Сосредоточение власти в руках председателя правления СТ незаконно
Повторимся: механизм закона таков, что председатель правления не может, не имеет права шагу ступить без решения правления. А правление, в свою очередь, не может принимать конкретных шагов без зафиксированного в протоколе и принятого правомочным общим собранием решения. Другими словами, проработанные во всех направлениях задачи развития объектов инфраструктуры и имущества общего пользования садоводческого объединения председатель и правление выносят на общее собрание. Собрание, принимая положительное решение, даёт добро на реализацию поставленных жизнью и потребностями людей целей. Кроме этого, собрание в обязательном порядке определяет предел расходов на эти задачи, которые фиксируются в смете доходов и расходов СТ.
Если это так, то в СТ большая часть садоводов довольна работой правления и председателя. Выборы новых органов управления происходят регулярно со сменой части управленцев и оставлением другой части от старого состава правления. Это даёт возможность получить не только преемственность в работе, но и исключает первоначальную растерянность членов правления, как это бывает в случае выборов полностью нового состава правления и нового председателя. В таком товариществе любой садовод понимает проблемы, точно знает, сколько денег и на какие цели они сдаются, видит результаты работы органов управления. И главное: рядовой член СТ спит спокойно.
Как же происходит разрыв между председателем и садоводами? Почему в одних СТ люди удовлетворены состоянием дел в своём товариществе, а в другом идут непрекращающиеся разборки и судебные тяжбы? Кто в этих случаях виноват? Если Вы, уважаемый садовод, решили, что сейчас будет заклеймён позором и "повешен", как враг народа, председатель, то глубоко ошибаетесь. Виновно правление садоводческого объединения. Давайте этот тезис попробуем доказать.
Следует обратить внимание на то, что дальнейшие рассматриваемые обстоятельства характерны для многих СТ. Какие-то объединения уже давно управляются только председателем, какие-то медленно скатываются в болото беззакония, а третьи также медленно выкарабкиваются из тупика, восстанавливая закон и порядок для людей.
В первой части статьи мы разобрались с цепочкой управления садоводческим товариществом, заложенным Положением. Так вот, во всех СТ, где отсутствует порядок и законность, эта взаимосвязанная и взаимозависимая цепь не работает. Рвётся она на элементе правление. "Как же так," - спросите Вы, - "Ведь собрание избирает самых авторитетных и достойных людей в правление". Всё правильно и верно. Однако авторитетные и достойные садоводы не всегда готовы работать в коллегиальном органе управления СТ. Быть просто хорошим и уважаемым человеком - это здорово, но указанных качеств недостаточно для выполнения обязанностей в процессе управления СТ. То, что раньше проскакивало в СССР, сегодня не проходит проверку испытаниями на прочность. Рвётся. И поэтому, садоводы должны 10 раз подумать, прежде чем выбирать правление, состоящее исключительно из уважаемых людей, но без необходимых профессиональных навыков и желания работать, а не просиживать штаны.
Причины, по которым правление не работает, как исполнительный коллегиальный орган управления:
- Члены правления не обладают необходимыми знаниями для выполнения функциональных обязанностей в соответствии с нормами Устава СТ, Положения, других актов законодательства, регулирующих деятельность садоводческих товариществ.
Функциональные обязанности правления прописаны в пунктах 42, 43 Положения
- Члены правления не имеют достаточного времени для выполнения своих обязанностей в силу загруженности основной работой, удалённостью СТ от места постоянного проживания, а также редкого посещения СТ и своих индивидуальных земельных участков.
- Некоторые члены правление не желают выполнять свои обязанности кроме тех, которые связаны с голосованием по принятию того или иного решения.
- Члены правления не желают учиться и осваивать новые для себя функции, связанные с выполнением обязанностей правления.
- Члены правления передоверяют исполнение своих прямых обязанностей председателю правления.
Все перечисленные причины, особенно последние две, в комплексе и дают итог в виде сосредоточения всех рычагов власти в руках одного лица, а именно, председателя правления. При этом очень часто получается так, что председатель попадает в ситуацию, когда он сам далёк от осознания того, что выполняет свои функциональные обязанности и обязанности правления в одном лице.
Необходимо подчеркнуть, что не все члены правления отвечают названным недостаткам в равной степени. Один член правления редко бывает на заседаниях, другой отказывается от поручений в силу занятости, третий не знает ни кадровой работы, ни экономической политики, ни бухгалтерского учёта, четвёртый полагает, что он и так всё знает и т.д.
Тем не менее, если в товариществе дело движется к появлению единоличного исполнительного, а позже и законодательного органа, то напрашивается правило, составляющее основу всего беззакония в СТ:
Правило председателя, как единоличного органа управления:
1. В основу руководства СТ положены отдельные знания от прежней профессии, отрывочные сведения из других областей знания, права, профессий, несистемный подход к решению проблем СТ по принципу: "как понимаю и знаю, так делаю и поступаю".
2. Председатель в некоторой степени знает законодательство, обязанности и умеет их использовать в своей работе.
3. Руководство СТ сводится к выполнению двуединой задачи: решение неотложных вопросов для СТ и сравнительно честный отъём денег у садоводов для своего кармана под прикрытием первой части задачи.
Естественно, что во всех случаях садоводы будут страдать. И не факт, что в первом случае, председатель сможет лучше работать, чем во втором. В такое недопустимое положение СТ загнало или загоняет правление. Постепенно передавая свои полномочия председателю, правление попросту превращается в ненужный никому орган, состоящий из свадебных генералов, которые в лучшем случае голосуют по телефону за инициативы председателя, в том числе и незаконные, а в худшем вообще не участвуют ни в каком мало-мальском управлении. И тут уж только по собственной инициативе председатель, желая иногда перестраховаться, ставит членов правления в известность о принятых им решениях. Особенно это касается сбора дополнительных денег с садоводов.
Постепенно, незаметно правление, как коллегиальный орган, из обоймы общего управления в СТ выпадает. Сначала председатель ещё держит иногда совет с садоводами на общем собрании, речи о правлении уже нет. Его, как орган, никто не вспоминает. А позже отпадает необходимость в организации и проведении общих собраний.
Конец коллегиальности в управлении заканчивается тогда, когда процесс передачи полномочий от правления к председателю в СТ завершён. И сразу же в СТ начинается новая эпоха правления очередного "монарха", с родом занятий "государь земли СТ ..." На этом этапе общее собрание председателю тоже не нужно. Принцип работы строится на латании дыр, на которые нельзя закрыть глаза, причём за счёт дополнительных поборов с садоводов и платежам по объектам инфраструктуры и другому общему имуществу, без которых существование СНТ невозможно в принципе в данном конкретном товариществе.
Всё! В таком СТ закону пришёл конец. Ежегодные взносы планируются в голове председателя, примерно. Расчёт включает в себя текущие нужды, остальное планируется на свой карман. При любом раскладе председатель находится вне законной деятельности юридического лица. Охватить весь комплекс решаемых юрлицом проблем один человек просто не в состоянии, даже при условии круглосуточного вкалывания без сна и отдыха. Безусловно в таких условиях добросовестный человек что-то важное пропускает, упрощает, не успевает и т.д. Одновременно в его голове вполне себе законно рождается вопрос: "А насколько моя зарплата адекватна труду?" Ответ будет неутешительным для садоводов. Конечно в средних и больших СТ председатель просто не может обойтись без бухгалтера, который, выполняя по минимуму свои обязанности, хотя бы собирает бабки с народа. Далее следует нормальное с точки зрения засидевшегося в кресле председателя распределение доходов. Сначала эта сумма не превышает 20 - 30% от всех собираемых в СТ денег, а далее эта сумма возрастает до 50% и более.
В конечном итоге председатель становится тем лицом, которое не только определяет всю административно-хозяйственную деятельность в СТ, но и решает за все органы управления все вопросы в товариществе. В таком СТ часто председатель заявляет: "В моём СТ я и есть конституция". Управление осуществляется грубо, нагло с попранием всех мыслимых прав садоводов по принципу: "А не будут брать, отключим газ". И отключает всем недовольным: газ, электроэнергию, воду, не пропускает к своему садовому участку, вплоть до организации посторонними лицами прямого вреда несогласным собственникам участков и поджога их домов.
Такое положение, как узурпирование всех органов управления в одном лице незаконно. Нормы Положения однозначно определяют полномочия всех органов управления в СТ. И эти полномочия нигде не пересекаются. К примеру, общее собрание не имеет права принять на работу электрика, т.к. это функция правления, но собрание утверждает штатное расписание СТ, согласно которому правление ищет, подбирает и затем принимает электрика на работу по трудовому договору. Однако, правление в силу того, что является коллегиальным исполнительным органом не может издать приказ о приёме электрика на работу и поставить подпись под трудовым договором со стороны СТ. Эти функции выполняет председатель, как единоличный исполнительный орган. Основанием для таких действий, как раз, и будет решение правления, зафиксированное в протоколе.
Другими словами, Положение чётко и недвусмысленно распределило все функциональные обязанности между органами управления. При этом логика управления в СТ выстроена так, что передача и перераспределение управленческих обязанностей между звеньями приводит к нарушению закона и, соответственно, к незаконности всех принимаемых решений.
Важно: Все вольные и невольные попытки передать функции управления, принадлежащие к компетенции общего собрания и правления, председателю правления, прописав их в уставе товарищества или путём принятия решения общим собранием, незаконны и могут быть отменены через суд.
Следует помнить, что государственный орган, регистрирующий устав садоводческого товарищества, а также все изменения в нём, никогда не проверяет соответствие документа законодательству РБ, исключая пункты, которые относятся к организационно-правовой форме, наименованию и месту нахождения, предмету и целям деятельности.
У каждого в сознание может засверлить вопрос: "Если узурпация власти председателем незаконна, то почему СТ не бунтует, никто не бежит в суд, никто не требует никаких срочных действий по восстановлению законности и порядка?" Ответ очень прост и заключается в том, что садоводы по привычке продолжают финансировать товарищество, т.к. знают правила игры по целевому использованию своих денежек. Определим это целевое назначение денег СТ немного не так, как это делает Положение в главе 6 "Взносы …".
Садоводческое товарищество создано с тремя целями, для достижения которых необходимо финансирование:
1. Использование своего индивидуального садового участка согласно разрешённому использованию для удовлетворения личных потребностей.
2. Развитие объектов инфраструктуры и имущества общего пользования, призванных обеспечивать выполнение первой цели.
3. Содержание всей инфраструктуры объединения, как вновь созданной, так и доставшейся в наследство вместе с индивидуальными садовыми участками во время создания СТ для реализации всё той же первой цели.
В очередной раз честность и порядочность наших садоводов подводят их под монастырь. Пока идёт финансирование, крах в СТ никогда не наступит. Люди безропотно несут деньги в правление, где уже давно никого не бывает за исключением председателя и бухгалтера. На все вопросы у председателя всегда находятся объяснения о необходимости срочного внесения очередной суммы денег, о его исключительной компетентности и работоспособности на благо людей. Он всегда объяснит отсутствие отчётной документации тем, что он один, и больше никто не работает.
В таком СТ деньги собираются от балды, сумму сборов, точнее поборов, определяет председатель и его сподвижник бухгалтер. Собранные незаконно деньги перераспределяются в карман и на неотложные нужды. Такие нужды включают в себя все платежи по потребляемым коммунальным ресурсам. То что идёт на карман, объясняется растущим воровством и немыслимыми потерями электроэнергии, утечками водопровода, сгоревшими насосами, финансированием охранников, которые ни за что, как потом оказывается, не несут ответственность и т.д. и т.п. При всём при этом никаких оправдательных документов у председателя нет и быть, по определению, не может. Иначе деньги в карман просто не положить.
В большей степени наличию названных и многих других безобразий подвержены СТ, где есть электроэнергия, водопровод, газоснабжение и прочие блага цивилизации. В них легче спрятать карманные деньги председателя, потому что часть всех платежей исправно вносится СТ в качестве коммунальных платежей за потребляемые садоводами ресурсы на счета ресурсоснабжающих компаний. О признаках того, как Ваши кровные денежки, сдаваемые на благо развития СТ и поддержания инфраструктуры, уходят налево подробно расписано в статье: "Приходно-расходная смета садоводческого товарищества", поэтому не будем повторяться.