Глава 5 технологии социальной реабилитации
5.1. СУЩНОСТЬ И СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ
Социальная реабилитация инвалидов — понятие широкое и емкое. Оно включает в себя адаптацию и приспособление инвалида к самому себе, адаптацию его в обществе, в окружающей среде.
Болезнь или ее последствия нередко полностью меняют жизненный стереотип человека, его ролевые функции в семье, в обществе, на производстве. Активный деятельный член общества, глава семьи, преуспевающий производственник или предприниматель оказывается в положении человека, нуждающегося в различных видах социальной помощи, с крайне низкой пенсией илизаработной платой, не способного из-за болезни вернуться к привычному виду производственной и общественной деятельности, утратившего свои позиции в семье.
Естественно, что подобная ситуация становится серьезным испытанием, мощнейшим стрессовым фактором для человека, ставшего инвалидом. Особенно остро это ощущается в периоде затухания острых проявлений болезни: непосредственная угроза жизни миновала, болезнь отступила, состояние стабилизировалось, но последствия болезни таковы, что серьезно ограничивают возможности больного.
Собес, социальная защита, пенсия, группа инвалидности, — все эти слова давно известные и привычные. Но пока человек здоров, он считает, что к нему они не могут иметь никакого отношения. И вдруг он оказывается в положении, когда все это приобретает крайне важное для него значение, становится содержанием его жизни. Редкий человек, впервые ставший инвалидом в трудоспособном возрасте, не испытает глубочайший психологический шок в подобной ситуации.
Квалифицированная помощь и поддержка необходимы не только людям, которых болезнь сразила внезапно, как говорят, среди полного здоровья, но и людям, которые стали инвалидами вследствие длительного хронического заболевания. Несмотря на многолетний стаж «привычной» болезни, став инвалидами и утратив возможность продолжать привычную работу в знакомом коллек-
тиве, эти лица также чувствуют себя выброшенными из жизни и тяжело переживают ситуацию.
Став инвалидом, человек должен привыкнуть к своим измененным, уменьшенным возможностям, новым условиям своего существования, научиться жить, а в целом ряде случаев — и трудиться в ином качестве, и, кроме того, стремиться по возможности максимально восстановить свой социальный, семейный и профессиональный статус. Помочь ему в этом призвана социальная реабилитация.
Социальная реабилитация инвалидов — это система и процесс определения оптимальных режимов общественной и семейно-быто-вой деятельности инвалидов в конкретных социально-средовых условиях и приспособления их к потребностям инвалидов.
Характер и степень выраженности ограничений различных сфер жизнедеятельности обусловлены болезненными изменениями,орга-низма. В зависимости от характера и специфики перенесенного заболевания у больных и инвалидов возникают различные ограничения жизнедеятельности, которые вызывают те или иные виды социальной недостаточности:
нарушение способности самообслуживания наблюдается у тяжелых соматически больных, психически больных, у лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата и функций верхних конечностей, при нарушениях зрения;
нарушение способности передвижения в виде ограничения или полного отсутствия мобильности характерно для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, для тяжелых соматически больных, больных с нарушением зрения;
нарушение способности к трудовой деятельности выявляется у всех категорий инвалидов;
нарушение способности к обучению в той или иной степени проявляется у всех лиц с физическими дефектами, при умственной патологии;
нарушение способности к ориентации может быть обусловлено как нарушением зрительного или слухового анализатора, так и нарушениями психической сферы;
нарушение способности к общению может быть вызвано слуховыми и речевыми нарушениями, нарушениями психики, а также может возникнуть у больного с нарушениями передвижения, не имеющего телефонной связи с окружающими;
нарушение способности контролировать свое поведение в подавляющем большинстве случаев относится к больным с нарушениями психики.
Если рассматривать эту проблему в социальном аспекте, то очевидно, что болезнь и, как результат, изменившееся поведение человека или ограничение его деятельности, как правило, имеют важные последствия для инвалида — культурные, социальные,
экономические и психологические. Это имеет значение и для уровня контактов со своей средой обитания. Инвалид в силу ограниченных возможностей перестает отвечать принятым нормам своего окружения, среды и общества. Задача общества — создать инвалиду необходимые условия для реабилитации и ресоциализации, принять его не только как равного, но и как нуждающегося в защите общества.
Социальные меры реабилитации должны охватывать фактически все сферы жизнедеятельности инвалидов. Основная их цель — восстановление способностей инвалида к самостоятельной общественной и семейно-бытовой деятельности. Проблема профессиональной реабилитации инвалидов рассматривается отдельно и в силу ее значимости выделена в особый раздел профессионально-трудовой реабилитация. В широком смысле проблема социально-средо-вой реабилитации и интеграции инвалидов в общество не может считаться решенной без возвращения или приобщения инвалида к посильной трудовой деятельности.
В технологиях собственно социальной реабилитации (в узком смысле слова) можно выделить два направления — социально-бытовую и социально-средовую реабилитации, которые, в свою очередь, будут осуществляться путем ориентации, образования, адаптации и устройства в соответствующей социальной среде.
Социально-бытовая реабилитация заключается в приобретении больным или восстановлении утраченных в результате болезни навыков самообслуживания и деятельности в быту, в приспособлении к новым условиям жизни.
Социально-бытовой адаптации способствует создание необходимых условий для независимого существования инвалида. Жилая среда для инвалида имеет колоссальное значение, так как в ней он проводит большую, если не всю, часть своей жизни.
Социально-бытовое устройство составляет важный компонент социально-бытовой реабилитации, отражая Состояние обеспечения инвалида элементарной комфортностью жилых и вспомогательных помещений. Обеспечению комфортной и безопасной жилой среды в настоящее время уделяется особое внимание со стороны государственных структур. Законодательно для инвалидов предусматриваются увеличение санитарных норм жилой площади, ее архитектурно-планировочные изменения.
Социально-бытовое устройство инвалидов осуществляется не только в индивидуально оборудованных квартирах, но и в специально оборудованных модифицированных домах с комплексом социально-бытовых услуг или в специализированных домах-интернатах (общего или психоневрологического профиля). При строительстве или реконструкции помещения, предназначенного для инвалида (индивидуального или в стационарном учреждении), необходимо учитывать эстетичный внешний вид и интерьер, кото-
рые создают ощущение психологического комфорта и удобства; соблюдать стандарты по площади и оборудованию техническими средствами реабилитации и вспомогательными приспособлениями по уходу.
Большое значение имеют приспособление жилища инвалида к его функциональным возможностям, оснащение помещений специальными вспомогательными устройствами для облегчения самообслуживания. Здесь важны индивидуальный подход к инвалиду и творческие решения со стороны среднего обслуживающего персонала в деле изготовления различных приспособлений, упрощающих самообслуживание. Необходимо учитывать и посредством адаптации жилища предотвращать повышенную опасность несчастных случаев (падения, ожогов, отравлений), связанную с изменением состояния анализаторов (слуха, зрения), нарушениями двигательной функции или деятельности психической сферы.
Для пожилых людей, лиц, имеющих парезы и параличей или другие виды нарушений опорно-двигательного аппарата, которые испытывают затруднения и неустойчивость при ходьбе, необходимы дополнительные ручки и поручни, чтобы за них можно было держаться при перемещении по квартире. Пол должен быть нескользким или покрыт ковровым покрытием, которое не сбивается при ходьбе, чтобы исключить падение. Для обеспечения возможности передвижения на кресле-коляске нужна перепланировка квартиры: устранение порогов между комнатами, увеличение площади кухни, ванной комнаты, ширины дверных проемов. Ванная и туалет снабжаются устройствами, облегчающими пользование ими при выполнении гигиенических процедур (сиденье для ванны, стул-туалет и др.). В кухне и других помещениях бытовые приборы размещаются в удобных и легкодоступных местах. Имеются специальные средства, облегчающие приготовление пищи (приспособления для чистки и резания продуктов, открывания банок и бутылок) или самостоятельный ее прием, пользование столовыми приборами (держатели для посуды, специальная насадка на ложку, вилку, нож, набор посуды для слепых, тарелка для захвата пищи губами). В последние годы появились аппараты дистанционного управления предметами домашней обстановки, приборы оповещения (автоматические средства сигнализации о пожаре и утечке газа, сигналы тревоги о начале судорожного припадка у больного эпилепсией), доступные средства связи и коммуникации (системы внутри квартирной связи, экстренного вызова, которые позволяют в случае необходимости, не вставая с постели, связаться с социальным работником, вызвать «скорую помощь» или пожарную службу).
Инвалид должен быть также обеспечен индивидуальными техническими средствами реабилитации и приспособлениями, которые облегчают передвижение, ориентацию, общение (проте-
зы, ходунки, ортопедическая обувь, тифлотехника, сурдотехни-ка и т.д.).
Важно обеспечение инвалидов вспомогательными приспособлениями, облегчающими самообслуживание, которые подбираются с учетом индивидуальных потребностей и нарушенных функций. Это приспособления для пользования электробритвой, телефонной трубкой, кранами, для открывания форточек, поднятия предметов с пола, для одевания (застегивания пуговиц, надевания носков, колготок), для самостоятельного подъема со стула, кровати, приспособления для чтения, рисования, рукоделия (ножницы для левой руки, нитковдеватель, игла).
Оборудование для жилья и индивидуальные вспомогательные приспособления должны соответствовать типу дефекта, быть безвредны для здоровья, функциональны, удобны и просты в применении.
В задачи социально-бытовой ориентации входит обучение человека самостоятельно ориентироваться в окружающей обстановке, правильно воспринимать и анализировать ее состояние, адекватно реагировать на изменения, происходящие в ней. В процессе ориентации осуществляется ознакомление инвалида с предметами и окружением социально-бытового назначения (в собственной квартире или специализированном учреждении). Социально-бытовая ориентация особенно важна для лиц с нарушением зрения, психическими расстройствами, при изменении привычной среды обитания.
Большое значение приобретает обучение инвалидов навыкам самообеспечения в быту, персональной сохранности, по вопросам диетотерапии, режима дня, пользованию лекарственными средствами, вспомогательными приборами и техническими устройствами. К последним, прежде всего, относятся вспомогательные технические средства при нарушениях слуха, зрения, а также протезы, костыли, ходунки и другие приспособления для больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата. При обучении инвалида пользованию техническими средствами реабилитации необходимо учитывать соответствие эргономических требований физическим и психофизиологическим возможностям инвалида.
Важно также обучение и просвещение членов семьи инвалида по различным вопросам: о характере имеющегося у инвалида заболевания, возникающих ограничениях жизнедеятельности, связанных с ними социально-психологических и физиологических проблемах, видах и формах социально-бытовой помощи инвалидам, видах технических средств реабилитации и особенностях их эксплуатации. Родственников и лиц, оказывающих помощь инвалиду, необходимо обучать пользоваться техническими средствами, особенно предназначенными для облегчения ухода за инвалидом.
Социально-бытовая адаптация имеет конечной целью приспособление человека к бытовым условиям в его новом статусе «инвалид». В этом процессе участвует не только специалист, помогающий адаптироваться человеку с изменившимися физическими возможностями к осуществлению жизнедеятельности в привычных условиях, но и инвалид, который самостоятельно должен стремиться найти способы достижения относительно независимого образа жизни.
Социально-средовая реабилитация имеет своей целью создание оптимальной среды жизнедеятельности инвалида за пределами его жилища, восстановление способности инвалида к жизни в обществе.
Социально-средовая реабилитация подразумевает два процесса — приспособление социальной среды к специфическим возможностям инвалидов, устранение препятствий к независимрму существованию в условиях окружающей среды и в производственной сфере, с одной стороны, и обучение инвалида жить в обычном социуме и быть интегрированным в общество — с другой. При таком подходе в полной мере реализуется процесс социализации личности, т.е. вхождение или возвращение инвалида в общество. Инвалид со своей стороны должен выполнять все необходимое, чтобы снизить социальные последствия своего заболевания.
В ходе социально-средовой ориентации осуществляется ориентация больного в окружающей среде. Сюда входит установление взаимоотношений с людьми, знакомство с территорией и расположенными на ней необходимыми объектами — магазинами, учреждениями, предприятиями, спортивно-оздоровительными учреждениями и т.д.
Социально-средовое образование — это процесс обучения индивида навыкам пользования средой, навыкам перемещения в окружающей среде, пользования транспортом, умению самостоятельно приобретать продукты и вещи, посещать общественные места. Сюда же относится и обучение социальной независимости, направленное на возможность самостоятельного проживания, распоряжаться деньгами, пользоваться гражданскими правами, участвовать в общественной деятельности. Немаловажное значение имеют обучение навыкам проведения отдыха, досуга, занятий физкультурой и спортом, которое включает приобретение знаний и умений в различных видах спортивной и досуговой деятельности, обучение пользованию для этого специальными техническими средствами, информирование о соответствующих учреждениях, осуществляющих данный вид реабилитации.
Обучение всем этим аспектам очень актуально для больных с различного рода психическими нарушениями, для лиц, лишившихся конечностей, с нарушениями слуха, зрения.
7 Зозуля
Работа с различными категориями инвалидов требует разных программ и методов обучения Особенности обучения во многом определяются характером патологии и тяжестью нарушения жизнедеятельности.
Практически для всех инвамдов важно консультирование по правовым вопросам, которое должно обеспечивать им правовую помощь в области социальной защиты и реабилитации. При обращении в органы социальной защиты и другие организации, призванные заниматься социальной реабилитацией инвалидов, сами инвалиды, их родственники, а также лица, представляющие интересы инвалидов, должны иметь возможность в полном объеме получить всю необходимую информацию о правах инвалидов, о возможностях региона и близлежащих областей в деле оказания необходимой им помощи.
Важно также образование инвалидов по семейным вопросам — в области полового воспитания, воспитания детей, возможности контроля рождаемости и пр.
Социально-средовая адаптация — это процесс и результат приспособления субъекта к объектам жизнедеятельности и овладения навыками самостоятельного жизнеобеспечения, пользования гражданскими правами.
Социально-средовая адаптация включает в себя не только обучение инвалидов необходимым навыкам, но и целый ряд мероприятий, которые должны осуществляться обществом, государством, региональными структурами. Один из аспектов социально-средовой реабилитации составляет создание оптимальной среды жизнедеятельности инвалидов, которая включает несколько позиций, отражающих условия проживания, передвижения (перемещения), доступ к социально значимым объектам жизнедеятельности.
Социально-средовая адаптация значительно облегчается при соответствующем потребностям инвалида приспособлении градостроительной среды — устранении архитектурно-строительных барьеров для инвалидов. Для этого требуется необходимый минимум, а именно следующее:
- специально оборудованные для инвалидов квартиры;
-жилые специальные дома с комплексом социально-бытовых
услуг;
- приспособления и оборудование, облегчающие передвиже
ние инвалидов на колясках в жилых и общественных зданиях
(учреждениях социальной защиты, медицинских учреждениях,
объектах культуры, магазинах, вокзалах и т.д.), в виде широких
дверных проемов, широких лифтовых кабин и входов в лифты,
пандусов, поручней и т.д.;
- специально приспособленные для инвалидов транспорт, тро
туары, подземные переходы и т.п. в виде низких бордюрных кам-
ней, пандусов в подземных переходах, а также создание островков безопасности на оживленных транспортных магистралях;
- оснащенность средствами звуковой и световой сигнализации автобусных остановок, переходов, транспортных развилок, вокзалов, аэропортов, учреждений торговли и социально-бытового обслуживания и других объектов.
Обеспечение инвалидов различными вспомогательными средствами, устройствами и приспособлениями предусмотрено законодательно. Существует определенный перечень средств, которыми обеспечиваются все без исключения инвалиды. Лекарственные средства инвалидам II группы предоставляются бесплатно, инвалидам существенно снижается оплата за телефон, квартиру, коммунальные услуги, они освобождены от оплаты за проезд в городском транспорте, имеют льготы при проезде на транспорте междугороднего сообщения. Бесплатно обеспечиваются инвалиди.и протезными изделиями, их изготовление оплачивается из бюджетных средств всем нуждающимся в них инвалидам, но эта оплата усреднена.
Вместе с тем существуют и такие технические средства, которыми государство не в силах обеспечить всех инвалидов и которые предоставляются лишь особым контингентам. Например, автомобилями с ручным управлением при наличии соответствующих показаний не так давно обеспечивались только инвалиды войны. В настоящее время эта льгота распространяется также на инвалидов детства и инвалидов по общему заболеванию. Обеспечение такими средствами происходит по принципу принадлежности к той или иной категории инвалидов. В каждом случае предоставления каких-либо льгот учитывается принцип наличия медицинских показаний для обеспечения такими средствами.
Помимо этого, общества инвалидов за счет своих собственных средств могут обеспечивать своих членов необходимыми вспомогательными техническими средствами. Например, общество слепых обеспечивает своих членов магнитофонами, радиоаппаратурой, книжной продукцией с шрифтом Брайля и др.
В обеспечении инвалидов вспомогательными техническими средствами могут участвовать и предприятия, на которых ранее трудились инвалиды. Особенно это касается тех инвалидов, которые получили профессиональное заболевание или производственную травму. Предприятие может обеспечить такого инвалида из собственных средств различными устройствами, более совершенными и качественными, эксклюзивными средствами, санаторно-курортным лечением и др. Это касается инвалидов всех категорий, в том числе и от общего заболевания.
Наконец, любая организация может выступить спонсором в оказании инвалидам какого-либо рода услуг. Например, фирма может снабжать инвалидов продуктовыми наборами, осуществ-
лять ремонт, направлять их на отдых и лечение, обеспечивать вспомогательными средствами.
Таким образом, можно заключить, что социальная реабилитация инвалидов — это многоаспектный длительный процесс, неразрывно связанный с медицинской, психологической и профессионально-трудовой реабилитацией.
Вопросы для самоконтроля
1.Каково определение социально-бытовой реабилитации?
2. Какие существуют технические средства реабилитации индивиду
ального и бытового предназначения?
3. Какими мерами осуществляется социально-средовая реабилитация?
Литература
1.Кальмет X. Ю. Жилая среда для инвалидов. — М., 1990.
2. Постановление Совета Министров — Правительства РФ от 19.11.93
№ 1188 «Об утверждении перечня категорий инвалидов, для которых не
обходимы модификации средств транспорта, связи и информатики».
3. Преодолевая барьеры инвалидности / Ред. кол. А. М. Панов и др. —
М., 1997.
4. Социально-бытовая и трудовая реабилитация инвалидов: Пособие
для социальных работников. — М., 1997.
5. Холостова Е. И., Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация. — М.,
2002.