Антимикробное воздействие и борьба с зубным налетом

Эти вещества в малых концентрациях (0,1—0,2% растворы) обладают сильным и специфич­ным антимикробным действием, подавляя рост и развитие микрофло­ры. Важное значение имеет их способность сорбироваться на эмали и тканях полости рта.

Хлоргексидин как наиболее широко применяемое средство для профилактики кариеса и заболеваний краевого пародонта используется в стоматологической практи­ке в виде полосканий и зубной пасты. В аптечной сети выпускается 20% спиртовой раствор хлоргексидина. Для полосканий используется 0,05—0,2% раствор 1—2 раза в день после приема пищи лучше на ночь.

Биологически активные вещества, препятствую­щие образованию зубного налета и способствующие его растворению. Эта группа веществ, представленная, в основ­ном, ферментами. Ферменты белкового обмена, например — протеазы, к кото­рым относятся широко применяемые трипсин, хемотрипсин, хемопсин, репсин, папайи и др., используются для борьбы с зубным налетом пу­тем растворения белковой оболочки и белковой матрицы микрофлоры. В результате этого налет разрыхляется и становится доступным воз­действию слюны и других ферментов, снижается прочность его фикса­ции на поверхности зубов. Арсенал ферментов углеводного обмена, используемых для борьбы с зубным налетом, более широк. В первую очередь используются фер­менты, расщепляющие сложные углеводы, что связано с наличием в налете больших количеств полисахаридов. Для их растворения приме­няются: декстраназа, мутаназа, муциназа, амилоглюкозидаза, гиалуро-нидаза и др. Эти ферменты способны лизировать углеводы зубного на­лета, приводя к его размыванию, растворению. Ферменты для це­лей профилактики стоматологических заболеваний применяются в ос­новном в виде растворов для полоскания или в качестве составной ча­сти зубных паст.

Вещества, препятствующие оседанию налета на зубах и способствующие его уд ал ен ию. Данная группа веществ нашла широкое применение для профилактики стома­тологических заболеваний. Самыми распространенными представите­лями этой группы являются так называемые поверхностно-активные вещества (ПАВ). В механизме их про­филактического воздействия лежат два главных момента:

а) антимикробное влияние на микрофлору полости рта;

б) препятствие оседанию микробов и метаболитов на поверхности
эмали и формированию на ней мягкого зубного налета.

В результате этого комплексного воздействия теряется способность налета к адгезии на эмали и обеспечивается быстрое вымывание и уда­ление микробного субстрата с ее поверхности.

В качестве ПАВ используется большая группа веществ — лаурил-сарколизат натрия, сульфарицинолят натрия, додецилсульфат натрия, цетавлон, олеат натрия, цетилпиридин и другие. В практическом при­менении они используются в двух лекарственных формах:

а) для полоскания полости рта в составе различных эликсиров;

б) для чистки зубов в составе практически всех зубних паст.

Галитоз – неприятный запах изо рта. Он появляется, когда в воздухе, который выдыхает человек, превышена концентрация летучих сернистых соединений, таких, к примеру, как сероводород. Эти вещества — продукт жизнедеятельности анаэробных бактерий, живущих в полости рта. Пока все в порядке и количество бактерий в норме, запаха практически нет. Но как только микроорганизмы начинают бесконтрольно размножаться на слизистой оболочке рта, глотки, языка, на миндалинах и в межзубных промежутках, запах становится сильным и неприятным.Различают два вида причин этой напасти: местные и общие. К местным относятся недостаточная гигиена и стоматологические заболевания. Например, микробный налет на зубах, который образуется при плохой и нерегулярной гигиене полости рта. Задняя треть спинки языка — основной источник неприятного запаха изо рта. А многие люди просто ленятся удалять налет с языка.

Причиной галитоза может стать и запущенный кариес. В кариозных полостях скапливается большое количество анаэробных бактерий и остатков пищи. Эти полости с трудом очищаются с помощью обычных средств гигиены, что обусловливает высокую устойчивость заболевания. То же самое относится к пародонтиту — микробы активно размножаются под десной, вызывая сернистый запах. В этом случае неприятно пахнет даже кровь и гнойный воспалительный экссудат, находящийся в десневых карманах.

К галитозу может привести и ношение зубных протезов — во-первых, запах будет впитываться полимерной оcновой протеза, во-вторых, кусочки пищи могут оставаться под протезами и там разлагаться, источая «ароматы».

Еще одна причина возникновения галитоза — пониженная секреция слюны и синдром «сухости рта». Когда слюна выделяется недостаточно быстро и в малых количествах, нарушается естественная очистка ротовой полости от пищевых остатков, создаются благоприятные условия для размножения микроорганизмов, снижается местный иммунитет.

К общим причинам возникновения галитоза относятся в основном хронические заболевания, связанные с желудочно-кишечным трактом, ЛОР-заболевания, нарушения обмена веществ, гормональные нарушения и т. д. Например, у женщин неприятный запах изо рта может появляться на фоне начала менструального цикла, что связывают с повышенным уровнем эстрогенов. Эти гормоны способствуют усиленному слущиванию эпителия, в том числе на слизистой оболочке рта, а это излюбленная питательная среда для анаэробных микроорганизмов.

Во многих случаях галитоз должен заставить пациента проверить свое здоровье — запах сигнализирует и о более серьезной болезни. Так, примерно в 8% случаев причиной галитоза является патология ЛОР-органов. Хронический синусит, ринит, тонзиллит, полипы носа часто дают о себе знать неприятным запахом.

Многие знают, что следствием сахарного диабета нередко является запах ацетона, выделяемый при дыхании. Дисфункции печени и желчного пузыря также сопровождаются «острым» тяжелым запахом, а почечная недостаточность — гнилостным «рыбным». Так что, прежде чем бежать в аптеку за новой зубной щеткой и разрекламированной пастой, убивающей микробов наповал, сходите к доктору.

Большое значение имеет и пища. К примеру, чеснок и сырой лук содержат вещества, которые относятся к группе сернистых соединений. Они способны всасываться в кровь, а затем выделяться через легкие при дыхании.

Алкоголь, никотин, кофе и некоторые лекарственные препараты (антибиотики и сульфаниламиды, антидепрессанты, антигистаминные и противовоспалительные средства) вызывают сухость во рту и, как следствие, ведут к появлению неприятного запаха.

К возникновению галитоза ведут также стрессы, нервное напряжение или чрезмерное увлечение диетами и голоданием. При голодании создается дефицит поступления в организм белков и жиров, начинается утилизация эндогенных запасов, что тоже может вызвать неприятный запах. Он появляется в момент перенесения стрессовой ситуации и исчезает после прекращения эмоционального напряжения. Среди причин называют нарушение слюноотделения и сухость полости рта.

Сейчас в медицине используются эффективные методы диагностики галитоза. Оценить интенсивность неприятного запаха можно с помощью специального прибора — галиметра. Он не только полезен для диагностики, но и позволяет оценить, насколько успешно продвигается лечение.

Для выявления бактерий, ставших причиной галитоза, проводятся микробиологические иссследования, например, анализируют состав зубного налета. С помощью зеркала осматривается задняя часть языка — он должен быть того же цвета, что и слизистая рта. Белый, кремовый или коричневый цвет свидетельствует о глосситах. Оценивается и состояние зубов пациента на предмет качества гигиены.

Необходима также консультация у ЛОР-врача (на наличие синуситов и полипов) и гастроэнтеролога — он должен исключить системные заболевания, такие как диабет, печеночная и почечная недостаточность.

Лечение галитоза будет зависеть от того, что стало причиной заболевания. Если это запущенные ЛОР-болезни, то предстоит пройти лечение у отоларинголога. Другие хронические заболевания требуют консультации и лечения у соответствующих специалистов.

Если причина неприятного запаха кроется в полости рта, то необходимо устранить очаги инфекции, удалить разрушенные зубы, не подлежащие восстановлению, пройти курс профессиональной гигиены полости рта с удалением наддесневых и поддесневых зубных отложений.

Большое значение имеет соблюдение правил гигиены: чистку зубов следует проводить с помощью зубной щетки и флосса (зубной нити) для удаления зубного налета и остатков пищи с зубов. А чистка языка должна стать обязательной каждодневной процедурой. Это не только способствует устранению запаха, но и сокращает общее количество бактерий в полости рта, что благоприятно отражается на здоровье тканей пародонта. Если пародонтит уже диагностирован, стоит начать пользоваться специальными ирригаторами для полости рта для более эффективного удаления инфицированных масс и пищевых остатков из зубодесневых карманов. Кроме того, эти ирригаторы помогут избавиться от сухости во рту.

4.Перечень практических работ, наглядных пособий и ТСО:

- учебно-методическая литература.

- наглядные пособия: таблицы, схемы, муляжи, тренажёры, плакаты, слайды.

Практичекая работа

Название практической работы:

-осмотр, опрос и сбор анамнеза,

- заполнение карты обследования.

Цель работы:

-научится обследовать пациента

- научится заполнять медицинскую карту стоматологического больного

Методика выполнения:

Необходимые материалы: карта обследования, шариковая ручка, перчатки, маска

Порядок выполнения: опрос с выяснением анамнеза и жалоб; осмотр ЧЛО и полости рта; заполнение карты обследования.

Результаты работы и критерии оценки:грамотно заполненная карта обследования.

6.Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:

1. Зубные отложения как основная причина стоматологических заболеваний.

2. Методы профессиональной гигиены полости рта.

3. Методы плановой санации.

7.Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:

1. Понятие об этиотропной профилактике стоматологических заболеваний.

2. Методы антимикробного воздействия.

3. Способы сокращения численности патогенной и условно-патогенной микрофлоры полости рта.

4. Причины возникновения, профилактика и пути устранения галитоза.

8.Хронокарта учебного занятия:

Этапы занятия Время
1. Ор­га­ни­за­ци­он­ная часть (при­вет­ст­вие, за­пол­не­ние жур­на­ла по­се­ще­ний за­ня­тий, оцен­ка внеш­не­го ви­да сту­ден­та, со­стоя­ния ме­ди­цин­ской оде­ж­ды, на­ли­чия ме­ди­цин­ских пер­ча­ток, за­щит­ных ма­сок, оч­ков, смен­ной обу­ви) оп­ре­де­ле­ние пре­по­да­ва­те­лем те­мы за­ня­тия, це­ли за­ня­тия и за­дач, на­прав­лен­ных на её вы­пол­не­ние 5 минут
2. Проверка домашнего задания, опрос 35 минут
3. Объяснение нового материала. 35 минут
4. Самостоятельная работа студентов: прием пациентов, заполнение истории болезни. 65 минут
5. Обобщение занятия, задание на дом. 5 минут

9.Самостоятельная работа студентов:

1. Составить план этиотропной профилактики стоматологических заболеваний

2. Описать комплексный подход борьбы с зубным налетом.

3. Галитоз: причины возникновения, профилактика, пути устранения».

10. Перечень учебной литературы:

1.Боровский Е.В. Терапевтическая стоматология – М.2000г.

2.Кузьмина Э.М. «Профилактика стоматологических заболеваний»-М.,2001г

3. Терапевтическая стоматология. Максимовский Ю.М. Москва, 2002 год

ЗАНЯТИЕ № 15

1.Тема занятия:

«Повышенная чувствительность твердых тканей зубов. Причины возникновения, клинические проявления, лечение. Препараты, применяемые для устранения повышенной чувствительности зубов. Методики, используемые для снятия явлений гиперестезии. Профилактика гиперестезии».

2.Цель занятия:

Студент должен знать:

1. Причины возникновения гиперестезии зубов.

2. Клинические проявления повышенной чувствительности зубов.

3. Средства, применяемые для устранения явлений гиперестезии.

4. Мероприятия профилактики гиперестезии.

Студент должен уметь:

1.Провести опрос пациента.

2.Провести осмотр полости рта.

3.Уметь заполнить зубную формулу.

Студент должен ознакомиться:

- с причинами возникновения и классификацией гиперестезии зубов,

- с клиническими проявлениями и лечением повышенной чувствительности зубов,

- с препаратами, применяемыми для устранения повышенной чувствительности зубов,

- с методиками, используемыми для снятия явлений гиперестезии,

- с профилактикой гиперестезии.

3.Содержание обучения:

Гиперестезия – это повышенная чувствительность твердых тканей зуба, при которой зубы неадекватно реагируют на физические и химические раздражители. При этом болевая реакция возникает от воздействий, которые в здоровых зубах болевых ощущений не вызывают.


Причины возникновения гиперестезии


Гиперестезия тканей зуба может появиться в результате воздействия таких факторов, как:
- перенесенные общие тяжелые заболевания;
- нервно-психические заболевания;
- эндокринные нарушения (токсикозы беременности, климакс);
- нарушения фосфорно-кальциевого обмена в организме;
- обнажения дентинных канальцев (при кариесе, после препарирования живых зубов под коронки, при некариозных поражениях, при обнажении шеек и корней зубов вследствие рецессии десны);
- употребления большого количества кислых фруктов, ягод, соков;
- кратковременного воздействия на зубы минеральных и органических кислот;
- ионизирующей радиации.


Механизм возникновения гиперестезии


Твердые ткани зуба
представлены дентином и эмалью. Дентин по своему строению напоминает костную ткань и пронизан множеством микроскопических трубочек – дентинных канальцев. Дентинные канальцы заполнены жидкостью и содержат чувствительные отростки нервных клеток – одонтобластов, расположенных в пульпе зуба. Жидкость, содержащаяся в дентинных трубочках, находится в постоянном движении, скорость движения примерно 4 мм/ч. Изменение скорости тока жидкости приводит к раздражению отростков одонтобластов и вызывает болевую реакцию.

Обнажение дентина приводит к изменению скорости тока жидкости в дентинных канальцах, что вызывает раздражение одонтобластов с последующим возникновением болевой реакции.

Эмаль зуба
также содержит жидкость, находящуюся в микропорах эмали, межпризменных и межкристаллических пространствах. Микропоры и микропространства соединены между собой и с дентинными трубочками. При высушивании, истончении, увеличении пористости эмали также происходит раздражение чувствительных отростков одонтобластов, приводящее к возникновению боли.

Гиперестезию делят на системную, когда повышенная чувствительность одновременно имеется у многих зубов, и ограничениую, сопровождающуюся чувствительностью у небольшого количества зубов.
Клинически гиперестезия проявляется разнообразно. Обычно больные жалуются на интенсивные, но быстро проходящие боли от действия температурных (холодное, теплое), химических (кислое, сладкое, соленое) или механических раздражителей. Больные говорят, что они не могут вдохнуть холодный воздух, принимают только слегка подогретую пищу и не могут есть кислое, сладкое, Соленое, фрукты. Как правило, эти явления постоянны, но иногда может наблюдаться временное затишье или прекращение болей (ремиссия).
В некоторых случаях возникают затруднения при определении больного зуба, так как боль иррадиирует в соседние зубы.
При осмотре, как правило, выявляются изменения в структуре твердых тканей зуба или состоянии пародонта. Чаще всего наблюдается убыль твердых тканей на жевательной поверхности или у режущего края. Однако часто убыль тканей может быть на вестибулярной поверхности резцов, клыков и премоляров.
Во всех случаях обнаженный дентин твердый, гладкий, блестящий, иногда слегка пигментированный. При зондировании участка обнаженного дентина возникает болезненность, иногда очень интенсивная, но быстро проходящая. Воздействие холодного воздуха, а также кислое или сладкое вызывают болевую реакцию.
Иногда наблюдается незначительное обнажение шейки зубов только с вестибулярной поверхности, но болевые ощущения резко выражены. Однако может иметь место и значительное обнажение корней, но повышенная чувствительность, как правило, - в одном месте. Иногда гиперестезия наблюдается у бифуркации корней.
Дифференциальный диагноз. Гиперестезию твердых тканей в первую очередь необходимо дифференцировать от острого пульпита, так как сходство состоит в наличии острой боли и в трудности определения больного зуба. Диагноз ставят на основании продолжительности боли (при пульпите она продолжительная, возникает ночью), состояния пульпы (при пульпите зуб реагирует на токи свыше 20 мкА, а при гиперестезии реакция пульпы на ток не изменена - 2-6 мкА).

Лечение гиперестезии твердых тканей зуба направлено на нормализацию гидродинамического механизма чувствительности эмали и дентина путем уменьшения реагирования зубной жидкости на внешние раздражители:

- запечатывание микропространств эмали и дентина специальными лаками;
- реминерализующая терапия (восстановление эмали зубов) уменьшает объем микропор вследствие повышения минерализации тканей зуба и нормализации фосфорно-кальциевого обмена в организме.

Для снятия гиперестезии
твердых тканей зуба применяют 30 % водный раствор цинка хлорида. В качестве осаждающего вещества используют 10 % раствор калия ферроцианида. После аппликации с 30 % раствором цинка хлорида проводят аппликацию с 10 % раствором калия ферроцианида (для восстановления цинка хлорида). Продолжительность аппликаций по 1 мин.

При лечении гиперестезии
твердых тканей зуба применяют также пасты, в состав которых входят щелочи: натрия гидрокарбонат, карбонаты натрия, калия, магния. Существует мнение, что щелочи присоединяют воду, содержащуюся в кристаллах гидроксиапатита эмали, и, обезвоживая их, снижают болевую чувствительность.

Бифлуорид 12
(Bifluorid 12) — лак для лечения гиперестезии твердых тканей зуба. Содержит соединения натрия фторида и кальция фторида, обеспечивающих хороший терапевтический эффект. Применяют для лечения повышенной чувствительности твердых тканей зубов. Рекомендуется двукратное покрытие поверхности зуба.

Флюокаль гель
(Fluocal gel). Содержит в своем составе натрия фторид. Наносят на поверхность зубов кисточкой или поролоновым тампоном.

Флюокаль раствор
(Fluocal solute). Раствор, содержащий натрия фторид. Наносят на поверхность зуба в виде аппликаций. На курс лечения гиперестезии 2—3 аппликации. Можно вводить методом ионофореза.

Фторлак
(Phthorlacum) — комбинированный препарат, в состав которого входит натрия фторид. После нанесения фторлака на поверхности зуба образуется пленка, обеспечивающая насыщение ионами фтора эмали и дентина, что приводит к снижению их чувствительности. Рекомендуется трехкратное покрытие фторлаком участков гиперестезии эмали и дентина.

Ремодент
(Remodentum) используется в виде 3 % водного раствора для аппликаций на участки гиперестезии эмали на 15—20 мин. Курс лечения 8—28 аппликаций (2 раза в неделю) до наступления положительного эффекта. Применяют 3 % водный раствор ремо-дента в виде полосканий (4 раза в неделю) по 3 мин. На курс лечения — до 40 полосканий.

Стронция хлорид
(Strontium chloridum) применяют для снижения болевой чувствительности в виде 25 % водного раствора и 75 % пасты. При втирании пасты, содержащей стронция хлорид, образуются устойчивые соединения стронция с органическими веществами твердых тканей зуба.

Обшее лечение
генерализованной гиперестезии должно быть комплексным и направлено на восстановление процессов реминерализации твердых тканей зубов, а также на нормализацию фосфорно-кальциевого обмена в организме. В этих случаях назначают кальция глицерофосфат, рекомендуют прием поливитаминов в профилактических дозах.

Пациентам с повышенной чувствительностью твердых тканей зубов следует использовать фторсодержащие зубные пасты, а также специальная зубная паста для чувствительных зубов.

4.Перечень практических работ, наглядных пособий и ТСО:

- учебно-методическая литература.

- наглядные пособия: таблицы, схемы, муляжи, тренажёры, плакаты, слайды.

Практичекая работа

Название практической работы:

-осмотр, опрос и сбор анамнеза,

- заполнение карты обследования.

Цель работы:

-научится обследовать пациента

- научится заполнять медицинскую карту стоматологического больного

Методика выполнения:

Необходимые материалы: карта обследования, шариковая ручка, перчатки, маска

Порядок выполнения: опрос с выяснением анамнеза и жалоб; осмотр ЧЛО и полости рта; заполнение карты обследования.

Результаты работы и критерии оценки:грамотно заполненная карта обследования.

6.Перечень вопросов для проверки исходного уровня знаний:

1.Гистологическое строение твердых тканей зубов.

2. Понятие резистентности эмали.

3.Реминерализующая терапия.

4.Методы первичной профилактики.

7.Перечень вопросов для проверки конечного уровня знаний:

1. Причины возникновения и классификацией гиперестезии зубов.

2. Клинические проявления и лечение повышенной чувствительности зубов.

3. Препараты, применяемые для устранения повышенной чувствительности зубов.

4. Методики, используемые для снятия явлений гиперестезии.

5. Профилактика гиперестезии.

8.Хронокарта учебного занятия:

Этапы занятия Время
1. Ор­га­ни­за­ци­он­ная часть (при­вет­ст­вие, за­пол­не­ние жур­на­ла по­се­ще­ний за­ня­тий, оцен­ка внеш­не­го ви­да сту­ден­та, со­стоя­ния ме­ди­цин­ской оде­ж­ды, на­ли­чия ме­ди­цин­ских пер­ча­ток, за­щит­ных ма­сок, оч­ков, смен­ной обу­ви) оп­ре­де­ле­ние пре­по­да­ва­те­лем те­мы за­ня­тия, це­ли за­ня­тия и за­дач, на­прав­лен­ных на её вы­пол­не­ние 5 минут
2. Проверка домашнего задания, опрос 35 минут
3. Объяснение нового материала. 35 минут
4. Самостоятельная работа студентов: прием пациентов, заполнение истории болезни. 65 минут
5. Обобщение занятия, задание на дом. 5 минут

9.Самостоятельная работа студентов:

1. Выписать классификацию гиперестезии.

2. Описать методику реминерализующей терапии по Леусу-Боровскому.

3. Перечислить средства реминерализующей терапии.

4. Тестовые задания.

10. Перечень учебной литературы:

1.Боровский Е.В. Терапевтическая стоматология – М.2000г.

2.Кузьмина Э.М. «Профилактика стоматологических заболеваний»-М.,2001г3. Терапевтическая стоматология. Максимовский Ю.М. Москва, 2002 год

Наши рекомендации