Показатели профессионального становления педагогического коллектива | Уровень профессионального становления педагогического коллектива |
низкий | средний | высокий |
1. Социально-профессиональная направленность | Коллективные цели и задачи не отличаются точностью и четкостью формулировок, не разделяются большинством членов коллектива. Профессиональные потребности и мотивы отличаются разноплановостью, коллективные нормы, установки, традиции не сформированы. | Цели деятельности отличаются четкостью формулировок, социальной направленностью, разделяются большинством членов коллектива. Преобладают духовные потребности, профессиональные мотивы деятельности имеют социальную ценность. | Единство целей, воли коллектива, общественное мнение является регулятором поведения его членов, коллектив ставит цели развития и саморазвития. Коллективные нормы, мотивы, цели отличаются высокой социальной ценностью. |
2.Профессиональная организованность | Несогласованность в действиях, нестабильность отношений, повышенная конфликтность, любая стрессовая ситуация может разрушить отношения в коллективе. | Складывается организационная культура в коллективе, появляется координация в деятельности и взаимодействии членов, которая имеет преимущественно деловой характер, в меньшей степени эмоциональный. Четко выражена организационная структура, признаки самоуправления. | Коллектив отличается высокой профессиональной активностью, профессиональные задачи решаются в коллективе слаженно, действия отличаются согласованностью, коллектив самостоятельно выбирает организаторов, взаимодействия. |
3.Профессиональная компетентность | Члены коллектива обладают в основном только общепрофессиональной и специальной компетентностью. Большинство членов не стремится повысить свою профессиональную квалификацию. | У большинства членов коллектива, кроме общепрофессиональной и специальной, развиты и другие виды компетентности. В образовательном учреждении создана система повышения профессиональной квалификации, существует система мотивирующих факторов, способствующих повышению профессионального мастерства коллектива. | Коллектив отличается высокой степенью развитости различных видов профессиональной компетентности. Систематическое повышение профессиональной квалификации является нормой жизни для коллектива. Созданы условия для раскрытия потенциальных профессиональных возможностей членов коллектива. |
4. Системо-образующие связи | В большей степени развиты функциональные виды связей. Характер отношений между членами в коллективе носит в основном формальный характер. | Наряду с функциональными, хорошо развиты структурные связи (взаимодействия), носящие главным образом предметно-ориентированный характер. Тенденция к образованию в коллективе микрогрупп. | Связи в коллективе отличаются разнообразием и прочностью. Гармоничное сочетание формальных и неформальных отношений в коллективе. Микрогруппы тесным образом взаимодействуют. |
5. Сплоченность | Низкий уровень ценностно-ориентационного единства в коллективе и психологической совместимости. Отсутствует стабильность состава коллектива | Возрастает степень ценностно-ориентационного единства в коллективе и психологической совместимости. В коллективе существует педагогическое ядро, состоящее из наиболее уважаемых членов, к мнению которых прислушивается весь коллектив. Характерна потенциальная стабильность состава. | Высокая степень ценностно-ориентационного единства в коллективе, взаимопонимание и сотрудничество осуществляется не только в деловой сфере, но и в неформальной. Сформированы коллективные ценности, традиции и нормы. Стабильность состава устойчивая. |
6. Функциональные связи | Неустойчивость функциональных связей. Отсутствует четкость в распределении функций в коллективе, наличие дублирования функций. | Функции в коллективе отличаются четкостью распределения, но может наблюдаться и частичное наложение функций, страхование. | Стабильные функциональные связи. В распределении функций присутствует четкость, слаженность, отсутствие дублирования, в случае необходимости возможна взаимозаменяемость членов коллектива. |
7. Профессион. координированность (согласованность) | Координированность деятельности выражена слабо, наблюдаются сбои в экстремальных ситуациях, индивидуальная деятельность педагогов часто не согласуется с коллективной, наблюдаются нарушения трудовой дисциплины. | Профессиональная деятельность отличается согласованностью деятельности педагогов, четко прослеживается последовательность, взаимосвязанность этапов основной коллективной деятельности. Нарушения трудовой дисциплины встречаются крайне редко. | Профессиональная деятельность отличается высокой координированностью индивидуальных деятельностей педагогов, наличием взаимосвязанности основных этапов, отсутствием нарушений трудовой дисциплины |
8. Интергрупповая профессиональная активность | Профессиональная изоляция педагогического коллектива, нежелание сотрудничать с другими коллективами. | Коллектив стремится к профессиональным контактам с другими коллективами, хочет показать свои достижения и оказать влияние на педагогическое сообщество в рамках района. | Педагогический коллектив имеет высокую включенность в педагогическое сообщество района и города благодаря профессиональным достижениям и широким профессиональным контактам. |
9. Профессиональная активность личности в коллективе | Личность в коллективе не всегда способна проявить профессиональную активность вследствие отсутствия понимания и помощи со стороны коллектива. | Ядро коллектива из авторитетных педагогов — профессионалов стремится оказать внимание, помощь, поддержку другим членам коллектива для проявления творческой инициативы педагогов в коллективе. | Педагогический коллектив стремиться к тому, чтобы каждый его член проявлял творческую активность в процессе жизнедеятельности. |
10. Характер решаемых профессиональных задач | Только типовые профессиональные задачи: формирование познавательных мотивов учащихсяся, конструирование содержания учебного материала по предмету, дидактическое, материально-техническое обеспечение, разработка методики обучения, формирование общеучебных умений и навыков. | К типовым добавляются профессиональные задачи по разработке новых методик и технологий обучения и воспитания, по диагностике и прогнозированию развития личности учащихся, образуются комплексы задач, направленные на осуществление образовательного процесса. | Образуются прочные комплексы профессиональных задач, включающих задачи по диагностике, прогнозированию, проектированию развития личности обучаемых и развитию педагогической рефлексии. |
11. Процессуальные характеристики профессиональной деятельности (трудности, искажения, деформации) | Наблюдаются различные профессиональные деформации у членов коллектива: авторитарность, демонстративность, педагогический догматизм и консерватизм, трудности адаптации новых членов, невнимание к проблемам педагогов. | Профессиональные деформации имеют место, но в коллективе ведется систематическая работа по их предупреждению и профилактике. К новым членам в коллективе внимательно относятся, что способствует их скорейшей адаптации. | Система работы по профилактике профессиональных деформаций способствует снижению возможностей для их развития в коллективе. Повышенное внимание к новым членам, оказание необходимой помощи, облегчающей процесс адаптации. |
12. Результаты деятельности | Обученность, воспитанность, развитость обучающихся в целом соответствует стандартам образования. | Обученность, воспитанность, развитость обучающихся соответствует стандартам образования. | Обученность, воспитанность, развитость обучающихся значительно превышает стандарты образования. |
13. Динамика профессионального роста | Профессиональный рост членов коллектива обусловлен лишь внешними требованиями, без внутренней мотивации, имеет низкие темпы. | Позитивная динамика профессионального роста, обусловленная сочетанием внешних и внутренних потребностей в профессиональном росте. | Высокие темпы повышения профессионального мастерства педагогов, обусловленные внутренней потребностью в профессиональном самосовершенствовании. |
14. Возможности для профессионального роста личности | Ограниченные возможности для профессионального роста педагогов в рамках образовательного учреждения. | Наличие возможностей для профессионального роста педагогов преимущественно за счет внутренних резервов образовательного учреждения и за его пределами. | Наличие внутренних и внешних возможностей для профессионального роста педагогов, отсутствие сдерживающих факторов для профессионального роста коллектива. |
15. Сформированность педагогической рефлексии | Низкий уровень сформированности педагогической рефлексии у членов коллектива, связанный с отсутствием потребности в самопознпнии и самооценке. | Повышающийся уровень педагогической рефлексии в коллективе, за счет реализации потребностей наиболее продвинутой части коллектива в профессиональном самопознании и самоанализе. | Высокий уровень сформированности педагогической рефлексии на основе коллективной потребности в самосовершенствовании. |
16. Соответствие ожиданиям социальных заказчиков | Соответствие по ряду ожиданий социальных заказчиков. | Соответствие по большинству ожиданий социальных заказчиков. | Полное соответствие социальным ожиданиям. |