Социальные и экономические факторы эволюции субъектности
В принципе, невозможно определить количественное соотношение людей с разными типами мотивационной ориентации и тем более - с разными линиями эволюции субъектности. Трудно представить в более или менее приближенном количественном выражении эволюцию этих характеристик в человечестве, хотя ясно, что их определенное развитие (или, может быть, регресс) происходило с культурным и экономическим развитием человечества. К.Маркс пишет в этой связи: “Отношения личной зависимости, вначале совершенно первобытные - таковы те первые формы общества, при которых производительность людей развивается лишь в незначительном объеме и в изолированных пунктах. Личная независимость, основанная на вещной зависимости - такова вторая крупная форма, при которой образуется система всеобщего общественного обмена веществ, универсальных отношений, всесторонних потребностей и универсальных потенций. Свободная индивидуальность, основанная на универсальном развитии индивидов и превращении их коллективной общественной производительности в их общественное достояние, - такова третья ступень.” (20, с.101).
Повидимому, свободная индивидуальность - это тип личности и форма общества, характеризующиеся развитым ростом субъектности, и конечно, это не атрибуты близкого будущего. Ясно, что индустриально развитые страны находятся в развитой стадии вещной зависимости, а наша страна пытается резко войти в нее после нескольких десятилетий попыток принудительного “досрочного” формирования свободной индивидуальности. В основе “личной независимости, основанной на вещной зависимости” лежит рыночная экономика и товарная форма труда, то есть активность типа производительного потребления, обслуживающая в массовых масштабах разные формы собственно потребления и потому активно заинтересованная в их максимальном расширении.
Эволюция субъектности и периодизация возрастного развития. Ведущей до настоящего времени в отечественной психологии теорией возрастного развития является концепция ведущей деятельности. Ориентация в ней на развивающее действие игры, учения и труда создает конструктивный базис объяснения многих проблем. В то же время остается достаточно вопросов, как например, трудности подросткового возраста, роль различных социальных групп в развитии личности; кроме того, как и для большинства других концепций периодизации, в теории ведущей деятельности практически полностью игнорируется взрослый период человеческого онтогенеза. Но именно к этому возрастному отрезку человеческой жизни относится в первую очередь представление о росте субъектности как основной реализуемой человеком жизненной цели и линии развития. В соответствии с этим весь этот отрезок можно разделить на следующие основные периоды, реализующие определенные подцели этой общей цели.
Молодость ( 20 - 30 лет) - освоение разных типов малых групп и функциональ-
ных структур деятельности соответствующих коллективных субъектов.
Взрослость ( 30 - 40 лет) - освоение функциональных структур больших групп,
реальное или идеальное участие в их деятельности.
Зрелость ( 40 - 60 лет) - освоение профессиональных и функциональных структур больших групп, реальное или идеальное участие в их деятельности, внедрение результатов своей деятельности в соответствующие социальные общности.
Старость - достижение высших для себя уровней свободной, творческой
субъектности, осмысление с этих позиций своего жизненного пути, передача ре-
зультатов этого осмысления молодому и будущему поколениям.
В этом контексте, предшествующие самостоятельной трудовой жизни периоды детства и юности следует рассматривать не только как время освоения с позиций индивида основных элементов человеческого общественно-исторического опыта, но и как познания основных типов коллективных субъектов, первичного познания и освоения различных форм роста субъектности. В целом, вся периодизация жизни человека от рождения до завершения жизненного пути предстает как последовательный процесс подготовки, становления и реализации свободного, творческого роста субъектности, то есть его включения во всеобщие формы человеческой деятельности. Естественно, что на всех этапах своего жизненного пути человек познает, осваивает и включается в той или иной мере и в процессы сужения субъектности; важно, чтобы это не стало основным направлением его жизненной эволюции. В этом контексте вспоминается притча о Сократе, который, беседуя на прогулке с учеником, встретил проходящих мимо девиц легкого поведения, насмешливо обратившихся к нему: "Вот ты, мудрец, сколько труда затрачиваешь, чтобы он тебя слушал и пришел в следующий раз учиться твоей премудрости. А мы, только поманим, как он побежит от тебя за нами вприпрыжку …" "Да, – ответил Сократ, - может быть. Ведь вы зовете его вниз, а я – вверх". Такова наша жизнь.
* *
*
Сущность мотивации творчества, так же как и самого творчества и творческогоразвития постигнуть в полной мере невозможно, но можно уверенно сказать, что его мотивационная основа лежит в созидательной, производительной, антипотребительской личностной направленности, хотя в самом творческом процессе соответствующие побудительные моменты тесно переплетены. Духовное потребление присутствует в творческом процессе, требуя от субъекта внутренней работы и затраты своих сущностных сил. В то же время самореализация в творческой сфере, представляя собой созидательный момент, во многих своих чертах – индивидуальный характер побуждения, характер воплощения в предмете, субъективность эмоциональной оценки, - имеет черты потребительной активности.
Возможно, именно в органическом взаимодействии противоположных побудительных тенденций заключена основа развития высших творческих форм человеческой деятельности и приближения людей к тому, что называется счастьем. Огюст Роден говорил: "Художник подает великий пример. Он страстно любит свою профессию; самая высшая награда для него – радость творчества. Но мир будет счастлив только тогда, когда у каждого человека будет душа художника, иначе говоря, каждый будет находить радость в своем труде".
ВЫВОДЫ.
1. Неизменность понимания субъекта в конкретных исследованиях и структурных описаниях состоит в том, что в этом качестве практически всегда рассматривается отдельный представитель человеческого рода - индивид.
2. Реальное развитие человека в рамках индивидуального субъекта невозможно. Оно неизбежно будет совершаться в соответствии с ведущей потребительной мотивацией - в рамках прагматической, отчужденной формы развития личности, как сужение субъектности
3. Реальное творческое развитие личности возможно только при ведущей роли производительной, созидательной мотивации на пути включения индивидуального субъекта в развивающую деятельность субъектов более высокого порядка - как расширение субъектности.
4. При таком понимании творческого развития личности вся периодизация жизни человека, от рождения до завершения жизненного пути, предстает как последовательный процесс подготовки, становления и реализации свободного, творческого роста субъектности, то есть его включения во всеобщие формы деятельности
ОБЩИЕ ВЫВОДЫ
1. Человеческие мотивы построены по иерархическому принципу и отличаются различной широтой и глубиной.
2. Мотивы-интересы характеризуют отдельные стороны человеческой направленности и, соответственно, могут определять отдельные характеристики поведения человека.
3. Направленности личности отражают побудительные силы человека в достаточно широкой сфере его стремлений и образа действий; в значительной степени могут определять формирование и структуру его личности в целом.
4. В функциональных побудительных тенденциях отражаются и проявляются характеристики отношений человека с миром, природой, человечеством, социумом; поэтому соответствующие побудительные силы могут определять такие глобальные стороны его деятельности как действенное понимание смысла жизни, творчества и развития.
5.Производство, распределение, обмен, потребление , представляя собой основные экономические процессы общества, одновременно характеризуют жизнедеятельность каждого отдельного человека, определяя его формы поведения и психологические черты.
6. В производительной активности установка субъекта направлена на придание предмету деятельности определенной социально значимой ценности; в потребительной активности установка субъекта связывается с присвоением им индивидуально значимой ценности, заключенной в предмете. Это определяет характерные черты соответствующих систем ценностей и способов действия.
7. Разделение и взаимодействие производительных и потребительных процессов создают все характерные виды человеческой активности - свободные и вынужденные формы созидания и потребления различных человеческих ценностей; их обмен и распределение образуют основные формы человеческого взаимодействия.
8. Так же, как в мотивационной типологии, в психодиагностических процедурах и результатах отражается иерархическая структура характеристик общей мотивационной структуры личности. Симптоматика мотивов-интересов складывается в основные личностные направленности, которые, в свою очередь, образуют созидательную и потребительную побудительные тенденции личности.
9. Основными составляющими мотивационной структуры личности выступают мотивационные профили – "прогрессивный", "регрессивный", "экспрессивный",
"импульсивный", "уплощенный", а также мотивационные профили – "стенический", "астенический", "смешанный стенический", "смешанный астенический".
.
10. Главной, системообразующей мотивационной характеристикой личности, на которую "ложатся" различные жизненные проявления, является соотношение ее производительной и потребительной направленностей. Это соотношение воплощается в характерных мотивационных профилях – "прогрессивном" и "регрессивном"; оно представляет собой важнейшую составляющую мотивационной сферы личности по линии "личностное развитие – регресс", будучи подверженным, в свою очередь, влиянию таких факторов как возраст, пол, род занятий, интеллектуальные и социальные установки индивидов.
11. Другие мотивационные профили – "экспрессивный", "импульсивный" и "уплощенный" в смысле влияния на характер и результаты деятельности можно считать вторичными, формообразующими; в то же время, в определенных условиях они могут оказывать большее или меньшее влияние на параметры деятельности. Так, представители "экспрессивного" МП, повидимому, могут успешно действовать в условиях, требующих повышенного самовыражения, самоутверждения. Характерная для представителей "импульсивного" МП борьба основных групп мотивов может отрицательно влиять на процесс и результаты целенаправленной деятельности. Впрочем, аналогичное влияние может быть присуще и "уплощенному" мотивационному профилю, для которого характерно отсутствие борьбы мотивов, что может вызывать определенное равнодушие, пассивность.
12.Существенное влияние на поведение могут оказывать характеристики эмоционального профиля личности. В целом, положительным фактором творческой, учебной и рабочей активности можно считать ЭП стенического типа; астенический ЭП в этом аспекте скорее может играть отрицательную роль. Наиболее распространенным типом ЭП, в то же время, является смешанный стенический тип.
13. Мотивационными полюсами, определяющими отношение человека к учебе, работе и творчеству являются "прогрессивный" и "регрессивный" мотивационные профили личности. "Прогрессивный" МП коррелирует со школьной успеваемостью, интеллектуальной активностью и одаренностью, социальной активностью и взаимодействием, активным рабочим настроем, творческой установкой и достижением успеха в своей деятельности. Соответственно, "регрессивный" МП с этими параметрами деятельности коррелирует скорее отрицательно, в то же время, может быть очень распространен среди некоторых профессиональных групп, таких как работники бюрократической сферы и торговли.
14. Эволюция мотивационной сферы личности школьников с этой позиции име-ет, в целом, негативный характер: отмечено снижение мотивационных факторов учебной и творческой активности. Это зафиксировано как в поперечном срезе 1989-1990 гг., так и в продольном исследовании 1991- 1996, в последнем случае – значительно более отчетливо, что должно говорить об отрицательном влиянии на мотивационную сферу личности учащихся социально-экономических реформ девяностых годов.
15. Капиталистические реформы последнего времени вызвали перераспределение основных видов человеческой деятельности в целевом и, особенно, в мотивационном плане в сторону потребительной ориентации.
16. Соответствующим образом изменился, поддерживаемый новой идеологией, моральными нормами и средствами массовой информации, общественный менталитет, принимающий культ денег, удовольствий, богатства, власти, насилия, - менталитет антитворческий в своей мотивационной основе. В наибольшей степени этому подвержена молодежь, проходящая этап формирования своего деятельного мировоззрения.
17. Неизменность понимания субъекта в конкретных исследованиях и структурных описаниях состоит в том, что в этом качестве практически всегда рассматривается отдельный представитель человеческого рода - индивид.
18. Реальное развитие человека в рамках индивидуального субъекта невозможно. Оно неизбежно будет совершаться в соответствии с ведущей потребительной мотивацией - в рамках прагматической, отчужденной формы развития личности, как сужение субъектности
19. Реальное творческое развитие личности возможно при ведущей роли производительной, созидательной мотивации на пути включения индивидуального субъекта в развивающую деятельность субъектов более высокого порядка - как расширение субъектности.
20. При таком понимании творческого развития личности вся периодизация жизни человека, от рождения до завершения жизненного пути, предстает как последовательный процесс подготовки, становления и реализации свободного, творческого роста субъектности, то есть его включения во всеобщие формы деятельности.
Литература.
1. Анастази А. Психологическое тестирование. М. 1982.
2. Асеев В.Г.Личность и значимость побуждений. М. 1993
3. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества.-
Ростов, 1983.
5. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. М. 2002.
6. Братусь Б.С. Проблема развития личности в зрелом возрасте.- Вестник.
Моск. Ун-та. Сер.Психология, !980, № 2.
7. Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М. 1987.
8. Гройсман А.Л. Психология. (Личность. Творчество. Регуляция состояний.)
Пособие для творческих вузов. М. 1992.
9. Гройсман А.Л., Мильман В.Э. Методы психогигиенических воздействий
при психической дезадаптации у студентов высших учебных заведений.-
“Современные формы и методы организации психогигиенической и психо-
профилактической работы. Л. 1986, с.137-144
10 Додонов Б.И. Эмоция как ценность. М. “Политиздат”, 1978.
11 Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. С-П. 2003
12 Каган М.С. Человеческая деятельность. М.”Политиздат”, 1974.
13 Климов Е.А., Левиева С.Н. Человек и профессия. Л-д, 1975
14 Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М.1980.
15 Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и сознание. "ХYIII Международный
психологический конгресс." Тезисы сообщений. т.II, с. 25. М. 1966
16 Леонтьев А.Н Деятельность. Сознание. Личность. М. 1975.
17 Леонтьев Д.А. (Ред.) Современная психология мотивации. М. 2002.
18. Ломов Б.Ф. Теоретические и методологические проблемы психологии. М. 1985.
19 Лучшие тесты по профориентации и профотбору. Петрозаводск, 1990.
20 Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. – Соч. т.42.
21 Маркс К. Капитал. – Соч. т. 23.
22 Маркова А.К., Орлов А.Б., Фридман Л.М. Мотивация учения и ее воспитание
у школьников. М. 1984.
23. Мильман В.Э. Динамическая структура мотива, цели и плана. – "Материалы
IX Всесоюзной конференции по кибернетике". М. 1981. т.3. с. 89-93.
24 Мильман В.Э. Побудительные тенденции в структуре деятельности. - "Вопр.
психологии", 1982, № 3.
25 Мильман В.Э. Производительная и потребительная мотивации.“ Психологич.
ж-л", 1988, № 3.
26 Мильман В.Э. Мотивация и эмоциональность. – "Эмоции в физическом воспи
тании учащихся". Воронеж. 1986.
27 Мильман В.Э. Внутренняя и внешняя мотивация учебной деятельности. – "Во-
просы психологии", 1987, № 3.
28. Мильман В.Э. Мотивационный профиль личности – "Практикум по психо-
диагностике. Психодиагностика мотивации и саморегуляции", М. МГУ, 1990,
с.21-43..
29. Мильман В.Э., Московкина А.Г. Мотивация и фрустрация у подростков. –
"Психология подростка", М. МПУ, 1993.
30 Мильман В.Э. Структура мотивации и творческая активность учащихся.-
"Психология сегодня. Ежегодник Российского психологического общества."
М. 1996. Вып. I.т.2. с. 116.
31 Мильман В.Э. Влияние рыночной экономики на индивидуальную мотивацию
"Психология личности в критической ситуации". М. 2002. с.30- 41.
32 Мильман В.Э. Социально-экономическая ситуация и индивидуальная
мотивация.- Ежегодник РПО. Материалы 3 Всероссийского съезда психоло
гов." 2003 г., т.5, с.283-286
33 Мильман В.Э. Эволюция мотивационной сферы личности школьников. -
Ежегодник РПО. Материалы 3 Всеросс.съезда психологов. 2003 г., т.5,
с.286-289.
34 Николов Л. Структуры человеческой деятельности. М. 1984.
35 Обуховский К. Психология влечений человека. М. 1972
36 Петровский А.В, Петровский В.А. Индивид и его потребность быть личностью.
"Вопросы философии", 1982, № 3.
37 Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.1940.
38 Рейнвальд Н.И. Психология личности. М. 1978.
39 Тейяр де Шарден. Феномен человека. М. 1987
40 Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М. 1966.
41 Философский словарь. Ред. Фролов И.Т. М. 1980.
42 Фрейд З. О психоанализе. Пять лекций". М.МГУ. 1980.
43 Фромм Э. Иметь или быть? М. 1990.
44 Хекхаузен Ф. Мотивация и деятельность. М. “Педагогика”, 1986.
45 Швейцер А. Культура и этика. М. “Прогресс”, 1973.
46 Шпрангер Э. Основные идеальные типы индивидуальности. – "Психология
личности. Тексты.". М.МГУ. 1982. с.55-61.
47 Щедровицкий Г.П. К характеристике категориальных определений деятельно-
сти - "Проблема деятельности в советской психологии", М 1975, с.83-93.
48 Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М. “Наука”, 1978.
49 Allport G. Pattern and growth in personality. N-Y. 1964.
50 Maslow A. Motivation and personality. N-Y. 1952.
51 МсСlelland D. Personality. N-Y, 1951.
52 Vroom V. Work and motivation. N-Y, 1964.
Учащиеся
А | П | К | К | |||||||||||
Б | П | О | К | |||||||||||
В | О | К | П | |||||||||||
Г | Д | п | од | С | ||||||||||
Д | ОД | ОД | С | О | ||||||||||
Е | С | Д | С | |||||||||||
Ж | ДР | ДР | д | од | ||||||||||
З | ДР | Д | о | др | ||||||||||
Ож | Ож | Ож | “Э” | “Ф" |
А | П | К | ||||||||||||
Б | К | О | К | |||||||||||
В | О | с | о | К | ||||||||||
Г | ОД | С | О | |||||||||||
Д | п | од | д | од | С | |||||||||
Е | ДР | ДР | С | |||||||||||
Ж | Д | Д | ОД | |||||||||||
З | п | д | ДР | п | др | |||||||||
Ож | Ож | Ож | “Э” | “Ф" |
А | П | Д | О | |||||||||||
Б | К | о,д | О | |||||||||||
В | К | к,о | ОД | |||||||||||
Г | С | д,од | П | |||||||||||
Д | С | ДР | С | |||||||||||
Е | ДР | Д | п,с | |||||||||||
Ж | ДР | ОД | ДР | |||||||||||
З | ОД | К | ||||||||||||
Рб | Рб | Рб | “Э” | “Ф" |
А | П | К | п,д | |||||||||||
Б | О | С | К | |||||||||||
В | к,о | О | О | |||||||||||
Г | д,од | ДР | ДР | |||||||||||
Д | ДР | ОД | С | |||||||||||
Е | д,од | ДР | С | |||||||||||
Ж | ОД | П | С | |||||||||||
З | К | С | п,д | |||||||||||
Рб | Рб | Рб | “Э” | “Ф" |
Работающие взрослые
А | П | П | К | |||||||||||
Б | П | К | Д | |||||||||||
В | О | К | С | |||||||||||
Г | Д | ОД | С | |||||||||||
Д | ОД | ДР | С | О | ||||||||||
Е | С | ДР | ||||||||||||
Ж | ДР | ОД | О | д | од | |||||||||
З | ДР | п | д | к | о | |||||||||
Ож | Ож | Ож | “Э” | “Ф" |
А | П | К | П | |||||||||||
Б | К | О | К | |||||||||||
В | О | С | К | |||||||||||
Г | д | од | О | |||||||||||
Д | ОД | п | д | с | о | |||||||||
Е | ДР | с | од | |||||||||||
Ж | д | др | ДР | С | ОД | |||||||||
З | п | д | ДР | |||||||||||
Ож | Ож | Ож | “Э” | “Ф" |