Характеристика уровней профессионального становления педагогического коллектива

Показатели профессионального становления педагогического коллектива Уровень профессионального становления педагогического коллектива
  низкий   средний   высокий
1. Социально-профессиональная направленность Коллективные цели и задачи не отличаются точностью и четкостью формулировок, не разделяются большинством членов коллектива. Профессиональные потребности и мотивы отличаются разноплановостью, коллективные нормы, установки, традиции не сформированы. Цели деятельности отличаются четкостью формулировок, социальной направленностью, разделяются большинством членов коллектива. Преобладают духовные потребности, профессиональные мотивы деятельности имеют социальную ценность. Единство целей, воли коллектива, общественное мнение является регулятором поведения его членов, коллектив ставит цели развития и саморазвития. Коллективные нормы, мотивы, цели отличаются высокой социальной ценностью.
2.Профессиональная организованность   Несогласованность в действиях, нестабильность отношений, повышенная конфликтность, любая стрессовая ситуация может разрушить отношения в коллективе. Складывается организационная культура в коллективе, появляется координация в деятельности и взаимодействии членов, которая имеет преимущественно деловой характер, в меньшей степени эмоциональный. Четко выражена организационная структура, признаки самоуправления. Коллектив отличается высокой профессиональной активностью, профессиональные задачи решаются в коллективе слаженно, действия отличаются согласованностью, коллектив самостоятельно выбирает организаторов, взаимодействия.
3.Профессиональная компетентность   Члены коллектива обладают в основном только общепрофессиональной и специальной компетентностью. Большинство членов не стремится повысить свою профессиональную квалификацию.   У большинства членов коллектива, кроме общепрофессиональной и специальной, развиты и другие виды компетентности. В образовательном учреждении создана система повышения профессиональной квалификации, существует система мотивирующих факторов, способствующих повышению профессионального мастерства коллектива. Коллектив отличается высокой степенью развитости различных видов профессиональной компетентности. Систематическое повышение профессиональной квалификации является нормой жизни для коллектива. Созданы условия для раскрытия потенциальных профессиональных возможностей членов коллектива.
4. Системо-образующие связи   В большей степени развиты функциональные виды связей. Характер отношений между членами в коллективе носит в основном формальный характер. Наряду с функциональными, хорошо развиты структурные связи (взаимодействия), носящие главным образом предметно-ориентированный характер. Тенденция к образованию в коллективе микрогрупп. Связи в коллективе отличаются разнообразием и прочностью. Гармоничное сочетание формальных и неформальных отношений в коллективе. Микрогруппы тесным образом взаимодействуют.
5. Сплоченность   Низкий уровень ценностно-ориентационного единства в коллективе и психологической совместимости. Отсутствует стабильность состава коллектива Возрастает степень ценностно-ориентационного единства в коллективе и психологической совместимости. В коллективе существует педагогическое ядро, состоящее из наиболее уважаемых членов, к мнению которых прислушивается весь коллектив. Характерна потенциальная стабильность состава. Высокая степень ценностно-ориентационного единства в коллективе, взаимопонимание и сотрудничество осуществляется не только в деловой сфере, но и в неформальной. Сформированы коллективные ценности, традиции и нормы. Стабильность состава устойчивая.
6. Функциональные связи   Неустойчивость функциональных связей. Отсутствует четкость в распределении функций в коллективе, наличие дублирования функций. Функции в коллективе отличаются четкостью распределения, но может наблюдаться и частичное наложение функций, страхование. Стабильные функциональные связи. В распределении функций присутствует четкость, слаженность, отсутствие дублирования, в случае необходимости возможна взаимозаменяемость членов коллектива.
7. Профессион. координированность (согласованность) Координированность деятельности выражена слабо, наблюдаются сбои в экстремальных ситуациях, индивидуальная деятельность педагогов часто не согласуется с коллективной, наблюдаются нарушения трудовой дисциплины. Профессиональная деятельность отличается согласованностью деятельности педагогов, четко прослеживается последовательность, взаимосвязанность этапов основной коллективной деятельности. Нарушения трудовой дисциплины встречаются крайне редко. Профессиональная деятельность отличается высокой координированностью индивидуальных деятельностей педагогов, наличием взаимосвязанности основных этапов, отсутствием нарушений трудовой дисциплины
8. Интергрупповая профессиональная активность Профессиональная изоляция педагогического коллектива, нежелание сотрудничать с другими коллективами. Коллектив стремится к профессиональным контактам с другими коллективами, хочет показать свои достижения и оказать влияние на педагогическое сообщество в рамках района. Педагогический коллектив имеет высокую включенность в педагогическое сообщество района и города благодаря профессиональным достижениям и широким профессиональным контактам.
9. Профессиональная активность личности в коллективе Личность в коллективе не всегда способна проявить профессиональную активность вследствие отсутствия понимания и помощи со стороны коллектива. Ядро коллектива из авторитетных педагогов — профессионалов стремится оказать внимание, помощь, поддержку другим членам коллектива для проявления творческой инициативы педагогов в коллективе. Педагогический коллектив стремиться к тому, чтобы каждый его член проявлял творческую активность в процессе жизнедеятельности.
10. Характер решаемых профессиональных задач   Только типовые профессиональные задачи: формирование познавательных мотивов учащихсяся, конструирование содержания учебного материала по предмету, дидактическое, материально-техническое обеспечение, разработка методики обучения, формирование общеучебных умений и навыков. К типовым добавляются профессиональные задачи по разработке новых методик и технологий обучения и воспитания, по диагностике и прогнозированию развития личности учащихся, образуются комплексы задач, направленные на осуществление образовательного процесса. Образуются прочные комплексы профессиональных задач, включающих задачи по диагностике, прогнозированию, проектированию развития личности обучаемых и развитию педагогической рефлексии.
11. Процессуальные характеристики профессиональной деятельности (трудности, искажения, деформации) Наблюдаются различные профессиональные деформации у членов коллектива: авторитарность, демонстративность, педагогический догматизм и консерватизм, трудности адаптации новых членов, невнимание к проблемам педагогов. Профессиональные деформации имеют место, но в коллективе ведется систематическая работа по их предупреждению и профилактике. К новым членам в коллективе внимательно относятся, что способствует их скорейшей адаптации. Система работы по профилактике профессиональных деформаций способствует снижению возможностей для их развития в коллективе. Повышенное внимание к новым членам, оказание необходимой помощи, облегчающей процесс адаптации.
12. Результаты деятельности Обученность, воспитанность, развитость обучающихся в целом соответствует стандартам образования. Обученность, воспитанность, развитость обучающихся соответствует стандартам образования. Обученность, воспитанность, развитость обучающихся значительно превышает стандарты образования.
13. Динамика профессионального роста   Профессиональный рост членов коллектива обусловлен лишь внешними требованиями, без внутренней мотивации, имеет низкие темпы. Позитивная динамика профессионального роста, обусловленная сочетанием внешних и внутренних потребностей в профессиональном росте. Высокие темпы повышения профессионального мастерства педагогов, обусловленные внутренней потребностью в профессиональном самосовершенствовании.
14. Возможности для профессионального роста личности Ограниченные возможности для профессионального роста педагогов в рамках образовательного учреждения. Наличие возможностей для профессионального роста педагогов преимущественно за счет внутренних резервов образовательного учреждения и за его пределами. Наличие внутренних и внешних возможностей для профессионального роста педагогов, отсутствие сдерживающих факторов для профессионального роста коллектива.
15. Сформированность педагогической рефлексии   Низкий уровень сформированности педагогической рефлексии у членов коллектива, связанный с отсутствием потребности в самопознпнии и самооценке. Повышающийся уровень педагогической рефлексии в коллективе, за счет реализации потребностей наиболее продвинутой части коллектива в профессиональном самопознании и самоанализе. Высокий уровень сформированности педагогической рефлексии на основе коллективной потребности в самосовершенствовании.
16. Соответствие ожиданиям социальных заказчиков Соответствие по ряду ожиданий социальных заказчиков. Соответствие по большинству ожиданий социальных заказчиков. Полное соответствие социальным ожиданиям.

Наши рекомендации