказчивость» (обусловленная, напри­мер, боязнью риска) и является истинной причиной воз­никновения симптома.

«Волшебный вопрос»

Для того, чтобы отвернуть человека ОТ проблемы, с которой он и так справился, и повернуть его лицом К решению, которое скорее всего находится за пределами известной ему «карты», в Нейролингвистическом про­граммировании применяется, техника «волшебный во­прос». Наиболее общей его формулировкой является сле­дующая.

«Предположим, что однажды утром случилось чудо, и проблема, мучившая вас, исчезла. По каким призна­кам вы узнали бы об этом? Что изменилось бы в вас и в мире? Что заметили бы в вас окружающие?»

Как показывает практика, само по себе переформу­лирование проблемы в решение обладает реальным и значительным терапевтическим эффектом.

Модели изменений в Нейролингвистическом програм­мировании и«волшебный вопрос» находят свое конкрет-

ное выражение в определенных психотехнологиях дос­тижения цели. Первым из них обычно выступает фрейм (буквально это переводится как «рамка» — т.е; опреде­ленная «карта» использования) хорошо сформулирован-,ного результата. Именно с помощью этого фрейма неяс­ные намерения клиентов превращаются во вполне опре­деленные и четко очерченные результаты и цели, включающие в себя схему их (результатов и целей) дос­тижения.

Хорошо сформулированный результат

Фрейм результата исходит из одного очень простого Главного Положения:

Чтобы достичь успеха, необходимо ясно пред­ставлять себе результат,

и расшифровывающих его четырех частных пресуппози­ций Нейролингвистического программирования. Соглас­но этим пресуппозициям, хорошо сформулированная цель должна быть

• определена в позитивных и вполне конкретных сенсорных категориях

• практична и достижима

• необходима как таковая и в своих последствиях и

• предполагающая процедуру проверки и разнообра­зие средств для ее (цели) достижения.

Сама по себе техника «хорошо сформулированного результата» представляет пошаговую процедуру уто: чнения исходного замысла, в ходе которой консультант последовательно задает клиенту следующие, вопросы (по материалам семинаров по НЛП ИГИСП; автор текста неизвестен).

РЕЗУЛЬТАТ 1. Чего вы хотите добиться?

ПРИЗНАКИ 2. Как вы узнаете, что достигли цели?

Что вы увидите, услышите, почувст­вуете, сможете сделать?

УСЛОВИЯ 3. Где, когда и с кем вам это необхо-

димо и желательно? Где, когда и с кем — нежелательно?

СРЕДСТВА 4. Чего вам не достает, чтобы достичь

цели? Каких ресурсов?

ОГРАНИЧЕНИЯ 5. Почему вы не достигли цели раньше?

ПОСЛЕДСТВИЯ 6. Что произойдет, если вы достигни­те/не достигните цели?

ЦЕННОСТЬ 7. Стоит ли цель ваших усилий?

Вышеописанное кажется весьма простым и понят­ным. Но потенциал, заложенный в данном фрейме, столь велик и важен, что мы разберем его на простом примере.

То, что вы дочитали данное пособие до этих строк, говорит о том, что вы ее, как минимум, купили или одолжили — неважно, у соседа или в библиотеке. Ска­жите, а зачем вы это сделали? Заинтересовало название? Привлекла обложка? Или заинтриговало модное нынче слово НЛП? Впрочем, можете не отвечать — это уже в прошлом. Лучше скажите, а чего вы хотите в связи с тем, что читаете это пособие? Просто прочитать его? Что ж, никто вас не неволит и вы вполне можете ориентиро­ваться и на эту цель. Одно печально — то, что сориенти­рованное вами именно на данный результат бессозна­тельное «отключится» сразу после достижения иско­мого — т.е. когда вы закроете эту книгу. А дальше что? Да ничего. Другое, сиюминутное или, может быть, даже вечное, отвлечет ваше внимание, и печальная мудрость про книгу и фигу станет реальностью...

Между тем, если бы вы изначально использовали фрейм «хорошо сформулированного результата», могло получиться следующее.

РЕЗУЛЬТАТ Я хочу научиться использовать

(чего я хочу) Нейролингвистическое программи-

рование в качестве средства пси­
хологической коррекции людей.
ПРИЗНАКИ Я буду считать, что научил-

(как я узнаю, ся(ась), когда прочитаю это посо-

что добился того, бие, проделаю все рекомендованные
чего хочу) в нем упражнения и начну при-

менять НЛП на практике.

условия

(где, когда, с кем это необходимо/ нежелательно) СРЕДСТВА (что мне нужно, чтобы достичь цели)

ОГРАНИЧЕНИЯ (почему я не достиг (ла) цели раньше?)

ПОСЛЕДСТВИЯ (что произойдет, если я достигну/ не достигну цели?)

ЦЕННОСТЬ

(стоит ли цель моих усилий?)

Это нужно мне, в моей профес­сиональной деятельности и не позднее, чем через три месяца.

Терпение, воля и наличие свобод­ного времени — не менее часа ежедневно. Отвлечение от суеты. И понимание того, что психолог, не владеющий средствами психо­коррекции — это не профессионал. Не попадалась эта книга. Но ведь были другие! Наверное, я просто не задумывался(лась) о своей про­фессии и просто положился(лась) на случай. Так что ограничение во мне — в том, что я пустил(а) свою судьбу на самотек. И в за­нятости всем, кроме действи­тельно важного. И в неумении это важное выделять. Если я ее достигну, все будет про­сто класс! Здорово! Я смогу ре­шать проблемы своих будущих клиентов. А вот если не достиг­ну... Что ж, жизнь не кончится, но тогда мне придется серьезно разобраться в самом себе — поче­му я не понял(а)или не принял(а) эту возможность стать настоя­щим профессионалом. Безусловно, стоит. И с учетом ее ценности я, пожалуй, пересмотрю СРЕДСТВА — вместо одного часа путь будут два ежедневно. А еще — поставлю новую цель: нау­читься отделять «зерна от пле­вел»: нужное от желательного и важное от второстепенного...



Учтите, что вышеприведенное — это только очень-очень краткая запись итогов использования фрейма ре­зультата. А сам по себе этот фрейм обладает потрясаю­щей способностью прокладывать верные пути в тумане наших сиюминутных желаний и в болоте повседневности и обыденности. И, конечно же, превращать расплывча­тые жалобы и проблемы клиентов ПК в четко структу­рированные программы решений.

Представьте, например, что к вам обратилась кли­ентка с жалобой на свою нерешительность. Вопрос о же­лаемом его результате сразу же позволяет перевести данную проблему в решение: «Стать и быть уверенной в себе и достаточно (!) решительной».

«Волшебный» вопрос о признаках достижения этого результата внезапно «суживает» этот «глобальный» ре­зультат и даже как бы видоизменяет его: «Я узнаю, что добилась того, чего хочу, когда смогу, сохраняя чувство собственного достоинства, разговаривать с начальством и убеждать его в своей правоте».

Вопрос об условиях достижения результата еще бо­лее уточняет цель, заодно нивелируя исходную про­блему: «У меня на работе, уже завтра и в беседе с на­шим директором — с остальными у меня все в поряд­ке». Вопрос о средствах внезапно переводит цель как бы в иную плоскость уверенности и решительности: «Мне нужно знать, что я чего-то стою и быть уверен­ной в своих достоинствах». Вопрос об ограничениях внезапно расширяет проблему: «Я не достигла этого, потому что никогда не верила в себя и в свою значи­мость». После этого вопрос о последствиях достиже­ния цели и ценности результата может быть даже временно отложен, потому что фрейм результата по­зволил нам обнаружить истинную проблему (симптом) клиентки и ее возможную причину — негативное ро­дительское программирование. В случае же, если бы мы не предприняли вышеописанную «расшифровку», мы, возможно, занялись бы совсем не тем, что дейст­вительно нужно нашей клиентке — например, обсуж­дением вопросов нерешительности в их психоаналити­ческой интерпретации.

Хорошо сформулированный результат может быть ве­ликолепным инструментом для решения не только пси­хологических, но и так сказать житейских проблем.

Например, целью клиентки-женщины может быть замужество.

Признаком ее достижения — регистрация брака (хотя может быть и вступление в долговременное сожи­тельство и даже нечто еще более экзотичное, но отве­чающее цели).

Условиями — в своем города; не позднее конца года; с человеком подходящего возраста, среднего достатка, вдовцом или одиноким и без вредных привычек.

Средствами достижения данной весьма важной для клиентки цели могут выступать обращения в брачные агентства; посещение клубов встреч; участие в развлека­тельных мероприятиях с преобладанием мужского кон­тингента и еще очень многое (мы намеренно опустили такие важные внутренние средства, как создание при­влекательной внешности, соответствующего имиджа или уверенности в собственной неотразимости).

Ограничениями может оказаться банальная неуве­ренность клиентки в себе или простое откладывание на потом.

Последствиями достижения/недостижения цели вы­ступят здесь либо семейное счастье, либо отсутствие оно­го (после чего она вряд ли захочет и дальше отклады­вать).

И, наконец, ценность результата в связи со всем вышеизложенным становится и очевидной, и мотиви­рующей.

Создание образа желаемого будущего

«Волшебный вопрос» и фрейм хорошо сформулиро­ванного результата позволяет сразу же приступить к не­посредственному программированию бессознательного клиента на достижение желаемой им цели. Конечно, программирование это начинается с того самого момента, когда вы приступаете к созданию результата. Однако специалисты по НЛП, моделируя эффективных людей (то есть выясняя, как они делают себя эффективными,

чтобы передать это другим), обнаружили, что все без ис­ключения успешные субъекты (и во всех возможных об­ластях жизнедеятельности), используют очень своеобраз­ную стратегию успеха. Они вначале четко и зримо (до деталей) представляют себе то, что хотят получить в бу­дущем (и далеком, и ближайшем). Затем как бы входят в него и «примеряют» на себя это будущее, одновременно наслаждаясь им. Далее из будущего (!), обернувшись в настоящее, они мысленно отвечают себе на интересный вопрос: «А как я сюда пришел? Как дошел до жизни такой?» — определяя или намечая шаги к своей цели. А потом, вернувшись в настоящее, глядя в будущее, прове­ряют эти шаги с точки зрения их реальности и выпол­нимости.

Главным в этой стратегии является именно образ же­лаемого будущего, а не шаги к нему, хотя они, конечно же, тоже важны. Просто наше бессознательное обладает уникальной способностью: самостоятельно приводить нас к желаемым целям. Как автопилот, которому нужно только одно — конечный пункт маршрута...

«Запрограммировать» себя или клиента на обретение того, чего вы хотите можно с помощью техники созда­ния образа желаемого будущего (по материалам по НЛП ИГИСП, автор текста не известен). Обратите внимание, что здесь и далее в описании техник мы используем формулировки в виде прямой инструкции клиенту (но с привязкой к учебному процессу по данном пособию).

1. Представьте самый хороший исход вашей буду­щей деятельности — например, результат, который вы хотите, но пока не имеете (например, освоение нейро-лингвистического программирования).

2. Мысленно просмотрите не менее трех «кино­фильмов» о своем успехе, в которых вы будете видеть самого себя, исполняющего будущие роли с блеском и вдохновением.

3. «Войдите» в эти фильмы и мысленно проиграйте все эти будущие роли (т.е. если в п. 2 вы на себя смот­рели как бы со стороны — были «режиссером», то те­перь на происходящее смотрите как бы из своих глаз — стали «актером»).

4. Пребывая в своем будущем, в котором вы уже до­бились успеха, посмотрите на свое настоящее, из кото­рого вы пришли, и определите, что нужно сделать, что­бы достичь этого будущего.

5. Вернитесь в настоящее, еще раз посмотрите в будущее (представьте его), проверьте последователь­ность шагов, которые необходимы вам для достижения этого будущего, и еще раз прокрутите фильм о буду­щем успехе.

6. Вернитесь в настоящее и ощутите приобретен­ную уверенность — в себе и в достижимости мастер­ства в НЛП.

Структура бессознательной готовности к изменениям

Нижеописанная, ныне ставшая (благодаря нам) клас­сической, психотехнология (не просто активно, но еще и обязательно применяемая в Восточной версии нейропро-граммирования не только в консалтинге, но и в психо­коррекции, психотерапии и даже коучинге) предполагает сначала определение, а потом увеличение до необходи­мых значений уровня готовности человека к достижению любой (и не только психокоррекции) цели или результа­та. Основой для нее явилось эмпирически (и более то­го — практически) выявленный в ходе использования нами НЛП факт, согласно которому человек способен достичь любых (подчеркнем, любых, пусть даже самых головоломных) целей в случае если его бессознательное (именно так, бессознательное, а не сознание, т.е. как бы де фактум, а не де юре) считает (точнее — знает), что данная цель или результат:

• действительно желанна;

• стоит того, чтобы быть достигнутой;

• достижима;

• достигается нормальным и естественным образом;

• улучшает, а не осложняет жизнь человека;

• соответствует уровню его способностей;

• является им заслуженной.

Во всех случаях невыполнения этих условий (пусть даже и одного) достижение цели блокируется.

Алгоритм создания готовности к изменениям

Алгоритм выполнения психотехнологии создания бес­сознательной готовности к достижению цели следующий:

1. Предложите клиенту одним предложением запи­сать формулировку его желаемого результата (цели).

2. Попросите его с закрытыми или открытыми глазами попредставлять эту цель в виде образов и картинок, обязательно видя себя в этих самых образах и картинках и держа глаза под углом примерно 15—20? над горизонталью (у нас нет времени на объяснение того, почему так надо де­лать, поэтому просто примите сие как дан­ность).

3. Начертите на листе линию нижеприведенного вида (см. рис. 8) и объясните клиенту, что дан­ная линия есть шкала его внутреннего согласия с некоторыми суждениями относительно желаемо­го результата (цели), причем 5 соответствует 100% согласию, 4 — 75%, 3 - 50%, 2 — 25%, и 1 - 0%.

Прошлое Настоящее Будущее - student2.ru

Рис.9

4. Предложите клиенту взять лист со шкалой и формулировкой результата (цели), положить ру­ку так, чтобы кисть была свободной, и как бы передоверив ответ собственной руке (т.е. ставя отметку там, где хочется, бессознательно, а не осознано)оценитъ степень своего согласия со сле­дующими семью суждениями:

A. Эта цель желанна.

Б. Эта цель стоит того, чтобы ее достигать.

B. Эта цель достижима.

Г. То, что мне надо будет делать и сделать, чтобы достичь этой цели, будет нормально и ес­тественно.

Д. То, как я буду жить, когда достигну этой це­ли, будет нормально, естественно и просто легко и приятно.

Е. У меня есть все необходимые способности, чтобы достичь этой цели. Ж. Я заслуживаю достижения этой цели.

5. Теперь отберите все оценки ниже 4 баллов (кри­тическое значение: 80% готовность к достиже­нию), выберите из них наименьшую и на чистом листе выпишите формулировку этого суждения вместе с кратким описанием цели, например: Эта цель — стать высокоэффективным менед­жером по персоналу — ДОСТИЖИМА.

6. Поставьте напротив клиента кресло или стул и предложите ему представить:

• за креслом (слева или справа) — своих Внутрен­них Оппонентов, т.е. людей, которым он хотел бы похвастаться или первоочередно сообщить, что, дескать, несмотря на все ваше недоверие и даже могущество я все-таки достиг и добился (предупредите, чтобы он не удивлялся, если там обнаружится мать, отец и даже некоторые дру­гие родственники и друзья)

• за креслом (справа или слева) — свою группу поддержки в виде подлинных друзей или даже сектора стадиона, полного людей с лозунгами «Имярек — чемпион!» и аналогичными

• в кресле — свою скептическую часть, считаю­щую цель малодостижимой (в любом образе, хо­тя обычно там представляется сам клиент в весьма скептичной позе)

7. Предложите клиенту убедить всех этих «гос­
тей» в истинности выбранного для работы суж­
дения, повторяя ее вслух (гордо и уверенно), а по­
сле предъявления вами «связки» — как бы
«вопроса из зала» — еще и рационально аргумен­
тируя это самое суждение.

Используйте следующие «связки»:

потому что______________________________

поскольку________________________________

и я достигну ее до того, как_________________

и я начну ее достигать после того, как________

хотя и___

если_____

пока____

так же, как и____________________________

в любое время_____________________________

так что_

8. «Суфлируйте» клиенту в его рациональной аргу­
ментации, основываясь на том, что при использо­
вании «связки» «потому что_________ » он дол­
жен сказать «нет» прошлому, перечислив все, от

чего уходит; «связки» «поскольку _________ » —

сказать «да» будущему, рассказав о том, к чему собирается прийти; «связки» «и я достигну ее до

того, как наступит________ » — бессознательно

определить срок достижения цели; «связки» «и я

начну ее достигать после того, как_______ » —

наметить срок «старта»; «связок» «хотя и
________ », «если________ » и «пока_________ »

— выявить и переработать (с вашей, разумеется, помощью) все внутренние сомнения и сопротивле­ния; «связки» «так же как и______________ » — при­вести пример чего-то сложного, чего он, тем не менее, достиг; «связки» «в любое время______ »

— исключить ограничения по времени дня, време­ни года и периода своей жизни. Ну а «связка» «так

что ________ » суть тестовая, поскольку, если

после ее предъявления клиент в течение не более минуты не выразит свой энтузиазм по поводу достижения цели, работу придется повторять.

9. Используя все ту же шкалу (но нарисованную
уже на другом, чистом, листе), проверьте готов­
ность клиента на ее компоненту, с которым вы
работали и по всем остальным (значений всех
компонентов готовности должны заметно уве­
личиться).

Продолжайте работу до тех пор, пока клиент не про­демонстрирует как минимум 4-х балльную готовность по всем компонентам.

Прошлое Настоящее Будущее - student2.ru Прошлое Настоящее Будущее - student2.ru Прошлое Настоящее Будущее - student2.ru Прошлое Настоящее Будущее - student2.ru Упражнение 21.

-►Возьмите в качестве «рабочего материала» свою жизнь в любом ее аспекте (можете, конечно же, взять и собственную профессиональную компетенцию). А далее:

опишите (в произвольной форме) Настоящее Сос­тояние этого аспекта вашей жизни,

создайте описание Желаемого его (аспекта жизни) Состояния,

теперь составьте список Ресурсов, необходимых вам для достижения Желаемого Состояния

и закончите описанием Техник (конкретных спосо­бов и методов действий) с помощью которых (и при по­средстве Ресурсов) вы добьетесь Желаемого Состояния.

Упражнение 22.

-►Опять-таки используйте в качестве материала для работы любой аспект своей жизни, которым вы не удовлетворены (например, нехватку денег). А затем:

опишите нехватку денег как Симптом — детально и пространно,

создайте Результат, определив уровень доходов, ко­
торый будет вам необходим и достаточен (но только не
абстрактно — «Хочу 1.000.000 $», а целиком и полно­
стью конкретно — «Чтобы жить так, как я хочу
(опишите, как) мне нужно________ $ в месяц»,

определите Эффект от вашего Результата, т.е. опи­шите все — весьма приятные — последствия, которые придут в вашу жизнь с желаемой суммой денежного дохода,

а теперь, вернувшись «в настоящий момент», тща­тельно проанализируйте свое прошлое с точки зрения нахождения Причины, по которой вам нынче не хвата­ет денег. Только не приводите в качестве оной кризис, благоглупость правительства, коррупцию и все прочее. То, что вы должны отыскать, целиком и полностью ко­ренится в ваших собственных сделанных или не сде­ланных действиях — привыкайте считать себя Причи­ной, а не Следствием неких роковых обстоятельств

Прошлое Настоящее Будущее - student2.ru Прошлое Настоящее Будущее - student2.ru Прошлое Настоящее Будущее - student2.ru Прошлое Настоящее Будущее - student2.ru Прошлое Настоящее Будущее - student2.ru Прошлое Настоящее Будущее - student2.ru Прошлое Настоящее Будущее - student2.ru Прошлое Настоящее Будущее - student2.ru и завершите свою работу детальным описанием сво­их Ресурсов — всего того, чем вы располагаете, дабы достигнуть Результата, включив в данный пункт еще и конкретные способы использования этих Ресурсов.

Упражнение 23.

-►Создайте хорошо сформулированный результат для нескольких целей вашей жизни. Не беритесь сразу за крупные цели — для освоения данного фрейма необ­ходимы именно небольшие цели (крупные вам все рав­но придется разбивать на подцели).

Упражнение 24.

-►Тщательно сконструируйте и проработайте любой важный для вас образ желаемого будущего, одновре­менно определив не менее трех способов, с помощью которых можно прийти в это самое желаемое будущее.

Упражнение 25.

-►Возьмите любую цель или действие, которые вы давно откладываете (починить машину, поменять вы­ключатель или даже сходить к врачу) и

— оцените свою бессознательную готовность к этой деятельности или достижению цели

— сформируйте у себя эту готовность с помощью вышеописанной техники.

Часть II. СУЩНОСТЬ И

ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

ВОСТОЧНОЙ ВЕРСИИ

НЕЙРОПРОГРАММИРОВАНИЯ

Результаты осмысления более чем двадцатилетнего опы­та использования Нейролингвистического программиро­вания в Российской Федерации и ближнем зарубежье показали, что западная (преимущественно американс­кая) версия НЛП может успешно применяться в России и СНГ только после весьма существенной ее переработки и методической адаптации, а также с учетом иной — во многом существенно отличной — ментальности пользова­телей и клиентов. В связи с этим нами и была создана Восточная версия нейропрограммирования, позволяю­щая совершенно по-другому посмотреть на роль, значе­ние и направления использования НЛП как научной дисциплины. Полноценное изложение методологических основ данной версии будет нами осуществлено в отдель­ных книгах. Однако уже сейчас, в данной главе мы опи­сываем и приводим наиболее важные положения Вос­точной версии Нейролингвистического программирова­ния, а именно:

• содержательный и динамический аспекты челове­ческого опыта,

• цели и задачи Восточной версии нейропрограмми­рования,

• методологию Восточной версии нейропрограмми­рования как области профессиональной деятельно­сти,

• модель «Мерседес-SK» и

• основные положения Восточной версии нейропро­граммирования.

Глава 1. Содержательный и динамический аспекты человеческого опыта

Закон воплощения

Базовым для Восточной версии нейропрограммирова-ния является так называемый закон воплощения. Со­гласно этому закону, любой человек в его собственной жизни имеет (или может иметь) то и только то, что уже содержится в его психике (опыте). Так, например, если в ней напрочь отсутствует, некая совокупность информа­ции по поводу компьютера, он не просто не сможет вос­пользоваться данным прибором, но даже и вовсе не опо­знает его, в лучшем случае идентифицировав его как странную модификацию телевизора. Закон реализуется в принципе «изнутри -► наружу», согласно которому, все, что создано человечеством, вначале создавалось внутри его (в Сознании или, так сказать, в «виртуале»), и толь­ко потом — во вне (в Жизни или, так сказать, в «реале»).

Содержание человеческого опыта

Содержание психики (опыта) человека в Восточной версии нейропрограммирования рассматривается с точки зрения двух аспектов: статического и динамического. Под статическим аспектом психического мы понима­ем набор «карт», которые используются индивидом для описания реальности. Под динамическим — систему программ, обеспечивающую ему жизнедеятельность в данной реальности.

Разберем этот вопрос более подробно. Опыт, приобре­таемый человеком, действительно можно представить в виде системы неких «карт», фиксирующих фрагменты реальности. Причем, эти карты в дальнейшем и будут использоваться для репрезентации (представления) дан­ных фрагментов. Например, если во время «опытного» знакомства ребенка с таким «фрагментом реальности»,

как собака, означенное животное позволило ему погла­дить себя, умильно виляя при этом хвостом, в условной «карте» данного дитяти под некоей рубрикой «собаки» будет записано «добрые, ласковые, мохнатые». В то вре­мя как у его братишки или просто кого-то другого, кого эта (или другая — но при первом знакомстве) псина, ры­ча, укусила, под той же рубрикой будет записано: «злые, вредные, кусачие». И все последующие взаимодействия с этим «фрагментами реальности» — в данном случае со­баками — будет осуществляться исключительно с пози­ции (как бы через призму) получившейся «карты», а не реальности как таковой. И, например, первый ребенок, скорее всего, будет спокойно относиться к и не слишком дружелюбным псам, тогда как второго станет бросать в дрожь при встрече даже с болонками...

Процесс создания «карт реальности»

Создание «карт реальности, составляющих как бы вторичную реальность жизни человека (и подменяющих первичную — истинную) осуществляется за счет трех основных процессов. Импринтирования— т.е., по сути, мгновенной «впечатки» опыта в ситуации болезненно­сти, слабости и беззащитности (нересурсной и безресурс­ной). Обусловливания— когда этот опыт как бы опо­средуется ситуацией: длящейся системой условий и об­стоятельств, в которых находится индивид. И воспита­ния(обучения) — приобретения опыта как следствия осознанных или не очень внешних воздействий со сторо­ны неких «педагогов». Например, формирование нега­тивной «карты» по отношению к воде и плаванию может явиться следствием одного-единственного «утонутия», когда приобретающий опыт человек как следует нахле­бается речной или морской воды. Стать следствием не­скольких не слишком болезненных, но достаточно не­приятных ситуаций (грязное дно, холодная вода, непри­ятные переживания и т.п.), которые как бы в сумме «переполнят чашу». Или выступить следствием длитель­ных назидательных нотаций и сентенций по поводу свя­занных с водными развлечениями опасностей: из самых

лучших побуждений, но с убийственным результатом, поскольку данная область реальности — а точнее, свя­занные с ней эффективность и счастливость — окажется навсегда закрытой для данного конкретного субъекта...

Точка фиксации опыта и программы жизнедеятельности

Однако каким бы образом не осуществлялось приоб­ретение человеком его опыта, в нем всегда есть точка фиксации этого опыта: некий «момент истины», кото­рый, правда, очень часто оказывается последней соло­минкой, переломившей хребет верблюду... Например, обобщенная негативная «карта» относительно собствен­ного здоровья (очень удачно и точно названная М. и Р. Гулдингами родительским предписанием «не будь здоровым») может формироваться в течение длительного времени за счет обусловливания (когда, например, роди­тели не обращают никакого внимания на ребенка, пока он здоров, но окутывают его нежностью и заботой, когда он заболеет, из чего данный конкретный подрастающий индивид бессознательно зафиксирует в какой-то из своих карт «Быть больным — значит получать внимание и за­боту»). Тем не менее фиксация опыта произойдет в од­ной — последней — ситуации. А это значит, что для из­менения человека в данной области его вторичной реаль­ности нам достаточно, не меняя весь этот опыт, «переписать» или просто разрушить (если опыт беспо­лезный или уже ненужный) только эту самую послед­нюю ситуацию: критический инцидент фиксации (это положение является основополагающим для психотера­пии личной истории).

Что же касается программ жизнедеятельности, как динамического аспекта человеческого опыта, то их мож­но рассматривать как совокупность способов реализации имеющихся у человека «карт» реальности. При этом при равном по качеству наборе карт, эффективность и счаст­ливость человека (его благополучие) определяется каче­ством программ, обеспечивающих динамическое взаимо­действие с реальностью. Генезис программ, также как и формирование карт, происходит в результате импринти-

рования, обусловливания и обучения (да, это так: воспи­тание — это о картах, а обучение — о программах), при­чем в силу высокой сложности человеческой деятельно­сти, роль последнего заметно выше.

Соотношение опыта с реальностью

С точки зрения программ человеческой деятельности и «карт» реальности возможны следующие патологии, приводящие к отсутствию улучшения или далее к ухуд­шению качества жизни (благополучия человека).

1. Карты, и программы изначально были недос­
таточно эффективными (отличались низким качест­
вом). Например, к числу наиболее известных применяе­
мых в психотерапии патологических «карт» и обеспечи­
вающих их реализацию программ относятся выделенные
М. И Р. Гулдингами («Психотерапия нового решения») и
обязательно принятые и переработанные ребенком роди­
тельские предписания

— не делай

— не будь

— не сближайся

— не будь значимым

— не будь ребенком

— не взрослей

— не добейся успеха

— не будь собой

— не будь нормальным

— не будь здоровым

— не принадлежи

2. Карты и программы просто устарели и пере­
стали в необходимой степени соответствовать дей­
ствительности. К примеру, именно практически пол­
ным несоответствием карт и программ людей, выросших
в условиях социализма (не важно, развитого или не
очень) реальностям рыночной экономики более всего и
объясняется прогрессирующая нищета и невозможность
вписаться в капиталистические отношения представите­
лей старшего поколения. Тогда как не слишком обреме­
ненные старыми картами и программами (в том числе —

морали) «комсомолята» адаптировались в новых услови­ях на удивление быстро и эффективно...

3. До того эффективные карты, программ челове­ка перестали нормально функционировать вследст­вие некоего «вируса» (в компьютерном смысле этого слова). А таковым может оказаться как патологическая «карта» (например, посттравматическая реакция на не­что как отношение к нему), так и программа (к примеру, способ реализации этой реакции). Здесь, однако, важно то, что совершенно аналогично компьютерному, психо­логический вирус может как частично, так и полностью (абсолютно!) парализовать нормальную работу человече­ской психики и породить у «заразившегося» индивида чувство полной безнадежности. Однако локальное анти­вирусное воздействие, грамотно осуществленное, способ­но восстановить адекватное функционирование с незна­чительными затратами времени и сил...

Глава 2. Цели и задачи Восточной версии нейропрограммирования

Наука о человеческом благополучии

Как уже упоминалось ранее, Нейролингвистическое программирование изначально определялось как наука о превосходстве, совершенстве и мастерстве. Однако, поскольку и превосходство, и совершенство, и мастерст­во могут (и, возможно, должны) рассматриваться не как цель, а только лишь как средство достижения каких-то других, более важных целей, в основу Восточной версии нейропрограммирования легло другое определение НЛП, данное Дж. Гриндером и Дж. Делозье в одной из их сравнительно ранних работ. В ней данные авторы, под­черкивая, что НЛП олицетворяет собой существенный прогресс в развитии человеческих возможностей, утвер­ждали далее, что «оно дает квалифицированному и гар­монично развитому пользователю возможность хорошо жить — умение, которое прежде объяснялось в разных случаях судьбой, удачей, наследственностью, волею

случая или вмешательства высших сил» (курсив мой — С.К.) (По: Дж. Гриндер, Дж. Делозье. «Черепахи до са­мого низа», с. 10). А более позднее знакомство с работа­ми В. В. и Г. А. Макаровых («Транзактный анализ — восточная версия») позволило прийти к выводу, что Главной Целью нейропрограммирования как такового выступает или является достижение человеческого благополучия, базирующегося на совершенстве и удач­ливости. Сравните: задача НЛП — открыть тайну жиз­ненного успеха тех, кому удалось его достичь (По: П. Янг. «Метафоры и модели изменения», с. 18).

Соответственно, мы определили Восточную версию нейропрограммирования как науку о человеческом бла­гополучии, каковое (благополучие) состоит из эффек­тивности и счастливости, а достигается за счет синтеза и взаимодействия двух таких обобщенных ха­рактеристик человека, как его совершенство и удач­ливость.

Структура благополучия человека

Наши рекомендации