Правила выполнения контрольной работы

В методическом пособии разработана контрольная работа, состоящая из вопросов по вариантам и тестового задания, соответствующих требованиям базового уровня, как по объёму, так и глубине. Контрольная работа служит для контроля над качеством усвоения студентом учебного материала и их умения применять знания на практике. На основании выполнения этих работ преподаватель может иметь точное и ясное представление о полученных знаниях и приобретённых навыках и умениях каждым студентом.

Рекомендовано следующая структура оформления и содержания контрольной работы:

*Титульный лист.

*Оглавление. Последовательно излагаются названия пунктов контрольной работы с указанием страницы, с которой начинается каждый пункт.

*Список литературы. Используется не менее 7-10 источников.

*Приложение. Содержит детальные схемы, таблицы, подробные статистические данные и др.

Работа должна быть выполнена в печатном варианте в соответствии требованиями к оформлению текста:

- текст должен быть набран шрифтом Times New Roman 14пт, межстрочный интервал полуторный;

- поля отступа текста от краёв листа: слева- 3см., справа, снизу, сверху -2 см.

Сведения о книге в списке литературы должны включать:

-фамилию и инициалы автора, наименование книги, место издания (город), издательство, год издания, количество страниц. Сведения о статьях из журналов, сборников, научных трудов или газет указывают:

-автора (фамилию, инициалы), название статьи, наименование сборника, журнала (название, год, номер, страницы). По газетам (название, год, число, месяц или номер и страницу, если объём газеты более 6 страниц).

В пособии приводятся контрольные вопросы по всем темам курса БЖД. Данные вопросы для текущего контроля знаний несут разную смысловую нагрузку. Часть вопросов задаётся с целью проверки знаний различных фактов, определений, приёмов, правил и способов поведения в ситуациях, требующих принятия правильного решения. Для ответа на другие вопросы требуется сопоставить различные сведения или сделать выбор из нескольких возможных вариантов.

- 8 –

При выполнении первого задания студент определяет свой вариант по сумме двух последних цифр своей зачётной книжки. Для каждого варианта предлагается по четыре вопроса.

Вопросы подобраны по разделам:

I. Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях;

II. Основы военной службы.

III.Значение медицинских знаний при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и организации здорового образа жизни;

Задание №1 оценивается на «отлично», если студент ответит на все поставленные вопросы в полном объёме, и работа будет выполнена в печатном варианте, в соответствии с требованиями к оформлению контрольной работы. Оценка «хорошо» выставляется, если студент правильно ответил на три вопроса и работа будет выполнена в печатном варианте, в соответствии с требованиями к оформлению контрольной работы. Оценка «удовлетворительно» выставляется, если студент правильно ответил на два вопроса и работа выполнена в печатном варианте, в соответствии с требованиями к оформлению контрольной работы. Если задание №1 выполняется не в соответствии с требованиями к оформлению контрольной работы, оценка снижается на один балл.

При выполнении второго задания студенту предлагается выполнить тестовую работу.Тестовое задание применяется при письменном и комбинированном способах контроля, который реализуется в текущем, тематическом и итоговом видах контроля. Ранее выбранный студентом вариант по сумме двух последних цифр своей зачётной книжки также применяется для выполнения тестового задания. Для вариантов от 0 до10 выполняется тестовое задание №1, для вариантов от11 до 22 выполняется тестовое задание №2.

Задание №2 оценивается по балльной системе.

Если тест содержит один правильный ответ, то задание оценивается в 1 балл, если тест содержит два правильных ответа, то задание оценивается в 2 балла, и т.д.

При правильном выполнении всех заданий теста №1 студент набирает 42 балла. Оценка «3» соответствует 29-33 баллам, оценка «4» соответствует 34-38 баллам, оценка «5» соответствует 39-42 балла.

При правильном выполнении всех заданий теста №2 студент набирает 40 баллов. Оценка «3» соответствует 28-32 баллам, оценка «4» соответствует 33-36 баллам, оценка «5» соответствует 37-40 балла.

- 9 -

ЗАДАНИЕ № 1

Вариант 0.

1.Основные цели и задачи дисциплины БЖД.

2.Краткая характеристика чрезвычайной ситуации природного характера, правила поведения и ликвидация последствий землетрясения.

3.Перечислить поражающие факторы ядерного взрыва, их влияние на организм человека.

4. Что такое рана, и какими признаками она характеризуется? Возможность опасности осложнения ран.

Вариант 1.

1.Какие факторы среды обитания относятся к «вредным» и «опасным»?

2.Краткая характеристика чрезвычайной ситуации природного характера, правила поведения и ликвидация последствий вулканов.

3.Что значит вид Вооружённых Сил? Какая видовая структура принята в вооружённых Силах Российской Федерации?

4.Какие различают виды ран, чем они характеризуются?

Вариант 2.

1.Что подразумевается под «опасной ситуацией», «потенциальной опасностью».

2.Краткая характеристика чрезвычайной ситуации природного характера, правила поведения и ликвидация последствий оползней.

3.Что понимается под родом войск? Назовите самостоятельные рода войск Российской Федерации.

4. Что такое кровотечение? Какие виды кровотечений различают и чем они характеризуются?

Вариант 3.1.Дайте определение понятию «опасность» и «безопасность».

2.Краткая характеристика чрезвычайной ситуации природного характера, правила поведения и ликвидация последствий ураганов, смерчей.

3.Какие мероприятия проводятся для повышения прочности и устойчивости важнейших элементов объекта?

4. Какие существуют способы остановки кровотечения, и в каких случаях применяются те или иные способы?

- 10 -

Вариант 4.

1.Что подразумевается под «чрезвычайным событием» и «чрезвычайной ситуацией».

2.Краткая характеристика чрезвычайной ситуации природного характера, правила поведения и ликвидация последствий снежных лавин, бурь.

3.Виды химического оружия, его состав и предназначение. Способы защиты от химического оружия.

4.Какие существуют правила наложения кровоостанавливающего жгута и закрутки?

Вариант 5.

1.Что является «чрезвычайным условием» и «источником чрезвычайной ситуации».

2.Краткая характеристика чрезвычайной ситуации природного характера, правила поведения и ликвидация последствий обвалов.

3. Кто, согласно Конституции Р.Ф, является Верховным Главнокомандующим Вооружённых Сил России, какие он имеет полномочия? Кто осуществляет непосредственное руководство Вооружёнными Силами России?

4. Какие типы повязок вы знаете, и на какие участки тела накладываются данные повязки?

Вариант 6.

1.Дайте определение понятию «биосфера» и «техно сфера».

2.Краткая характеристика чрезвычайной ситуации природного характера, правила поведения и ликвидация последствий кур умов (грубообломочных материалов).

3.Виды биологического оружия, его состав и предназначение. Способы защиты от биологического оружия.

4.Как следует обработать рану после остановки кровотечения?

Вариант 7.

1.Перечислите негативные факторы современной среды обитания человека (физические, химические, биологические).

2. Краткая характеристика чрезвычайной ситуации природного характера, правила поведения и ликвидация последствий селей.

3. Каким законом установлена воинская обязанность граждан России? Чем является защита Отечества для гражданина Р.Ф согласно конституции?

4. Какие признаки наблюдаются при ушибе и сотрясении головного мозга, и в чём заключается первая помощь при травмах?

- 11 -

Вариант 8.

1.Чем обусловлена опасность бытовой (жилой) среды обитания человека.

2. Краткая характеристика чрезвычайной ситуации природного характера, правила поведения и ликвидация последствий наводнений.

3.Авария на химически опасном объекте. Основные способы защиты населения при аварии на ХОО (химически опасном объекте).

4. Какие меры следует предпринять при сильных ушибах груди или живота?

Вариант 9.

1.С чем может быть связано возникновение чрезвычайной ситуации в среде обитания человека?

2. Краткая характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера, правила поведения и ликвидация последствий цунами.

3.Коллективные средства защиты населения при радиоактивном и химическом заражении местности.

4. Какие способы транспортировки травмированного вы знаете? Каковы признаки синдрома длительного сдавливания?

Вариант 10.

1.Дайте определение понятию «экзогенные процессы» и «эндогенные процессы», их отличие.

2.Краткая характеристика чрезвычайных ситуаций природного характера, правила поведения и ликвидация последствий природных пожаров.

3. Кто является военнослужащим в Российской Федерации? На каких основаниях происходит зачисление граждан на военную службу в процессе комплектования Вооружённых Сил России личным составом?

4. Что такое перелом, виды переломов. Каковы основные признаки переломов и их осложнения?

Вариант 11.

1.Какие чрезвычайные ситуации относятся к «конфликтным» и «бесконфликтным».

2.Краткая характеристика чрезвычайной ситуации природного характера, правила поведения и ликвидация последствий биологических явлений (эпидемия, эпизоотия, эпифитотия).

- 12 -

3. В чём отличие изолирующих средств защиты кожи и органов дыхания от фильтрующих средств защиты кожи и органов дыхания.

4.Как правильно выполнить иммобилизацию при переломе ключицы, рёбер, костей предплечья, бедра, голени шинами и подручными средствами.

Вариант 12.

1.Назовите основные признаки классификаций чрезвычайных ситуаций.

2.Что такое дезинфекция, дезинсекция и дератизация, их отличие.

3. Охарактеризуйте аварии на пожара взрыва опасных объектах. Перечислите способы прекращения процесса горения.

4.Что такое травматический шок? Каковы основные признаки травматического шока, и что необходимо делать при их проявлении?

Вариант 13.

1.Причины возникновения чрезвычайных ситуаций.

2.Перечислить основные задачи в области обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

3.Что понимается под устойчивостью объекта? Какие мероприятия проводят для повышения устойчивости объекта?

4.Каковы признаки растяжения связок и вывихов суставов, и как надо оказывать первую помощь в этих случаях?

Вариант 14.

1.Что такое авария и катастрофа, и в чём их различие? Перечислить чрезвычайные ситуации техногенного происхождения.

2.Перечислить основные направления защиты конституционного строя в России.

3. Какие вещества называются взрывчатым? Охарактеризуйте основные поражающие факторы взрыва.

4.Как различают ожоги по степени тяжести? В чём заключается первая помощь при ожогах различной степени тяжести?

Вариант 15.

1.Что понимается под стихийным бедствием. Перечислите типы чрезвычайные ситуации природного характера.

2.Какое влияние на безопасность государства оказывает здоровье российских граждан? Откуда исходит опасность для здоровья россиян?

- 13 -

3.Охарактеризуйте чрезвычайные ситуации современных военных конфликтов.

4.Как оказывается помощь при ожогах, вызванных пламенем и химическими веществами?

Вариант 16.

1.Дайте характеристику чрезвычайным ситуациям социального характера.

2.Охарактеризуйте аварии на радиационном опасном объекте? Каковы их последствия?

3.Перечислить запрещённые средства и методы ведения войны в соответствии с правом вооружённых конфликтов.

4. Как оказывается помощь при электрических ожогах?

Вариант 17.

1.В чём сходство и различие чрезвычайных ситуаций антропогенного и техногенного происхождения?

2.Охарактеризуйте аварии на гидротехнических сооружениях и правила поведения в результате аварии.

3.Что собой представляет терроризм в наше время? Каковы его основные характерные черты и отличительные особенности?

4.От чего зависит характер лучевых поражений? Какие выделяют периоды лучевых ожогов, их различие по степени тяжести.

Вариант 18.

1. Что такое карантин и обсервация? Правила поведения.

2.Чем объясняют учёные рост природных катастроф во всём мире за последнее время? Какие природные катастрофы имеют наибольшее распространение в современном мире?

3.Когда были образованы Вооружённые Силы Российской Федерации? Для чего они предназначены?

4.От чего зависит спасение жизни человека, оказавшегося под напряжением? Какие основные способы прекращения воздействия электрического тока на пострадавшего вы знаете?

Вариант 19.

1. Дайте определение понятию «среда обитания», «производственная среда» и «социальная среда».

2. Что такое пожар? Дайте характеристику классов и видов пожаров. Какие противопожарные средства используются для тушения пожара?

- 14 -

3. Перечислить состав Вооружённых Сил Российской Федерации. К решению, каких задач, не связанных с их основным предназначением, могут быть привлечены Вооружённые Силы России?

4.Какое состояние человеческого тела называют утоплением? Какие различают виды утоплений, и чем они характеризуются?

Вариант 20.

1. Что такое риск? В чём различие индивидуального, социального и приемлемого риска?

2. Как решается задача обеспечения защиты рабочих и случаях в интересах повышения устойчивости объекта? Чем достигается повышение устойчивости и надёжности технологического процесса?

3. Перечислить войска, не входящие в виды и рода войск Вооружённых Сил. Каково их предназначение?

4. Что такое реанимация? Как проводится искусственное дыхание и непрямой массаж сердца?

Вариант 21.

1.Какими параметрами характеризуются пожары? Охарактеризуйте спринклерные и дрен черные установки противопожарной автоматики.

2.Что такое гражданская оборона? Перечислить основные задачи гражданской обороны.

3.Каково предназначение Боевого Знамени воинской части, ответственность командиров части и военнослужащих за Боевое Знамя.

4. Что вы понимаете под здоровым образом жизни? Назовите факторы, влияющие на здоровье.

Вариант 22.

1.Какие силы задействуют для ликвидации последствий стихийных бедствий, техногенных аварий и катастроф? Какие мероприятия проводятся при ликвидации последствий стихийных бедствий, аварий и катастроф?

2. Что понимается под международной ответственностью за сохранение окружающей среды? Какие экстренные меры принимаются в настоящее время в мире по решению экологической проблемы?

3.Назовите важнейшие боевые традиции российских военнослужащих.

4. В чём опасность курения (пьянства, наркомании)? На что воздействуют никотин (алкоголь, наркотики)?

- 15 -

ЗАДАНИЕ №2

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ № 1

1.Назовите два вида явлений (по их происхождению), которые являются причиной возникновения чрезвычайных ситуаций. (2 балла)

2.Укажите среди приведённых ниже явлений те, которые являются стихийными бедствиями: (2 балла)

а) пожар, из-за того, что был разведён и оставлен костёр в лесу;

б) пожар, возник в результате грозы;

в) гибель животных и растительного покрова из-за взрыва ёмкости с газовым топливом;

г) массовая гибель животных за счёт затопления больших территорий при затоплении водохранилища;

д) гибель животных и людей под снегом в результате снежных лавин в горах.

3.Сформулируйте главную задачу гражданской обороны Российской Федерации.(1балл)

4.Назовите три способа защиты населения от оружия массового поражения средствами гражданской обороны. 3 балла)

5.Назовите два простейших средства защиты органов дыхания от радиоактивных веществ и болезнетворных микробов. (2 балла)

6.Закончите фразу: «Фильтрующие противогазы надёжно защищают органы дыхания от …» (выберите ответ): (2 балла)

а) поражения взрывной волны; б) действия звуковой волны;

в) от отравляющих веществ; г) от бактериологического оружия.

7.Назовите два известных вам оружия массового поражения. (2 балла)

8.Назовите поражающий фактор и вид оружия массового поражения, результатом которого является возникновение лучевой болезни. (2балла)

9.Укажите, к какому типу отравляющих веществ относится иприт, а также его боевое состояние. (2 балла)

10. Закончите фразу, используя приведённые ниже слова: «Облака Земли, в которой (по В.И.Вернадскому) реализуется деятельность человека называется_____________». (1 балл)

а) биосферой; б) гидросферой; в) атмосферой; г) ноосферой.

- 16 -

11. Укажите название зоны радиоактивного заражения вблизи эпицентра ядерного взрыва и примерную величину уровня радиации через 10 часов после взрыва (в Р/час). (2 балла)

12. Назовите оболочки Земли, в которых возможно существование живых организмов (выберите ответ): (3 балла)

а) стратосфера;

б) мантия Земли;

в) верхняя часть литосферы;

г) тропосфера;

д) ионосфера;

е) гидросфера.

13. Закончите фразу: «Стихийные бедствия приводят к ________ экологической обстановки данного региона, так как вызывают __________ воздействия на организм, составляющие данный биогенез.» (2 балла)

14. Определите примерную долю (%) здорового образа жизни. (1 балл)

15.Укажите среди приведённых ниже признаков те, которые определяют здоровый образ жизни: (1 балл)

а) система действий, обеспечивающих высокое материальное благополучие;

б) система действий, обеспечивающих обильное многообразие пищи;

в) система действий, обеспечивающих активное долголетие;

г) система действий, обеспечивающих сильное развитие мускулатуры.

16. Укажите среди приведённых ниже признаков те, которые соответствуют рациональному питанию: (2 балла)

а) высокая калорийность пищи, обеспечивающая энергозатраты организма на нормальные физиологические процессы;

б) использование в пищу овощей и фруктов, как источник витаминов;

в) несистематическое, неравномерное питание;

г) сбалансированное питание, содержащее весь комплекс веществ, необходимых организму.

17. Укажите среди приведённых ниже признаков те, которые считаются вредными, приводящие к ухудшению здоровья: (2 балла)

- 17 -

а) чтение художественной литературы лёжа;

б) употребление спиртных напитков раз в неделю в достаточно больших дозах;

в) систематическое употребление наркотических веществ;

г) эпизодическое ( раз в два месяца) употребление алкогольных напитков (пиво) в умеренных дозах.

18. Сформулируйте основную задачу первой медицинской помощи в очаге поражения чрезвычайной ситуации (два аспекта). (2 балла)

19. Назовите два вида кровотечений в зависимости от разновидности поражённых сосудов, указав при этом наиболее опасное для жизни кровотечение. (3 балла)

20.Назовите два мероприятия первой медицинской помощи пострадавшему, который имеет огнестрельную рану, сопровождающуюся сильным кровотечением. (2 балла)

21. Назовите документы, определяющие жизнь и деятельность воинского коллектива.

(1 балл)

22.Назовите правовые основы строительства Вооружённых сил Российской Федерации. (2 балла)

ТЕСТОВОЕ ЗАДАНИЕ № 2

1. Назовите населённый пункт ( среди перечисленных ниже названий), в котором поражения людей при землетрясении будут максимальными: (1 балл)

а) большой город с одноэтажными зданиями;

б) посёлок городского типа, застроенный многоэтажными зданиями;

в) большое стойбище. В котором люди живут в юртах;

г) большое село с одноэтажными домами.

2. Укажите название ситуации, которая возникла в результате того, что группа людей оказалась на льдине, которую унесло в открытое море. (1 балл)

3. Назовите три вида служб, относящихся к невоенизированным формированиям гражданской обороны. (3 балла)

4. Назовите три основные обязанности гражданского населения в области гражданской обороны. (3 балла)

5. Назовите два простейших средства защиты кожи. (2балла)

6.Назовите два специальных средства защиты кожи. (2 балла)

- 18 -

7.Назовите поражающий фактор и вид оружия, при котором человек ощущает запах горького миндаля, металлический вкус во рту, появление тошноты, рвоты, общей слабости, а при действии больших количеств вещества возможен паралич дыхательного центра и смерть. (2 балла)

8. Назовите поражающий фактор и вид оружия, в результате которого в данном регионе возникла эпидемия холеры. (2 балла)

9. Приведите название двух зон разрушений, наиболее близко расположенных к эпицентру ядерного взрыва. (2 балла)

10. Назовите два свойства отравляющих веществ, характеризующих степень поражения при действии определённых доз ОВ и длительность их действия. (2 балла)

11. Закончите фразу: «Синильная кислота и её соли являются отравляющими веществами ______________ действия», ( выберите ответ): (1 балл)

а) удушающего; б) психохимического; в) слезоточивого; г) обще ядовитого;

д) кожно - нарывного

12. Определите среди указанных ниже явлений те, которые являются проявлением антропогенного фактора: (2 балла)

а) выброс оксида углерода и серы при извержении вулкана;

б) выброс частиц пыли, состоящих из веществ, образующих белково-витаминные концентраты;

в) «лисьи хвосты» над трубами заводов, производящих азотную кислоту;

г) массовая гибель животных под воздействием солнечной радиации.

13. Закончите фразу: «Двигательная активность, закаливание организма, рациональное питание, гигиена труда и отдыха, охрана окружающей среды являются элементами____________ ». (1 балл)

14. Закончите фразу: «Хронический дефицит двигательной активности человека_____________ здоровому образу жизни человека». (1 балл)

15. Закончите фразу: «Систематическое курение ___________ возникновению раковых заболеваний, поэтому является ____________ привычкой». (2 балла)

16. Закончите фразу: «Чрезмерное употребление алкоголя является причиной ________, приводящее в тяжёлых случаях к __________ человека». (2 балла)

- 19-

17. Закончите фразу : «Массовое распространение инфекционного заболевания на данной территории (одной страны или её отдельного региона) называется ______________».

(1балл)

18. Назовите два вида ран, которые характеризуются малой зоной повреждения, ровными стенками, имеющими достаточно высокую жизнеспособность, сильным кровотечением и в меньшей степени (по сравнению с другими ранами) инфицированы. (2 балла)

19. Закончите фразу: « комплекс мероприятий ,проводимый с целью устранения страданий больного и восстановления нарушенных функций его организма, называется___________». (1 балл)

20. Назовите главную функцию Вооружённых сил Российской Федерации. (1 балл)

21.Назовите четыре вида Российских Вооружённых Сил. (4 балла)

22.Назовите виды воинских уставов. (2 балла)

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Безопасность жизнедеятельности: учебник / В.Ю. Микрюков. – М.: «КНОРУС», 2015. – 288 с.- (Профессиональное образование).

2. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студентов сред. проф. учебных заведений / Э.А. Арустамов, Н.В. Косолапова. – М.: «АКАДЕМИЯ», 2014. – 176с.

3.Безопасность жизнедеятельности. Практикум: учебное пособие/ Н.В, Косолапова. Н.А. Прокопенко.-М. :КНОРУС.2015-160с.-(СПО.)

- 20 -

Наши рекомендации