Что я сделал вчера и сегодня, чтобы достигнуть цели завтра
1. Что такое цель? 2. Каковы правила достижения цели? 3. Почему залог завтрашнего успеха закладывается в настоящем? |
Человек без цели – все равно, что путник, блуждающий с завязанными глазами. Человек, имеющий цель, подобен опытному путешественнику, который точно определил координаты своего места назначения. Он не только знает, куда он идет, но и выверяет свой маршрут с помощью карты и компаса. И делает это путешественник для того, чтобы точно и вовремя достигнуть намеченной цели.
Цель в энциклопедических словарях определяется как «конечный результат, на достижение которого направлены усилия или стремления человека или группы людей». Цели человеку никогда не даны заранее, их необходимо находить самому.
Для одних людей целеполагание – это захватывающий, творческий процесс, для других – напряженная внутренняя работа. Но и в первом и во втором случае – целеполагание – это формулирование, проговаривание цели (иначе цель так и останется «смутной», неконкретной и, как следствие, трудно достижимой).
На выбор человеком целей влияют многие факторы, чаще всего это - социальные нормы, ценности, мода, стереотипы, мнения других людей. Однако ответственность за выбор конкретной цели лежит только на самом человеке.
Цели не обязательно должны быть какими-то особенными, оригинальными, неповторимыми. Целью может стать нечто, обладающее какой- либо ценностью для данного человека. Только необходимо помнить, что в любое время и в любом обществе всегда есть ценности как со знаком «плюс», так и со знаком «минус». Поэтому целеполагание - это весьма ответственное занятие, требующее глубокого осмысления и понимания «ценностной основы» выбираемых целей.
Выбор и достижение цели (к их числу можно отнести мечты, надежды, желания и конкретные задачи) можно считать важнейшими составляющими человеческого опыта. Помимо чувства удовлетворения от достигнутого успеха, правильный выбор цели может буквально изменить нашу жизнь.
В книге Гарри Олдера «Думай как лидер» приводятся примеры подобного подхода и, в частности, история одного молодого человека, который едва окончил школу и работал подмастерьем, но «видел себя в двадцатипятилетнем возрасте» начальником производства.
Юноша рассказывал, как тщательно он лелеял и разрабатывал этот образ и соответствующие ощущения, какой восторг испытал, когда наконец-то занял кресло управляющего и наяву пережил то, что прежде так достоверно переживал в воображении. Позже он вновь воспользовался этой «системой» и со временем стал членом совета директоров крупной корпорации.
Методика «Диагностика мотивационной структуры личности» (В.Э.Мильман) |
Назначение. Методика позволяет выявлять некоторые устойчивые тенденции личности: общую и творческую активность, стремление к общению, обеспечение комфорта и социального статуса и др. На основе всех ответов можно составить суждение о рабочей (деловой) и общежитейской направленности личности.
Инструкция.Перед Вами 12 утверждений, касающихся Ваших жизненных стремлений и некоторых сторон Вашего образа жизни. Просим Вас высказать отношение в ним по каждому из 8 вариантов ответов (а, б, в ,г, д, е, ж, з), проставив рядом с каждой буквой одну из следующих оценок:
«+» – согласен с этим,
«=» – когда как,
«-» – нет, не согласен,
«?» – не знаю.
Старайтесь отвечать быстро, не задумывайтесь долго над ответами, отвечайте на вопросы последовательно, от 1 «а» до 12 «з». На всю работу у Вас должно уйти не более 20 минут.
Вопросы:
1. В своем поведении в жизни нужно придерживаться следующих принципов:
а) «Время – деньги». Нужно стремиться их больше зарабатывать.
б) «Главное – здоровье». Нужно беречь себя и свои нервы.
в) Свободное время нужно проводить с друзьями.
г) Свободное время надо отдавать семье.
д) Нужно делать добро, даже если это дорого обходится.
е) Нужно делать все возможное, чтобы завоевать место под солнцем.
ж) Нужно приобретать больше знаний, чтобы понять причины и сущность того, что происходит вокруг.
з) Нужно стремиться открыть что-то новое, создать, приобрести.
2. В своем поведении на работе нужно следовать таким принципам:
а) Работа – это вынужденная жизненная необходимость.
б) Главное – не допускать конфликтов.
в) Нужно стремиться обеспечить себя спокойными, удобными условиями.
г) Нужно активно стремиться к служебному продвижению.
д) Главное – завоевать авторитет и признание.
е) Нужно постоянно совершенствоваться в своем деле.
ж) В своей работе всегда надо найти интересное, что может увлечь.
з) Нужно не только увлечься самому, но и увлечь работой других.
3. Среди моих дел в свободное время большое место занимают следующие дела:
а) Текущие, домашние.
б) Отдых, развлечения.
в) Встречи с друзьями.
г) Общественные дела.
д) Занятия с детьми.
е) Учеба, чтение необходимой для работы литературы.
ж) Хобби.
з) Подрабатывание денег.
4. Среди моих рабочих дел много места занимают:
а) Деловое общение (переговоры, выступления, обсуждения и т.д.).
б) Личное общение (на темы, не связанные с работой).
в) Общественная работа.
г) Учеба, получение новой информации, повышение квалификации.
д) Работа творческого характера.
е) Работа, непосредственно влияющая на заработок (сдельная, дополнительная).
ж) Работа, связанная с ответственностью перед другими.
з) Свободное время, перекуры, отдых.
5. Если бы мне добавили выходной день, я бы, скорее всего, потратил его на то, чтобы:
а) Заниматься текущими домашними делами.
б) Отдыхать.
в) Развлекаться.
г) Заниматься общественной работой.
д) Заниматься учебой, получением новых знаний.
е) Заниматься творческой работой.
ж) Делать дело, в котором чувствуешь ответственность перед другими.
з) делать дело, дающее возможность заработать.
6. Если бы у меня была возможность по-своему планировать рабочий день, я бы стал, скорее всего, заниматься:
а) Тем, что составляет мои основные обязанности.
б) Общением с людьми по делам (переговоры, обсуждения).
в) Личным общением (разговорами, не связанными с работой).
г) Общественной работой.
д) Учебой, получением новых знаний, повышением квалификации.
е) Творческой работой.
ж) Работой, в которой чувствуешь пользу и ответственность.
з) Работой, за которую можно больше получить.
7. Я часто разговариваю с друзьями и знакомыми на такие темы:
а) Где что можно купить, как хорошо провести время.
б) Про общих знакомых.
в) О том, что вижу и слышу вокруг.
г) Как добиться успеха в жизни.
д) О работе.
е) О своих увлечениях.
ж) О своих успехах и планах.
з) О жизни, книгах, кинофильмах, политике.
8. Моя работа дает мне, прежде всего:
а) Достаточные материальные средства для жизни.
б) Общение с людьми, дружеские отношения.
в) Авторитет и уважение окружающих.
г) Интересные встречи и беседы.
д) Удовлетворение от работы.
е) Чувство полезности.
ж) Возможность повышать свой профессиональный уровень.
з) Возможность служебного продвижения.
9. Больше всего мне хочется бывать в таком обществе, где:
а) Уютно, хорошие развлечения.
б) Можно обсудить волнующие тебя рабочие темы.
в) Тебя уважают, считают авторитетом.
г) Можно встретиться с нужными людьми, завязать полезные связи.
д) Можно приобрести новых друзей.
е) Бывают известные заслуженные люди.
ж) Все связаны общим делом.
з) Можно проявить и развить свои способности.
10. Я хотел бы на работе быть рядом с такими людьми:
а) С которыми можно поговорить на разные темы.
б) Которым мог бы передавать свой опыт и знания.
в) С которыми можно больше зарабатывать.
г) Которые имеют авторитет и вес на работе.
д) Которые могут научить чему-нибудь полезному.
е) Которые заставляют тебя становиться активнее на работе.
ж) Которые имеют много знаний и интересных идей.
з) Которые готовы поддержать тебя в достаточной степени.
11. К настоящему времени я имею в достаточной степени:
а) Материальное благополучие.
б) Возможность интересно развлекаться.
в) Хорошие условия жизни.
г) Хорошую семью.
д) Достаточно возможностей интересно проводить время в обществе.
е) Уважение, признание, благодарность других.
ж) Чувство полезности для других.
з)Создание чего-то ценного, полезного.
12. Я думаю, что имею в своей работе в достаточной степени:
а) Хорошую зарплату, другие материальные блага.
б) Хорошие условия работы.
в) Хороший коллектив, дружеские взаимоотношения.
г) Определенные творческие достижения.
д) Хорошую должность.
е) Самостоятельность и независимость.
ж) Авторитет и уважение коллег.
з) Достаточно высокий профессиональный уровень.
Обработка данных и интерпретация результатов:
Ответы испытуемого переводятся в баллы: «+» – 2 балла, «=» –1 балл, «-» или «?» – 0 баллов. Баллы суммируются по следующим шкалам:
– жизнеобеспечение (Ж),
– комфорт (К),
– общение (О),
– общая активность (Д),
– творческая активность (ДР),
– социальная полезность (ОД).
Затем строится график (мотивационный профиль), при этом по горизонтали обозначаются шкалы, по вертикали – баллы. Если опрашиваемый набирает наиболее высокие баллы по шкалам Д, ДР, ОД, то у него выражен «рабочий» мотивационный профиль личности, если наиболее высокие баллы по шкалам Ж, К, О (или в равной степени с другими шкалами), то у него выражен «общежитейский» мотивационный профиль личности.
Ключ:
Жизнеобеспечение – ответы: 1а,б; 2а, 3а, 4е, 5а, 6з, 8а, 10д, 11а, 12а.
Комфорт – ответы: 1е, 2г, 7в,г; 4в,з; 9в,г,е; 10г, 11д, 12д,е.
Общение – ответы: 1в, 2д, 3в, 4б,в; 7б,з; 8б,г; 9д,з; 10а, 11г, 12в.
Сумма всех баллов по этим шкалам характеризует «общежитейскую» направленности личности.
Общая активность – ответы: 1г,з; 4а,г; 5з, 6а,б,г; 7д, 9б, 10в, 12з.
Творческая активность – ответы: 1ж,з; 2е,ж; 3ж, 4д, 5д,е; 6е, 7е,ж; 8д,ж; 10ж, 11з, 12г.
Социальная полезность – ответы: 1д, 2з, 3г,д; 4в,ж; 5г,ж; 6ж, 8е, 9ж, 10б,е; 11е, ж; 12ж.
Сумма всех баллов по этим шкалам характеризует «рабочую» направленности личности.
Рекомендации по уточнению своей цели |
Умение правильно выбирать цели представляет собой простую, но очень важную часть так называемой четырехступенчатой модели успеха, которая поясняет, как мы программируем свои личные задачи.
Рассмотрим основные принципы, которые следует применять при выборе целей:
1. Формулируйте свою цель в утвердительных терминах. Многие, когда им задают вопрос об их целях и жизненных ориентирах, говорят о том, чего они не хотят, а не о том, чего хотят. Итак, прежде всего, постарайтесь уяснить, чего вы, в самом деле, хотите, то есть сформулируйте свое желание в позитивных, утвердительных терминах.
Мозг устроен таким образом, что формулировка цели при помощи отрицаний способна привести к такому же результату, совершенно ей противоположному. Например, игрок в бейсбол, которому кричат «не промахнись» в тот самый момент, когда мяч дугой взмывает в небо, скорее всего, промажет. Его система «разум-тело» будет схвачена мыслью о промахе, а не о том, как поймать мяч.
Мысль-отрицание норовит подменить и вытеснить мысль-утверждение и именно так воплощается в жизнь.
Перечисленные ниже вопросы помогут вам прояснить поставленные цели и выразить их в утвердительной форме. Со временем у вас появится привычка думать в утвердительной форме. Это один из принципов правильной формулировки результата.
– Чего я хочу?
– Что я хочу изменить прямо сейчас?
– Какого результата я хочу добиться?
– Чего я хочу достичь?
– Что я хотел бы изменить?
– Что я хотел бы делать иначе?
– Представляю ли я себе результат?
– Какой именно результат я себе представляю?
– Что бы мне хотелось сделать?
– Стало быть: я хочу...
2. Соотносите свою цель с контекстом. Для выбора четкой цели недостаточно ограничиться тем, чтобы просто записать ее на бумаге. Намечаемые результаты становятся намного более конкретными и содержательными, если воображать их в контексте реальной жизни. Вы можете обнаружить, что в некоторых обстоятельствах не так уж хотели бы, чтобы вписанное в их контекст желание осуществилось. Итак, как можно скорее постарайтесь определить обстоятельства намеченного результата.
Задайте себе приведенные ниже вопросы. Они перенесут намеченный результат в контекст реальной жизни и помогут прояснить его. Кроме того, они помогут вам кое-что ощутить, получить представление о том, что произойдет при достижении цели, то есть укрепят мотивацию и настойчивость. Наконец, вы сможете внутренне настроиться на четкую картину, к которой должна быть устремлена ваша система достижения целей.
– К чему меня приведут эти перемены?
– В каких обстоятельствах я воспользуюсь полученным результатом?
– Когда бы лучше этому произойти?
– Где бы лучше этому случиться?
– Хочу ли я этого в любых взаимоотношениях? В любых ли обстоятельствах? Рядом с кем мне хотелось бы находиться?
– В каких обстоятельствах намеченный результат не принесет мне пользы?
– Есть ли иные обстоятельства, в которых намеченный результат тоже окажется полезным?
– Хочу ли я, чтобы он проявлялся всегда, во всех сферах моей жизни?
– Как долго мне хотелось бы пользоваться полученным результатом?
– Когда у меня может возникнуть желание воспользоваться этим результатом?
– В каких обстоятельствах это станет неуместным?
– В каких обстоятельствах достижение этого результата принесет мне пользу?
3. Выражайте свою цель точно, в сенсорных категориях. Что именно вы увидите, услышите и почувствуете, когда добьетесь намеченного результата? Попытки представить это могут принести подлинное удовольствие. Какие ощущения вам особенно понравятся? Перенеситесь в будущее, чтобы заранее извлечь удовольствие из осуществления задуманного.
Начните с простых упражнений: внешнего вида и голоса людей, которых хорошо знаете, воспоминаний о тех временах, когда вы делили с ними радость. Прикройте глаза и представьте, что сидите в соседней комнате и видите оттуда самого себя. Мысленно перенеситесь в прошлое: в день веселого праздника, в общество интересного вам человека или к любимому занятию. Насколько отчетливо вам удается вспомнить эти сцены? Вскоре вы сможете не только воссоздавать воспоминания, но и творить совершенно отчетливые образы новых переживаний, которые станут богатым «сырьем» для будущих результатов. Такие переживания образуют ваши личные, внутренние ресурсы и саму основу будущего.
Теперь вам предстоит самостоятельно сформулировать те вопросы, которые стимулируют ваше воображение. Ответами должны стать не только слова, но и мысленные картины, звуки, ощущения:
– Что я увижу, услышу и почувствую, когда достигну своей цели?
– Как я узнаю, что уже достиг цели?
– Что даст мне знать об этом?
4. Выбирайте такую цель, которой сможете достичь своими силами. Определить нужный результат и двигайтесь к нему самостоятельно, не позволяя себе сваливать вину за собственные неудачи на других или на обстоятельства. Конечно, нам нередко кажется, что именно внешний мир диктует то или иное развитие событий. Иногда мы чувствуем себя пешками в какой-то большой игре, исход которой не в нашей власти. И все же те, кто добиваются больших успехов, всегда берут на себя ответственность за собственную роль и делают все, чтобы не зависеть от других.
Цель можно считать своей до тех пор, пока вы способны оказывать влияние на результат – пусть даже косвенно, пользуясь в ее достижении своим авторитетом, знаниями и прочими ресурсами.
Цель заканчивается там, где исчезают ответственность и сфера влияния, то есть в тот миг, когда вы уже не способны лично участвовать в ее достижении.
Временами нужно просто внести в формулировку своей цели поправки или ограничить ее той ролью, которую вы в состоянии сыграть лично. Спросите себя, в какой мере можете считать этот успех своим. Какое участие вы принимали в замысле и достижении этой цели? Возможно, применяя эти критерии на практике, вам придется несколько сузить свои горизонты. Однако в конечном итоге вы сможете добиться намного большего, если ограничитесь разумными, подвластными вам целями.
Те же соображения применимы к работе в группе. Лишь вы можете судить, какое влияние оказываете на результат коллективного труда. Вам совсем не обязательно делать все самому, но вы должны способствовать достижению успеха. Спросите себя: смогу ли я найти себе разумные оправдания в случае провала, смогу ли кого-то в этом обвинить? Если вы даете утвердительный ответ, то лучше еще раз обдумайте намеченный результат, прежде чем приступать к его достижению. Иногда на вашу цель могут влиять обстоятельства, а не другие люди.
Перечисленные ниже вопросы помогут Вам, в случае правильных на них ответов, сыграть главную роль в осуществлении намеченного, отбросить всевозможные оправдания в случае неудачи и найти верные мотивы.
– Что я сделаю для достижения этой цели?
– Удавалось ли мне прежде самостоятельно добиваться чего-либо подобного?
– Имеется ли и в чем проявляется сходство между этим случаем и событиями прошлого?
– Может ли что-то помешать мне достичь этой цели? Смогу ли я сам осуществить все необходимые изменения?
– Что означает для меня этот результат?
– Что принесут мне эти перемены?
– Что изменится после того, как они произойдут?
– Как мне достичь своей цели?
– Как именно я это сделаю?
– Какие возможности я должен предусмотреть, чтобы достичь этой цели?
– Нужна ли мне чужая помощь?
– Зависит ли достижение результата только от меня или от кого-то еще?
– Что я смогу делать, добившись результата? Каким станет мое личное влияние на результат? Чего я могу достичь, добившись этого результата? В какой степени я управляю достижением результата? Что я могу сделать прямо сейчас?
5. Трезво оценивайте последствия достижения своей цели. Что случится, когда вы достигнете своей цели? Не потеряете ли вы нечто такое, что имеете сейчас и хотите сохранить? Вы должны обдумывать свою цель в широком масштабе, включая ее влияние на другие намеченные цели и тех людей, о которых вы заботитесь.
Прежде чем приступать к осуществлению нового плана, обдумайте все положительные (для вас) стороны текущего состояния – иначе, достигнув цели, вы можете почувствовать себя обманутым, по-прежнему неудовлетворенным, даже если, судя по внешним признакам, добились успеха. Постоянно ищите иной, лучший, более простой и быстрый способ достижения желаемого результата. Если же нет другого пути, который позволил бы вам сохранить преимущества текущего состояния, проведите переоценку затрат на достижение своей цели.
Усилия ответить на эти вопросы помогут понять, насколько хорошо и слаженно функционируют ваши механизмы достижения целей:
– Уверен ли я, что действительно этого хочу?
– Чего я добьюсь, как только достигну этого результата?
– Чего я хочу на самом деле?
– Как изменится моя жизнь после достижения этой цели?
– Как этот результат впишется в мою нынешнюю жизнь?
– Что значит для меня этот результат?
– Будет ли этот результат уместен в любых обстоятельствах?
– Какое влияние он окажет на мою жизнь? Что случится после того, как достигну своей цели?
– Какие преимущества это мне принесет? Как это повлияет на мою дальнейшую жизнь? Что станет невозможным, если я этого достигну? Что случится, если я не добьюсь своей цели? Что станет невозможным, если я не добьюсь своей цели?
– В каких сферах моей жизни достигнутый результат принесет преимущества, а в каких может обернуться потерей? Почему я считаю этот результат важным?
6. Выбирайте такие цели, которые заслуживают их достижения. Выбранная цель должна быть стоящей усилий, ценной именно для вас, пусть даже она не представляет никакого интереса с точки зрения других людей. Чтобы достаточно эффективно применить этот принцип, нужно выявить благоприятные последствия планируемого результата.
Перечисленные ниже вопросы помогут выявить любые противоречия между намеченной целью и вашей личностью, убеждениями и ценностями. Возможно, вы найдете ответы не сразу, но они могут появиться в самые неожиданные мгновения.
– Стоит ли этот результат тех усилий, которые придется потратить на его достижение?
– Какие последствия вызовет достижение этой цели? Как изменится моя жизнь?
– Повлияет ли эта цель на мой характер и мои общие стремления?
– Что я обрету, достигнув ее? Что будет после?
– Приведет ли это к появлению новых целей? Какими они могут быть?
– По какой причине я этого хочу?